Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Продолжаю публиковать материалы по альт-историческому циклу, посвященному дому Фолькунгов, и сегодня настал черед относительно небольшой побочной статьи, которая касается самой династии. Рассказано будет о ее основных атрибутах, истории геральдики, побочных ветвях, и кое-чем другом.
Содержание
Вкратце о сабже
Не планировал изначально подобную статью, но так получилось, что понадобилось где-то как-то систематизировать информацию, которая накопилась и по атрибутам Фолькунгов, и по развитию их родовой геральдики, и по побочным ветвям рода, и когда я все это сделал – то получилась практически готовая статья. Так что я решил не заострять на этой теме внимание в рамках основного цикла, и выделить отдельно всю эту тему в один сторонний пост. Сразу же отмечу – несмотря на то, что в своих прикидках я отталкивался от реала, и геральдика, и побочные ветви, и уж тем более атрибуты Фолькунгов, кои в реале не определялись четко, имеют значительную порцию АИшности, и могут не полностью соответствовать реалу. К примеру, я несколько изменил герб Биргера Бросы, придумал с нуля герб Магнуса Миннешёльда, отредактировал герб Вальдемара Биргерссона, лишив его тех частей, которые по логике не должны были появиться в условиях АИ, и так далее. Аналогично появились некоторые новые побочные ветви Фолькунгов, в том числе и дом аф Бьельбу, который в реале просто второе название той же династии. Все это надо понимать при ознакомлении с материалом – ровно как и то, что он процентов на 70-80 основывается все же на реале. Если кому-то понадобится обзор сугубо по реалу, то я его могу сделать, но не думаю, что это кому-то будет интересно.
Название и атрибуты
Период правления короля Биргера I оказался связан со становлением дома Фолькунгов в том виде, в котором его будет знать весь мир в грядущие десятилетия и века. Занимался этим в первую очередь Торстейн Книжник, который считал установление четких атрибутов династии крайне важным делом для поднятия авторитета рода в стране и за ее границами, однако определенный вклад сделал и сам король Биргер, а многие черты династии требовалось лишь утвердить, так как они успели сложиться в былые времена, пускай и не устанавливались в качестве родового «канона». Среди основных атрибутов дома Фолькунгов главными оказались:
- Родовое имя Фолькунгов. Само по себе родовое имя (фамилия) Фолькунгов возникло на тех же принципах, что и у континентальных династий Каролингов, Меровингов, Капетингов и прочих им подобных, с тем лишь отличием, что вместо континентально-германского окончания «-инг» использовалось скандинавское «-унг». Однако в XIII веке, когда династия принимала свой окончательный сформированный вид, имелся еще и второй, скрытый смысл. Дело в том, что Фолькунгами (Фолькунгарной) себя в ту эпоху называли также сторонники децентрализации страны и выборности конунгов, стоявшие в оппозиции к дому Фольке Фильбютера. Называли они себя «Народными королями», чье сокращенное название полностью совпадало с названием дома Фолькунгов. Таким образом, родовое имя Фолькунгов прямо противопоставлялось оппозиционной партии, как бы конкурируя за титул настоящих народных королей, содержа в себе изрядный элемент популизма. В дальнейшем подобная двойственность родового имени будет не раз использоваться Фолькунгами в политических целях.
- Девиз «För Herren, riket och folket». В переводе значил «За Господа, государство и народ». Содержал в себе значительную долю популизма, как бы подчеркивая, что дом Фолькунгов лишь служит Всевышнему, государству и народу Швеции, и лишь им предназначены все достижения рода. При этом в шведском языке слово riket имеет несколько смыслов, и на иностранных может трактоваться как «государство», так и «королевство», или даже «империя», в результате чего девиз можно трактовать и как «За Господа, королевство и народ».
- Родовой синий цвет. Синий цвет со Средневековья был достаточно популярным в Гёталанде и частично Свитьоде [1], и часто встречался в личной геральдике Фолькунгов еще до получения ими короны государства. Принятие его в качестве династического также было элементом популизма, подчеркивая происхождение рода из рядов обычного народа. Сама причина популярности синего цвета среди свеев и гётов до сих пор не установлена, и воспринимается как простой факт.
- Родовое единство. Биргер I приложил все возможные усилия к тому, чтобы род оставался единым, и ближайшие родственники всегда оказывали поддержку друг другу, а не конфликтовали, как это было принято в Швеции, в том числе и предшествующими поколениями Фолькунгов. Ему удалось лишь частично добиться своего, но взятый курс был поддержан его потомками, в результате чего к середине XIV века династия стала известна как одна из самых целостных и «дисциплинированных», обладающих общими целями и чувством коллективной ответственности, что практически исключало внутренние конфликты, и делало ее чрезвычайно эффективной. В плане единства рода с Фолькунгами в результате могли конкурировать лишь Габсбурги.
