Николай Колядко. Разбор лекции: М. Токарев. «Сражение при Мидуэе: планы японцев». Часть I
Все части цикла
00:01:00 Егор Яковлев: Максим, вот я смотрю историографию Соединенных Штатов и там видна тенденция представить это сражение такого рода американским Сталинградом. Как вы относитесь к этой точке зрения?
Возможно, я читал какие-то неправильные книжки, но ни в одной американской военно-исторической работе мне не встречалось сравнение Мидуэя со Сталинградом. В смысле сравнения их масштабов или влияния на ход всей Второй Мировой в целом. Мне вообще представляется, что это чисто отечественное изобретение: «Для тех братанов, кто не въезжает: для американов Мидуэй – это по типу как для нас Сталинград» © К. Ю. Еськов, «Наш ответ Фукуяме», 2001 г.
Единственные известные мне исключения – это когда в различных обзорных работах или статьях Мидуэй, Сталинград и Эль-Аламейн перечисляются через запятую в качестве переломных сражений на соответствующих ТВД. Что достаточно корректно, хоть и небесспорно. Я вот – при всей моей нежной любви к Мидуэю – переломным для Тихоокеанского ТВД это сражение не считаю.
Но вместо того, чтобы порадоваться, что и американцы именно Сталинград (а не ту же свою высадку в Нормандии) видят переломным сражением на Европейском ТВД, отдельные наши особо впечатлительные – вплоть до бывшего шефа «не прачечной» – почему-то впадают в истерику: «Злобные пендосы посмели сравнить наш великий Сталинград с каким-то своим вшивым Мидуэем!» И где логика, извините, как спросил бы один известный Удав?
Но, повторяю, я допускаю, что просто читал не те книжки. Я ведь всё больше по военно-исторической литературе, а не по политико-пропагандистской. Это была единственная цитата из @egorvkurse (Егор Яковлев), все последующие – Максим Токарев. Но его рассуждения об озвученном создателем канала «Цифровая история» ложном (на мой взгляд) тезисе я, с вашего позволения, пропущу. Общие рассуждения ни о чём – мне неинтересны.
Хотя его ссылка на труды величайшего военного историка всех времён и народов Юваля Харари, конечно, умилила. Если кто не в курсе, это такой модный ныне израильский фантазёр и «историософ» широкого профиля типа Гумилёва Л. Н., но местечковая труба сильно пониже и дым, соответственно, пожиже.
00:03:23 Безусловно понятно, что вот эту вот генеральную осаду длинную на всём Тихом океане выиграют США просто потому, что они в десятки раз экономически мощнее японцев.
Распространённое заблуждение, очень многим мешающее понять причины того, почему начальный период Второй Мировой на Тихом океане проходил с такими проблемами для США. Для начала посмотрим на ВВП главных участников Второй Мировой. В таблице ниже этот показатель для удобства был пересчитан из тогдашних валют этих стран в миллиарды долларов США образца 1990 г.
Эти цифры не являются истиной в последней инстанции. Но они дают, как минимум, общее представление о соотношении экономик тогдашних ведущих держав планеты. Как мы видим, ВВП предвоенной Японии был где-то на уровне предвоенной Франции и уступал американскому примерно в пять раз.
Это очень много, но всё же никак не «в десятки раз». Скажу страшное: накануне Русско-японской войны 1904-1905 гг. Япония уступала Российской империи заметно сильней. Но сам по себе сферический ВВП в вакууме не воюет, многое зависит ещё и от того, какая его часть приходится на тяжёлую промышленность, а ещё – сколько тратится на военные нужды. И здесь ещё одна интересная табличка: доля военных расходов в ВВП основных воевавших стран в годы ВМВ.
Очевидно, что если твой ВВП в пять раз меньше, чем у противника, но на военные нужды ты тратишь в процентном отношении в 10-20 раз больше, то и в абсолютных цифрах по военным расходам ты его тоже серьёзно обгоняешь. Чем и воспользовались японцы в предвоенные даже не годы, а десятилетия. Именно поэтому США и потребовалось так много времени, чтобы тоже перевести экономику на военные рельсы и переломить ситуацию на ТВД. Немного подробней об этом можно почитать в моей короткой заметке: «Маленькая страна».
