Опытные легкие штурмовики и самолеты-разведчики Morane-Saulnier MS.1500 Épervier. Франция

13

Опытные легкие штурмовики и самолеты-разведчики Morane-Saulnier MS.1500 Épervier. Франция

Предисловие редакции: MS.1500 должен был заменить учебные самолеты North American T-6 Texan, которые в годы алжирской войны применялись в качестве самолета-разведчика и легкого бомбардировщика-штурмовика. Испытания машины шли не с теми темпами, которые были запланированы, и программа была закрыта. Однако после этого Épervier предстал в совершенно неожиданной роли.

Во время войны в Алжире, которая началась с восстания в 1954 году, командование французских ВВС с удивлением обнаружило, что самолёты, которые оно использовало для борьбы с Фронт национального освобождения Алжира, не подходят для ведения подобного рода войн. Реактивные истребители de Havilland Vampir и их лицензионный аналог Sud-Est SE 530 Mistral были слишком скоростными для нанесения точных бомбовых ударов по небольшим целям, в то время как оснащенный ракетами Dassault MD 312 Flamant оказался слишком медленным. North American T-6, который в конечном итоге использовался в Алжире в качестве самолета непосредственной поддержки, оказался недостаточно маневренным в горах Алжира.

Поэтому спустя год после начала войны уже были начаты поиски легкого самолета, предназначенного для непосредственной поддержки сухопутных сил и наблюдения за полем боя. Программа создания самолета получила название «Avions d’outre-mer» (Самолёты для боевых действий на заморских территориях; «колониальные самолеты»). Спецификация требовала от создаваемого самолета следующих характеристик: отличный обзор вниз, большой диапазон скоростей, максимальная скорость 320 км/ч, минимально возможные длины разбега и пробега и продолжительность полета не менее трех часов. В ответна спецификацию были представлены три проекта: Sud Aviation SE-116 Voltigeur, SIPA S.1100 и Morane-Saulnier MS.1500.

Инженеры компании Morane-Saulnier приступили к проектированию легкого самолета наблюдения еще в марте 1955 года и теперь им предстояло продолжить эти работы, когда в сентябре 1956 года компании было поручено спроектировать и изготовить два прототипа. Разработка MS.1500 Épervier (ястреб-перепелятник) началась сразу после размещения заказа. В марте 1957 года были изготовлены первые детали для самолета. Однако несмотря на резвый старт первый прототип MS.1500 покинул сборочный цех в Пюто лишь 15 марта 1958 года.

25 марта 1958 года компания Morane-Saulnier представила прототип MS.1500 Épervier государственному секретарю по авиации Луи В. Кристиансу (Louis W. Christiaens), но только для того, чтобы впоследствии быть частично разобранным и отправленным на аэродром Бретиньи-сюр-Орж (Brétigny-sur-Orge), где должны были состояться летные испытания.

Первый полет прототипа MS.1500 Épervier состоялся 12 мая 1958 года. В кабине самолета сидел летчик-испытатель Жан Персон (Jean Person), который затем в течение нескольких недель совершил на прототипе MS.1500 Épervier несколько десятков полетов. В начале испытаний летные характеристики машины не соответствовали ожиданиям, потому что запланированный в качестве силовой установки турбовинтовой двигатель Turboméca Bastan не был доступен. В качестве временной меры был установлен ТВД Turboméca Marcadou, мощность которого составляла всего лишь 400 л.с. (300 кВт). Однако для проверки характеристик управляемости этой мощности было достаточно.

Опытный легкий штурмовики и самолет-разведчик MS.1500 Épervier представлял собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом, экипаж которого располагался тандемом в кабине, вынесенной к передней оконечности фюзеляжа и расположенной перед крылом. Цель выбора данной компоновки – предоставить пилоту и наблюдателю как можно лучший обзор. Наблюдатель сидел в переднем сиденье, пилот – заднем, которое было расположено чуть выше. Остекление кабины состояло из неподвижного ветрового козырька и сдвигающейся назад подвижной части. В районе кабины нижняя поверхность фюзеляжа была легкобронированной для защиты экипажа от огня противника. Автоматически выдвигающиеся предкрылки обеспечивали самолету превосходные характеристики управляемости при полете на малых скоростях. Вертикальное оперение поразительно больших высоты и площади обеспечивали машине хорошую курсовую устойчивость.

