Опоздавший на войну. Русская «Валькирия» или ведомый БПЛА «Гром»

10

Когда в феврале 2022 года начались боевые действия на Украине, то большинство экспертов и ваш покорный слуга в частности, считало, что они будут выглядеть как войны США против Ирака или Югославии. Российская авиация будет безраздельно господствовать в воздухе, безнаказанно уничтожая украинскую армию и всё что хоть мало-мальски относится к военной инфраструктуре. Однако случилось всё не так как ожидалось. Мощная украинская ПВО устояла и сейчас, ВКС России хоть и работают, но исключительно в прифронтовой зоне и даже в этом случае они несут постоянные потери.

Почему же так произошло? Причин несколько, но главными из них являются недостаточное количество самолётов и откровенная слабость беспилотной российской авиации. У России не нашлось достаточного количества БПЛА, чтобы выявить и подавить ПВО Украины.

А ведь всё могло происходить иначе. Так как ещё в 2020 году был представлен БПЛА, который должен был стать идеальным прорывателем противовоздушной обороны. Но ни 2022, ни в текущем 2023 годах, этой машины всё ещё нет в войсках. И речь о ней пойдёт ниже.

Опоздавший на войну. Русская «Валькирия» или ведомый БПЛА «Гром»

Содержание:

В 2020 году, на форуме «Армия-2020», группой «Кронштадт», была представлена целая серия перспективных БПЛА, среди которых присутствовал макет БПЛА «Гром». Внешне «Гром» напоминает БПЛА XQ-58 Valkyrie. Что неудивительно. Учитывая, что создаются они для решения одинаковых задач. Однако по габаритам он превышает и «Валькирию», и «Верного Ведомого». Длина 13,8 метров. Размах крыла 10 метров. Как и его американские визави, БПЛА «Гром» реализуется с учётом технологий снижения заметности.

Для понимания сферы применения нашей машины остановимся поподробней на его американском конкуренте.

Опоздавший на войну. Русская «Валькирия» или ведомый БПЛА «Гром»

XQ-58 Valkyrie

Компания Kratos Unmanned Aerial Systems разрабатывает БПЛА XQ-58 Valkyrie. Его основное назначение – разведка и прорыв ПВО противника. Таким образом, это прямой аналог БПЛА «Гром».
Длина корпуса БПЛА XQ-58 Valkyrie составляет около 9 метров. Размах крыльев около 7 метров. Максимальная скорость 1 050 километров в час. Потолок 13 715 метров. Перегоночная дальность порядка 3 900 километров.

Прототип и изображения БПЛА XQ-58 Valkyrie:

Корпус БПЛА XQ-58 Valkyrie выполнен с применением технологий малозаметности и ориентирован на преодоление наземной ПВО – минимальная эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) должна быть в передней-нижней полусфере.


Испытательный полёт прототипа БПЛА XQ-58 Valkyrie.

Вооружение размещается во внутренних отсеках на четырёх точках подвески грузоподъёмностью по 250 кг. На БПЛА XQ-58 Valkyrie должны быть установлены оптические и радиолокационные средства разведки, система дистанционного управления и автопилот.

Одним из важнейших критериев разработки БПЛА XQ-58 Valkyrie компания Kratos Unmanned Aerial Systems называет максимальное снижение стоимости его производства и технического обслуживания. БПЛА XQ-58 Valkyrie создаётся на базе воздушной мишени. Предполагается, что его стоимость составит 2–3 млн долларов. Но вернёмся к Грому.

Технические особенности и характеристики БПЛА «Гром»

Источник иллюстраций: https://www.artstation.com/artwork/PoOKXL

Скорость полёта БПЛА «Гром» должна достигать 1 000 километров в час, крейсерская – 800 километров в час. Практический потолок составит 12 000 метров. Предположительно, на БПЛА «Гром» будет установлен турбореактивный двигатель АИ-222-25, используемый на учебном самолёте Як-130.

Для БПЛА «Гром» заявлен боевой радиус действия 700 километров. С одной стороны, это кажется меньше, чем у БПЛА XQ-58 Valkyrie и БПЛА Loyal Wingman. У которых радиус действия может составлять свыше 1 500 километров (основываясь на перегоночной дальности). С другой стороны, радиус действия иногда указывают с учётом времени на барражирования БПЛА в районе цели. Также ограничительным фактором может выступать дальность систем связи для управления БПЛА.

Як-130

Як-130

Вообще, для российского учебного самолёта Як-130, оснащённого двумя двигателями АИ-222-25, заявлена дальность полёта 2 000 км. А для его китайского аналога Hongdu L-15, оснащённого аналогичными форсированными двигателями АИ-222-25Ф, заявлена дальность полёта 3 100 км, при меньшей максимальной взлётной массе последнего.
С учётом вышеизложенного, можно предположить, что для БПЛА «Гром» вполне может быть достигнута перегоночная дальность порядка 3 000–3 500 километров.

Кстати для действий на Украине и 700 км с головой бы хватило.

Можно отметить, что (по сравнению с американской программой Skyborg) БПЛА «Гром» больше ориентирован на выполнение ударных функций в роли «беспилотного штурмовика». О выполнении таких задач как РЭБ, вынесенная оружейная платформа авиационного вооружения или ретрансляция связи речи пока не идёт. Возможно, эти задачи будут возложены на более крупный, сложный и дорогой БПЛА «Охотник» или реализованы впоследствии.

Опоздавший на войну. Русская «Валькирия» или ведомый БПЛА «Гром»

Почему Грома нет в ВКС России

Казалось, что перспективы у этого БПЛА самые радужные. Двигатель вполне себе серийный. Да и в другие узлы не сказать, чтобы очень инновационные, и сейчас машина должна была находиться если не войсках, то проходить всесторонние испытания пред принятием на вооружение.

Однако, на Украине Громы мы не видим, и никакой информации о проведении испытаний то же нет. Зато появилось сообщение что на НПЦ газотурбостроения «Салют», закончились испытания силового агрегат для Грома. Позвольте, но ведь АИ-222-25 вполне себе серийный и Як-130 продаются по всему миру. Но как оказалось компрессор на этом моторе был импортным и вот только сейчас его копия, сделанная в России, прошла испытания и двигатель АИ-222-25 можно снова запускать в серию. Так сказать, повторно.

«Вот он чё Михалыч».

Так санкции для нас оказались не таким уж и безболезненными. И после 24 февраля Россия оказалась фактически без небольших экономичных авиамоторов АИ-222-25, идеальных для беспилотников.

Так что в дальнейшем, можно надеяться, что ещё до окончания украинского кризиса эта машина окажется в войсках и мы сможем оценить насколько она хороша в прорыве насыщенной и современной ПВО.

В статье использованы материалы:

https://topwar.ru/177481-russkaja-valkirija-vedomyj-bpla-grom.html

https://topcor.ru/33263-perspektivnyj-bpla-grom-skoro-poluchit-svoj-dvigatel.html

PS. Интересно а почему вместо нельзя под подобные БПЛА переделать все старые советские самолёты, скажем начиная с МиГ-21? Чем не идеальные прорыватели ПВО. Тем более, что если они где то и остались то им всё равно уже пора на списание.

PPS. Коллеги, ещё раз напоминаю об информационной гигиене. Если после статьи появятся какие-то комментарии политического характера, то они будут удалены а сами комментарии закрыты. На сайте не допускается обсуждение событий на Украине.

Подписаться
Уведомить о
guest

19 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account