Николай Колядко. Загадка «Уайлдкэта» с котиком
Из 11 самолётов, обнаруженных поблизости от найденного на дне Кораллового моря американского авианосца CV-2 «Лексингтон», затонувшего 8 мая 1942 г., больше всего споров среди интересующихся историей Тихоокеанской войны вызвал единственный обнаруженный там истребитель «Грумман» F4F-3 «Уайлдкэт». Кроме ясно различимого тактического номера F-5 на фюзеляже, под фонарём машины на нём были хорошо видны ещё и четыре маленьких флажка японского Императорского флота (означавшие четыре сбитых японских самолёта), а также небольшую чёрную эмблему в белом круге.
Эмблема в виде известного мультяшного персонажа Кота Феликса (Felix the Cat) вооружённого старомодной бомбой с горящим фитилём, была опознана без проблем – в то время она принадлежала 3-й истребительной эскадрилье ВМС США (сокращённо VF-3) с авианосца CV-3 «Саратога» и до сих пор принадлежит их «прямым наследникам» – 31-й ударно-истребительной эскадрилье. Это сразу же вызвала вопросы, так как 3-я истребительная в сражении в Коралловом море 7-8 мая 1942 г. не участвовала – в тот момент она находилось в Пёрл-Харборе на переформировании.
Но специалисты по истории американской морской авиации быстро внесли ясность: на момент выхода «Лексингтона» из базы, из континентальных США в Пёрл-Харбор не успели доставить новые истребители, поэтому 2-я истребительная авианосца «позаимствовала» 19 «Грумман» F4F-3 «Уайлдкэт», принадлежащих 3-й истребительной, а также «одолжила» 12 пилотов, которые сохранили эмблемы, так как должны были после похода вернуться в родную эскадрилью.
Оставалось лишь «вычислить» имя пилота данного самолёта. Быстрое изучение документов позволило выяснить, что на момент добившего корабль взрыва на нём находилось 9 истребителей (включая один с авианосца CV-5 «Йорктаун»), а также 10 пилотов-истребителей (включая пилота «приблудившегося» «Уайлдкэта»). После чего осталось лишь посчитать, кто из них к тому моменту имел на счету четыре вражеских самолёта.
Таковых нашлось двое: командир 2-й истребительной эскадрильи, капитан 3-го ранга Пол Рамсей, успевший сбить в предыдущий день 7 мая два японских самолёта и добавить к ним ещё два (включая один в группе, за что всё равно полагался «флажок») ещё и 8 мая, незадолго до гибели корабля. А также его заместитель, «одолженный» в 3-й истребительной капитан-лейтенант Ноэл Гэйлер, имевший четыре сбитых самолёта ещё до сражения, и добавивший к ним два плюс один вероятный в ходе атаки на японские авианосцы тоже в день гибели «Лексингтона».
Однако рядом с флажками виднелся не самый характерный для истребителей значок, стилизованное изображение авиабомбы, означавший участие в бомбардировке. В этом месте специалисты вспомнили, что из двух «финалистов» лишь одному уже пришлось применять бомбы в бою – 10 марта 1942 г., в ходе «рейда на Лаэ – Саламауа» (место высадки японцев на о. Новая Гвинея), капитан-лейтенант Ноэл Гэйлер, будучи ещё в составе 3-й истребительной эскадрильи, занимался подавлением японских зениток путём бомбово-штурмовых ударов по позициям ПВО, расчищая таким образом дорогу бомбардировщикам. Ну а кроме того, логично было предположить, что в разгар сражения у авиамехаников «Лексингтона» вряд ли бы нашлось время наносить на машину метки за только что сбитые самолёты, а у Гэйлера его четыре флажка уже имелись.
Точку в этом споре поставил организатор и спонсор экспедиции, американский миллиардер, сооснователь корпорации «Майкрософт» Пол Аллен. 7 марта 2018 г он опубликовал на своей странице в Facebook более крупное фото найденного «Уайлдкэта», где кроме флажков самые пытливые заметили, что под наростами осадка прямо под фонарём кокпита можно различить три буквы из написанной там фамилии пилота: GA***R. Нетрудно догадаться, что в полном виде там написано GAYLER. Как говорится, «что и требовалось доказать», и что специалисты уже смогли «вычислить» и без этой подсказки.
Одной маленькой загадкой Тихоокеанской войны стало меньше, но данная экспедиция подбросила несколько других.
источник: https://vk.com/@664805017-zagadka-uaildketa-s-kotikom