Новые канадские эсминцы типа «River»: Canadians doing it with style!

16

Новые канадские эсминцы типа "River": Canadians doing it with style!

На днях — а точнее 28 июня 2024 года — состоялось знаковое событие в истории Королевского военно-морского флота Канады. Канадское правительство официально заказало сразу три новых ракетоносных эсминца типа «Ривер» — первые в самой крупной серии канадских военных кораблей со времен Второй Мировой Войны. Пятнадцать новых эсминцев должны будут заменить как четыре уже списанных эсминца ПВО типа «Ирокез», так и двенадцать действующих противолодочных фрегатов типа «Галифакс».

Новые канадские эсминцы типа "River": Canadians doing it with style!

Интересно отметить, что название «Ривер» (англ. River — река) новым эсминцам дали в честь эсминцев серии «Ривер» (к ней относились корабли разных типов), служивших в канадском флоте во время Второй Мировой Войны. Более того, канадский флот специально объявил, что каждый новый эсминец будет наследовать имя от корабля Второй Мировой. Весьма изящная и приятная традиция, которую неплохо было бы, кстати, позаимствовать.

Программа «Single Class Surface Combatant» (англ. Единый Класс Боевых Кораблей) была инициирована ВМФ Канады еще в 2000-ых. Предполагалось заменить построенные в годы Холодной Войны эсминцы и фрегаты единым классом крупных боевых единиц, способных выполнять как противолодочные, так и противовоздушные и ударные функции. При этом было решено не проектировать корабль с нуля, а купить готовый проект «под ключ» и адаптировать. К 2017 году были подготовлены три предложения:

* Эсминец на основе британского фрегата Тип 26 от концернов «Локхид Мартин Канада» и британской «BAE Systems»

* Адаптированный проект голландского многоцелевого фрегата «De Zeven Provinciën» от «Alion Canada» и голландского судостроителя «Damen Group»

* Вариация перспективного испанского фрегата F-100 от испанского концерна «Navantina»

В итоге был выбран первый вариант — в первую очередь потому, что он был наиболее «канадским» и предполагал наибольшее задействование местной промышленности в реализации. Не обошлось, разумеется, без судебных тяжб; «Alion Canada» опротестовала решение, не собираясь без боя уступать выгодный контракт (на сумму более 60 миллиардов долларов).

Новые канадские эсминцы типа "River": Canadians doing it with style!

Эсминцы типа «Ривер» будут достаточно крупными кораблями, водоизмещением около 8080 тонн. Основанные на британском проекте противолодочного фрегата Тип 23, они имеют сходную форму корпуса — но существенно отличную архитектуру надстроек, связанную с необходимостью расположения более мощных радаров и БИУС, чем на британском исходнике. Силовая установка кораблей является комбинированной дизель-электрической/газотурбинной (англ. Combined Diesel-Electric Or Gas -CODLOG) — то есть для крейсирования используются две дизель-электрические установки «Роллс-Ройс» MTU, а для полного хода специальные муфты переключают валы винтов на газовую турбину «Роллс-Ройс» MT30 мощностью в 50.000 л.с. Расчетная скорость полного хода эсминцев — 28 узлов, дальность плавания — 7000 морских миль (13000 км).

Основу боевых возможностей нового эсминца будет составлять адаптированная американская БИУС «Aegis», построенная вокруг современной РЛС AN/SPY-7(V1) компании «Lockeed Martin Canada». Известная также как «Long Range Discrimination Radar», эта новая РЛС с активной ФАР была изначально разработана для наземных систем противоракетной обороны «Aegis Ashore» и в дальнейшем адаптирована для боевых кораблей. Ее основным назначением является обнаружение, отслеживание и дискриминация (т.е. выделение настоящих целей среди ложных) боеголовок баллистических ракет, но AN/SPY-7 также способна к обнаружению и сопровождению воздушных и надводных целей, включая малозаметные.

Новые канадские эсминцы типа "River": Canadians doing it with style!

БИУС «Aegis» будет дополнена канадской боевой информационной системой CCMS 330 (Canadian Combat Management System), представляющей собой современное развитие канадских БИУС еще времен Холодной Войны. Система эта также производится «Lockeed Martin Canada», и ее интеграция с «Aegis» не представляется затруднительной.

Противолодочная оборона эсминцев строится на акустическом комплексе британской фирмы «Ultra Electronics», состоящем из корпусного сонара и буксируемого сонара — способных действовать в би-статическом режиме (когда один комплекс работает как излучатель, а другой как приемник). Комплекс также обеспечивает возможность взаимодействия с сонарами других кораблей, и автоматическую обработку информации с акустических буев и противолодочных вертолетов.

Новые канадские эсминцы типа "River": Canadians doing it with style!

Также БИУС новых эсминцев будет способна напрямую взаимодействовать с «боевым информационным пространством» американского флота, обеспечивая возможность ведения огня по внешнему целеуказанию (с кораблей и самолетов), либо же наоборот — обеспечения целеуказания для других единиц.

Вооружение эсминца типа «Ривер» будет состоять из:

* Вертикальной пусковой установки Mk-41 (три модуля, всего 24 ячейки) — «ударной» длины, позволяющей развертывать все типы совместимых с ней ракет (включая крылатые ракеты «Томагавк»). Канадский флот планирует использовать их для развертывания зенитных ракет большой дальности SM-2, зенитных ракет средней дальности ESSM (по четыре в ячейку) и крылатых ракет большой дальности BGM-109 «Томагавк».