00:09:45 Активные действия японского флота, направленные на выбивание союзных сил. Имеется в виду американский флот, Азиатская станция на Филиппинах…
Силы ВМС США на Дальнем Востоке первоначально именовались Ост-Индская эскадра, затем Азиатская эскадра. А с 1902 г. – Азиатский флот. В период с 1907 по 1910 гг. он был «понижен» до 1-й эскадры Тихоокеанского флота, но затем опять стал отдельным флотом, каковым и оставался до реорганизации в 1943 г. Подробней здесь: «The U.S. Asiatic Fleet: From Its Origins to World War II».
«Станциями» же именовались заморские соединения и объединения ВМС вовсе даже Великобритании – Китайская станция, Ост-Индская станция, Африканская станция и т. д. А в американской военно-морской терминологии термин Station означает совсем другое. Мелочь, конечно, но очень показательно.
00:10:10 …а потом и ABDA так называемое, то есть американско-британско-голландское оперативное соединение, которое тоже добросовестно гибнет, не нанеся вообще никакого ущерба.
Как нетрудно заметить, в аббревиатуре ABDA – четыре буквы. Где последняя «А» означает ещё и Австралию, ну да ладно. Гораздо важней, что это было не «оперативное соединение», а объединённое командование всеми силами союзников в данном регионе. В которое, наряду с морскими силами (ABDAFLOAT) – из кораблей основных классов: 13 крейсеров, 34 эсминца и 41 подлодка – входили ещё и серьёзные сухопутные силы (ABDARM) – более 400 тыс. человек, плюс береговая авиация (ABDAIR) – около 1000 самолётов.
Всего из состава морских сил ABDA за время их существования (январь — февраль 1942 г.) было потеряно 5 крейсеров, 18 эсминцев и 6 подлодок, не считая малых и вспомогательных кораблей и судов. Так что «добросовестная гибель» всего «соединения» – это, мягко говоря, небольшое преувеличение. Большинство боевых единиц ABDAFLOAT вполне себе воевало и дальше, многие из них – до самого конца войны.
Что касается нанесённого противнику ущерба, то только в бою у Баликпапана без потерь было потоплено 5 японских транспортов. Три других морских сражения кампании закончились победами японцев, но и в них они потеряли минзаг и 4 транспорта, а крейсер и 5 эсминцев получили повреждения. Это результаты лишь надводных кораблей, без учёта действий подлодок и авиации. Так что про «совсем никакого ущерба» от действий ABDA – это тоже чуток преувеличение.
Подробней о короткой истории ABDACOM можно прочесть в классической работе С. Морисона «History of United States Naval Operations in World War II», Vol. III: «The Rising Sun in the Pacific». На русский она, вроде бы, переводилась.
00:10:57 Не уделяя существенного внимания вот этой вот, грубо говоря, материальной разведке. То есть, чем же обладают японские силы на стыке 1941-42 годов. и несколько ранее. Разведки этим, конечно, интересовались, но интересовались «по остаточному принципу» – важней было то, что происходит на европейской части континента евразийского.
В доядерную эпоху единственную реальную угрозу безопасности США по понятным причинам представляли лишь страны, обладавшие сравнимыми с ними океанскими флотами. Таковыми после Первой Мировой по большому счёту являлись лишь две – Великобритания и Япония. Поэтому всё было «с точностью до наоборот» – это все остальные страны «европейской части континента евразийского» интересовали разведку ВМС США «по остаточному принципу».
А о том, насколько серьёзно в США относились к Японии, говорит хотя бы то, какую часть своих ВМС они держали на Тихом океане и Филиппинах. Или, например, расположение сети станций радиоперехвата и пеленгации ВМС США на карте ниже. Кто-то думает, что это всё было против Австралии или там Голландской Ост-Индии? Про куцый тогда наш Тихоокеанский флот скромно молчим.
Никаким «остаточным принципом» или восприятием ВМС Японии, как «третьеразрядных», как мы видим, и не пахло. Просто – это будет шоком для верующих во всемогущество CIA, NSA и прочих американских «трёхбуквенных контор» – с разведкой в предвоенных США всё было не просто плохо, а очень плохо. По всем потенциальным противникам, а особенно плохо – с агентурной разведкой.
Любопытно, что даже цели для знаменитого «рейда Дулиттла» выбирались на основе данных, полученных от советской разведки, у которой с агентурной сетью в Японии (на идеологической основе) обстояло гораздо лучше (см. J. M. Scott, «Target Tokyo: Jimmy Doolittle and the Raid That Avenged Pearl Harbor»).
С радиоразведкой и криптоанализом было чуть получше, но и там «были нюансы». Кроме того, в случае с Японией серьёзную проблему представлял языковой барьер. А ещё банальный расизм «белых людей». Из-за которого даже добытые разведкой ценные данные по японской боевой технике часто тупо отвергались наверху из соображений «если мы такого не смогли, то узкоглазые – тем более». Об этом я как-то писал в коротком ликбезике «Но разведка доложила… поздно».
