Опытная летающая лодка Short S.14 «Sarafand». Великобритания
С первых дней британской авиации имя Short связано с морской авиацией. Сначала появился ряд двухпоплавковых гидропланов, а затем серия летающих лодок. Можно сказать, что кульминацией последней стала Short "Sarafand", которая была построена в 1932 году по спецификации Министерства авиации и о которой до этого момента не позволялось опубликовать подробное описание. "Sarafand", известная сначала как Short R.6/28, была в первую очередь экспериментом, спроектированным для определения возможностей лодок данного типа. Примерно в то же время проектировалась гражданская машина схожих размеров, но в целях экономии ее завершение был заброшено.
Когда "Sarafand" проектировалась было принято решение сделать ее бипланом, чтобы позволить себе сравнение с гражданской машиной, которая должна была быть монопланом. Таким образом он был задуман в строго традиционных формах и включал несколько новых аэродинамических особенностей, позволяя, таким образом, сконцентрироваться на задачах по расчету конструкции, связанных с учетом большого увеличения размеров. Опыт, накопленный постройкой "Sarafand"-а был чрезвычайно ценным для Short Brothers, в которой были уверены, что знания и опыт, накопленный при постройке этой машины, будут применены при проектировании очень большой летающей лодки с повышенным аэродинамическим качеством, которое может быть предпринято с большими шансами на успех.
крупнейшая британская летающая лодка из существующих: тридцать одна тонна, 150 миль/ч, более чем 5500 л.с. в трех тандемных мотогондолах
в своей общей концепции Short "Sarafand" обычная летающая лодка-биплан цельнометаллической конструкции, наиболее заметными особенностями общей компоновки которой являются утолщение корневых частей нижнего крыла с целью избежать необходимости установки скуловых стоек, а также размещение шасти двигателей в трех тандемных гондолах, каждую из которых несли пара межплоскостных стоек. Эта последняя особенность впервые была применена на четырехмоторной летающей лодке Short "Singapore". Схема с двумя двигателями, размещенными в такой простой конструкции в то время считалась смелой, но в практической эксплуатации была найдена вполне удовлетворительной. Это имело преимущество в виде снижения сопротивления. В "Sarafand"-е двигатели Rolls-Royce "Buzzard" со средним наддувом развивали нормальную мощность в 825 э.л.с.. при 2000 об/мин и максимальную мощность 930 э.л.с. при 2300 об/мин.
Большая топливная нагрузка
В мотогондолах, построенных целиком из дюралюминия, использовалась монококовая конструкция. Нормальная топливная нагрузка в 2112 галлонов (9601,346 л) размещалась в четырех топливных баках, расположенных в верхнем крыле. Дополнительный (перегрузочный) запас топлива в 1272 галлонов (5782,629 л) размещался в двух баках в нижнем крыле по одному на каждой стороне корпуса. Обычно двигатели получали топливо самотеком через распределитель в центральной мотогондоле. Топливо из дополнительных бензобаков закачивалось в верхние насосами с приводом от ветродвигателя. Машину можно заправить либо насосом с приводом от вспомогательной силовой установки или ручным насосом Zwicky. Маслобаки был расположены в гондолах с "U"-образными охладителями компании Vickers, включенными в контур. Для легкого запуска предумсматривался прогрев масла.
Short "Sarafand
Для каждого двигателя была предусмотрена отдельная система водяного охлаждения, радиаторы установлены под двигателями парами за передней межплоскостной стойкой. Были установлены регулируемые заслонки. Двигатели можно запускать вручную или стартером R.A.E. Mark II. Все шесть двигателей использовали двухлопастные деревянные винты; передние двигатели вращали винты диаметром 15 футов (4,572 м), задние двигатели — винты диаметром 14 футов (4,267 м).
По большому счету в конструкции крыльев компания Short следовала своей стандартной практике. Основным исключением является использование основных крыльевых лонжеронов, изготовленных из нержавеющей стали. Эти лонжероны оказались значительно тяжелее, чем обычно применявшиеся на летающих лодках компании Short дюралюминиевые лонжероны, но тем не менее оказались весьма удовлетворительными.