* 127-мм универсальной артустановки «Leonardo» OTO 127/64 LW VULCANO (итальянского производства) — полностью автоматизированной скорострельной пушки с темпом огня 32 выстрела в минуту. За счет применения подкалиберных оперенных снарядов «Leonardo VULCANO», установка может поражать цели на дистанции до 80+ км с высокой точностью.

Подкалиберный снаряд VULCANO существует как в неуправляемой (Ballistic Extended Range, BER) так и в управляемой (Guided Long Range, GLR) версии. Управляемая версия наводится при помощи GPS с КВО менее 5 метров, и имеет широкий набор как установок взрывателя — воздушный подрыв, контактный подрыв, подрыв с замедлением — так и установку угла попадания снаряда в цель (до 90 градусов)

Подкалиберный снаряд VULCANO существует как в неуправляемой (Ballistic Extended Range, BER) так и в управляемой (Guided Long Range, GLR) версии. Управляемая версия наводится при помощи GPS с КВО менее 5 метров, и имеет широкий набор как установок взрывателя — воздушный подрыв, контактный подрыв, подрыв с замедлением — так и установку угла попадания снаряда в цель (до 90 градусов)

* Пусковой установки Mk-49 для зенитных ракет малой дальности RIM-116 RAM (21 ракета) — малогабаритных высокоманевренных ЗУР с двойным ИК/пассивным радиолокационным самонаведением, предназначенных для ближней самообороны корабля.

* Двух 4-х зарядных пусковых установок для норвежских противокорабельных ракет Naval Strike Missile (NSM) — одной из наиболее популярных в настоящее время моделей противокорабельных ракет. Объединяя большую дальность полета с низкой радиолокационной заметностью, полностью пассивной (инфракрасной) системой наведения, возможностью полетов над сушей и поиска целей в сложной обстановке (среди шхер, островов и архипелагов) и способностью выполнять маневры уклонения от зенитного огня, ракеты NSM в настоящее время массово заменяют стареющие американские «Гарпуны» во флотах США, НАТО и союзных стран.

* Двух 30-мм стабилизированных автоматических пушек (точная модель пока не известна) — для самообороны корабля от диверсантов, беспилотных катеров и т.д. на ближней дистанции.

* Двух спаренных 324-мм торпедных аппаратов — для запуска американских противолодочных торпед Mark 54, состоящих на вооружении канадских кораблей и подводных лодок.

* Ангара на один противолодочный вертолет («Сикорский» CH-148 «Cyclone») и вертолетной площадки увеличенного размера — рассчитанной на прием тяжелых транспортных вертолетов, включая двухроторные типа CH-47 «Чинук». Также предусматривается базирование и применение с эсминцев корабельных беспилотников вертикального взлета и посадки.

* Комплекса радиоэлектронной защиты AN/SLQ-32(V7) SEWIP Block III — включающего станцию радиоэлектронной разведки/борьбы SLQ-32 (способной создавать шумовые, имитационные и уводящие помехи на множестве частот одновременно), пусковые установки радиолокационных/инфракрасных ловушек Mk-36 SRBOC и пусковой комплекс парящих ложных целей «Nulka» (австралийского производства). Последний представляет собой небольшую ракету, которая после запуска зависает в воздухе рядом с кораблем и в точности имитирует его радиоэлектронную сигнатуру, уводя на себя неприятельские ракеты.

* Противоторпедной системы «SEA SENTOR» (производства «Ultra Electronics») — состоящей из буксируемого комплекса обнаружения торпед/постановки акустических помех, и отстреливаемых акустических ловушек-имитаторов, уводящих на себя неприятельские торпеды.

Пусковые установки системы SEA SENTOR и иллюстрации ее применения для введения в заблуждение самонаводящейся торпеды

Пусковые установки системы SEA SENTOR и иллюстрации ее применения для введения в заблуждение самонаводящейся торпеды

* Многоцелевой ангар-док в кормовой части — штатно предназначенный для размещения 9-метрового спасательного катера и пары многоцелевых катеров, но также допускающий быстрое переоборудование под иное назначение (например, транспортировку и применение беспилотных катеров и субмарин)

В общем и целом, программа строительства эсминцев типа «Ривер» представляет собой интересный пример наметившегося в 2020-ых «возвращения океанских флотов». Если в 2000-2010-ых в программах развития флотов доминировали идеи патрульных и береговых сил, ориентированных в первую очередь на «полицейские» операции (впрочем, к канадскому это относилось в меньшей степени, ввиду особенностей географии), то в 2020-ых наметилась тенденция к строительству крупных океанских кораблей, предназначенных в первую очередь для защиты коммуникаций и борьбы за господство на море.

Новые канадские эсминцы типа "River": Canadians doing it with style!

Пятнадцать планирующихся к постройке канадских эсминцев — это зримое воплощение смены военно-морских парадигм. Эти корабли ориентированы на действия в открытом море, защиту конвоев от воздушных и подводных атак, и ударные операции против неприятельского побережья. С учетом озвученных планов на строительство двух новых кораблей комплексного снабжения типа «Protecteur» (по иронии, призванных заменить флотские танкеры тоже типа «Protecteur» — но предыдущего, еще 1960-ых), не приходится сомневаться, что канадский флот планирует быть готовым к полномасштабным океанским операциям.

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/332935.html

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account