По этой теме рекомендую работы людей, что владели языком, служили в Японии, а затем занимались разведкой по этому направлению: книги начальника разведотдела штаба ТФ США Э. Лэйтона «And I Was There: Pearl Harbor and Midway, Breaking the Secrets» и сотрудника службы радиоразведки этого отдела У. Холмса «Double-Edged Secrets: U.S. Naval Intelligence Operations in the Pacific During World War II». И классическое исследование Дж. Прадоса «Combined Fleet Decoded: The Secret History of American Intelligence and the Japanese Navy in World War II».
00:11:24. Тем не менее оказывается, что японцы разработали невиданной эффективности, невиданных параметров торпеды. По сравнению с парогазовыми торпедами они обладали значительно большей дальностью, значительно большей скоростью, а самое главное – в тропических водах они не оставляют следа. […] Торпеды несколько меньшего калибра были на подводных лодках, то есть кислородные Тип 93 – это надводные корабли, Тип 95 – подводные лодки.
Японские «кислородные» корабельные торпеды 61-см обр. 93 и их «младшие сестрёнки», подлодочные 53-см обр. 95 (а ещё почему-то забытые 45-см обр. 97 и обр. 98 для мини-подлодок) были, что удивительно, тоже парогазовыми. То есть источником «рабочего тела» для их двигателей там тоже служили парогазогенераторы. Иногда всё же полезно хотя бы бегло поинтересоваться значением употребляемых терминов… От отставного офицера флота я ожидал большего.
Единственным отличием от «классических» парогазовых систем было использование японцами в качестве окислителя не воздуха, а 98% кислорода, что потребовало ряда доработок того парогазогенератора. Подробней об устройстве этих торпед можно почитать в отчёте U. S. Naval Technical Mission to Japan, 1946 г. «Japanese Torpedoes and Tubes, Article 1 — Ship and Kaiten Torpedoes».
Что касается их «невидимости», то «выхлоп» у кислородных торпед был хоть и пониженным (за счёт отсутствия азота), но вполне заметным – ведь объём отработанной парогазовой смеси остаётся прежним, а далеко не весь углекислый газ и водяной пар успевают раствориться в воде за те доли секунды, что добираются до поверхности. При этом существовал класс торпед, у которых выхлоп отсутствовал в принципе – электрические. Те же германские G7e или их американский клон Mark 18. Но никто почему-то не объявлял их «вундервафлей».
По скорости эти японские торпеды тоже не были уникальны – итальянцы безо всякого кислорода смогли выжать из своих парогазовых торпед те же 48-50 узлов. Так что «главным достоинством» японских торпед был не какой-то один фактор, а их совокупность в одном изделии, что хорошо видно из таблицы:
Но что ещё любопытней – то, что с японскими торпедами «что-то не на так» американцы обнаружили вовсе не когда столкнулись с ними в бою в первые же дни войны, а лишь год спустя. Да и то узнали лишь об их увеличенном калибре. О главной же «фишке» этого оружия они узнали гораздо позже. Тоже, наверное, из-за того, что всё ещё интересовались этой темой «по остаточному принципу»?
00:12:28 Это была, видимо, украденная либо купленная в Англии версия британской торпеды 609-мм, которая была на вооружении линкоров «Нельсон» и «Родней». Примерно похожая по характеристикам, но снятая с вооружения из-за того, что она представляет бешеную опасность с точки зрения пожароопасности для самого корабля. Потому что там кислород, сжиженный кислород.
А здесь надо снять шляпу перед неизвестными японскими рыцарями плаща и кинжала, что смогли не просто украсть или незаметно купить секретную разработку – они ухитрились спереть даже то, чего не существовало в природе. А если серьёзно, то речь идёт о британской 24,5» (622, а не 609-мм, кстати) торпеде Mark I.
Дело в том, что британцы как-раз и не смогли в «кислородную торпеду». Они освоили лишь обогащённый до 50% кислорода сжатый воздух, но получили на выходе весьма скромный прирост характеристик. Максимальная скорость этой торпеды составляла всего 35 узлов, дальность на этой скорости – те же 13 700 м, что и у их «обычных» торпед меньшего калибра. БЧ в 337 кг тоже была с ними сравнима. А теперь посмотрим на ТТХ её японского якобы «клона» в таблице выше. «Примерно похожая по характеристикам», ага…
В реальности же японские разработки были подстегнуты всего лишь слухами о том, что британцам каким-то образом удалось-таки решить многочисленные проблемы, возникающие при использовании кислорода в качестве окислителя. И найденные японцами решения были полностью оригинальными. Несколько подробней об этой истории можно прочесть в моей древней статье для журнала «Арсенал-Коллекция»: «Но разведка доложила точно: 61-cм торпеда обр. 93», список литературы там в конце.