Однако, самой поразительной особенностью прототипа MS.1500 Épervier было его неубирающееся шасси с длинными неубирающимися основными стойками и с хвостовой опорой. Такое техническое решение конструкторы выбрали для обеспечения воздушному винту достаточного зазора, поскольку MS.1500 Épervier должен был действовать не только с бетонированных аэродромов, но и с неподготовленных взлетно-посадочных полос, а также с дорог и лесных полян. Кроме того, под консолями крыла имелось достаточно места для размещения ударного вооружения.

8 октября 1958 года был, наконец, поставлена первоначально запланированная силовая установка – турбовинтовой двигатель Turboméca Bastan мощностью на валу 650 л.с. (485 кВт). После этого летные испытания должны были начаться в полном объеме. Однако авария 10 ноября, в которой сильно пострадал первый прототип, поставила крест на надеждах на быстрое завершение испытаний. Ремонт самолета занял почти год, после чего начались испытания вооружения. На первом прототипе под каждой консолью крыла был подвешен контейнер с двумя 7,5-мм пулеметами, и результаты испытаний были положительными.

Тем временем в октябре 1959 года в воздух поднялся второй прототип MS.1500 Épervier. С его помощью компания-производитель смогла значительно ускорить испытания. Тем временем командование французских ВВС отказалось от программы создания «заморского самолета», поскольку ожидались дальнейшие задержки в ее продвижении. К счастью на программу обратило внимание командование лёгкой авиации сухопутных войск (Aviation Légère de l‘Armée de Terre – ALAT) и продолжило ее. Самолет вел себя в соответствии с ожиданиями. С полной нагрузкой длина разбега прототипа MS.1500 Épervier не превышала 210 метров. На втором прототипе ALAT испытала подкрыльевые контейнеры с 20-мм автоматическими пушками, а также дополнительные баки и различные легкие бомбы. Несмотря на прогресс, программа испытывала все возрастающее давление, поскольку французским вооруженным силам самолет для Алжира нужен был как можно быстрее.

Результаты испытаний были многообещающими, но стоимость программы MS.1500 Épervier во много раз превышала бюджет, первоначально запланированный компанией Morane-Saulnier. Кроме того, прогресс в программе был настолько медленным, что армия отказалась вообще испытывать в полевых условиях без четкого графика серийного производства. В дополнение к перечисленному вмешалась и политика. В результате было принято решение закрыть программу создания французского разведывательно-ударного самолета и в 1959 году заказали в США две подходящие модели – T-28 и Skyraider, – которые могли быть прославлены в кратчайшие сроки и по разумным ценам. Учебный самолет North American T-28 стоит треть MS.1500 Épervier, поскольку французы приобрели 150 планеров Т-28А, которые на заводе национального объединения Sud-Aviation были оснащены поршневыми двигателями Wright R-1820 Cyclone 9 из излишков бомбардировщиков B-17. Полученные машины под обозначением T-28S Fennec до 1967 года успешно использовались в качестве легких штурмовиков.

MS.1500 Épervier не пошел дальше стадии прототипа. С покупкой штурмовиков North American T-28 и Douglas Skyraider программа Épervier была официально закрыта, но один из прототипов все еще находился в эксплуатации. В течение нескольких лет прототип MS.1500 Épervier успешно использовался в качестве летающего стенда для тестирования различных двигателей компании Turboméca. Самым мощным двигателем, испытанным на MS.1500 Épervier, был Turboméca Bastan VI мощностью 1080 л.с. (794 кВт), что в три раза превышало мощность первоначально использовавшегося двигателя. До 1975 года самолет использовался для испытаний двигателей и пропеллеров, после чего был передан Музею авиации и космонавтики, расположенному в парижском пригороде Ле-Бурже. В начале 1980-х годов самолет вывели из экспозиции под открытым небом и перевели в фондохранилище в Дюньи (Dugny). 17 мая 1990 года там вспыхнул пожар, в результате которого погиб последний MS.1500 Épervier.

