«Как известно» (с), появление истребителей Ме-109 «модификации F» стало неприятным сюрпризом для нашей авиации летом 1941 г. Во всех справочниках же был классический Bf 109E с неплохими данными, но уже уступающими современным нашим истребителям – Як-1, ЛаГГ-3 и МиГ-3. И вот подарочек: 2/3 всех одномоторных истребителей оказались новой модификации с заметно лучшими летными характеристиками. При этом силуэт «F» так разительно отличался от «Е», что в результате материализовались легенды о широком использовании на советско-германском фронте истребителя Хейнкель Не 100. Правда, тем же одно время грешили и союзники – англичане. При этом в первый же день войны «Эфки» вполне исправно падали на нашу землю и летчики попадали в плен… Но, чтобы «правильно» допросить, нужно знать уже хотя бы 90% ответа на задаваемый вопрос. А с этим традиционная беда.
Но «это дело надо изучать, чтобы правильно с ним бороться!»(с) Лекция о вреде самогоноварения.
Трофейный Мессершмитт Bf 109F-2 в Бюро новой техники в начале 1942 года
В общем, серьезно к изучению Bf 109F подошли только через полгода – в начале 1942-го. Но «серьезно», это насколько возможно в условиях эвакуации, недостатка даже самых элементарных материалов (интересно, где брали 100-октановый бензин?). В результате в отчет с техническим описанием вошли такие фразы: «По данным журнала INTERAERO (№777)» – это, например, про скорострельность пушки или наддув мотора… Да, англичане утверждали, что "мессер" кушал 95-октановый бензин.
В общем, «техническая» разведка «была в большом долгу», и если бы не английский науч-поп, возможно еще бы долго воевали с «Не 100».
Кстати, к тому времени уже нам попадались и Bf 109F-4/Z. Ага, «назначение трубопровода от нагнетателя в правую и левую консоль не выяснено, проводка окрашена в желтый цвет».