И, кстати, никто «полукислородные» торпеды Mark I с вооружения линкоров типа «Нельсон» не снимал. По одной простой причине – других торпед калибра 622-мм в Британии просто не было. Так что в знаменитом бою 27 мая 1941 г. «Родней» пулял по «Бисмарку» именно ими, родимыми.
И никакого «сжиженного кислорода» ни у японцев, ни тем более у британцев в торпедах, конечно же, тоже не было. Даже у японцев он был просто сжат до 225 атмосфер. Стоявшие на крейсерах и эсминцах установки по получению кислорода действительно работали на принципе криогенной ректификации, но и там готовый кислород хранился в газообразном виде. См. упомянутый выше отчёт.
00:13:55 Мы можем вспомнить гибель броненосца «Микаса» от взрыва в погребах, причиной которого, видимо, являлась попытка личного состава выжечь из сигнальных ракет спиртосодержащей состав. Для того, чтоб потом употребить его непосредственно внутрь, как водится на флотах. Ну не платить же за это деньги, но в результате вот этого процесса, как обычно, что-то пошло не так и ну там много вариантов, да, но как бы считается, что в общем это, как будто доказанным фактом.
С одной стороны, я понимаю, что это очень распространённая байка, но надо же иногда и мозги включать. По-моему, школьного курса химии вполне достаточно для понимания, что тот, кто придумает как в кустарных условиях синтезировать этиловый спирт из чёрного пороха (смеси древесного угля, серы и калиевой селитры, если кто забыл) – может смело покупать фрак и заказывать билет в Стокгольм для получения заслуженной Нобелевки по химии.
А вообще это байка возникла из-за банальной ошибки перевода. Во всех японских конспирологических версиях о «настоящей причине» взрыва на «Микаса» речь в том или ином виде идёт о техническом спирте из сигнальных фонарей (信号用アルコール) – это типа керосиновых ламп, но более защищённых и на спирте вместо керосина, для уменьшения копоти на стёкла. В англоязычной литературе это превратилось в «alcohol used for flares», ну а в русском переводе с английского оно внезапно стало «спиртом, полученным из сигнальных ракет».
Причём в любом случае не стóит забывать, что даже «спирт из сигнальных фонарей» – это не более, чем «народная» версия. Слухи и сплетни (минимум, три варианта), базирующиеся на одном-единственном «источнике» – якобы рассказе некого неназванного медика с «Микаса». А ему об этом поведал опять же некий неназванный обгоревший матрос, который после этого, конечно же, немедленно помер. А медик счёл эту информацию настолько неважной, что решил не делиться ей с высокой комиссией, что расследовала причины инцидента.
В результате она всплыла гораздо позже, и, по понятным причинам, обрела гораздо бóльшую популярность, чем скучные выводы специалистов о самовозгорании действительно не очень стабильного тогда кордита (один из видов двухкомпонентного пироксилин-нитроглицеринового бездымного пороха). Примеров чего и до, и после взрыва на «Микаса» было более, чем достаточно. Зачем в данном случае потребовалось пересказывать эту древнюю байку – непонятно.
00:15:30 Просто [Япония] очень бедная по ресурсам страна – по всем, ну и по людским тоже, и она не очень щепетильно отнеслась к тому чтобы этот вот, грубо говоря, пул, объем этих хорошо подготовленных людей, хорошо тренированных бойцов, чтобы он обновлялся. В значительной степени они рассчитывали, видимо, рассчитывали выиграть войну быстро.
Население Японской империи по переписи 1940 г. составляло 105,2 млн. человек. Это без учёта марионеточного Маньчжоу-го и оккупированных территорий Китая и Индокитая. Для сравнения – население Третьего рейха на тот же год, то есть уже со всеми включёнными в его состав территориями с более-менее немецкоговорящим населением, и тоже без учёта «просто оккупированных» – 90 млн.