благодаря предкрылкам, размещенным по всему размаху крыла, MS.1500 Épervier обладал отличной управляемостью на малых скоростях полёта. Снимок и авторские права: KL-Dokumentation

благодаря предкрылкам, размещенным по всему размаху крыла, MS.1500 Épervier обладал отличной управляемостью на малых скоростях полёта. Снимок и авторские права: KL-Dokumentation

два прототипа MS.1500 Épervier; лето 1960 года. Под консолями крыла самолета, который на переднем плане данного снимка, подвешены два дополнительных топливных бака. Снимок и авторские права: KL-Dokumentation

два прототипа MS.1500 Épervier; лето 1960 года. Под консолями крыла самолета, который на переднем плане данного снимка, подвешены два дополнительных топливных бака. Снимок и авторские права: KL-Dokumentation

в кабине MS.1500 Épervier наблюдатель сидел на переднее сиденье, а пилот на заднем, которое было установлено чуть выше. В результате оба члена экипажа имели очень хороший обзор, обеспечивавших им выполнение своих задач. Снимок и авторские права: KL-Dokumentation

в кабине MS.1500 Épervier наблюдатель сидел на переднее сиденье, а пилот на заднем, которое было установлено чуть выше. В результате оба члена экипажа имели очень хороший обзор, обеспечивавших им выполнение своих задач. Снимок и авторские права: KL-Dokumentation

экипажи самолетов-разведчиков MS.1500 Épervier должны были доставлять результаты разведки непосредственно на командные пункты и поэтому должны были приземляться на лугах и полянах. Снимок и авторские права: KL-Dokumentation

экипажи самолетов-разведчиков MS.1500 Épervier должны были доставлять результаты разведки непосредственно на командные пункты и поэтому должны были приземляться на лугах и полянах. Снимок и авторские права: KL-Dokumentation

данный снимок дает хорошее представление о размерах MS.1500 Épervier. Длинные основные стойки шасси обеспечивали воздушному винту необходимый для неровных площадок клиренс. Снимок и авторские права: KL-Dokumentation

данный снимок дает хорошее представление о размерах MS.1500 Épervier. Длинные основные стойки шасси обеспечивали воздушному винту необходимый для неровных площадок клиренс. Снимок и авторские права: KL-Dokumentation

первый прототип летал до 1975 года в качестве летающего стенда для тестирования различных двигателей компании Turboméca. В 1990 году сгорел в фондохранилище музея авиации и космонавтики. Снимок и авторские права: KL-Dokumentation

первый прототип летал до 1975 года в качестве летающего стенда для тестирования различных двигателей компании Turboméca. В 1990 году сгорел в фондохранилище музея авиации и космонавтики. Снимок и авторские права: KL-Dokumentation

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Morane-Saulnier MS.1500 Épervier

Назначение: легкий штурмовик и самолет-разведчик

Статус: прототип

Экипаж: 2 человека

Силовая установка: один ТВД Turboméca Bastan III, развивавший мощность 650 л.с. (485 кВт)

Размеры:

размах крыла 10,58 м
длина 10,85 м
высота 3,33 м
размах стабилизатора 4,00 м
ширина колеи основных стоек 2,82 м
площадь крыла: 24,30 м²

Масса:

пустого 1660 кг
максимальная взлетная 2849 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 315 км/ч
скорость сваливания 78 км/ч
длина разбега 210 м
продолжительность полета 5 ч 20 мин
радиус действия 700 км
дальность полета 1200 км
коэффициент эксплуатационной перегрузки +10/-4 g

Вооружение (на выбор):

• четыре 7,5 мм пулемета
• две 20-мм пушки
• четыре управляемые ракеты SS.11

источник: https://www.flugrevue.de/klassiker/gescheiterter-aufklaerer-morane-saulnier-m-s-1500/

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-opytnye-legkie-shturmoviki-i-samolety-razvedchiki-morane-sau

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account