Николай Колядко. «Библиотечка юного мидуэйщика». Часть IX
John B. Lundstrom
THE FIRST TEAM: PACIFIC NAVAL AIR COMBAT FROM PEARL HARBOR TO MIDWAY
Первое издание: Naval Institute Press, 1984.
И ещё одна работа, что не совсем подпадает под заявленные мной критерии этой мини-библиографии. Даже из названия видно, что она посвящена далеко не только Мидуэю. Но, тем не менее, это была книга, что очень сильно повлияла на все дальнейшие американские военно-исторические исследования по войне на Тихом океане.
Её автор, Джон Ландстром с момента защиты диссертации по военной истории в 1974 году работает куратором исторического отдела публичного музея города Милуоки. Его первая книга (фактически, развёрнутая версия диссертации) под названием «Первая кампания на юге Тихого океана: Стратегия Тихоокеанского флота, декабрь 1941 г. – июнь 1942 г.» была опубликована ещё в 1976 году. И в ней, в отличие от подавляющего большинства своих коллег, он УЖЕ использовал данные, введённые в научный оборот в вышедших на тот момент томах японской серии «Сэнси сосё» (История войны), плюс ещё ряд никогда не переводившихся японских работ.
С тех пор Ландстром опубликовал ещё несколько книг, но главной его работой без сомнения стала дилогия о действиях морской авиации США в первый год Второй Мировой на Тихом океане, названная спортивным термином «The First Team», то бишь «стартовый состав» – тот набор игроков, с которым команда начинает матч. Здесь имеются в виду американские лётчики, что вытянули на себе этот самый трудный год войны. Первая книга этой дилогии с говорящим подзаголовком «От Пёрл-Харбора до Мидуэя» вышла ещё в 1984 г. То есть всего через пару лет после «Чуда при Мидуэе» Гордона Пранга, но такое ощущение, что их разделяет целая эпоха.
Джон Ландстром фактически установил новую планку исследований такого типа. Он задействовал все доступные первичные источники и исследования, причём особое внимание обратил на проигнорированные его предшественниками японские книги, а также документы, введённые в научный оборот японскими коллегами. Плюс использовал опыт Уолтера Лорда – лично опросил многих участников тех событий с обеих сторон.
В результате получился очень детальный разбор действий палубной авиации ВМС США (прежде всего – истребительной) в указанный период. Подробное описание всех боестолкновений с опорой как на документы, так и на воспоминания участников, вплоть до списков лётчиков и тактическими и серийными номерами машин для каждого эпизода. Сейчас это представляется привычной нормой для любой уважающей себя работы по действиям военной авиации, но эта норма была во многом задана именно этим исследованием.
А с точки зрения изучения собственно сражения при Мидуэе особый интерес вызывает не только детальное изложение его «воздушной составляющей», но и такая немаловажная вещь, как то, почему составы палубных эскадрилий там оказались такими, какими они оказались. Ну а кроме того, в книге впервые была серьёзно поднята тема организации подготовки пилотов морской авиации как в ВМС США, так и в Императорском флоте. Причём не на уровне общих рассуждений, а с конкретными фактами и цифрами.
Словом, эта дилогия и по сей день является одним из лучших исследований по морской авиации США начального периода Тихоокеанской войны, а её первая книга – обязательной для чтения всеми, кто изучает сражение при Мидуэе. На русский эти работы, к сожалению, не переводились, но в оригинале их нетрудно найти в интернете.
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Farchive.org%2Fdetails%2Ffirstteampacific0000lund