При этом в июне 1941 г. вооружённые силы Германии (включая войска СС и армию резерва) насчитывали 7,2 млн. человек (8% населения), из них 404 тыс. – в Кригсмарине (см. B. Müller-Hillebrand «Das Heer 1933–1945. Entwicklung des organisatorischen Aufbaues.»). А вот Япония начала через полгода войну на Тихом океане, имея в строю и резерве 3,7 млн. (3,5% населения). При этом в ВМС Японии, намного превосходящих немецкие по кораблям, числилось тогда лишь скромные 311 тыс. (см. D. Evans, M. Peattie «Kaigun: Strategy, Tactics, and Technology in the Imperial Japanese Navy, 1887-1941».)
То есть, имевшая заметно бóльший демографический ресурс Японская империя использовала его в два с лишним раза менее интенсивно, чем Третий рейх. И причина была вовсе не в недостатке «щепетильности», или там в хитрых планах на «быструю войну» – не забываем, что Япония аж с 1937 г., то есть уже четыре года вела полномасштабные боевые действия в Китае. Всё было гораздо проще и банальней – смотрим ВВП Японии и Германии в таблице выше. Японцы без проблем могли призвать столько же, и даже больше, чем немцы (что они в конце войны и попытались сделать). Но им просто нечем было бы их вооружить. Если кто вдруг запамятовал – в тогдашнем Китае (подконтрольном Гоминьдану) проживало минимум 270 млн., а в Британском «Содружестве наций» – порядка 545 млн. И сильно им это помогло?
Да, чуть не забыл, в США на тот же 1940 г. было 131,9 млн. населения против, напоминаю, 105,2 млн в Японии. Ну просто подавляющее превосходство по «людским ресурсам». Если что, во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. Япония уступала Российской империи по населению втрое. Как обычно, незнание скучных циферок очень часто приводит к неверным выводам…
00:16:55 Вообще есть версия, связанная с тем, что император Хирохито, совершенно отчаявшись хоть как-то влиять на ход клановой борьбы внутри государства, причём не только военной, и политической тоже, где-то внутри согласился с тем, что ладно, бог с ним – пусть они вступают в войну какую хотят. Хотят с Китаем – ради бога. Пусть эти вояки, вот пусть делают что угодно! В конечном итоге эта страна обречена быть порванной какими-то внешними силами, и вот когда это произойдет – вот тогда, возможно, здесь удастся построить что-то более-менее вменяемое.
Да-да, самый простой и надёжный способ вывести клопов – это сжечь весь дом. При этом не имея шансов самому этот дом как-то покинуть, не говоря уж о других его обитателях. Вот можно я не буду этот бред комментировать? Спасибо.
00:18:14 Четыре старых эсминца американских даже, старыми же торпедами постреляв, потопили несколько транспортов японских…
Вообще-то в ходе имевшегося здесь в виду «Сражения при Баликпапане» ночью 24 января 1942 г. действительно старые американские эсминцы типа «Клемсон» постройки конца Первой Мировой стреляли всё же не старыми и проверенными 533-мм торпедами Mark 8, а новейшими Mark 15. Прославившимися в дальнейшем своей запредельной глючностью. Что во многом и послужило причиной слабой результативности в данном бою (см: T. Womack «The Allied Defense of the Malay Barrier, 1941–1942»). В общем, классическое: «Не знаешь – промолчи. За умного сойдёшь.» Кстати, а как это стыкуется с недавним утверждением, что корабли «соединения ABDA» не нанесли противнику «совсем никакого ущерба»?
00:30:40 Ямамото это не его фамилия. Это стандартный, принятый в Японии клановый подход, когда невысокого происхождения, скажем так, граждане, вступая в брак с женщинами более высоких клановых родов берут их фамилии. То есть уже этим самым данный человек, в общем, было понятно, что далеко пойдет.
Изначально будущего адмирала и вправду звали Исороку Такано. Вот только девушку, на которой он женился в 1918 г. звали Рэйко Михаси, и ни к каким «более высоким клановым родам» её семья не принадлежала. А фамилию Ямамото он получил по усыновлению, ещё в 1916 г. То есть за два года до женитьбы.
И вот это действительно была традиция – в случае отсутствия наследников мужского пола усыновить молодого человека из приличной семьи, чтобы не прерывался род. Всё это можно было узнать из любой, даже самой краткой биографии Исороку Ямамото, и даже – страшно сказать – тупо в Википедии посмотреть! Но зачем – у нас же есть богатая фантазия…
00:32:09 Мне очень нравится эта фигура
Угу, очень заметно. Настолько «нравится», что даже с биографией ознакомиться поленился…
00:34:45 Ямамото был тем человеком, к которому прислушивались, но он представлял интересы лишь одной из группировок внутри флота. Даже не всех вооружённых сил, а только флота. […] Самое забавное, что Объединённый флот, то есть тут всё, что воюет и морской Генеральный штаб – всё, что планирует и обеспечивает эти войны, в рассматриваемый период с 30-х годов очень не любили друг друга, как кошка с собакой.
