Советская официальная статистика давала вот такие графики по росту производства электроэнергии (в общем-то, эти или схожие цифры фигурируют практически везде в массовой советской печати):
Видим, что в 1916-м выработано всего 2,5 млрд кВт*час. И, эти 2,5 млрд писали то в 1913-й, то в 1916-й, и все последующие советские достижения сравнивали с этими 2,5 млрд, иногда писали 1,8 млрд в 1913-м.
Но, действительно ли в 1916-м выработали всего 2,5 млрд кВт*час?
Н.С. Симонов, «Энергетическая статистика дореволюционной России»:
Для 1916 года (только в пределах шести районов, охваченных планом ГОЭЛРО) достоверна цифра 4730 млн. кВт*час. В расчет были приняты 11800 силовых установок, вырабатывающих электроэнергию, средней мощностью 235 лошадиных сил каждая, и коэффициентом использования 0.30. То есть, всего 2.773.000 л. с. или 2.039.570,46 кВт.
То есть, мощность и выработка уже почти вдвое больше чем якобы выработка всей РИ в 1916-м согласно графикам 30-х гг. И, обратите внимание, что эти цифры давали советские же исследователи, а не какие-нибудь монархисты.
Открываем карту ГОЭЛРО:
У изначального плана ГОЭЛРО были районы — Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Кавказский и Туркестанский. На карте видно все кроме западно-сибирского и туркестанского. В шести районах выработка 4,73 млрд кВт*час. Судя по всему, неполные данные от не всех районов, которые далеко не охватывали всю территорию даже СССР в границах до 39 года — как видно по карте, значительная часть крупных городов не входит в районы ГОЭЛРО, Астрахань, Одесса, Николаев с его судостроительными предприятиями и т.д.
И какая тогда была выработка по всей РИ? — с Прибалтикой, с Финляндией и др. территориями. Я бы назвал цифру в диапазоне 8 и 12 млрд кВт*час.
Британия в 1916-м выработала 5 млрд кВт*час, Германия – 11 млрд кВт*час (возможно, данные по Германии в 1916-м неполные). То есть, Россия совершенно точно обогнала Британию и, возможно, догнала Германию.
И, РИ не собиралась стоять на месте. Из книги — Грищенко А.И., Зиноватный П.С. «Энергетическое право России (Правовое регулирование электроэнергетики в 1885—1918 гг.)»: «25 февраля 1917 года Управление внутренних водных путей Министерства путей сообщения опубликовало «План строительства новых водных путей, улучшения и развития существующих, выработанный особой междуведомственной комиссией в 1909-1912 гг.» Отдельный раздел плана предусматривал строительство более десяти мощных гидроэлектростанций на судоходных реках Европейской России и Сибири. План был рассчитан на 12 лет, а его общая стоимость составляла 2 миллиарда рублей». По нему в 1917-м должны были потратить до 600 млн рублей, получив мощности на 860 МВт (правда, непонятно, в каком году вышли бы на эти самые 860 МВт). Если в 1916-м ЭС мощностью 2040 МВт выработали суммарно не менее 4,73 млрд кВт*час, то эти в таком случае должны были бы выработать не менее 2 млрд кВт*час. Предполагалось, что МПС электрифицирует некоторые наиболее нагруженные участки ж/д сети, что позволит снизить тарифы, плюс — электровозы требуют меньшего времени на подготовку к выезду, а это — больше рейсов, т.е., больше грузоперевозок (ещё кстати на деньги МПС в Керчи начали строить казённый металлургический завод, судя по всему — для производства рельс и/или подвижного состава, т.к. расширение ж/д сети и производства локомотивов и вагонов требовало много металла, а это — снова грузоперевозки, а это — в т.ч. ВПК). И это только одно МПС, были ещё другие министерства со своими стройками, была куча новых заводов во всех отраслях промышленности, включая машиностроительные, химические, металлургические (включая алюминиевые), как минимум один оптический и т.д., и всем нужны были электростанции, были военные электростанции, питавшие различные объекты, и которые вообще в статистику не попали, часть новых предприятий пережила и революцию, и Гражданскую войну (тот же недостроенный Царицынский орудийный завод, Ковровский пулемётный завод, «Руссо-Балт» в Филях и др.). Часть предприятий начала работать уже в 1917-м, не попав в статистику по 1916-му.
И, конечно же, главный вопрос — это то, как бы выглядели промышленность и транспорт Российской империи в 20-е — 30-е гг., при продолжении развития энергетики без провала в период революции и ГВ?