Интересная статья из винтажного журнала, которая, думаю, заинтересует коллег.
«Подводная война» – этот термин впервые появился во время мировой войны 1914–1918 гг. Борясь против морской блокады, германские подводные лодки своими невиданными атаками наносили серьезный ущерб военному и торговому флоту союзников. Борьба на морских коммуникациях, которая ведется между странами Западной Европы в наши дни, снова демонстрирует огромное значение подводного флота.
Еще не устранены существенные недостатки этого грозного боевого оружия. Крупнейшим недостатком современных подводных лодок является отсутствие достаточно Мощного и совершенного двигателя, который одинаково хорошо мог бы работать и под водой и на поверхности. Как известно, подводные лодки имеют сдвоенные энергетические установки. Находясь на поверхности, лодки движутся с помощью дизелей, производя одновременно зарядку аккумуляторных батарей. Уходя под воду, лодки работают за счет энергии этих электрических аккумуляторов. Такая двойная система значительно утяжеляет подводные лодки и увеличивает их габариты.
По сравнению с другими морскими судами подводные лодки тихоходны. Их скорость на поверхности: составляет всего 15–20 узлов (27–36 километров в час), т. е. значительно уступает скорости миноносца. Под водой скорость лодки становится еще меньше и не превышает 10 узлов (18 километров в час). Но и при такой скорости лодка может двигаться под водой всего лишь несколько часов, после чего она снова должна всплыть на поверхность для зарядки аккумуляторов.
В настоящее время конструктора многих стран работают над созданием нового мотора для подводного флота. Германским изобретателям удалось добиться в этом отношении некоторых успехов. Они сконструировали газовый двигатель, работающий на смеси кислорода и водорода. Этот двигатель значительно легче аккумуляторной установки. Запасов взятого газа хватает на большее время, чем заряд аккумуляторов. Но все же для пополнения этих запасов требуются дизель и динамомашина, с помощью которой вода разлагается на кислород и водород. Таким образом, даже при внедрении новой конструкции подводные лодки по-прежнему должны иметь два двигателя.
Следует ожидать, что в будущем техника найдет более совершенный двигатель, отличающийся высокой экономичностью, одинаково хорошо работающий и на поверхности и под водой. С появлением такого двигателя значение подводного флота еще больше возрастет. Попробуем в общих чертах представить себе подводные корабли будущего.
Уже в настоящее время подводный флот имеет весьма крупные боевые единицы. Хотя они и называются «лодками», но представляют собою целые крейсера с большой дальностью действия, хорошо вооруженные пушками и торпедными аппаратами. Водоизмещение таких подводных крейсеров нередко превышает 3 тыс. тонн. Современная гигантская французская подводная лодка «Сюркуф» имеет, например, 4 пушки, 4 пулемета и 14 торпедных аппаратов. Мощность ее механизмов достигает 7600 лошадиных сил.
Нет сомнения, что с появлением более совершенных двигателей скорость подводных крейсеров сильно увеличится и их боевые качества возрастут. Кроме того, можно предложить, что для постройки подводных лодок будет применяться какой-либо новый металлический сплав, отличающийся меньшим удельным весом и большей прочностью, чем современная сталь. Это позволит значительно облегчить подводные лодки и увеличить глубину их погружения.
Уже современная подводная лодка является весьма опасным противником для надводных кораблей. Однако морской флот, вооруженный новейшими орудиями и приборами, при взаимодействии с воздушными силами успешно борется с подводным врагом. Несомненно, что процесс в области строительства подводного флота приведет к появлению новых средств борьбы с подводными крейсерами.
В будущем для защиты от еще более грозного подводного врага надводные корабли будут снабжены «подводными истребителями», как их можно будет называть, «догонщиками». Это будут одноместные быстроходные подводные лодки, вооруженные глубинными бомбами и торпедами.
Погонщики не смогут брать с собой большого запаса горючего, иные корабли, совершая далекие рейсы, будут возить эти маленькие водные лодки на себе. Для этой цели в нижней части корпуса корабля будут устроены специальные углубления – «гнезда», в которых догонщики могут помещаться, не нарушая при этом обтекаемой формы несущего корабля. В нужный момент лодка-догонщик выйдет из своего «гнезда» и ринется в бой.
При помощи звукоулавливателей гонщики обнаружат подводные крейсера противника. Пользуясь своей быстроходностью и маневренностью, догонщики глубинными бомбами и торпедами смогут нанести большой вред подводным кораблям противника, а многих из них даже уничтожить.