- Государство превыше всего. Именно при Фолькунгах, начиная с Биргера I, стала формироваться идеология Швеции как государства, объединяющего различные народы, и представляющего собой совокупность их интересов и амбиций. В названии Svea Rike главным было именно Rike, а Фолькунги позиционировались лишь как главные администраторы государства, а не его верховные феодальные сюзерены. Служение государству постепенно стало ставиться в обязанность всем слоям населения, в то же время государство стало брать на себя обязательства заботиться о своем народе, от бедняков и до аристократии. Концепция государства, имеющая много общего с континентальными имперскими проектами, окончательно сложится к концу XV века, и позволит слить воедино всю Фенноскандию, создав единое и сильное государство, где во главе было само государство и совокупность его народов, а не отдельные этносы, будь то свеи, гёты, даны или прочие.
Существовали также и другие атрибуты – родовые поместья, замки, обязанности перед общинами, и т.д. Плюс ко всему, каждый представитель дома, занимавший государственные посты, сам изготавливал себе печать. Но, несомненно, одни из главных атрибутов династии, ее «лицом» в глазах других людей, всегда оставался родовой герб.
Родовая геральдика
Фамильная геральдика Фолькунгов складывалась в течении многих поколений, и, если верить «Риксхронике», то процесс этот начался одновременно с созданием самого дома Фолька Фильбютера, побочной ветви рода Спиальбода. В течении последующих двух веков различными представителями династии были перепробованы различные варианты личной символики, но лишь в середине XIII столетия она стала оформляться как родовая, и устоялась в завершенном виде уже при правлении сына Биргера I. В динамике это выглядело следующим образом:
- Герб Фольке Фильбютера. Описывается исключительно в «Риксхронике» Торстейна Книжника, считается легендарным, а потому недостаточно достоверным. Представлял собой золотого льва на черном фоне. По семейным преданиям, именно под таким стягом Фольке Фильбютер пиратствовал в Балтийском море, и совершал месть за род Спиальбода. Существует две основных версии о происхождении герба. Согласно первой, герб, приписываемый Фольке Фильбютеру, появился гораздо позднее, на основе уже ставшего популярным в Гёталанде льва, и является целиком выдуманным Торстейном Книжником или его предшественниками. По другой версии, свой герб Фольке выбрал случайно, и он действительно существовал, как раз послужив основой для популяризации геральдического льва в Гёталанде.
- Герб Биргера Бросы. Описывается в нескольких независимых источниках, хоть и отличается в деталях. Представляет собой геральдическую лилию. Цвета (золотая лилия на алом фоне) описываются лишь в «Риксхронике». Основой герба служит личная печатка первого шведского риксярла, Биргера Бросы, а он, в свою очередь, заимствовал этот символ из Франции.
- Герб Ульфа Фасе. Изображен на его печатке, также использовался многими другими потомками рода Карла Дёве. Представлял собой сочетание наконечника стрелы и крыльев ангела, цветовую схему герба дает «Риксхроника». Сама по себе крылатая стрела была очень распространенным символом своего времени в Швеции, потому существует предположение, что герб Ульфа Фасе был не родовым, а скорее политическим символом, хотя о символике Фолькунгарны никакой информации не сохранилось.
- Герб Эрика XI Шепелявого. Представлял собой герб Дании с «шведской» палитрой цветов – золотыми леопардами и красными сердцами на синем фоне, вместо лазурных леопардов с алыми сердцами на золотом фоне [2]. Сам король Эрик XI не принадлежал к роду Фолькунгов, но его личный герб оказал определенное влияние на дальнейшее развитие его символики.
- Герб Магнуса Миннешёльда. Известен только по «Риксхронике», потому его достоверность подвергается сомнениям, хотя наличие личного герба у Магнуса Миннешёльда является историческим фактом. Также достоверным считается изображение на гербе льва, который в следующем поколении станет обязательным атрибутом родовой геральдики. Щит поделен на две части, синюю и белую, при этом на синюю нанесены геральдические розы, происхождение которых не совсем ясно. По одной из версий, таким образом Магнус Миннешёльд пытался следовать за старшим братом, Биргером Бросой, но дабы не полностью повторяться за ним, вместо лилий использовались иные цветы.
- Герб Эскиля Магнуссона. Упрощенный вариант герба Магнуса Миннешёльда, золотой лев на синем фоне. Никем из рода Фолькунгов более не использовался [3].
