Новая эра в авиации всё ближе. Шведский аэрокосмический гигант SAAB включился в работы над электросамолётом Heart Aerospace ES-30
Авиация очень консервативная отрасль. И я думаю все прекрасно понимают почему. Так как любая авария обходится очень дорого, и в смысле денег и главное в смысле человеческих жизней. Поэтому любые новинки в этой области внедряются очень медленно, на это уходят десятилетия. Однако, как не крути и тут прогресс не стоит на месте.
Многие аналитики утверждают, что внедрения электрических технологий в авиации в корне изменят её лицо. В конечно итоге, правда никто точно не скажет когда, повсеместно появятся самолёты с вертикальным взлётом и посадкой. Это серьёзно преобразует инфраструктуру авиаперелётов. Не нужно будет строить дорогие и большие аэропорты. Так же существенно изменится картина перелётов на короткие расстояния. В будущем их на себя возьмут аэротакси, которые сегодня массово тестируются.
Но это всё в будущем. А сегодня, на острие самых передовых авиатехнологий находятся не всемироноизвестные аэрокосмические концерны, такие как Боинг или Аирбас, а мелкие фирмы и фирмульки, которые называются модным словом стартап. Все эти компании на свой страх и риск, часто без финансирования разрабатывают различные летательные аппараты будущего, большинство из которых являются, или электрическими, или гибридными. И пока авиагиганты не придут в эту область всё так и будет находится на уровне опытных образцов и красивых 3D моделей.
Однако лёд похоже тронулся, и пусть не Аирбас, но довольно мощный аэрокосмических концерн SAAB заинтересовался электросамолётом и со всей своей инженерной мощью включился в работы над ним.
Содержание:
Краткая история проекта
В Швеции существовал стартап Heart Aerospace, который свой проект электросамолёта довёл до определённого уровня, после чего начал искать хорошего богатого инвестора, как это делают много подобных фирм в мире. И в отличие от своих собратьев в других странах шведам удалось заинтересовать сразу двух серьёзных инвесторов. Это канадская авиакомпания Air Canada, и SAAB. Вероятно, руководство компаний посчитало данный проект достаточно глубоко проработанным и перспективным. Что же из себя представляет эта машина?
Самолет, получивший название ES-30, представляет собой региональный электрический самолет вместимостью 30 пассажиров и заменяет более раннюю 19-местную конструкцию компании ES-19. Он приводится в движение электродвигателями, работающими от аккумуляторов, что позволяет самолету работать с нулевым уровнем выбросов и низким уровнем шума.
Air Canada и SAAB инвестировали в Heart Aerospace по 5 миллионов долларов США каждая. Помимо инвестиций, Air Canada также разместила заказ на 30 самолетов ES-30.
«Мы очень рады, что два таких сильных партнера, как SAAB и Air Canada, присоединились к нашей миссии по электрификации региональных авиаперевозок. Компания SAAB, является признанным гигантов аэрокосмической отрасли, и наше партнерство не только поддержит нашу программу, но и поможет нам стать частью гордого шведского аэрокосмического наследия», — сказал Андерс Форслунд, основатель и генеральный директор Heart Aerospace.
«Air Canada очень рада сотрудничать с Heart Aerospace в разработке этого революционного самолета. Мы усердно и с большим успехом работаем над сокращением нашего воздействия на окружающую среду, но мы знаем, что для достижения наших целей по нулевым выбросам потребуются новые технологии, такие как ES-30. Мы абсолютно уверены, что команда Heart Aerospace обладает достаточным опытом, чтобы воплотить в жизнь обещания ES-30 о более чистом и экологичном будущем авиации», — сказал Майкл Руссо, президент и генеральный директор Air Canada.
Технические особенности
Что касается собственно ES-30, то он имеет пассажирский салон с тремя рядами сидений, компактную кухню и санузел. Места для хранения вещей в салоне и верхние полки дополнят большой внешний багажный и грузовой отсеки.
Что касается силовой установки, то самолет, кроме чисто электрической, также будет иметь и гибридную конфигурацию, состоящую из двух турбогенераторов, работающих на экологически чистом авиационном топливе. Гибридная система установлена для обеспечения потребности в резервной энергии без уменьшения запаса хода аккумуляторов, а также ее можно использовать во время крейсерского полета на длительных рейсах для дополнения электрических моторов, питаемых аккумуляторами.
В итоге у самолета будет дальность полета на электромоторах 200 километров, использование гибридной установки её увеличит в 2 раза до 400 километров с 30 пассажирами. Есть так же возможность увеличить дальность полета ещё больше, до 800 километров, но тогда вместимость уменьшится до 25 человек.
Рыночные перспективы
Отдельно нужно заметить, что предыдущую модель компании ES-19 заказали в количестве 200 штук авиакомпании United Airlines и Mesa Air Group. При этом идут разговоры о приобретении ещё 100 машин.
Самолёт Heart Aerospace ES-19:
В заключение разговора о заказах, нужно сказать, что кроме Air Canada и SAAB есть целый ряд компаний, которые высказали заинтересованность в приобретении самолёта ES-30. В их число входят скандинавские авиакомпании Braathens Regional Airlines (BRA), Icelandair и SAS, а также новозеландская Sounds Air. Кроме авиакомпаний, в число возможных будущих покупателей входит шведский арендодатель Rockton, который подписал соглашение о намерениях закупить 40 самолетов.
Таким образом всего у Heart Aerospace есть заказчики на покупку в общей сложности 96 машин ES-30.
В чём же секрет успеха никому неизвестного стартапа Heart Aerospace и его самолёта ES-30. Экологичность это конечно важный аспект, но только ради него самолёты бы никто не покупал, всем нужны дополнительные заработки. И с этим делом у шведской новинки всё в полном порядке. Новая машина это прежде всего очень экономичный самолет, который, помимо значительной экономии топлива, дешев ещё и в эксплуатации, по сравнению с, например, традиционными турбовинтовыми самолетами. И всё это благодаря электрической силовой установке.
Самолет также имеет потенциал к модернизации. По мере развития аккумуляторных технологий, у него может существенно возрасти запас хода. А ведь именно в этом направлении сейчас прогресс идёт наиболее быстро.
В заключение нужно сказать, что ожидается, что товарные ЕС-30 поступят заказчикам начиная с 2028 года. И шведский концерн должен помочь в налаживании крупносерийного производства.
PS. Из текста статьи может показаться что более ранний самолёт ES-19 уже во всю летает. Но насколько я понял это не так, так как нет ни одного фото, так сказать товарного ES-19 в цветах закупившей её авиакомпании. Судя по всему, все процедуры, которые должен пройти самолёт для начала коммерческой эксплуатации он прошёл, но вот с крупносерийным производством возникли какие-то проблемы. Однако уверен, что при помощи шведского авиагиганта они все будут решены.
Источники: