Обзор бронетехники в МВИ
Это беглый обзор истории создания танков и бронемашин в этом мире. И, эта история сильно отличается от реального мира.
Что касается создания бронеавтомобиля, то она почти такая же. Во время русско-японской войны в России, и в этот же период в других странах стали возникать и реализовываться в единичных экземплярах проекты бронированных автомобилей. Наиболее развитые, богатые, и агрессивные страны эту идею развили, остальные потом уже пошли «в ногу со временем». То есть всё почти как у нас.
С танками же получилось иначе.
Идея танков пришла к русским военным во время той же русско-японской войны. Во время осады Квантунской крепости (ну то есть Порт-Артура).
А война эта шла несколько иначе, и осада крепости шла «наоборот» — японцы защищали крепость, а русская армия осаждала. И у русских возникла идея создания броневых установок, которые бы играли функцию средневековых осадных башен, при осаде современных укреплений. То есть смогли бы, прикрываясь броней, приближаться к противнику и вести огонь.
Сразу после войны, идею попробовали реализовать. Схема была аналогичная тому, как в реале создавалась артиллерия совместными российско-германскими усилиями. Русские военные и инженеры подали идею и разработали общий проект. Немецкие конструкторы и инженеры реализовали эту идею, воплотив её в металле.
Соответственно первый танк, задачи которого (и дата создания) несколько отличались от созданных в реале, и выглядел несколько иначе.
Больше всего он напоминал проект «танка Рыбинского завода» — бронированная коробка на гусеницах, с трёхдюймовой пушкой в лобовом листе и пулеметом.
Конечно, сразу же возникла потребность испытать машину в боевой обстановке. И вскоре такая возможность появилась — началась война, аналогичная реальной Балканской. Опытная рота бронированных вездеходных машин была создана в болгарской армии. Готовили её русские и немецкие специалисты.
Танки пошли в бой на турецкие укрепления и их, как легко догадаться, ждал успех — пулеметы против брони оказались бессильны. Правда, 4 из 10 танков были подбиты турецкой артиллерий, но турецкие позиции были быстро захвачены, с минимальными потерями.
В этой же войне впервые применили и бронеавтомобили — бронеавтомобильный эскадрон, вооруженный русскими бронеавтомобилями (так же созданных совместно с немцами) был сформирован в сербской армии. Действовал достаточно успешно.
Информация о применении нового оружия быстро разошлась.
В результате, к началу франко-германской войны, в обеих армиях уже были танки. Правда, рассматривались они ещё исключительно как средство осады крепостей.
Форма их была развитием первых моделей — у немцев это был аналог Sturmpanzerwagen A7V, у французов Saint-Chamond mle. 1916 и Schneider CA1. У австрийцев был свой аналогичный танк Бурштыня, у англичан «Большой Вилли».
Немцы так же создали и новый образец, совсем небольшую машину с пулеметным вооружением — более дешевую и потому имеющую шанс стать массовой. Это аналог реальной Leichte Kampfwagen Krupp.
Когда война, как и в реале, перешла в позиционную стадию, вспомнили о танках, которым до этого реальной работы не находилось ещё, кроме отдельных (но успешных) штурмов крепостей.
Необходимость преодолевать окопы, проволочные заграждения привела к созданию новых форм танков — тех самых ромбов.
Далее французы создают свой Automitrailleuse à chenilles Renault FT, и в подражании немецкому
Leichte Kampfwagen Krupp, свой вариант, аналог американского Ford 3 tonn. А так же тяжелые танки типа Char de rupture 1A, Char de rupture 2C и т.д.
Немцы так же не стоят на месте, они разрабатывают и производят аналоги танков LK.I, LK.II, LK.III, leichter Sturmwagen Krupp-A.-G, Sturmpanzerwagen Oberschlesien и пр.
Вообщем до конца войны обе армии успевают заложить основы будущих танков, и испытать их в деле.
Поскольку после окончания войны, в этом мире отнюдь не наступает затишье, а наоборот — страны готовятся к новым войнам, то и бронетехника продолжает развиваться. И если в реале в 20-е годы появлялись лишь проекты на бумаге, изредка в металле, то в этом мире проекты идут в серию.
Танки этого мира условно можно разделить на три поколения.
Первое поколение — танки, созданные во время франко-германской войны, их послевоенное развитие, и подражанием им в разных странах.
Второе поколение — танки, созданные в 20-е годы, и производившиеся до середины 30-х.
Третье поколение — танки, разработанные во второй половине 30-х годов.
И понятно, что в этом мире в 1940 году, основную массу бронетехники во всех армиях составляют машины второго поколения.
Кстати, понятно, что при таком развитии событий, само слово «танк» не имеет права на жизнь, во всяком случае, в качестве международного.