Легко себе представить, что наиболее радикальным средством борьбы с догонщиками и самолетами врага явятся такие же догонщики и самолеты. Подобно тому как бомбардировщики, вылетая в атаку, ведут с собой конвой истребителей защиты от самолетов противника, так и подводные крейсера будут сопровождаться конвоем своих догонщиков и самолетов. Возможно, появятся даже подводные авиаматки, похожие на подводные крейсера, только несколько больших размеров и менее вооруженные. Верхняя часть такой авиаматки будет представлять герметически закрытый длинный и узкий ангар, в котором один за другим разместятся гидросамолеты. В нижней, изолированной части расположатся двигатели и механизмы управления. Чтобы выпустить самолеты, лодка несколько поднимется из воды, после чего входной люк ангара откроется. При этом вода зальет нижнюю часть ангара, самолеты вырулят на морскую поверхность и совершат взлет.
Кроме авиаматок, могут появиться крупные подводные корабли, снабженные несколькими одноместными догонщиками. В корпуса этих кораблей будут устроены «гнезда» – углубления для догонщиков так же как и в надводных кораблях.
Пока догонщик находится в от «гнезде», можно будет переходить из него в корабль и обратно через специально устроенные люки. Перед тем как догонщик отделяется от корабля, чтобы выйти в самостоятельное плавание, эти люки герметически закрываются.
Трудно предугадать, как будет вооружен будущий подводный флот. Следует думать, что большое распространение получат усовершенствованные торпеды и зенитные орудия. По всей вероятности, широко будет применяться управление по радио, появятся, в частности, управляемые по радио летающие торпеды, которые по скорости превзойдут существующие сейчас истребители.
Уходя в плавание на долгий срок, корабли будут брать с собою на буксире подводную баржу с боеприпасами, продовольствием и запасом горючего. Эта баржа явится своеобразной подводной базой. Она погружается на дно, на большую глубину, в том районе, где предстоит действовать подводным лодкам и догонщикам. B барже будут устроены герметически закрывающиеся люки, с помощью которых люди смогут переходить из лодок в баржу и обратно, переносить горючее, продовольствие и т. п. Ночью подводная баржа сможет 'всплывать наверх, чтобы пополнить запаси воздуха для своей немногочисленной команды.
Но подводные баржи могут служить не только удобной секретной базой для лодок, действующих вдали от своего берега. Буксируя такие баржи, можно перевозить под водой незаметно для противника большие партии грузов, артиллерию, танки и десантные отряды. В нужный момент подводные баржи с этим десантным снаряжением всплывают на поверхность близ неприятельского берега и высаживают вооруженный отряд.
Подводные корабли можно снабдить шлюпками для спасения команды.
Эти небольшие, герметически закрытые суденышки будут находиться в специальных углублениях, сделанных в обшивке судна.
Если подводный крейсер потерпит аварию, команда через открытые люки перейдет в шлюпку, затем люки герметически закроются, а шлюпка отцепится от лодки и всплывет на поверхность.
Для охраны морских побережий, возможно, появятся новые мощные средства – «подводные острова», которые будут расставлены в наиболее ответственных и важных участках, как, например, в проливах, входа в бухту и т. д..
Эти «подводные острова» явятся как бы передовыми фортами береговой обороны. В огромном, герметически закрытом бронированном помещении будут размещены торпедные аппараты, орудия, боеприпасы. Подвезенный на буксире к намеченному пункту «остров» погрузится под воду на большую глубину. Команда «острова» снабжена радиоустановками и звукоулавливателями. Получив сигнал о приближении противника, «остров» всплывает поверхность, и перед неприятельским флотом неожиданно оказывается вооруженная крепость, опасная как для надводных, так и для подводных кораблей и даже для авиации.
Эта подводная крепость будет вооружена мощной дальнобойной и зенитной артиллерией. Она же явится базой для отряда догонщиков, которые в любую минуту смогут пойти в атаку против приближающегося флота противника. «Подводный остров» вооружен также усовершенствованными торпедами, которые могут быть с достаточной точностью пущены даже по невидимым целям. Связанные с торпедными аппаратами звукоулавливатели по шуму моторов определяют местонахождение вражеских кораблей и автоматически, со всеми по¬правками, дают направление выпуска торпеды.
Так можно представить себе подводную войну будущего… если только капитализм не задохнется в своих противоречиях и не будет уничтожен раньше, чем появятся новые чудовищные средства подводного истребления.
источник: П. ГРОХОВСКИЙ, Рисунки А. КАТКОВСКОГО «Окно в будущее. Подводная война будущего» «Техника-молодежи» 06-1940