Short "Sarafand
Несмотря на большие размеры Short "Sarafand" в его конструкции использовалось монопланное хвостовое оперение. Киль состоит из двух частей: нижняя образует часть конструкции корпуса, тогда как верхняя прикреплена к стабилизатору. Верхняя часть была усилена соединенными с корпусом стойками и нес два управляемых киля, каждый из которых состоял из двух половинок: одна сверху и снизу горизонтального хвостового оперения. Одиночный руль направления уравновешивался методом размещения шарнира в глубине конструкции и управлялся с помощью сервопривода; сервопривод руля размещался на идущих из руля направления выносных опорах. Обширные летные испытания показали, что управление самолетом легкое, эффективное и адекватное при наибольшем весе с полной нагрузкой в 70000 фунтов (31752 кг).
хвостовое оперение Short "Sarafand
На летающей лодке "Saratand" были выполнены продолжительные эксперименты с конструкцией корпуса. Первоначально верхняя часть корпуса имела дюралюминиевую конструкцию, в то время как днище планировалось обшить нержавеющей сталью. позднее она была удалена и заменена обшивкой из алькледа.
Short "Sarafand в полете
Носовой отсек корпуса изготовлен с возможностью установки пулемета Lewis или 1½-фунтовую автоматическую пушку. Место бомбардира было установлено в носовом отсеке, люк обеспечивал возможность применения прицела для бомбометания. Из-за размеров применявшегося на такой большой летающей лодке якоря для его использования была предусмотрена лебедка.
Short "Sarafand в полете
Сразу же позади носового отсека находится кабина пилотов, которая полностью закрыта и оснащена раздвижной крышей и открывающимися окнами. Два пилота размещены тандемом для того, чтобы обеспечить первому пилоту максимальный обзор. Коридор проходит из переднего отсека в офицерскую кают-компанию, которая оборудована большим штурманским столом. В этом отсеке были установлены приборные панели бортинженеров.
хотя на самолете установлено двойное управление, пилоты сидят тандемом, обеспечивающиму первому пилоту хороший обзор
Между лонжеронами нижнего крыла находился отсек, который обычно использовался в качестве помещения для офицеров. Оно было оснащено четырьмя складными койками и съемным столом. Рядом с этим отсеком по правому борту находились сушильный шкаф и люк на палубу корпуса, в то время как по левому борту находится оборудование для приготовления пищи. Помещения для экипажа находились дальше и были устроены как у офицеров.
Между помещением для экипажа и средней пулеметной позицией находится отсек, оснащенный двумя складными койками и укладкой для носилок, также там находились запасные винты, набор инструментов и складское помещение для чемоданов; помимо всего прочего в этом помещении находился небольшой верстак с тисками. На крыше этого отсека имеется большой люк, через который в целях последующей транспортировки на опорную раму можно было спустить запасной двигатель.
взгляд изнутри лодки на ее переднюю часть. Отсек на переднем плане имеет верстак с тисками и т.д., и люк, через который может быть спущен запасной двигатель
Расположенные в середине фюзеляжа пулеметные позиции были установлены со сдвигом, напротив них первоначально было установлено радиооборудование. Впоследствии для обеспечения более тесного контакта с пилотами и штурманом радиорубка была перенесена в офицерскую кают-компанию. Позади средней пулеметной позиции находились туалет, умывальник и другие различные помещения. Для доступа в крайне заднюю часть фюзеляжа, в которой была размещена позиция стрелка с пулеметом Lewis, был предусмотрен трап. Стрелок кормовой установки был защищен складывающимся экраном.
