Оптимальная схема бронирования линкоров Второй мировой
В избранноеВ избранномRemoved 11
В этой статье я попробую определить оптимальную систему бронирования для разрабатываемых коллегами альтернативных линкоров времен второй мировой войны. Хочу предупредить Вас, уважаемые коллеги, когда идея данной статьи зародилась в моей голове, у меня было много вопросов по системам бронирования линкоров тех времен. Для получения ответов я предпринял довольно нехилые изыскания по этому вопросу. Как это обычно бывает, к концу изысканий вопросов стало еще больше, чем их было в начале! Поэтому все, что я пишу — есть глубокое ИМХО – и я буду благодарен за любую конструктивную критику моих выкладок. Давайте искать истину вместе !
Задача, надо сказать, совершенно нетривиальная. Архисложно подобрать бронирование на все случаи жизни – дело в том, что линкор как предельная артиллерийская система войны на море, решал множество задач и, соответственно, подвергался воздействию всего спектра средств поражения тех времен. Перед проектировщиками стояла совершенно неблагодарная задача – обеспечить боевую устойчивость линкоров невзирая на многочисленные попадания бомб, торпед и тяжелых снарядов противника.
Для этого конструкторы проводили многочисленные расчеты и натурные опыты в поисках оптимального сочетания видов, толщин и расположения брони. И, разумеется, тут же выяснилось, что решений «на все случаи жизни» попросту не существует – ЛЮБОЕ решение дающее преимущество в одной боевой ситуации оборачивалось недостатком при других обстоятельствах. Ниже я приведу основные «развилки» с которыми сталкивались проектировщики.
Бронепояс – внешний или внутренний ?
Преимущества размещения бронепояса внутри корпуса вроде бы очевидны. Во первых, это повышает уровень вертикальной защиты в целом – снаряду, перед тем как ударить в броню, предстоит пробить энное количество стальных корпусных конструкций. Которые могут сбить «макаровский наконечник», что приведет к существенному падению бронепробиваемости снаряда (до трети). Во вторых – если верхняя кромка бронепояса находится внутри корпуса – пусть ненамного, но сокращается площадь бронепалубы – а это ОЧЕНЬ существенная экономия веса. И в третьих — известное упрощение изготовления броневых плит (не надо строго повторять обводы корпуса, как это нужно делать при установке внешнего бронепояса). С точки зрения артиллерийской дуэли ЛК с себе подобными – вроде бы оптимальное решение.
Но именно что «вроде бы». Начнем сначала – повышенная бронестойкость. Этот миф имеет свое начало в работах Натана Окуна – американца, работающего программистом систем управления ВМФ США Но перед тем, как перейти к разбору его работ, позволю себе маленький ликбез.
Что такое – макаровский наконечник (точнее, макаровский колпачок)? Его придумал адмирал Макаров еще в конце 19 в. Это наконечник из мягкой нелегированной стали, которая сплющивалась при ударе, одновременно заставляя твердый верхний слой брони трескаться. Вслед за этим твёрдая основная часть бронебойного снаряда легко пробивала нижние слои брони — значительно менее твердые (почему броня имеет неоднородную твердость – см ниже). Не будет этого наконечника – снаряд может попросту расколоться в процессе «преодолевания» брони и не пробьет броню вообще, либо проникнет за броню только в форме осколков. Но очевидно, что если снаряд встретится с разнесенной броней – наконечник «истратит себя» на первую преграду и выйдет ко второй со значительно сниженной бронепробиваемостью. Вот поэтому у кораблестроителей (да и не только у них) возникает естественное желание – разнести броню. Но делать это имеет смысл только в том случае, если первый слой брони имеет толщину, гарантированно снимающую наконечник.
Так вот, Окун, ссылаясь на послевоенные испытания английских, французских и американских снарядов утверждает, что для снятия наконечника достаточно толщины брони, равной 0,08 (8%) калибра бронебойного снаряда. Т.е., например, для того, чтобы обезглавить 460 мм японский АРС достаточно всего лишь 36,8 мм броневой стали – что более чем нормально для корпусных конструкций (этот показатель у ЛК «Айова» достигал 38 мм). Соответственно, по мнению Окуна, размещение броневого пояса внутри придавало тому стойкость не менее чем на 30% большую, чем у внешнего бронепояса. Данный миф широко растиражирован печатью и повторяется в трудах известных исследователей.