Потрясающее знание организационной структуры Императорского флота Японии. Во-первых, материальным «обеспечением этих войн» занимался вовсе не морской Генштаб, а почему-то не упомянутое вообще Министерство ВМС.
Во-вторых, тот самый «Объединённый флот» был вовсе не «всем, что воюет» – до 1933 г. он даже не имел постоянного статуса. Но и после этого это было просто объединение океанских сил флота. Прямой аналог германского «Hochseeflotte» (флота открытого моря), но, конечно, больше британского «Grand Fleet». Не даром, стандартная японская аббревиатура для этого объединения писалась у них даже не по-японски, а латинскими буквами «GF».
Соответственно, в Объединённый флот ВМС Японии на начало войны входило 8 флотов (включая два воздушных – палубной и береговой авиации). Но в его состав не входили: флот в китайских водах, силы береговой обороны флота, специальные десантные силы флота (морская пехота), собственно военно-морские базы ВМС Японии и много чего ещё из «воюющего». (см. D. Evans, M. Peattie «Kaigun: Strategy, Tactics, and Technology in the Imperial Japanese Navy, 1887-1941».)
Ну а насчёт «как кошка с собакой» – трения между этими основными тремя (а не двумя) структурами несомненно имелись. Но при этом имелась и куча старших офицеров и адмиралов, что за свою карьеру успевали послужить во всех трёх. Например, некий впоследствии адмирал по имени Исороку Ямамото. Нам хотят сказать, что при этом они автоматически «переходили из клана в клан»?
00:36:55 Со времён реставрации Мэйдзи всеми военными вопросами в Японии начали заниматься в основном два влиятельных южных клана – Тёсю и Сацума. Тёсю это северный берег Симоносекского пролива, Сацума – окрестности Нагасаки.
Начать с того, что Тёсю и Сацума – это не «кланы», а названия княжеств (хан). И правили ими кланы с конкретными фамилиями – в данном случае это были князья (даймё) из родов Мори и Симадзу, соответственно. Ну да ладно, тут гораздо интересней альтернативная география… Берём карту административного деления Японии на провинции (куни) до реформ Мэйдзи 1868-1882 гг.
И с изумлением видим, что г. Нагасаки (в тогдашней провинции Хидзэн), находится на северо-западе о. Кюсю. В то время как провинция (и княжество) Сацума расположена, как ни странно, на одноимённом полуострове на юго-западе данного острова. Нехилые такие «окрестности Нагасаки». Хотя, если мыслить широко и считать оными весь о. Кюсю площадью 35 640 км²… Вообще-то есть много стран в нынешней Европе, где вся территория сильно поменьше будет.
00:40:10 Адмирал Того, победитель советского, российского, русского флота в Цусимском сражении. Видимо он самый яркий представитель рода Сацума, потому что он родом из окрестностей Нагасаки непосредственно. В Цусимском проливе он воевал буквально у себе дома – от места Цусимы до его деревни что-то около 200 км. Чисто по карте.
А тот же, например, «отец японского флота» – адмирал, министр ВМС, а затем премьер-министр Японии Гомбэй Ямамото (не родственник приёмного отца Исороку Ямамото), что тоже из Сацума был – он у нас не «яркий»? Ну да ладно.
Но вот будущий маршал-адмирал Хэйхатиро Того родился в семье высокорангового самурая, не имевшего никакого отношения к «роду Сацума», то бишь к роду Симадзу, он им просто служил. И родился Того в Кагосиме, столице княжества Сацума. В скромной такой «деревушке» – первое упоминание 1053 г., население по переписи 1873 г. около 90 тыс. – что расположена (см. карту выше) прямо «в окрестностях» мегаполиса Нагасаки, где тогда, кстати, жило менее 30 тыс.
А ещё от Кагосимы даже просто до северного побережья о. Кюсю более 200 км по прямой, а до района даже начальной фазы сражения – уже больше 300 км набегает. Это если «чисто по карте». Ну а чем детство, проведённое что в Кагосиме, что «в деревне в окрестностях Нагасаки» могло помочь адмиралу Того при Цусиме – так и осталось для меня загадкой. География, бессердечная ты сука…
00:40:35 И вот это уже третий слой противоречий внутри японского флота – уже клановый. И это все, к сожалению, не могло не сказаться на стройности и упорядоченности.
