Новейшие наземные боевые роботы для Российской Армии. Смогут ли они изменить картину боевых действий

12

Мы уже рассказывали о первом опыте применения беспилотных наземных боевых систем на Украине. Как оказалось, это не единственная новинка, которую хотят испытать в боях. И другие новики в этой области, рассматривает Евгений Федоров, в своей публикации на портале ТопВар.

Новейшие наземные боевые роботы для Российской Армии. Смогут ли они изменить картину боевых действий

Содержание:

С неба на землю

Революция в небе, похоже, совершилась – FPV-дроны и прочая братия всерьез и надолго оккупировали воздух. Для этого хватило двух лет спецоперации. Дальнейший прогресс летающих убийц и разведчиков будет, скорее, эволюционным. Из значимых прорывов ожидается лишь широкое внедрение искусственного интеллекта. Революцию ждут в деле борьбы с «птичками» – и кто оформит технологию быстрее, тот и станет царем горы в прямом смысле этого слова.

Совсем по-иному развиваются наземные робототехнические комплексы.

К слову, называть колесные и гусеничные платформы робототехническими не совсем корректно – уровень автономности у подобной техники еще ниже, чем у БПЛА. В силу разных причин, главная из которых – неготовность программного обеспечения и технологического уровня. Заставить летающую машину работать автономно гораздо проще, чем обучить тому же самому наземную платформу.

Эвакуация раненых бойцов – одна из ключевых специальностей наземных беспилотников


Эвакуация раненых бойцов – одна из ключевых специальностей наземных беспилотников

В последние месяцы в зоне проведения специальной военной операции все чаще стали появляться наземные транспортные и боевые платформы. Это стало своеобразным ответом на распространение FPV-дронов. Пехотинцу на определенных участках фронта смертельно опасно появляться на открытом пространстве – вездесущие дроны оставляют мало шансов выжить. Поэтому одну из ключевых задач на поле боя – транспортную – делегируют беспилотным платформам. Теоретически ничего критически сложного в создании наземных беспилотников нет.

В России давно и успешно работают народные умельцы в рамках различных соревнований и конкурсов – «РобоФинист», Кубок РТК, Робофест и прочие. Конечно, сравнивать в лоб боевые платформы с гражданско-спортивными поделками нельзя, но принципы очень схожи. Как и аппаратная база. Еще больше компетенций в области строительства наземных дронов у профильных технических вузов – например, у МГТУ им. Н. Э. Баумана. При необходимости сборку дистанционно управляемых тележек могут организовать действительно в массовых масштабах.

Помимо ответа на FPV-угрозу, наземные дистанционно управляемые машины, соответствуют реалиям позиционного противостояния на Украине. Обе стороны конфликта возводят сейчас настолько плотную линию обороны, что порой даже прохождение через свои фортификационные рубежи сопрягается с немалой опасностью. Главную из угроз представляют простреливаемые противником минные поля.

Здесь без тележки, которая может подкатить к окопам противника АГС и хотя бы ПКМ, никак не обойтись. Причем тележка должна быть не одна, а несколько десятков – только тогда можно говорить о реальной боевой эффективности наземных дронов. Как и танки, в атаку они должны идти массово, а не единичными экземплярами.

Роботы против роботов

Сразу стоит оговориться, что речь в материале пойдет только про отечественные наземные беспилотные системы – о вражеской технике разговор отдельный. ВСУ обладает очень разношерстной компанией натовских машин, вдобавок к которым стройными рядами идут местные самоделки.

Пример самодельной транспортной платформы от 87-го стрелкового полка:

В российском сегменте фронта типичен пример 87-го отдельного стрелкового полка, который участвовал в освобождении Авдеевки. Бойцы своими силами соорудили вполне работоспособную гусеничную платформу для доставки воды, боеприпасов и продовольствия на передний край обороны. Прочность и энерговооруженность изделия оказалась достаточной и для эвакуации раненого бойца. Только на одном видеофрагменте наши военнослужащие запечатлели пару попаданий FPV-дрона в непосредственной близости от платформы.

И ничего – машина продолжила движение, записав на свой счет пару камикадзе неонацистов. Видео датируется концом прошлого года. Резонный вопрос – в Министерстве обороны заинтересовались столь удачным опытом фронтового технического творчества?

Вероятнее всего, никак не отреагировали, и на то есть причины. Например, наземный робототехнический комплекс БРГ-1. В сентябре прошлого года разработчики прокомментировали появление платформы на фронте так:

«На данный момент на Украине применяется один наземный робототехнический комплекс БРГ-1, изделие было поставлено два месяца назад. Комплекс используется как для эвакуации раненых, так и для доставки грузов.

Платформа создана одним из российских научно-производственных объединений совместно с благотворительным фондом «Народный фронт». Аналогов комплекса на Украине на сегодняшний день нет».

ТТХ машины: 

  • максимальная скорость – до 15 км/ч,
  • дальность работы – до 700 м от оператора (до 5 км с использованием дрона-ретранслятора),
  • грузоподъемность – до 250 кг.

