Опытные истребители семейства Renard R.36 – R.38. Бельгия

2

В начале тридцатых годов в расположенном неподалеку от Брюсселя городе Эвере (Evére) начала свою работу молодая компания Constructions Aéronautique Gustave Renard, главой которой стал брат владельца — Альфред Ренар. Следует отметить, что, по крайней мере, с точки зрения аэродинамики компанию с самого начала отличал высокий уровень ее разработок. Двухместный разведчик и легкий бомбардировщик подкосный моноплан-парасоль Renard R.31 стоился для бельгийских ВВС и на начало Второй Мировой войны составлял значительную часть парка военной авиации страны.

В 1937 году Альфред Ренар подготовил посетителям замечательный сюрприз — на стенде компании в полном блеске мерцал современный истребитель R.36, представлявший собой низкоплан с убирающимся шасси, 910-сильным двигателем Hispano-Suiza 12Ycrs 21 и трехлопастным винтом изменяемого шага. В то же самое время в Чехословакии на Национальной авиационной выставке был представлен истребитель Av-35. Оба экспоната были в той или иной мере макетами, но Ренар задал более быстрый темп создания своей машины. 5 ноября 1937 года Жорж ван Дамм (Georges van Damme) поднял в небо прототип истребителя Renard R.36, в то время как Avia B-35 должен был ждать своего первого полета почти год и после этого был вынужден летать с винтом фиксированного шага и неубирающимися стойками шасси.

Первоначально R.36 летал с пропеллером, шаг которого изменялся на земле, но вскоре получил автоматический винт компании Hamilton Standard. Испытания прототипа проходили довольно гладко, и компанией было заявлено, что на высоте 4000 метров R.36 развил скорость 505 км/ч. В ноябре это достижение было опубликовано во французской авиационной прессе и обратило на себя внимание министерства авиации Франции. Французы искали самолет-истребитель подходящего типа, который оказался бы способным укрепить французское производство, находившееся после национализации в состоянии кризиса. С этого момента в министерстве авиации Франции внимательно смотрели за ходом разработки машины этого нового типа.

Опытные истребители семейства Renard R.36 – R.38. Бельгия


схемы истребителя Renard R.36, первоначальный вариант

Прототип R.36, получивший номер гражданской регистрации OO-ARW, имел в своей конструкции ряд оригинальных решений. Прежде всего, обращал на себя внимание длинный дугообразный переход между передней кромкой крыла и носовой частью фюзеляжа из-за чего последняя казалась относительно короткой. Охлаждающая жидкость была размещена конструкторами в передней части фюзеляжа под двигателем. Охлаждающий воздух попадал через небольшой воздухозаборник, расположенный позади кабины пилота, и уже нагревшись выходил через карман, расположенный в задней части фюзеляжа. Кабина пилота имела довольно редкий для довоенного времени каплевидный фонарь, обеспечивавший отличный круговой обзор.

Опытные истребители семейства Renard R.36 – R.38. Бельгия
Опытные истребители семейства Renard R.36 – R.38. Бельгия
истребитель Renard R.36, первоначальный вариант

Самолет имел цельнометаллический силовой набор крыла и хвостового оперения. Конструкция фюзеляжа представляла собой каркас из сваренных стальных труб, покрытых листами дюралюминия в передней части и полотном в задней. Крыло, стабилизатор и вертикальное оперение также были покрыты дюралюминиевыми листами, отклоняемые поверхности покрывались полотном.

Вооружение истребителя состояло из стрелявшей сквозь втулку винта 20-мм пушки Hispano и из четырех 7,7-мм пулеметов Browning, размещенных в крыле вне зоны ометания винта. 

Опытные истребители семейства Renard R.36 – R.38. Бельгия
вариант окраски истребителя Renard R.36, первоначальный вариант

В общей сложности прототип OO-ARW выполнил 75 часов испытательных полетов с восемью разными пилотами. Все летчики выразили удовлетворение самолетом; единственным недостатком была ненадежная работа заглубленного радиатора, который был перенесен под переднюю часть фюзеляжа. К сожалению 17 января 1939 года во время испытательного полета самолет разбился, а летчик Эрик де Сопельберг (Eric de Sopelberg) погиб. В качестве причины аварии была выдвинута гипотеза о радиостанции, которая из-за ослабления соединений вышла из своего местоположения и заблокировала управление. Помимо вполне естественных причин в то напряженное предвоенное время высказывались предположения о саботаже. Одновременно с катастрофой бельгийское правительство заказало партию британских истребителей Hawker Hurricane, чем вызвало яростную критику отечественной прессы.

