Опытная многоцелевая летающая лодка Blohm und Voss BV 238 V1. Германия
Крупнейшая немецкая верфь Blohm und Voss, на которой был создан, вероятно, самый известный немецкий линейный корабль «Бисмарк», в 1937 году приобрела авиастроительную компанию Hamburger Flugzeugwerke GmbH и создала собственный авиастроительный филиал Abteilung Flugzeugbau der Schiffswerft Blohm Und Voss, которая вскоре переехала в новые здания в гамбургском районе Финкенвердер (Finkenwerder). Концерн Blohm und Voss принял на работу большую часть сотрудников компании Hamburger Flugzeugbau, в том числе известного аэродинамика и теоретика доктора технических наук Рихарда Фогта.
В составе концерна Blohm und Voss компания Hamburger Flugzeubau начала свою деятельность с экспериментального пикирующего бомбардировщика Ha 137, но преуспела только в постройке трехмоторных летающих лодок Ha 138 для немецких ВВС и гигантской летающей лодки Ha 222 Wiking для авиакомпании Lufthansa. Оба этих типа получили обозначение головной компании Blohm und Voss и выпускались под обозначениями BV 138 и BV 222.
В 1940 году технический отдел Имперского министерства авиации (Reichsluftfahrtministerium) заказал компании Blohm und Voss разработку и изготовление гидросамолета-наследника летающей лодки BV 138, которому было присвоено обозначение BV 238. Предполагалось, что это будет гораздо более крупный самолет с множеством выполняемых задач. Основными задачами должны были стать патрулирование в открытом море, ведение разведки, перевозка грузов и снабжение подводных лодок в открытом море.
В команде, работавшей над созданием BV 238, одну из ведущих ролей играли Райнгольд Мевес (Reinhold Mewes) и Ханс Амтманн (Hans Amtmann). После публикации требований к гидросамолету BV 238 Мевес и Амтманн отказались от концепции относительно небольшого гидросамолета BV 138 в пользу гигантской шестимоторной летающей лодки по типу BV 222. В своем окончательном виде это была не только самая большая летающая лодка из числа построенных в Германии, но и один из самых больших самолетов того времени в мире. А поскольку это был чрезвычайно амбициозный проект, то в процессе разработки необходимо было провести обширные исследования. Килевая часть корпуса, которая больше походила на океанский лайнер, была испытана на моделях в Немецком научно-исследовательском институте судостроения (Deutsche Schiffsbau-Versuchsanstalt – DSV). Для проверки летных характеристик компанией Flugtechnische Fertigungsgemeinschaft Prag (FGP), район Прага-Летняны (Praha-Letňany), в масштабе 1:4 была изготовлена цельнодеревянная экспериментальная летающая лодка FGP-227.
Летающая лодка BV 238 позаимствовала много технических решений у своего предшественника BV 222. Крыло имело аналогичную форму в виде сверху с широким центропланом, имевшим равную длину хорд по всему размаху, и с внешними консолями, имевшими трапециевидную форму. Основа силового набора крыла также была идентичной и представляла из себя трубчатый лонжерон, сваренный из стальных листов и имевший почти такой же диаметр, что и толщина аэродинамического профиля. Сваренный из стальных листов трубчатый лонжерон был герметичным и использовался для размещения топливных и масляных баков. Во внешних консолях крыла трубчатый лонжерон у корневых частей был стальным, а затем представлял собой лишенную баков клепаную трубу из дюралюминия.
Высокий фюзеляж был двухпалубным. В передней части верхней палубы размещалась кабина пилотов, а за ней находились отсек бортмехаников с измерительными приборами и оборудованием для контроля и управления двигателями и топливной системой и место для отдыха двухсменного экипажа во время длительных перелетов. Основной экипаж состоял из десяти человек. Нижняя палуба с грузовыми люками и усиленным полом позволяла перевозить тяжелые грузы (до 40 тонн) или 150 полностью экипированных солдат.
Килевая часть корпуса лодки была однореданной с серией из восьми небольших вспомогательных реданов, что улучшало взлетные характеристики (позднее там должна была быть установлена разработанная система снижения сопротивления за счет продувки сжатым воздухом).
