Объект 476 – таким должен был стать основной советский танк 90-х
Что бы кто не говорил, но основным советским ОБТ в 80-е годы считался Т-64. Именно эта машина была основной в западных военных округах, и именно она никогда не поставлялась на экспорт. Конечно, машина имела достаточное количество недостатков, но советское руководство их планировало устранить в будущей модернизированной машине, прототипом которой и стал Объект 476.
Многие вспомнят Объект 195, будущий Т-95, но это была перспективная машина 21-го века. И реально довести этот ОБТ до серии в 90-е ни кто не рассчитывал.
Но вернёмся к нашей опытной машине. Главным недостатком советских танков, по мнению наших военных, было недостаточное бронирование. Этот недостаток вытекал из того, что наши танки имели самую низкую массу по сравнению с западными конкурентами. Ну а эта особенность наших машин вытекала из недостатка мощности наших танковых двигателей, которые бы просто не потянули более тяжёлые машины.
Эти недостатки и решили устранить на будущем основном советском танке. И основой его должен был стать новый силовой агрегат – 6-цилиндровый 6ТД.
До этого на Т-64 устанавливались дизеля 5ТД, развивавшие мощность 850 л.с., тогда как новый движок мог развить сразу 1000 л.с. и имел хорошие перспективы к модернизации и дальнейшему увеличению мощности (самый мощный двигатель этого семейства 6ТД-3, сегодня развивает 1400 л.с.).
Более мощный мотор дал возможность конструкторам начать устранять извечные детские болезни советских танков. На машине появилось многослойное бронирование, а также опробовано множество интересных конструкторских находок. Именно этот танк впоследствии стал основой создания новых модификаций танков Т-64 и Т-80.
Кроме этого, благодаря новому двигателю сорокатонный танк был в состоянии развить по шоссе скорость до 70 км/ч.
Первый образец танка проекта «объект 476» появился в 1975 году. Создатели новой боевой машины смело изменили форму башни, применили метод комбинированного бронирования лобовой части (суть интересного решения в том, что в специальные полости размещается наполнитель, состоящий из залитых полиуретаном броневых пластин).
В 70-е годы подобное решение было революционным в области создания бронированной техники. Не зря несколько измененный вариант башни базовой модели устанавливался впоследствии на танки Т-80У, производство которых было налажено на харьковском и ленинградском заводах.
По словам харьковских специалистов, на этих танках удалось обеспечить защиту, аналогичную 600 мм обычной броневой стали. Благодаря тому, что на башне монтировался прицел-дальномер 1Г21, стало возможным осуществить установку на боевые машины комплекса управляемого вооружения «Кобра». Эти прицелы также достаточно долго устанавливались на серийные танки Т-64Б и Т-80Б и на их доработанные модели.
Тактико-технические характеристики «объекта 476» имели следующие параметры:
- год выпуска 1979,
- вес — 41,5 т, экипаж 3 чел.
- Габаритные размеры в мм:
- длина 9530,
- ширина 3580,
- высота 2210.
- Вооружение:
- пушка 125 мм,
- спаренный пулемет 7,62 мм
- зенитный пулемёт 12,7 мм.
- Броня — 20…600 мм.
- Мощность двигателя 1000 л.с.
- Максимальная скорость — 67 км/ч.
- Запас хода — 600 км.
Войсковые испытания новой базовой модели успешно прошли в различных климатических условиях. Несмотря на потяжелевшую башню, танк обладал повышенной маневренностью. По результатам испытаний новый двигатель 6ТД-1 был рекомендован для серийного производства. За счет высокой преемственности по конструктивному исполнению с предыдущим серийным двигателем 5ТДФ была обеспечена возможность использования уже хорошо отработанной технологии и имеющегося оборудования для серийного производства 6ТД-1 на харьковском заводе им. В. А. Малышева в самые сжатые сроки.
По приказу Министра обороны СССР от 21 декабря 1983 года танки Т-64А, Т-64АК (командирский), Т-64Б и Т-64Б1 с двигателем 6ТД-1 приняты на вооружение Советской Армии.
Однако танков этой базовой модели было выпущено не более 5, и на сегодняшний день ни один танк из этой серии не сохранился. Производство 6ТД-1 в серийных объемах развернули только в феврале 1986 г., в связи с тем, что он понадобился для производства новых танков Т-80У и Т-80УД.