Опытные истребители семейства Renard R.36 – R.38. Бельгия
схемы истребителя Renard R.36 после переноса радиатора

Компания Renard планировала изготовить шесть прототипов, но в реальности были построены всего три машины, каждая из которых имела свои серьезные отличия. Специально для французского рынка был изготовлен истребитель R.37, оснащенный четырнадцатицилиндровым радиальным двухрядным двигателем Gnome-Rhône 14N-21 мощностью 1050 л.с.; выхлопные патрубки этого двигателя давали самолету небольшой прирост скорости. Вооружение было ограничено четырьмя крыльевыми пулеметами винтовочного калибра, которые могли быть заменены двумя 13,2-мм пулеметами Madsen. Для атак на наземные цели могли использоваться восемь 10-кг бомб или один гранатомет(!). В июле 1939 года компания Renard выставила R.37 на проходившем в Брюсселе последнем предвоенном европейском авиасалоне, однако сам самолет был еще далек от завершения. После оккупации R-37 был обнаружен в Эвере в ангаре с нанесенным на борт номером гражданской регистрации OO-ATJ, говорящим о том, что машину пытались поднять в воздух.

Опытные истребители семейства Renard R.36 – R.38. Бельгия
схемы истребителя Renard R.37
Опытные истребители семейства Renard R.36 – R.38. Бельгия
истребитель Renard R.37
Опытные истребители семейства Renard R.36 – R.38. Бельгия
вариант окраски истребителя Renard R.37

Большие надежды компания Renard возлагала на другой прототип — R.38, в котором хороший планер сочетался с отличным двигателем Rolls-Royce Merlin II той же мощности, что и Gnome-Rhône 14N-21, и с радиатором под фюзеляжем. В июле 1939 года — почти год спустя после начавшихся 4 августа 1938 года успешных летных испытаний — самолет, получивший номер гражданской регистрации OO-ATK, под управлением летчика-испытателя компании SABCA был показан бельгийскому военному руководству. Renard R.38 развивал скорость 545 км/ч, что на конец 30-х годов было хорошим результатом для европейских истребителей.

Опытные истребители семейства Renard R.36 – R.38. Бельгия
схемы истребителя Renard R.38
Опытные истребители семейства Renard R.36 – R.38. Бельгия
истребитель Renard R.38

Сразу же после нападения Германии перспективный Renard R.38 удалось эвакуировать во французский город Бордо, откуда машину планировали отправить в Марокко. Однако во французском порту путь R.38 закончился. Во Францию был эвакуирован еще один прототип: оснащенный двигателем Merlin и герметичной кабиной высотный истребитель R.40.

В заключение следует сказать, что за короткий срок компания Renard сделала очень многое и значительно опередила Avia.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

R.36

R.37

R.38

Тип:

истребитель

истребитель

истребитель

Экипаж, чел.:

1

1

1

Силовая установка:

 

 

 

тип двигателя

Hispano-Suiza 12Ycrs 21

Gnome-Rhóne 14N-21

Rolls-Royce Merlin II

мощность, л.с.

1×910

1×1050

1×1020

общая мощность, л.с.

910

1050

1020

Размеры:

 

 

 

размах крыла, м

11,64

11,64

11,64

длина, м

8,8

8,4

8,8

высота, м

2,9

2,9

2,9

площадь крыла, м²

20

20

20

Вес:

 

 

 

пустого, кг

1700

1960

1950

взлетный, кг

2400

2460

2600

Летные характеристики:

 

 

 

максимальная скорость у земли, км/ч

417

430

430

максимальная скорость на высоте 4000 м, км/ч

515

545

545

крейсерская скорость, км/ч

465

485

486

скороподъемность у земли, м/с

12,5

 

 

практическая дальность, км

890

995

1350

практический потолок, м

12000

12900

12900

Вооружение:

 

 

 

стрелковое

1×20-мм,

4×7,7-мм

4×7,7-мм

(2×13,2-мм)

4×7,7-мм

(2×13,2-мм)

бомбовое

8×10-кг

8×10-кг

8×10-кг

источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account