И, тем не менее, это всего лишь миф. Да, выкладки Окуна действительно базируются на фактических данных испытаний снарядов. Но! ТАНКОВЫХ снарядов!!. Для них показатель 8% от калибра действительно верен. А вот для крупнокалиберных АРСов этот показатель существенно выше. Испытания 380 мм снаряда Бисмарка показали, что разрушение макаровского колпачка ВОЗМОЖНО (но не гарантировано) начиная с толщины преграды в 12% от калибра снаряда. А это уже 45,6 мм. Т.е. защита той же «Айовы» совершенно не имела шансов снять наконечник не то, что снарядов Ямато, но даже и снарядов «Бисмарка». Поэтому, в своих более поздних работах Окун последовательно повысил данный показатель сначала до 12%, потом – до 14-17% и, в конце концов – до 25% — толщина броневой стали/гомогенной брони при которой макаровский колпачок снимается ГАРАНТИРОВАННО.
Иными словами, для гарантированного снятия наконечников 356-460 мм снарядов линкоров ВМВ снаряда необходимо от 89-115 мм броневой стали (гомогенной брони), хотя некоторый шанс снять этот самый наконечник возникает уже на толщинах от 50 до 64,5 мм. Единственный линкор ВМВ, который имел по настоящему разнесенное бронирование- итальянский «Литторио», который имел первый пояс брони в 70 мм толщиной, да еще на 10 мм подкладке особо прочной стали. К эффективности такой защиты мы вернемся чуть позже. Соответственно, у всех прочих линкоров ВМВ, имевших внутренний бронепояс, никаких существенных плюсов к защите относительно ЛК с внешним бронепоясом той же толщины не было.
Что касается упрощения производства бронеплит – оно было не столь уж существенно, да и более чем компенсировалось технической сложностью установки бронепояса внутри корабля.
К тому же, с точки зрения боевой устойчивости в целом внутренний бронепояс совершенно неоптимален. Даже незначительные повреждения (снаряды малого калибра, разорвавшаяся рядом с бортом авиабомба) неизбежно приводят к повреждениям корпуса и, пускай незначительным, затоплениям ПТЗ – а значит – к неизбежному ремонту по возвращении в базу. От которого избавлены ЛК с внешним бронепоясом. Во времена ВМВ нередко бывали случаи, когда выпущенная по ЛК торпеда в силу каких-либо причин попадала под самую ватерлинию. В этом случае обширные повреждения ПТЗ линкору с внутренним бронепоясом гарантированы, в то время как линкоры с внешним бронепоясом отделывались, как правило, «легким испугом».
Так что не будет ошибкой констатировать, что внутренний бронепояс имеет одно-единственное преимущество – если его верхняя кромка не «выходит наружу», а располагается внутри корпуса, то он позволяет сократить площадь основной бронепалубы (которая, как правило, опиралась на его верхнюю кромку). Но такое решение сокращает ширину цитадели – с очевидно-негативными последствиями для остойчивости.
«Итожа говоренное» делаем выбор – на нашем перспективном линкоре бронепояс должен быть внешним и только внешним.
В конце концов – не зря же американские конструкторы тех времен, которых ни в коем случае нельзя заподозрить ни во внезапном «размягчении мозга» ни в других аналогичных заболеваниях, сразу же после отмены ограничений на водоизмещение (при проектировании линкоров «Монтана») отказались от внутреннего бронепояса в пользу внешнего.
Бронепояс – монолитный или разнесенный?
По данным исследований 30-х годов монолитная броня в целом лучше противостоит физическому воздействию, нежели разнесенная равной толщины. Но воздействие снаряда на слои разнесенной защиты неравномерно – в случае, если первый слой брони снимает «макаровский колпачок». По данным многочисленных источников, бронепробиваемость АРСа со сбитым наконечником уменьшается на треть, мы, для дальнейших расчетов возьмем снижение бронепробиваемости в 30%. Попробуем прикинуть эффективность монолитной и разнесенной брони против воздействия 406 мм снаряда.
В то время было распространено мнение, что на нормальных дистанциях боя, для качественной защиты от снарядов противника требовался бронепояс, толщина которого равна калибру снаряда. Иными словами – против 406 мм снаряда требовался 406 мм бронепояс. Монолитный, естественно. А если взять разнесенную броню?