- Герб Бенгта Магнуссона. Измененный вариант герба Магнуса Миннешёльда, без роз, со сплошным синим фоном, и тремя белыми полосами поверх него, символизирующими Святую Троицу. Стал родовым гербом рода аф Сёрбю, идущего от внебрачного сына Бенгта, а также послужил основой для формирования родового герба Фолькунгов.
- Герб Биргера Магнуссона. Дальнейшее развитие герба Бенгта Магнуссона и Магнуса Миннешёльда. Косые белые полосы изменили направление, на фон вновь вернулись геральдические розы, в остальном герб остался неизменен. Именно под таким гербом правил король Биргер I с 1250 по 1266 год, и он же являлся гербом всего рода Фолькунгов в этот период.
- Герб Вальдемара Биргерссона. Развитие герба Эрика XI. Вальдемар Биргерссон, старший сын короля Биргера I, конфликтовал с отцом и братьями, и потому предпочел позиционировать себя как наследника короля Эрика XI, соответственно используя его герб. При этом ему пришлось отказаться от использования корон на головах леопардов, так как он сам не являлся королем, и убрать сердца, так как их использовал его брат, Магнус. После смерти Вальдемара в исходном виде более нигде не использовался [4].
- Герб Магнуса III Ладулоса. Представлял собой развитие герба Биргера I. Розы заменены на сердца, вероятно под влиянием датской супруги, и в знак преемственности власти от Эрика Шепелявого, а золотой лев получил корону в знак титула своего носителя. Новый герб целиком заменил собой старый, и окончательно утвердился в качестве фамильного к концу правления Магнуса Ладулоса.
Лишь герб Магнуса Ладулоса утвердился в качестве окончательного и неизменного династического символа. Также при нем впервые использовался и иной символ, в дальнейшем ставший государственно важным – на личной печатке Магнуса, помимо фамильного герба, были изображены также три короны, которые в дальнейшем превратятся в отдельный символ, и станут официальным гербом короны Швеции [5].
Боковые ветви династии в 1280 году
В 1280 году был издан масштабный устав Альснё, который сформировал облик шведского государства и общества на следующие столетия. Среди прочих изменений отдельно оговаривалась титулатура, заимствованная с континента, согласно которой потомки побочных линий правящей ветви Фолькунгов получали титулы герцогов. Однако в Швеции уже проживали боковые ветви рода, которые отделились от него до 1250 года, и также претендовали на определенные преференции. Устав Альснё не стал их выделять отдельно, и формально они остались в составе светских фрельзов, но на деле именно представителям этих домов отдавалось предпочтение в назначении на высшие административные и государственные посты, и обладали определенными привилегиями в несении военной службы. Фактически эти родственные правящей династии ветви рода составили вместе с ней высшую государственную элиту, которая во многом определяла судьбу государства до конца XIV века. Родственными домами Фолькунгов считались:
- Род аф Бьельбу. Происходит от Фольке Биргерссона, старшего внебрачного сына короля Биргера I, которому тот передал родовую усадьбу в Бьельбу. От нее и пошло название рода. Представители дома в течении последующих веков постоянно находились рядом с властью в Швеции, оставили большой след в ее истории, и, несмотря на ряд упадков и пресечений основных ветвей, существуют по сей день.
- Род аф Энгсё. Происходит от Грегерса Биргерссона, младшего внебрачного сына короля Биргера I. Название рода пошло от усадьбы Энгсё, которую Грегерс отстроил в Вестманланде. Оставался лояльным главной ветви Фолькунгов, многие представители рода занимали важные административные должности в государстве. Угас в 1500 году.
- Род аф Юна. Происходит от внебрачной дочери короля Биргера I, Кристины, которая вышла замуж за рыцаря Сигге Гуттурмссона. Название рода произошло от родовой усадьбы Сигге, Юны. В XIII веке играл достаточно серьезную роль при дворе, считался одним из самых верных Фолькунгам родов, но в XIV столетии пережил упадок, и в 1378 году окончательно угас.
- Род аф Аспелунд. Происходит от единоутробного брата короля Биргера I, Элофа, чей отец владел усадьбой Аспелунд, и завещал ее своему единственному сыну и наследнику, хотя тот был рожден Ингрид Ильвой вне законного брака. Играл важную роль в жизни государства, то отдаляясь от правящего рода Фолькунгов, то вновь приближаясь к нему. Несколько младших ветвей существуют по сию пору.