Для обеспечения эффективной управляемости столь огромным самолетом его элероны были разделены на более короткие и длинные секции. Более короткими секциями элеронов управлял пилот при помощи сервоприводов (системы Флеттнера), а более длинными – с помощью усилителей. Аналогичным же образом рули высоты в полете управлялись при помощи сервоприводов, на взлете и посадке, когда необходимы большие отклонения, использовались усилители. Только управление рулем направления осуществлялось с помощью сервоприводов.
Подкрыльевые поплавки были спроектированы убирающимися и были более сложными по сравнению с BV 222. В убранном положении подкрыльевые поплавки лишь немного выступали за нижнюю поверхность крыла.
Силовая установка летающей лодки состояла из шести 12-цилиндровых рядных инвертированных редукторных двигателей жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB 603G, развивавших мощность по 1750 л.с. (1286 кВт) и вращавших трехлопастные металлические винты изменяемого шага компании VDM.
Первый прототип BV 238 V1 был изготовлен головной компанией Blohm und Voss на заводе в Финкенвердере, а второй строился компанией Weserflug из Бремена. Изготовление первого прототипа BV 238 V1 было завершено в марте 1944 года, и десятого числа этого месяца самолет совершил свой первый полет с поверхности реки Эльба в районе Гамбурга.
Однако к этому времени Великогерманский рейх (официальное название Германии с 1943 года), и многие программы были закрыты в пользу производства истребителей, имевшего наивысший приоритет. В число отмененных программ попала программа гигантской летающей лодки, в которой уже не было необходимости. Кроме того, все сопровождалось нехваткой топлива.
Таким образом, первый прототип BV 238 V1 (военный номер RO+EZ) был переведен на озеро Шальзе (Schaalsee) к востоку от Гамбурга. Там в тихой бухте гидросамолет был привязан к густому дубу и замаскирован, чтобы дождаться лучших времен. 24 апреля 1945 года летающая лодка была обнаружена пилотами «тайфунов» Королевских ВВС, которые без промедления открыли огонь.
После войны обломки разобрали местные жители, но на озере Шальзе все еще можно найти куски металла. До недавнего времени считалось, что прототип BV 238 V1 был уничтожен летавшим на «мустанге» пилотом ВВС армии США У. Дрю (U. Drew), но исследования подтвердили, что американец сбил трофейную французскую шестимоторную летающую лодку Potez-CAMS 160, которая находилась в другом месте: на базе Буг (Bug), остров Рюген!
После гибели прототипа компания Blohm und Voss продолжала работать над проектом BV 250: военно-транспортным самолетом, оснащенным колесным шасси с носовой стойкой. От данного проекта почти ничего не осталось, равно как и от других проектов, например, проектов реактивных самолетов.
Точно так же компания Weserflug не завершила изготовление второго прототипа BV 238 V2 (BV 238A-0), который должен был соответствовать нулевой серии и получить оборонительные стрелковые позиции в передней и задней оконечностях лодочного корпуса и в специальных гондолах на задней кромке крыла. В планах было использование на серийных летающих лодках BV 238B радиальных двигателей BMW 801, но все закончилось в мае 1945 года.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Blohm und Voss BV 238 V1
Назначение: многоцелевая летающая лодка
Статус: прототип
Компания-производитель: Abteilung Flugzeugbau der Schiffswerft Blohm und Voss, Гамбург-Финкенвердер (первый прототип) и Weserflugzeugbau Gesellschaft (Weserflug), Бремен (второй в стадии изготовления)
Экипаж: 10 человек
Силовая установка: шесть 12-цилиндровых V-образных инвертированных редукторных двигателей жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB 603G, развивавших мощность по 1750 л.с. (1286 кВт) и вращавших трехлопастные металлические винты изменяемого шага компании VDM
Размеры:
размах крыла 60,17 м
длина 43,36 м
высота 13,40 м
площадь крыла 365,00 м²
Масса:
пустого самолёта 54 780 кг
взлетная 95 000 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость
• на высоте 407 км/ч
• на уровне моря 348 км/ч
крейсерская скорость 315 км/ч
посадочная скорость 135 км/ч
практический потолок 6100 м
максимальная дальность полета 6490 км
источник: Miroslav Balous «Letadla 39-45. Blohm und Voss BV 238» // Letectvi+Kosmonautika № 2/2015, c. 38-39