Как я уже писал выше, для гарантированного снятия макаровского колпачка требовалась броня толщиной в 0,25 калибра снаряда. Т.е. первый слой брони, гарантированно снимающий макаровский колпачок 406мм снаряда должен иметь толщину 101,5 мм. Этого будет достаточно, даже при попадании снаряда по нормали – а любое отклонение от нормали только увеличит эффективную защиту первого слоя брони. Конечно же указанные 101,5 мм снаряд не остановят, зато снизят его бронепробиваемость на 30%. Очевидно, что теперь толщину второго слоя брони можно рассчитать по формуле:
(406 мм – 101,5 мм ) * 0,7 = 213,2 мм, где 0,7 – коэффициент понижения бронепробиваемости снаряда.
Итого – два листа суммарной толщины 314,7 мм равноценны 406 мм монолитной броне.
Этот расчет не совсем точен – раз уж исследователи установили, что монолитная броня лучше выдерживает физическое воздействие, чем разнесенная броня той же толщины, то, видимо, 314,7 мм все же не будут эквивалентны 406 мм монолиту. Но нигде не сказано, НАСКОЛЬКО разнесенная броня уступает монолиту – а у нас есть нехилый запас по прочности (все же 314,7 мм в 1,29 раз меньше, чем 406 мм) который заведомо выше, чем пресловутое снижение стойкости разнесенного бронирования.
К тому же есть и еще факторы в пользу разнесенной брони. Итальянцы, проектируя броневую защиту для своих «Литторио» проводили практические испытания и установили, что при отклонении снаряда от нормали, т.е. при попадании в броню под углом, отличным от 90 град снаряд, собака такая, почему-то стремится развернуться перпендикулярно броне. Тем самым в известной мере теряется эффект увеличения бронезащиты за счет попадания снаряда под углом, отличным от 90 град. Так вот, если разнести броню совсем ненамного (скажем, сантиметров на 25-30) то первый лист брони блокирует заднюю часть снаряда и не дает ей развернуться – т.е. снаряд уже не может развернуться под 90 град к основному бронелисту. Что, естественно, опять же повышает бронестойкость защиты.
Правда, у разнесенной брони имеется один недостаток. Если в бронепояс попадет торпеда – вполне возможно, она таки проломит первый лист брони, в то время как попадание в монолитную броню разве что оставит пару царапин. Но, с другой стороны, может и не проломит, а с другой – сколько-нибудь серьезных затоплений даже в ПТЗ не будет.
Вызывает вопросы техническая сложность создания установки на корабле разнесенной брони. Наверное, это сложнее, чем монолит. Но, с другой стороны, металлургам намного проще откатать два листа куда меньших толщин (даже суммарно) чем один монолитный, да и потом – Италия отнюдь не лидер мирового технического прогресса, но на свои «Литторио» она такую защиту установила.
Так что для нашего перспективного линкора выбор очевиден – только разнесенная броня
Бронепояс – вертикальный, или наклонный ?
Вроде бы преимущества наклонного бронепояса очевидны. Чем острее угол, под которым тяжелый снаряд попадает в броню, тем больше брони придется пробить снаряду, значит тем больше шансов на то, что броня устоит. А наклон бронепояса очевидно увеличивает остроту угла попадания снарядов. Однако чем больше наклон бронепояса – тем больше высота его плит – тем больше масса бронепояса в целом. Давайте попробуем посчитать.
Маленькая ремарка: Уважаемые коллеги ! Сейчас я вынужден ступить на тонкий лед прочно забытых школьных математических расчетов. Если вы увидите ошибки, огромная просьба – не молчите и отпишитесь об этом !
Азы геометрии подсказывают нам, что наклонный бронепояс всегда будет длиннее вертикального бронепояса, прикрывающего ту же высоту борта. Ведь вертикальный борт с наклонным бронепоясом образуют прямоугольный треугольник, где вертикальный борт – это катет прямоугольного треугольника, а наклонный бронепояс – гипотенуза. Угол между ними равен углу наклона бронепояса.
Попробуем рассчитать характеристики бронезащиты двух гипотетических линкоров (ЛК№1 и ЛК№2). ЛК№1 имеет вертикальный бронепояс, ЛК№2 – наклонный, под углом 19 град. Оба бронепояса прикрывают по высоте 7 метров борта. Оба имеют толщину в 300 мм.