В период создания и становления Императорского флота Японии аристократия княжества (хан) Сацума по ряду исторических причин действительно имела непропорционально сильное влияние на флотские дела. Выходцы из рода Симадзу и их вассалы занимали там чуть ли не все командные посты, вплоть до того, что в Японии невесело шутили «У нас любой дурак может стать министром ВМС. Если он из Сацума, конечно». (См. J. Schencking «Making Waves: Politics, Propaganda, and the Emergence of the Imperial Japanese Navy, 1868–1922».)
Однако это кумовство плохо влияло на качество командного состава, поэтому с ним начали бороться ещё в конце XIX века. И начал это, как ни странно, упомянутый выше уроженец Сацума – адмирал Гомбэй Ямамото. Процесс был небыстрым, и в ходе как Первой японо-китайской войны 1894-1895 гг., так и Русско-японской 1904-1905 гг. ключевые командные посты на флоте всё ещё занимали «сацумцы». Но при этом уже подрастали кадры, набранные на основании не места рождения и «клановой принадлежности», а их личных способностей.
Именно эти молодые тогда люди 1880-х годов рождения и составили впоследствии высшее руководство ВМС Японии времён Тихоокеанской войны. В этом месте можно было бы привести подтверждающие цитаты из различных работ по истории Императорского флота, но их можно записать в «оценочные суждения». Поэтому я решил сделать проще и наглядней.
Из упоминавшейся уже известной работы – D. Evans, M. Peattie «Kaigun: Strategy, Tactics, and Technology in the Imperial Japanese Navy, 1887-1941» – я выписал верхушку ВМС Японии на осень 1941 г., а затем уточнил их место рождения. Вот этот список: звание, имя, должность – год и место рождения (префектура и остров):
Адм. С. Симада, министр ВМС – 1883 г., Токио, о. Хонсю.
Адм. О. Нагано, начальник генштаба ВМС – 1880 г., Коти, о. Сикоку.
Адм. И. Ямамото, главком Объединённого флота – 1884 г., Ниигата, о. Хонсю.
Адм. М. Кога, главком Флота в китайских водах – 1885 г., Сага, о. Кюсю.
В-адм. С. Такасу, главком 1-го флота – 1884 г., Ибараки, о. Хонсю.
В-адм. Н. Кондо, главком 2-го флота – 1886 г., Осака, о. Хонсю.
В-адм. И. Такахаси, главком 3-го флота – 1888 г., Фукусима, о. Хонсю.
Адм. С. Иноуэ, главком 4-го флота – 1889 г., Мияги, о. Хонсю.
В-адм. Б. Хосогая, главком 5-го флота – 1888 г., Нагано, о. Хонсю.
В-адм. М. Симидзу, главком 6-го флота – 1888 г., Нагано, о. Хонсю.
В-адм. Т. Нагумо, главком 1-го Воздушного флота – 1887 г., Ямагато, о. Хонсю.
В-адм. Н. Цукахара, главком 11-го Воздушного флота – 1887 г., Фукуи, о. Хонсю.
Как нетрудно заметить, здесь затесался лишь один уроженец хотя бы о. Кюсю – адмирал Кога. Из известных оттуда был ещё вице-адмирал Одзава, впоследствии главком Объединённого флота. Но даже они не имели никакого отношения к ушедшему в историю «сацумскому клану». Один был с севера Кюсю, другой – с востока оного, то есть из районов, что не входили в княжество Сацума.
Ну а подавляющее большинство ожидаемо оказалось родом с самого большого японского острова – Хонсю, где проживало (и проживает сейчас) более 80% населения Японских островов. Демография – она не менее бессердечная сука…
Соответственно, не совсем понятно, зачем было приплетать этот давно протухший сюжет про «феодальные кланы»? Нет, я понимаю, что на верующих в «японцев с другой планеты» и прочие сугубо феодальные особенности «загадочной японской души» – это произведёт неизгладимое впечатление, да и автор типа продемонстрировал свои глыбокия познания японской истории, но какое отношение это имеет к реальному Императорскому флоту времён Второй Мировой?
00:46:30 Ямамото, как человеку авиационно мыслящему […] в Пёрл-Харборе важно было уничтожить американские авианосцы и все. Больше ничего не делать, можно было не топить линкоры – это вторично.
