О казусах, или по следам одних генеалогических изысканий.

17

Российская Империя безусловно сословное государство. Под сословием обычно понимается социальная группа с закреплёнными юридически правами и обязанностями отличными от иных социальных групп. Таких титульных сословий в России пять: дворянство, духовенство, мещанство, казачество и крестьянство. Сословия наднациональны и определяются

«правом рождения, случаем службы и образом обитания».

О казусах, или по следам одних генеалогических изысканий.

Сословная структура Российской Империи по данным переписи 1895. Наглядно в головах на тысячу населения. «Прочие» — постоянно проживающие иностранцы.

Национальное же положение определяется как одно из трёх юридических «положений»: великороссы, естественные (или природные) обыватели и инородцы. Сословная структура распространялась на два первых положения автоматически, а к инородцам регулировалась особым «Уложением об инородцах». Евреи относились к инородцам, но их статус определялся не в уложении об инородцах, а в особом разделе Свода законов «О состояниях». Другие инородцы могли переменить своё положение и записаться в одно из сословий природного населения без перемены веры. До реформ же 60х годов, перемена статуса еврея могла быть достигнута только через крещение и такие случаи были крайне редки. Тем интереснее рассмотреть следующий момент.

В июне 1904 года Николай Второй утвердил мнение Государственного Совета об учреждении Общей для всей империи родословной книги для регистрации дворян не приписанных к какому-либо из дворянских обществ. Герольдмейстеру Сената предписано вносить в эту книгу фамилии в следующих случаях: 1) безземельных дворян которым было отказано в приёме в члены губернского дворянского общества; 2) дворян имеющих земельную собственность в губерниях, не имеющих дворянских обществ; 3) дворян иудейского происхождения.

Дворянин-еврей в России не частое и, во многом, парадоксальное явление. Дворянство – это высшие правовые привилегии, а иудейство – предельное поражение в правах. Тем не менее, перепись 1895 года даёт нам такой срез: 95% евреев находится на положении («на положении» — это важно) мещан, 2,75% — крестьяне, 1,7% — купечество, 0,15% — почётные граждане. И… 2905 личных, а, так же, 196 (108 из 50 губерний, 88 из Финляндии и Царства Польского) шт. потомственных дворян обоего пола еврейского происхождения (из 3,7 миллионов еврейского населения). Институт личного дворянства вообще штука занимательная, но не простая, потому остановимся на потомственных.

Первыми из выкрестов, потомственное дворянское звание получили Пётр Павлович Шафиров (чиновник гражданской службы, баронский титул из рук Петра I) и финансист Людвиг Штиглиц (от Николая I). Александр II возвёл же в потомственное дворянское звание первых, собственно, евреев. Братья Поляковы были отмечены за службу империи в банковском деле и железнодорожном строительстве (младший, впрочем, и так  вышел на чин), а, так же, Александр натурализовал баронский титул финансиста Горация Евзелевича Гинзбурга, ранее получившего баронство из рук Великого герцога Гессен-Дармштадского, с присуждением ордена св. Владимира 2й степени.

А были и такие, кого шляхетского звания лишить просто не получалось. Например, Юзефовичи. Фамилия от от Абрагама Езофовича, бывшего великим подскарбием Великого княжества Литовского при Сигизмунде I и Михеля Езофовича, бывшего старшиной (обер-раввином) всех евреев Великого княжества Литовского (Коронное пожалование шляхетского достоинства у обоих! Штука не то что редкая, а чрезвычайно редкая. С 16-го века по самый конец Речи — около шести десятков Коронных пожалований, о единицах спорят до сих пор).