Очевидно, что высота вертикального бронепояса ЛК№1 составит ровно 7 метров. Высота бронепояса ЛК2 составит 7 метров/cos угла 19 град, т.е. 7метров/0,945519 = примерно 7,4 метра. Соответственно, наклонный бронепояс будет выше вертикального на 7,4м/7м = 1,0576 раз или примерно на 5,76%.
Отсюда следует, что наклонный бронепояс будет ТЯЖЕЛЕЕ вертикального на 5,76%. А значит, что выделив равную массу брони для бронепоясов ЛК№1 и ЛК№2 мы можем увеличить толщину брони вертикального бронепояса на указанные 5,76%.
Иными словами, потратив одну и ту же массу брони, мы можем либо установить наклонный бронепояс под углом 19 град толщиной в 300 мм, либо установить вертикальный бронепояс толщиной 317,3 мм.
Если вражеский снаряд летит параллельно воде (т.е. под углом 90град к борту и вертикальному бронепоясу) то его встретят либо 317,3 мм вертикального бронепояса, либо…ровно те же самые 317,3 мм бронепояса наклонного. Потому что в треугольнике, образованном линией полета снаряда (гипотенуза) толщиной брони наклонного пояса (прилегающий катет) угол между гипотенузой и катетом как раз таки и составит ровно 19 град наклона бронеплит. Т.е. мы не выигрываем ничего.
Совсем другое дело – когда снаряд попадает в борт не под 90 град, а, скажем, под 60 град. (отклонение от нормали – 30град) Теперь, пользуясь той же формулой получаем результат: при попадании в вертикальную броню толщиной 317,3 мм снаряду предстоит пробить 366,4 мм брони, в то время как при попадании в 300 мм наклонный бронепояс снаряду предстоит пробить 457,3 мм брони. Т.е. при падении снаряда под углом в 30 град к поверхности моря эффективная толщина наклонного пояса аж на 24,8 % превзойдет защиту вертикального бронепояса!
Так что эффективность наклонного бронепояса – налицо. Наклонный бронепояс той же массы, что и вертикальный хоть и будет иметь несколько меньшую толщину, но его стойкость равна стойкости вертикального бронепояса при попаданиях снарядов перпендикулярно борту (настильная стрельба), а при снижении этого угла (стрельба с больших дистанций) стойкость наклонного бронепояса растет. Ура?
Не совсем. Все дело в том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Давайте доведем идею наклонного бронепояса до абсурда. Вот у нас бронеплита высотой 7 метров и толщиной 300 мм. В нее под углом 90 град летит снаряд. Его встретят всего только 300 мм брони – но зато этими 300 мм прикрыт борт 7 м высоты. А если мы наклоним плиту? Тогда снаряду придется преодолеть уже больше, чем 300 мм брони (в зависимости от угла наклона плиты – но ведь и высота защищенного борта снизится тоже ! и чем сильнее мы наклоняем плиту – тем толще наша броня, но тем меньше борта она прикрывает. Апофеоз – когда мы повернем плиту на 90 град мы получим аж семиметровую толщину брони – но эти 7 метров толщины прикроют узенькую полоску (300 мм) борта.
В нашем примере наклонный бронепояс при падении снаряда под углом 30 град к поверхности воды оказался на 24,8 % эффективнее, чем вертикальный бронепояс. Но, снова вспомнив азы геометрии – мы обнаружим, что от такого снаряда наклонный бронепояс прикрывает ровно на 24,8 % меньшую площадь, чем вертикальный !
Так что чуда, увы, не случилось. Наклонный бронепояс увеличивает бронестойкость пропорционально снижению площади защиты. Чем больше отклонение траектории снаряда от нормали – тем большую защиту дает наклонный бронепояс – но тем меньшую площадь этот самый бронепояс прикрывает.
Но это – не единственный недостаток наклонного бронепояса. Дело в том, что уже на дистанции в 100 каб отклонение снаряда от нормали (т.е. угол снаряда относительно поверхности воды) орудий ГК линкоров ВМВ составляет от 12 до 17,8 град (у Кофмана есть замечательная табличка в книге «Японские линкоры Ямато, Мусаси» на стр 124) На дистанции в 150 кабельтовых эти углы увеличиваются до 23,5-34,9 град. Добавим к этому еще 19 град наклона бронепояса (Саут Дакота) – получим 31-36,8 град на 100 кабельтовых и 42,5-53,9 град на 150 кабельтовых.