Поэтому оно не будет употребляться в названиях бронетехники, но будет использоваться в текстах — иначе будет сложно понять и все равно по привычке станет проскакивать.
Равно как в официальных названиях не будет слова «противотанковый».
Исключение сделано лишь для Великобритании, где слово «танк» заменить просто нечем, и в некоторых странах, откуда танки пришли из Великобритании — например, Чили.
С остальными языками проблем особых не было, так как на самом деле, слово «танк» употребляется в очень немногих языках, а в реале, в 20-е годы оно использовалось ещё меньше, и было введено потом.
Для России же, используется название, сокращенное от «боевой броневездеход» — то есть «бронеход». Слово, часто предлагаемое в разных альтернативах и вполне понятное.
Теперь краткий обзор по танкам разных стран, если быть совсем точными — по аналогам, взятым за основу, и концепции принятого для страны дизайна.
Причем, ещё раз обращаю внимание, что понятие аналог в данном случае подразумевает в первую очередь дизайн, концепцию, компоновку и т.п. Посему не следует ориентироваться на реальные машины в плане их ТТХ, истории развития, достоинств и недостатков — это совсем другие танки. Особенно, если для аналогов взяты танки, созданные после 1940 года. Их характеристики в данном случае будут не как у аналогов, а на уровне своего времени.
Не вдаваясь в подробности классификации, будем делить все машины на пехотные и кавалерийские.
При выборе аналога, и соответственно, внешнего вида бронетехники был заложен следующий принцип.
1. Обязательно использовать реальные образцы, особенно для стран, в которых эти образцы единичны.
2. Соблюдать правило единого дизайна для танков одного типа и одного поколения. Пусть даже кавалерийские и пехотные танки могли отличаться, но при этом у них должны были сохраняться единые элементы.
Это в первую очередь касается формы башен, расположения моторного, трансмиссионного и боевого отделений, расположение ведущего и направляющего колес, формы ходовой части (какую форму имеют гусеницы), типа подвески. Считаем, что эти элементы должны быть максимально стандартизированы.
3. Все образцы должны быть максимально индивидуальны — то есть армий с одинаковыми танками быть не должно. Даже если отличия не сильно бросаются в глаза.
Особенно важно это для армий тех стран, в которых за аналоги берутся образцы бронетехники, фактически полностью созданные заново, а не скопированные с аналогов.
Обзор по странам
Рассматривать будем по блокам стран.
Начнём с Антанты.
Германия.
Понятно, что история развития танков в этой Германии будет иметь мало общего с Третьим Рейхом.
Танки первого поколения — это проекты Первой Мировой войны.
Танки второго поколения в реале прямых аналогов иметь просто не могли и рассматриваются как развитие машин первого поколения.
Более легкие и более тяжелые машины получаются путем сохранения общей компоновки, тех элементов, что возможно использовать и пр. В целом у всех пехотных танков моторно-трансмиссионное отделение сзади, боевое — спереди.
За основу дизайна кавалерийских танков взят Leichte Traktor VK.31.
Более легкие и более тяжелые машины получаются путем сохранения общей компоновки.
У кавалерийских танков компоновка обратная: моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое — сзади.
Для пехотных и кавалерийских танков предлагается максимальная стандартизация — одинаковые башни, одинаковая подвеска, одинаковые бортовые экраны.
Танки третьего поколения — аналоги реальным немецким танкам, с соблюдением одного правила — ходовая часть с шахматным расположением катков.
Франция
Танки первого поколения — это танки Первой Мировой войны и некоторые проекты сразу после войны.
Танки второго поколения. За основу взяты машины от конца 20-х и до конца 30-х годов. Аналогами служат реальные модели, но среди них выбраны лишь те, у которых боевое отделение спереди, моторно-трансмиссионное — сзади. Те же танки, в том числе и массовые, широко известные модели, заменены другими, как правило, их конкурентами, не принятыми на вооружение. В целом же общая картина сильно похожа на реальную.
Танки третьего поколения. Французские проекты последних предвоенных и даже военных лет.
Великобритания
В данном мире не является родоначальницей этого вида оружия, и даже не имела опыта их массового использования. Но, тем не менее, в разработке новых образцов даже более преуспела, чем в реале.
Танки первого поколения
Варианты тяжелых и легких «ромбов» времен ПМВ и сразу же после неё.
Танки второго поколения
Пехотные танки делятся на два типа — основные и тяжелые.
Кавалерийские танки так же делятся на два типа — основные и тяжелые.
Для основных, изначально это версия Кристи с английской башней, позже — чисто английский аналог.
Для тяжелых:
Разведывательные танки
Танки третьего поколения