Но гораздо важнее то, что Александр II открыл евреям путь на государственную службу. Хотя офицерский корпус был для них закрыт вплоть до 1917 года (но медицина корпуса жандармов, корпуса пограничной стражи, флотская и армейская изобилует еврейскими фамилиями), евреи получившие высшее медицинское или иное университетское образование принимались на гражданскую службу на общих с образованными не дворянами основаниях.  Т.е. уже при зачислении они получали чин от 10 до 8 класса. 9й класс (в рассматриваемый период) приносил личное дворянство, а награждение орденом св. Владимира от 4й степени (до 1900г., позже — 3й. А до 1856 в зачёт шли и «Анна», «Станислав», «Георгий» 4й степени) или чин 4го класса (действительного статского советника) – и потомственное.

О казусах, или по следам одних генеалогических изысканий.

Владимир 4й без мечей и банта. Типично чиновная награда. В случае вручения за выслугу, на лучах указывался ценз: 25 лет или 35 лет в разное время.

Хотя на 1900 год среди чиновников 1-3 классов евреи не встречаются, среди чиновников 4-го класса они уже есть («Список гражданским чинам четвертаго класса, 1900»), например: Яков Маркович Гальперн, чиновник министерства юстиции, получил дворянское звание в 1887 году после 18 лет службы по награждении орденом св. Владимира 3-й степени; Леонард Леопольдович Гиршман, профессор медицины Харьковского университета, действительный статский советник в 1889 году после 21 года службы; Борис Мойшевич (Михайлович) Шапиро(в), лекарь пограничной стражи, в 1896 году получает звание действительного статского советника после 21 года службы.

Замечу, кстати, что

«Для производства в чины выше статского советника (5 класс) никакого срока не полагается, и пожалование в оные зависит единственно от Высочайшего соизволения».

Из 18 евреев (опять же, на 1900г., согласно «Списку классных чинов министерства путей сообщения») служивших в чиновных рангах по ведомству путей сообщения, двое были сыновьями потомственных дворян, десять уже выслужили личное по чинам, а один из этих десяти был представлен на получение звания действительного статского, а, значит и потомственного дворянства.

В положении дворян-евреев были некоторые отличия, например, они не имели безусловного права на вступление в службу, в отличии от просто дворян. Сохранялся критерий образования (постановления Сената 1898 и 1891 гг.). Но выслуга на переход в следующий чин у них была дворянская (2-4 года против 6-8 у не дворян обязательного ценза по классам). Так же, депутатское собрание могло им отказать в приёме в члены губернского дворянского общества и в записи в губернские дворянские родовые книги.

Некто Гринкруг, например, в декабре 1898 года обратился в Сенат с обжалованием такого отказа и Сенат постановил, что он имеет безусловное право на приём в дворянское общество Санкт-Петербурга в силу того, что его потомственное дворянское состояние надёжно доказано (пожалование по ордену Св. Владимира 4-й степени, пытался вписаться в родовые дворянские книги по Смоленской губернии, где получил отказ, как безземельный. Но поскольку, как дворянин-домовладелец он уплачивал дворянский сбор в Питере, попробовал и там). Точнее решение Правительствующего Сената гласило:

«на основании действующих узаконений, для дворянских учреждений представляется обязательным исполнение просьбы еврея о причислении его к местному дворянству, если только он может доказать свои права на потомственное дворянство и отвечает формальным условиям для внесения его рода в родословную книгу данного дворянского общества».

С другой стороны, по одному из подобных отказов было получено решение от министра юстиции Александра ІІІ, Н.А. Манасеина, гласившее, что Московское дворянское общество никоим образом не обязано принимать в свой состав евреев. Яков Соломонович Поляков, кстати, несмотря на именной императорский рескрипт, был одним из тех, кому в подобном так же было отказано, но он не стал обжаловать решение дворянского общества. Сенатское решение по делу Гринкруга вызвало негодование среди дворян в Петербурге и придравшись именно к «формальным условиям» тому было отказано в приёме вторично.

О казусах, или по следам одних генеалогических изысканий.

В Белорусских губерниях дворянские родословные книги велись достаточно небрежно, на что был ряд причин, но к 1905 году вопрос упорядочили.