- Род Монешерна. Происхождение рода точно неизвестно, по двум основным версиям основатель рода, Яромир, прибыл из Новгорода или Померании в Швецию в начале XI века. Название рода произошло от их родовой символики (герб «Луна и звезда»), которая, впрочем, появилась лишь в начале XIII века. Один из самых богатых и наиболее вовлеченных в торговлю дворянских родов, ставший с XV века покровителем бюргеров и искусств. Множество раз пересекался с теми или иными ветвями Фолькунгов, начиная от матери-основательницы рода и супруги Фольке Фильбютера, Хельги. Множество ветвей этого рода пересеклись со временем, но основная, идущая от брака Кристины Биргерсдоттер, дочери Биргера I, с Карлом Вальдемарссоном, заключенного в середине XIII века, существует по сию пору.
- Род Юртхувуд аф Боберг. Происходит от старшей сестры Биргера I, Маргариты, которая вышла замуж за Сигтригга Бенгтссона из рода Юртхувуд. Ветвь рода, которую они основали, сочетает в себе название рода супруга Маргариты, и название построенной в Вестманланде Сигтриггом усадьбы. Не играл значительной роли, угас в 1350 году.
- Род аф Сёрбю. Происходит от потомков племянника короля Биргера I, сына епископа Бенгта Магнуссона. Основной для названия рода послужил приход Сёрбю в Эстергёталанде, где род владел землей и поместьями. Святая Бригитта Шведская была представительницей рода аф Сёрбю по линии матери. Угас в 1702 году.
- Род аф Аспенес. Происходит от внучки Биргера Бросы через второго сына, Сесилии Кнутсдоттер, которая вышла замуж за мелкого рыцаря Филипа Биргерссона из Эстергёталанда. Фамилию получили в честь родового поместья. До 1280 года род находился в оппозиции к правящей ветви Фолькунгов, и поддерживал «Народных королей», однако после поражения последнего их восстания последовало примирение и сближение. В дальнейшем род занимал нейтралитет в ходе внутренних конфликтов, и участвовал в крупных внешнеполитических проектах государства. Угас в 1445 году.
- Род Роос аф Эрвалла. Происходит от праправнучки Биргера Бросы через второго сына, Биргитты Кнуттсдоттер, вышедшей замуж за Ульфа Йонссона из знатного рода Роос. До 1280 года род длительное время поддерживал Фолькунгарну, и был особо отмечен в знак примирения с правящей династией, получив дополнительную приставку в знак родового поместья, где жили Ульф и Биргитта. Играл определенную роль в жизни государства, угас в 1480 году.
- Род Ама. Происходит от Хольмгера Фолькессона, внука Биргера Бросы через третьего сына. Происхождение фамилии достоверно неизвестно. Изначально был довольно мелким и маловлиятельным, в начале XIV века начал стремительно набирать силу, но в 1360 году неожиданно угас.
- Род Ульвоса. Происходит от Ульфа Карлссона, внука Карла Дёве. Название получили в честь того, что несколько поколений рода именовали себя «волками», и в качестве личного символа использовали изображение волка. Играл заметную роль в жизни государства, предоставляя в каждом поколении администраторов, но в первую очередь – рыцарей и солдат для королевской службы. Угас в 1580 году.
Уже в XIV веке многие родственные дома Фолькунгов стали угасать, а другие – терять свое политическое влияние. Со временем в рядах государственной элиты их вытеснили представители других родов, которые также предоставляли амбициозных и талантливых людей на нужды Швеции и правящей династии. Кроме того, старое родство постепенно забывалось на фоне увеличения количества герцогских династий, также родственных правителям. Конец доминированию старых родичей придет лишь в конце XV века, когда настанет новая эпоха в истории Скандинавии – эпоха единого государства, и единой политической элиты, происходящей со всех его концов, от Исландии до Гандвикланда.
Примечания
- Точное происхождение такой популярности синего цвета точно неизвестно, как и время, когда он окончательно утвердился в качестве самого популярного в Швеции. Точно можно утверждать, что уже в XVI веке это был общенациональный хит, и судя по всему – достаточно давно, так как не просто так он появился на флаге Швеции. У Фолькунгов также синий цвет очень даже котировался. Короче говоря – сплошные непонятки, но синий у свеев и гётов явно был в моде.
- Вообще, Дания оказала заметное влияние на формирование шведской родовой геральдики, во многом потому, что была ближе к континентальным державам, и первее прочих скандинавов переняла геральдические традиции у южных соседей.
- В оригинале вообще неизвестно, какие там цвета могли быть.
- В реале герб короля Вальдемара Биргессона почти целиком повторял герб Эрика Шепелявого, т.е. являлся видоизмененной копией герба Дании.
- Суровый реал. Шведские три короны появляются лишь в конце XIII века, а государственным символом окончательно утверждаются аж в XVI.