Именно поэтому, наверное, в Оперативном приказе №1 по Первому мобильному (авианосному) соединению японцев (подготовленном штабом того самого Ямамото, кстати) чёрным по белому было написано, что целями являются «вражеский флот и важные аэродромы на острове Оаху». В Оперативном приказе № 3 эти цели были расписаны уже подробней: крупные корабли до тяжёлых крейсеров включительно, причём отдельно указывалась приоритетность по кораблям: в первую очередь линкоры. Авианосцы, если что, были там лишь на почётном втором месте. (См. Military History Section of the Headquarters, US Army Forces East, Japanese Monograph No. 97. «Pearl Harbor Operations: General Outline of Orders and Plans.»)
00:47:17 В Пёрл-Харборе надо было выносить топливные склады, потому что, пока американцы восстановят вот эту возможность складирование топлива на Гавайях, пока они опять переведут туда базу… То есть без топлива Пёрл-Харбор никому не нужен. Ну что там делать? Доковаться, разве что… Это не будет главной базой, она опять уедет на континент, а это совсем другие расклады.
Про эту не менее протухшую байку я когда-то писал отдельную статью «Роковые ошибки» японцев в Пёрл-Харборе, так что не буду повторяться. Но отдельно понравилось презрительное «Доковаться, разве что…» от морского, напоминаю, офицера. Ну да, возможность доковать корабли до линкоров включительно – ерунда какая, соответствующих доков у Штатов – ну просто девать некуда…
01:01:57 Третья особенность Мидуэя в том, что это, в общем-то, по сей день ничейная территория. Но она, в общем-то, никогда и не была чьей-то. […] в 1870 г. там попытались сделать угольную базу, потому что это был флот паровой эпохи с большим потреблением угля. А на формально независимых тогда Гавайях за бункеровки приходилось платить местным властям. Потому что Гавайи стали штатом США, по-моему, только в 1959 г. или 1960-ом, что также после войны, а до этого это была территория под протекторатом Америки.
28 августа 1867 г. командир парусно-винтового шлюпа ВМС США «Ласкованна» капитан 1-го ранга Уильям Рэйнолдс провозгласил владением США «ничейный» необитаемый атолл на дальнем северо-западном конце Гавайского архипелага. Атолл получил название Мидуэй и был передан под управление ВМС США.
Он стал первым не прибрежным островом или атоллом, официально аннексированным США и получившим затем статус «неинкорпорированной неорганизованной территории». То есть, принадлежит США, находится в их юрисдикции, но не входит в состав какого-то штата, не имеет органов самоуправления и находится под прямым управлением правительства США.
В этом административном статусе Мидуэй (наряду с ещё семью тихоокеанскими и одним карибским островками и атоллами, так называемыми «United States Minor Outlying Islands» – это всё бывшие или действующие военные базы на необитаемых прежде клочках суши, не имеющих даже собственных источников пресной воды) и пребывает до сих пор. Угадаем с трёх раз, почему они так и не получили самоуправление и какой-то другой административный статус.
Что касается Гавайев, то с 1795 г. они являлись международно-признанным независимым королевством, затем короткое время республикой. Но 4 июля 1898 г. Конгресс США принял так называемую «резолюцию Ньюланда» об аннексии этой республики.
Аннексия, если кто вдруг запамятовал, – это не какое-то ругательство, а «насильственное присоединение государством всей или части территории другого государства в одностороннем порядке». Иными словами, Гавайи, не спрашивая мнения его законного правительства (и тем более – населения), включили в состав США, и с 30 апреля 1900 г., согласно «Hawaiian Organic Act», они получили статус «инкорпорированной организованной территории США».
То есть, все граждане Республики Гавайи становились гражданами США, получали право на местное самоуправление, суд и прочее, но верховная власть на территории принадлежала пока назначавшемуся президентом генерал-губернатору, а не выборному губернатору, как в «полноценных» штатах. Словом, по той же схеме, по которой проходило включение в состав страны центральных и западных территорий континентальных США, пока те не становились полноправными штатами. Гавайи – и та же Аляска – действительно стали ими лишь в 1959 г.
В общем, судите сами, насколько соответствуют действительности заявления о том, что Мидуэй до сих пор «ничейная территория», а Гавайи аж до 1959 г. были лишь «протекторатом Америки». Очередной пример «краем уха что-то слышал, но поленился разобраться».
ПРИЛОЖЕНИЕ. Объект разбора
источник: https://vk.com/@664805017-razbor-lekcii-m-tokarev-srazhenie-pri-miduee-plany-yaponcev