В ноябре 1899г. общегосударственное Совещание губернских предводителей дворянства заявило о необходимости дать дворянским обществам право на исключение евреев из своего состава. То же самое подтвердил и Н.В. Муравьёв, приемник Манасеина на посту министра юстиции. Вся эта чехарда означает, что кто-то из иудеев-дворян был в дворянские общества принят, а кто-то нет и каждый раз вопрос решался индивидуально (тот же Витте в «Воспоминаниях» утверждает, что евреев до конца 19го века дворянские общества обычно принимали без сопротивления. Ещё бы. Если случай Юзефовичей припомнить).

С началом нового века вопрос был уже поставлен, как «проблема принципиальной несовместимости статуса русского дворянина и иудейства». И завертелось. В 1900 году Особое совещание по делам дворянского сословия при Государственном совете постановило ходатайствовать, что

«иудеи не могут, в дальнейшем, приобретать потомственное дворянство чинами на службе и пожалованием орденов».

Следует отметить, что Особое совещание вообще косо смотрело на всех новых потомственных дворян из выслужившихся чиновников, как на

«элемент чуждый традициям первого сословия по своим особенностям и воспитанию»,

так что ничего удивительного, что дворяне-бюрократы иудейского происхождения им воспринимались на уровне смертельной угрозы.

«В то время, как число евреев, получивших дворянство по службе никогда не будет значительным, их потомство непременно будет весьма многочисленным, и они все будут дворянами».

Хуже того, если позволить евреям проникать в дворянские собрания, они заразят их

«склонностью к обособлению и эксплуатации остального населения, стремлению к материальной выгоде и духом интриг».

То, что дворянство, по сути своей и так эксплуатирует, стремится к выгоде и интригует — во внимание не принималось. Равно как и то, что русское дворянство, в первую очередь, служилое и все его особенности есть результат службы, военной ли, чиновной ли. Пожалуй, тут можно говорить о своеобразном преломлении классического европейского противостояния «дворянства шпаги» и «дворянства мантии» усложнённое ещё и национальным вопросом. В Европе примирение было достигнуто на финансовой почве, ну и было против кого дружить, а именно «нуворишей» (т.е. дворян «купленных», впрочем, покупать титулы для своих и Пётр не брезговал. Да и если Радзивилов вспомнить… Всё с последующей натурализацией, конечно).

Государственный совет, рассмотрев постановление Особого совещания, принял компромиссное решение. Не посчитав, что возведение в дворянское достоинство небольшого числа чиновников-евреев может как-то повредить, а введение ограничений скажется на их рвении по службе, всё же было решено, что губернские дворянские общества заслуживают такой же защиты, как Земства и городские Думы, участие в которых было запрещено евреям с 1890г. и Николай ІІ указом от 28 мая 1900 года запрещает включение евреев в губернские родословные книги даже в том случае если они были крупными землевладельцами (характерно, что попутно, с переменным результатом, дискутировался вопрос о возведении крупных землевладельцев-не дворян в дворянский чин, т.е. уже есть понимание не сословной, а классовой общности крупных землевладельцев). Тем самым положение потомственных дворян еврейского происхождения определялось даже ниже положения личного дворянства (те, хоть и в особых случаях, могли замещать выборные должности в органах дворянского самоуправления)! Эту очевидную недоработку и исправлял июньский указ 1904 года, с которого мы начали наши рассуждения.

Отмечу, так же, что сохранись Российская Империя, то к 20м гг. двадцатого века проблема обещала сильно усугубиться, так как три последовательных поколения выслуженного личного дворянства автоматически давали права потомственного.

Так что, определив у себя по семейным преданиям «белую кость» и разыскивая гордых шляхетских предков, у каждого есть некоторый шанс попутно обосновать возможность получения гражданства Израиля :). Хотя шанс на это, если ваш дворянский род не из питерских или не из Западных губерний, не велик, конечно.

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account