на этой фотографии можно заглянуть в радиорубку
кормовой отcек и сантехническое оборудование. Трап ведет к пулеметной позиции в крайне задней части корпуса
На самолете установлен полный комплект электрооборудования (12 В), аключающий внутреннее освещение, навигационные огни, сигнальные ракеты и т.д. Энергия для него вырабатывалась от 1-киловаттного ветрогенератора, установленного перед передней стойкой центральной мотогондолы. На летающей лодке был установлен еще один 1000-ваттный генератор; он был соединен непосредственно со вспомогательной силовой установкой, использовавшейся когда самолет был пришвартован. На самолете была установлена телефонная станция, соединяющая с девятью бортовыми абонентами. Также на летающей лодке был установлен полный комплект радиооборудования, включающий буксируемые длинно- и короктоволновые антенны.
телефонный узел: в этом отсеке распределительного щит для передачи электроэнергии, телефоны и т.д., а также управляемые бортинженером приборы для контроля двигателей
Корпус лодки имеет полную трюмную систему, которая включала в себя концевые подкрыльные поплавки. В корпуса лодки имеется центральный канал, подключенный к ряду идущих в различные отсеки патрубков; каждая из труб была оборудована отдельной задвижкой с ручным управлением.
Сверху нижнего центроплана установлена вспомогательная силовая установка компании A.B.C., которая использовалась для заправки, зарядки размещенных в трюме баллонов со сжатым воздухом и выработки электроэнергии. Топливные и трюмные помпы имеют мощность приблизительно 2606 галлонов в час (11847,116 л/ч); воздушный компрессор заряжал баллон объемом 400 дйм³ (6,555 л) с давлением 200 фнт/дйм² (140616,281 кг/м², 14,062 кг/см²) за четыре минуты.
Самолету предосталялась основная тележка для спуска и подъёма на берег в комплекте с подкостыльной тележкой; стрела грузоподъемного крана для изменения положения любого из шести двигателей, в то время как самолет находился на плаву, поддерживаемый за связанное с верхним нижнее крыло.
на фотографии показан один из домкратов, использовавшихся для отрыва летающей лодки от земли, когда она на берегу. Концы балок расположены в точках корневой части левого крыла
Хотя в кабине размещены два пилота, самолет нес трехосевой автопилот; таким образом во время длительных полетов самолет в течение длительных интервалов времени мог управляться без участия экипажа.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Short "Sarafand" с шестью двигателями Rolls-Royce "Buzzard"
Длина общая 89 фт 5 дйм (27,25 м)
Размах крыла 120 фт 0 дйм (36,6 м)
Длина хорды крыла 15 фт 0 дйм (4,57 м)
Межплоскостное расстояние 16 фт 6 дйм (5,03 м)
Площади
Верхнее крыло (общая) 1783 фт² (166 м²)
Нижнее крыло (общая) 1677 фт² (156 м²)
Верхние элероны 184 фт² (17,1 м²)
Нижние элероны 184 фт² (17,1 м²)
Стабилизатор 247 фт² (23 м²)
Рули высоты 156 фт² (14,5 м²)
Киль 92 фт² (8,55 м²)
Руль направления 81 фт² (7,53 м²)
Сервопривод руля 8,7 фт² (0,81 м²)
Боковые кили 73 фт² (14,5 м²)
Вес
Пустого (исключая воду) 44753 фнт (20300 кг)
Полезная нагрузка 25247 фнт (11470 кг)
Максимальный общий вес 70000 фнт (31770 кг)
Военная нагрузка 5970 фнт (2710 кг)
отношение общего веса к весу пустого 1,56
Летные харектеристики
Максимальная скорость на уровне моря 150 миль/ч (241,5 км/ч)
Начальная скороподъемность 750 фт/мин (3,8 м/с)
Практический потолок 13000 фт (3971 м)
Дальность с полной военной нагрузкой 1450 миль (2340 км)
Время разбега (без ветра)
с весом 63000 фунтов (28600 кг) 31 секунда
с весом 67000 фунтов (30700 кг) 31 секунда
с весом 70000 фунтов (31770 кг) 31 секунда
источник: "THE SHORT "SARAFAND"", "Flight" June, 13 1935