При этом следует иметь ввиду, что европейские снаряды рикошетировали, либо раскалывались уже при 30-35 град отклонения от нормали, японские – при 20-25 град и только американские могли выдержать отклонение в 35-45 град. (Линкоры типа «Саут Дакота», Чаусов)
Получается, что наклонный бронепояс, расположенный под углом в 19 град практически гарантировал, что европейский снаряд расколется или рикошетирует уже на дистанции в 100 кабельтовых (18,5 км). Если расколется – отлично, но если будет рикошет? Взрыватель вполне может взвестись от сильного скользящего удара. Тогда снаряд «скользнет» по бронепоясу и уйдет сквозь ПТЗ прямиком вниз, где полноценно рванет практически под днищем корабля…нет, такой защиты нам не надо!
И что же выбрать для нашего линкора?
На мой взгляд – наш перспективный линкор должен иметь вертикальную разнесенную броню. Разнесение брони позволит существенно повысить защиту при той же массе брони, а ее вертикальное положение обеспечит максимальную площадь защиты при бое на дальней дистанции.
Каземат и бронирование оконечностей – надо или нет?
Как известно, существовало 2 системы бронирования ЛК – «все или ничего» — когда бронировалась исключительно цитадель – зато мощнейшей броней, или же когда бронировались также и оконечности ЛК, а поверх основного бронепояса проходил еще и второй, правда меньшей толщины. Немцы этот второй пояс называли казематом, хотя разумеется, никаким казематом в первоначальном смысле этого слова второй бронепояс не был.
Проще всего определится с казематом – ибо эта вещь на ЛК почти совершенно бесполезная. Толщина каземата здорово «отъедала» вес, но не давала никакой защиты от тяжелых снарядов противника. Стоит учесть разве что очень узкий диапазон траекторий, при которых снаряд пробивал сначала каземат, а потом попадал в бронепалубу. Но существенного прироста защиты это не давало, к тому же каземат никак не защищал от бомб. Конечно же, каземат давал дополнительное прикрытие барбетов орудийных башен. Но куда проще было бы более основательно забронировать барбеты…что к тому же дало бы неслабую экономию по весу. К тому же барбет обычно круглый – а значит очень велика вероятность рикошета. Так что, на мой взгляд, каземат ЛК совершенно не нужен. Разве что в форме противоосколочной брони – но с этим, пожалуй, вполне могло бы справиться небольшое утолщение корпусной стали.
Совсем другое дело – бронирование оконечностей. Если каземату легко сказать решительное «нет» — то бронированию оконечностей также легко сказать решительно «да». Достаточно вспомнить, что происходило с небронированными оконечностями даже столь устойчивых к повреждениям линкоров, какими были Ямато и Мусаси. Даже относительно слабые удары по ним приводили к обширным затоплениям, которые (хотя и ничуть не угрожали существованию корабля) требовали длительного ремонта.
Так что нашему линкору мы бронируем оконечности, а каземат пусть себе ставят наши враги
Уф, кажется с бронепоясом все
Перейдем к палубе.
Бронепалуба – одна или много?
Окончательного ответа на этот вопрос история так и не дала. С одной стороны как я уже писал выше, считалось, что одна монолитная палуба будет держать удар лучше, чем несколько палуб той же суммарной толщины. С другой стороны – идея о разнесенном бронировании (ведь тяжелые авиабомбы тоже могли оснащаться «макаровским колпачком», а японцы так вообще просто приваривали к своим крупнокалиберным снарядам стабилизаторы)
В общем, получается так – с точки зрения устойчивости от бомб предпочтительней выглядит американская система бронирования палуб – верхняя палуба – для «взвода взрывателя», вторая палуба – она же и главная – для того чтобы выдержать разрыв бомбы, и третья, противоосколочная – для того, чтобы «перехватить» осколки, если главная бронепалуба все-таки не выдержит.
Но с точки зрения устойчивости к крупнокалиберным снарядам такая схема малоэффективна.
Истории известен такой случай – это обстрел «Массачуссетом» недостроенного «Жана Бара». Современные исследователи почти хором поют осанну французским линкорам – большинством голосов считается, что система бронирования «Ришелье» являлась лучшей в мире.
