1

На сайте Отвага2004 нашел статью, которая, думаю, заинтересует коллег.

27 июля 1938 г. в штаб 7-й кавалерийской дивизии армии США, расквартированной в форте Нокс, поступил приказ испытать первый экземпляр недавно разработанной специалистами технического комитета по артиллерии самоходной артиллерийской установки Т3, базирующейся на шасси М1А3 и вооруженной 75-мм гаубицей М1А1. Это была первая американская боевая машина подобного типа, доведенная до уровня армейских испытаний, и, главное, имевшая реальные шансы быть принятой на вооружение. Ее конструкция достаточно необычна. Именно поэтому машина представляет большой интерес для истории танкостроения.

Как это чаще всего бывало в то время с САУ, ходовая часть танка-прототипа осталась без каких-либо серьезных изменений, а переделки верхней части корпуса были минимальными. На корпусе осталась только одна башня (слева) с 7,62-мм пулеметом «Браунинг», а вместо правого отверстия под башню был выполнен большой прямоугольный люк. Другой люк, также прямоугольной формы, был вырезан в правом борту корпуса, в верхней части, его крышка откидывалась и фиксировалась в горизонтальном положении на цепях. Крышка верхнего люка состояла из двух створок, открывающихся вперед и назад.

Опытная САУ T3. США

опытный экземпляр самоходной артиллерийской установки Т3, оснащенной 75-мм гаубицей М1А1 и 7,62-мм пулеметом «Браунинг». США, 1938 г.

В передней части корпуса справа была проделана амбразура для гаубицы М1А1 – стандартного легкого орудия американской пехоты. Боеукладка из 61 75-мм снаряда находилась частично под лафетом, частично в левом спонсоне корпуса. Кроме снарядов в машине имелось еще 3500 патронов к пулемету.

Модернизации подверглось и само орудие. На казенную часть установили ограждение отката, а прицел смонтировали таким образом, чтобы им в случае необходимости пользовался и механик-водитель, сидевший слева от орудия. Панорамный прицел был градуирован на 5000 ярдов, через каждые 100. Считалось, что такой дальности стрельбы вполне достаточно для непосредственной поддержки танков и пехоты на поле боя.

Опытная САУ T3. США

самоходная артиллерийская установка Т3, вид сбоку с открытым боковым люком

Сначала машину опробовали на Абердинском полигоне, затем ее отправили в форт Брагг, после чего, уже в марте 1940 г., она оказалась в форте Нокс. Здесь начались исследования маневренности и скоростных качеств Т3 – военные выясняли, сможет ли САУ сопровождать танки и другие боевые машины в бою. После прохождения тестов опытный экземпляр в мае 1940-го принял участие в учениях 3-й армии в штате Луизиана.

В ходе маневров и испытаний машина прошла около 1400 миль и подтвердила возможность использования совместно с танками. Огневые испытания начались 14 июня 1940 г. 40 снарядов были выпущены на дистанцию до 1800 ярдов. При этом выявились недостатки механизмов наводки и отката, что затрудняло обслуживание орудия. Боеукладку артиллеристы также признали «неадекватной» и неудобной в работе, следствием чего стало уменьшение скорострельности.

Опытная САУ T3. США

САУ Т3, вид спереди – хорошо заметна смотровая щель механика-водителя

Опытная САУ T3. США

установка гаубицы в корпусе САУ Т3: створки амбразуры открыты, орудие находится в боевом положении. Ствол разворачивался на 26,6 градуса в обе стороны

Расположение панорамы прицела также было очень непродуманным – как следствие слишком тесной компоновки боевого отделения. Выяснилось, что механик-водитель не мог дотянуться до прицела, и командир должен был совмещать свои обязанности еще и с функцией наводчика и заряжающего.

Опытная САУ T3. США

вид в открытый сверху люк командирской башни. В центре – спина командира САУ, склонившегося над прицелом. Командир, помимо своих основных функций, исполнял обязанности наводчика и заряжающего. Положение, в котором он смотрит в окуляр панорамы, по-русски можно назвать «ни то, ни се» – полусидя, полустоя

Даже для двух человек данная машина оказалась слишком тесной. Впрочем, механик-водитель тоже мог вести огонь из орудия, но только в том случае, если командир находился в башне. Это на время превращало САУ в неподвижную огневую точку (и удобную мишень), ведь быстро перебраться назад в свое кресло водителю было не так-то просто. В итоге орудие делало только три выстрела в минуту, что расценивалось как большой недостаток.

Опытная САУ T3. США

место механика-водителя (на заднем плане видно командира)

Еще одним изъяном Т3 было то, что из-за неравномерного давления шасси на грунт, вызванного смещением центра тяжести вправо из-за установки орудия, машиной стало труднее управлять по сравнению с базовым танком.

Опытная САУ T3. США

выгородка между боевым и моторным отделениями. видно укладку для снарядов на стене боевого отделения

Из-за малого объема боевого отделения внутри самоходки было очень душно. Приходилось постоянно держать люки открытыми, что в боевой обстановке обязательно имело бы роковые последствия для экипажа. Двигатель перегревался, и это ухудшало условия обитаемости внутри САУ.

Опытная САУ T3. США

боевое отделение и работа в нем; на этих фото видно, насколько тесным было боевое отделение САУ Т3, и какие усилия требовались от членов экипажа

В результате перспективную на вид машину признали не отвечающей требованиям современной войны, проект отклонили как неудачный. Шасси М1 оказалось слишком слабым для 75-мм гаубицы.

Но в данном случае, проиграв в малом, американские танкостроители выиграли в большом. В ходе испытаний Т3 созрело решение начать разработку САУ со 105-мм гаубицей на базе среднего танка, который, кстати говоря, еще предстояло разработать и принять на вооружение. В то же время, 75-мм калибр был признан наиболее соответствующим задачам поражения целей на поле боя, в связи с чем вновь проектируемый перспективный танк должен был получить орудие именно такого класса. Американцам приглянулась и казематная установка орудия, позволявшая размещать орудие необходимой мощности на относительно небольшом шасси.

Впрочем, идея самоходной 75-мм гаубицы на базе легкого танка умерла не сразу. В 1941 г. уже на основе машины М3 была построена САУ Т18 с массивным литым бронированным казематом наподобие ДОТа. Амбразура орудия была смещена вправо, в крыше имелось два прямоугольных люка для выхода экипажа. Позже появилось еще несколько подобных проектов, однако до их реализации дело не дошло.

Вячеслав Шпаковский «ПЕРВАЯ САУ АМЕРИКИ» Журнал «Танкомастер» №5 / 2003

источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account