Как утверждают разработчики из НПО «Грань», машина заменяет собой группу из 4-х человек эвакуационной группы.

[Тяжелый беспилотник «Уран-9»


Тяжелый беспилотник «Уран-9»

В другой лиге играют тяжелые беспилотные платформы «Уран-9». Техника появилась еще до украинского кризиса и по многим параметрам не соответствует требованиям фронта. Машина просто обвешана оружием – 30-мм пушка 2А72, ПТУР «Атака» и сразу дюжина реактивных огнеметов «Шмель». Все бы ничего, но масса 12 тонн и высокая стоимость машины не позволяют широко внедрять подобную технику.

Сейчас в войсках нужна массовая машина, то есть недорогая, как в изготовлении, так и в эксплуатации. Впрочем, о каких эксплуатационных расходах может идти речь, если срок службы наземных платформ исчисляется считанными неделями. В лучшем случае парой месяцев.

Разведывательная версия наземного дрона от «Призрака»:

Кстати, об ударных колесных и гусеничных беспилотниках.

Ввиду острой нехватки подобной техники в войсках, умельцы в рембатах мастерят кто во что горазд. Под Мелитополем прошли испытания беспилотного наземного аппарата (БНА), который является аналогом FPV-дронов.

Разработчик с позывным «Призрак» справедливо указывает на явные преимущества наземных камикадзе: большая грузоподъемность, машину можно вернуть домой в случае изменения боевой задачи, а также нет необходимости в долгом и дорогостоящем обучении оператора. Любой, кто в детстве играл с дистанционно управляемой машинкой, легко освоит машину «Призрака».

Судя по открытой информации, у «Призрака» целое прифронтовое робототехническое ателье. На заказ его команда готова изготовить как миниатюрные разведчики, так и вполне габаритные платформы, предназначенные для доставки раненых на точки эвакуации.

Судя по всему, эти малыши навели хорошего шороха в стане врага


Судя по всему, эти малыши навели хорошего шороха в стане врага

Не так давно в информационном пространстве посвящённому украинскому кризису промелькнула новость об использовании на фронте гусеничных носителей гранатометов АГС (ссылка на неё выложена в самом начале статьи). Ладные с виду машинки попали в объективы вражеских наблюдателей и сразу наделали много шума.

Бандеровцы, само собой, поспешили объявить о никчемности изделия, а отечественные комментаторы – едва ли не о наступлении эры роботов в спецоперации. Машина действительно интересная и, похоже, выполнена в наиболее оптимальном форм-факторе.

Учитывая небольшие размеры платформы, умение вести огонь прямой наводкой вряд ли понадобится в бою, отсюда и АГС на борту. Тактика применения проста до безобразия – при поддержке дрона-корректировщика подойти на дистанцию эффективного выстрела и быстро отработать весь боекомплект. Если попадания по врагу случились удачные, то и погибнуть смертью храбрых роботов не стыдно.

Есть надежда на скорое появление этих неказистых на первый взгляд машин на фронте. Сергей Шойгу одобрил:

Буквально на днях министру обороны Шойгу продемонстрировали крайне интересную разработку – универсальную платформу, сочетающую в себе транспортер боекомплекта, продовольствия, эвакуационную и ударную машину с двумя АГС. Министр встретил инициативу положительно и потребовал скорейшей постановки в серийное производство. Среди пожеланий Шойгу также была установка крупнокалиберного пулемета для поддержки штурмовых действий.

Появление большого разнообразия дистанционно управляемых платформ одновременно радует и удручает. Радует, так как у бойцов окажется еще один инструмент для сохранения жизни и здоровья, как в атаке, так и в обороне. Большое разнообразие – это, прежде всего, низкая степень унификации образцов. У БПЛА в этом смысле попроще – отдельные узлы в той или иной степени взаимозаменяемые.

Да и стоимость FPV-камикадзе несравненно ниже, чем добротной тележки для эвакуации раненых с переднего края. В случае чего, копеечным дроном можно и пренебречь. С дорогостоящей боевой платформой такой фокус не пройдет. Запчасти на ремонт и обслуживание разношерстной братии найти будет не всегда возможно.

Недавняя презентация предсерийных образцов беспилотной колесной и гусеничной техники министру Шойгу показала векторы развития отечественного ВПК в этом секторе:

Новейшие наземные боевые роботы для Российской Армии. Смогут ли они изменить картину боевых действий

Говорить о грядущей революции наземных дронов на фронте пока преждевременно. Но необходимо понимать одно – при должном уровне насыщенности войск беспилотными изделиями ситуация на линии соприкосновения способна серьезно измениться в нашу пользу.

Главное сейчас не потерять время и не отдать инициативу в руки противника. Как это уже было в истории с FPV.

Источник — https://topwar.ru/240796-nazemnye-bespilotniki-namereny-izmenit-harakter-svo.html

 

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account