А что произошло на практике? Вот как описывает это Сулига в своей книге «Французские ЛК «Ришелье» и «Жан Бар»»
http://www.wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Richelieu/17.htm:
«Массачусетс» открыл огонь по линкору в 08м (0704) правым бортом с дистанции 22000 м; в 0840 он начал поворот на 16 румбов в сторону берега, временно прекратив огонь; в 0847 он возобновил стрельбу уже левым бортом и закончил ее в 0933. За это время по «Жану Бару» и батарее Эль-Ханк он выпустил 9 полных залпов (по 9 снарядов) и 38 залпов по 3 или 6 снарядов. Во французский линкор пришлось пять прямых попаданий (по французским данным — семь).
Один снаряд из упавшего в 0825 накрытием залпа попал в кормовую часть с правого борта над адмиральским салоном, пробил палубу спардека, верхнюю, главную броневую (150-мм), нижнюю броневую (40-мм) и 7-мм настил первой платформы, взорвавшись в ближайшем к корме погребе бортовых 152-мм башен, к счастью пустом.
Что мы видим ? Великолепная защита француза (190 мм брони да еще две палубы – не шутка!) оказались с легкостью проломлены американским снарядом.
Кстати, здесь будет уместно сказать пару слов о расчетах зон свободного маневрирования. Смысл этого показателя в том, что чем больше дистанция до корабля – тем больше угол падения снарядов. А чем больше этот угол – тем меньше шансов пробить бронепояс но тем больше шансов пробить бронепалубу. Соответственно, начало зоны свободного маневрирования – это дистанция, с которой бронепояс уже не пробивается снарядом а бронепалуба – еще не пробивается. А конец зоны свободного маневрирования – это дистанция, с которой снаряд таки начинает пробивать бронепалубу. Очевидно, что зона маневрирования корабля для каждого конкретного снаряда – своя, так как пробитие брони напрямую зависят от скорости и массы снаряда. Зона свободного маневрирования — один из самых любимых показателей как конструкторов кораблей, так и исследователей истории кораблестроения. Но у меня к этому показателю нет никакого доверия. Тот же Сулига пишет
http://www.wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Richelieu/04.htm
170-мм бронированная палуба над погребами «Ришелье» — следующая по толщине за единственной бронепалубой японского «Ямато». Если учесть еще нижнюю палубу и выразить горизонтальную защиту этих кораблей в эквивалентной толщине американской палубной брони «класса Б», то получается 193 мм против 180 мм в пользу французского линкора. Таким образом «Ришелье» имел лучшее палубное бронирование среди всех кораблей мира.
Замечательно ! Очевидно, что «Ришелье» был лучше бронирован, нежели та же Саут Дакота (которая имела бронепалубы общей толщиной 179-195 мм из которых гомогенная броня класса Б 127 – 140 мм, а остальное – уступавшая ей в прочности конструкционная сталь) Однако же рассчитанный показатель зоны свободного маневрирования Саут Дакоты под обстрелом те же самых 1220 кг 406 мм снарядов, составлял от 18,7 до 24,1 км. А «Массачусетс» пробил ЛУЧШУЮ чем у «Дакоты» палубу примерно с 22 км!
А вот еще пример.
Американцы после войны постреляли по лобовым плитам башен, планировавшихся для ЛК класса Ямато. Им досталось одна такая плита — ее вывезли на полигон и обстреляли тяжелыми американскими 1220 кг снарядами последней модификации. Мк8. мод 6. Стреляли так. чтобы снаряд попадал в плиту под углом 90 град. Сделали 2 выстрела — первый снаряд плиту не пробил. Для второго выстрела использовали усиленный заряд (т.е. обеспечили повышенную скорость снаряда) Броня раскололась. Японцы скромно прокомментировали данные испытания — они напомнили американцам, что испытываемая ими плита была ЗАБРАКОВАНА приемкой. Но даже забракованная плита раскололась только после второго попадания, причем искусственно ускоренным снарядом.
Юмор ситуации заключался вот в чем. Толщина испытываемой японской брони была 650 мм. При этом абсолютно все источники утверждают, что японская броня по качеству была хуже среднемировых стандартов. Мне, к сожалению не известны параметры стрельбы (начальная скорость снаряда, дистанция и т.д.) Но Кофман в своей книге «Японские ЛК Ямато, Мусаси» утверждает, что в тех полигонных условиях американские 406 мм орудие в теории должно было пробивать 664 мм брони среднемирового уровня ! А в реале они «ниасилили» 650 мм брони заведомо худшего качества
Вот и верь после этого в точные науки
Но вернемся к нашим баранам, т.е к горизонтальному бронированию. С учетом всего вышесказанного можно сделать вывод – разнесенное горизонтальное бронирование неважно держало удары артиллерии. С другой стороны единственная (зато толстенная) бронепалуба «Ямато» показала себя не так чтобы плохо против американских авиабомб.
