Еще одна интересная статья из жж коллеги Харитонова.
Неандертальцы, даром что являлись подвидом человека разумного, рисовать не умели – так, линии, черточки, точки… шимпанзе тоже так могут. Первые нормальные рисунки, которые нам известны, были сделаны homo sapiens sapiens в Африке 40 тыс. лет назад, гораздо позже – в Австралии (22 тыс. лет) и в Америке (13 тыс. лет). Но это в основном неуклюжие каракули, напоминающие творчество сохранившихся до нашего времени дикарей – абстрактные орнаменты, стилизованные уродцы, человечки в стиле ручки-ножки-огуречик… Детское мышление. Исключение – Европа, где 34 тысячи лет назад вместе с кроманьонцами появилась настоящая живопись.
Лошадь. Неизвестный художник, Ласко, ок. 20 000 лет до н. э.
Они наверняка рисовали не только в пещерах, и уж конечно, в этих самых пещерах не жили – имеющие отношение к спелеологии меня поймут без дополнительных разъяснений – просто время пощадило лишь подземные изображения, укрытые от разрушающего действия климата и микроорганизмов.
На неровных сводах животные часто помещены в самых неожиданных положениях: вниз головой или боком – дело в том, что пещерные изображения – это не просто картины. Они приспособлены к изгибам, выступам и трещинам той скалы, на которую они нанесены, используют ее фактуру и цветовую гамму. Попытки воссоздать их на макетах (искусственные пещеры для туристов Альтамира-2 и Ласко-2) показали всю сложность этого процесса.
Рисунки жестко привязаны к определенным местам пещер. Содержание рисунков определяется звуковым фоном: изображения копытных животных располагаются в наиболее шумных, а кошачьих – в наиболее тихих участках пещер. Само пространство пещер, где имеются рисунки, статистически достоверно подразделяется на семь зон:
- – вход с отдельными изображениями,
- – повороты галерей и сужения между залами (иногда каждый поворот отмечается фигуркой другого животного);
- – входы в ниши основных залов;
- – зона с последними рисунками;
- – центральные части стен в залах или расширениях;
- – периферийные части центральных стен;
- – центральное пространство в нишах.
Количественное соотношение сюжетов и порядок их расположения на стенах пещер подчинены единому канону, обязательному для всех палеолитических художников Европы.
Кроме рисунков, на стенах пещер встречаются идеограммы (знаки-указатели). Они могут быть очень простыми – вертикальная или горизонтальная черта, нечто, напоминающее наконечник стрелы или дротика, или более сложными (предполагается, например, что единичный силуэт у входа в пещеру имеет запретительное значение).
Центр этой культуры находился где-то в окрестностях Пиренеев. В одной Франции сейчас известно более 130 пещер с позднепалеолитической живописью. Альтамира и Ласко – только самые известные из них. «Филиалы» же этой школы живописи имелись от Испании (Гибралтарская) до Индии (Бимбетка, Кришны), от Италии и Греции (Басуа и Левкадская соответственно) до Урала (Капова, Игнатьевская, М. Сыя). Все рисунки слеланы между 34 и 15 тыс лет до н. э.
Мы очень мало знаем о той эпохе. Генетически они были людьми, причем европейского типа, практически не отличавшимися от нас с вами. Они не обрабатывали металл, они не строили городов, у них не было табу на каннибализм. И они поддерживали единую культуру на пространствах от Испании до Индии двадцать тысяч лет – вся история современного человечества от Древнего Египта до наших дней, со всеми становлениями и падениями империй, короче в три раза.
Это не были замерзающие голодные дикари, замирающие по ночам в ужасе перед ночными хищниками – эти люди сжили со свету неандертальцев, гораздо более крепких физически и лучше приспособленных к холодному климату Европы. Они имели достаточно свободного времени, а главное – их мышление не было мышлением дикаря. Это была цивилизация, не похожая на те, которые мы знаем из аграрного периода человеческой истории, непохожая на все, что мы можем себе представить. Совсем другая.
А потом, 15 тысяч лет назад, живописные приемы внезапно были забыты, подобные рисунки не встречаются в наскальной живописи ни в мезолите, ни в неолите – снова только неуклюжие каракули. То же самое произошло и с другими предметами материальной культуры – словно все накопленные тысячелетиями опыт и мастерство оказались утрачены…