Поэтому, как мне кажется, оптимальное горизонтальное бронирование выглядит так – толстенная бронепалуба, а ниже – очень тоненькая противоосколочная.
Бронепалуба – со скосами или без ?
Скосы – это один из самых спорных вопросов горизонтального бронирования. Их достоинства велики. Разберем случай, когда главная, наиболее тостая бронепалуба имеет скосы
Они участвуют как в горизонтальной, так и в вертикальной защите цитадели. При этом скосы очень прилично экономят общий вес брони – это ведь, по сути тот самый наклонный бронепояс, только в горизонтальной плоскости. Толщина скосов может быть меньше чем у палубной брони – но за счет наклона они обеспечат горизонтальную защиту такую же, как горизонтальная броня того же веса. А при той же толщине скосов горизонтальная защита сильно возрастет – правда вместе с массой. Но горизонтальная броня защищает исключительно горизонтальную плоскость – а скосы участвуют еще и в вертикальной защите, позволяя ослабить бронепояс. К тому же скосы, в отличие от горизонтальной брони того же веса, располагаются ниже – что уменьшает верхний вес и положительно сказывается на остойчивости корабля.
Недостатки скосов – это продолжение их достоинств. Дело в том, что существует два подхода к вертикальной защите – подход первый заключается в том, чтобы вообще воспрепятствовать проникновение снарядов противника. Т.е. бортовая броня должна быть самой тяжелой – именно так была реализована вертикальная защита Ямато. Но при таком подходе дублирование бронепояса скосами попросту не нужно. Есть и другой подход – его пример – «Бисмарк». Конструкторы «Бисмарка» не стремились сделать непробиваемый бронепояс. Они остановились на такой толщине, которая воспрепятствовала бы проникновению снаряда за бронепояс в целом виде – на разумных дистанциях боя. А в этом случае крупные осколки снаряда и взрыв наполовину разлетевшегося ВВ надежно блокировался скосами.
Очевидно, что первый подход – непробиваемой защиты – актуален для «предельных» линкоров, которые создаются как сверхкрепости без каких-либо искусственных ограничений. Таким линкорам скосы попросту не нужны – зачем? Их бронепояс и так достаточно прочен. А вот для линкоров, чье водоизмещение по каким-либо причинам ограничено, скосы становятся весьма актуальными, т.к. позволяют добиться примерно той же бронестойкости при много меньших затратах брони.
Но все таки схема «скосы+относительно тонкий бронепояс» порочна. Дело в том, что данная схема априори предполагает, что СНАРЯДЫ БУДУТ ВЗРЫВАТЬСЯ ВНУТРИ ЦИТАДЕЛИ – между бронепоясом и скосами. В результате линкор, бронированный по такой схеме в условиях интенсивного боя разделит судьбу «Бисмарка» — линкор очень быстро утратил боеспособность. Да, скосы отлично защитили корабль от затопления и машинные отделения – от проникновения снарядов. Но что толку в этом, когда весь остальной корабль давно уже представлял собой полыхающую развалину?
Скосы существенно сокращают объем цитадели. Обратите внимание, где находится бронепалуба «Тирпица» в сравнении с «Кинг Джордж V»
В силу ослабленного бронепояса, все помещения выше бронепалубы по сути отданы на растерзание вражеским АРСам.
Резюмируя вышесказанное (хочется сказать еще, но пост и так обрел воистину гомерические размеры)
По моему скромному разумению, идеальной системой бронирования предельного альтернативного линкора будет следующая:
1) Вертикальный бронепояс – с разнесенным бронированием, первый лист – не менее 100 мм, второй – 300 мм, отстоят друг от друга не более, чем на 250-300 мм.
2) Горизонтальная броня – верхняя палуба – 200 мм, без скосов, опирается на верхние кромки бронепояса
3) Горизонтальная броня – нижняя палуба – 20-30 мм со скосами к нижней кромке бронепояса.
4) Оконечности — легко бронированы
5) Второй бронепояс (каземат) — отсутствует