Невезучие наследники Бенедетто Брина. Эскадренные броненосцы «Реджина Маргарита». Италия

16

Для Итальянского королевства рубеж веков был временем неопределенности. С одной стороны страна была членом Тройственного союза, вместе с Австро-Венгрией и Германией и, соответственно, должна была рассматривать в качестве вероятного противника флоты Франции и Великобритании. С Францией, при этом, у Италии были свои счеты и острая конкуренция за Средиземноморье. Но «союзная» Австро-Венгрия также была вероятным противником для Италии и именно в таком качестве Дунайскую монархию рассматривали в итальянском Генштабе. Конфликт это был весьма старый.

В итоге итальянскому флоту надо было планировать противостояние как с многочисленными французскими броненосцами, так и с небольшим, но уже растущим тогда, сбалансированным и боеспособным австрийским флотом. Благо в 1866 году при Лиссе итальянские адмиралы уже получили наглядный урок, что большее количество более современных и мощных кораблей при столкновении с австрийским флотом не является гарантией победы.

Невезучие наследники Бенедетто Брина. Эскадренные броненосцы "Реджина Маргарита". Италия

Отдав дань памяти своему покойному другу и оппоненту адмиралу ди Сан-Бон присвоением его имени одному из строившихся по его проекту броненосцев — «Аммиральо ди Сан-Бон», занявший освободившееся место морского министра Бенедетто Брин приступил к разработке нового типа корабля для линейных сражений.

К концу 19-го века безнадежно устарели броненосцы его первой концепции, предназначенные для реализации «индивидуального превосходства» четыре супер-корабля «Дандоло»,»Дуилио», «Италия»«Лепанто» и первые итальянские эскадренные броненосцы, с огромными орудиями- монстрами калибра 340-450 мм. Но и компромиссные небольшие корабли ди Сан-Бона не соответствовали ни требованиям новой эпохи ни взглядам Брина.«Слишком слабые, чтобы сражаться с броненосцами, слишком медлительные, чтобы догонять крейсера».

В итоге Брин разработал весьма прогрессивную концепцию эскадренного броненосца, предвосхищавшую появление легендарного «Дредноута». Фирменный почерк мастера остался прежним, это были быстроходные корабли с мощным вооружением и скромным бронированием.

Новые броненосцы, обладая 20 узловой скоростью, должны были иметь возможность навязать противнику место и дистанцию боя с целью максимального использования своего вооружения- двух 305 мм пушек в одноорудийных башнях и мощной батареи из двенадцати 203 мм скорострельных орудий. Брин одним из первых стал увеличивать мощь вспомогательной артиллерии своих броненосцев-и по количеству и по калибру.Проект получил также фирменные бриновские черты в виде симметричного силуэта, сбивающего с толку вражеских наблюдателей.

Однако судьба вновь внесла коррективы в планы и этого великого инженера. В 1898 году Бенедетто Брин покинул этот мир, полгода не дотянув до закладки головного из двух новых броненосцев. Заменивший его на посту главного конструктора флота адмирал Руджеро Альфредо Мишели оказался не готов к таким кардинальным изменениям, которые предложил в своем проекте Брин. Мишели решил подстраховаться, приняв более компромиссную схему вооружения.

Исходя из господствовавших тогда убеждений о морских боях в виде «свалок» на коротких дистанциях (в принципе это подтвердило сражение на реке Ялу японо-китайской войны), он опасался, что вооруженный менее скорострельными 203 мм орудиями броненосец станет легкой добычей противника с традиционными 152 мм пушками вспомогательной батареи.

В итоге от идеи Брина ничего не осталось. По переработанному проекту броненосцы несли четыре 305 мм в двухорудийных башнях, четыре 203 мм в казематах и двенадцать 152 мм пушек.

Теперь для полноценного огневого контакта броненосец должен был выйти на дистанцию стрельбы своих 152 мм пушек, на которой недостатки его скромного бронирования проявились бы с максимальным результатом. А на дальней дистанции он мог теперь использовать только восемь орудий двух калибров. К тому же использование сразу трех калибров основной артиллерии далеко уводило проект от «единого калибра» будущих дредноутов.

Зато второму кораблю серии, как будто в насмешку, присвоили имя самого конструктора, чью идею извратили до неузнаваемости.

Головной броненосец получил имя «Реджина Маргерита» в честь супруги итальянского короля Умберто, Маргариты Савойской, той самой, которой мы обязаны самой популярной пиццей в мире,»Маргаритой». Второй же корабль увековечил (правда всего на десяток лет) имя выдающегося морского инженера, практически создателя нового итальянского флота, Бенедетто Брина.

Маргарита Савойская ( Margherita di Savoia; 20 ноября 1851, Турин — 4 января 1926, Бордигера, Лигурия) —вторая королева Италии, жена (с 1868 года) одного короля (Умберто I) и мать другого (Виктора Эммануила III). В её честь была названа пицца «Маргарита» (по легенде, в 1889 году королева поучаствовала в разработке состава этого изделия).

Бенедетто Брин ( Benedetto Brin; 17 мая 1833, Турин, Пьемонт — 24 мая 1898, Рим, Италия) — итальянский кораблестроитель и политик. Принял активное участие в создании итальянского флота.

«Реджина Маргерита» заложили в Арсенале Специи 20 ноября 1898 года. На воду броненосец спустили 30 мая 1901 года в присутствии короля Виктора Эммануила. О присутствии самой виновницы торжества упоминания не было. Достраивался корабль еще три года.

«Бенедетто Брин» был заложен на верфи в Кастелламмаре-ди-Стабия 30 января 1899 года. На воду его спустили тогда в еще непраздничный день 7 ноября 1901 года, зато в присутствии более представительной делегации- король с королевой и часть правительства. А главное, в порту за таинством наблюдала вся Средиземноморская эскадра Королевского флота Италии. Достраивать броненосец пришлось еще дольше-целых 4 года.

Самым узким местом оказались поставки новых броневых плит с завода в Терни. Производство не справлялось.

В июле 1904 года «Реджина Маргерита» вышел на первые ходовые испытания в Генуэзском заливе .

Видимо дух великого конструктора был не очень доволен таким обращением с его проектом. Оба корабля прослужили недолго и оба погибли в первой половине мировой войны. Не в бою. “Реджина Маргерита” подорвался на минах, выставленных немецкой подлодкой UC14“Бенедетто Брин” взорвался на стоянке в Бриндизи, то ли от самовозгорания пороха, то ли в результате австрийской диверсии.

Обе трагедии унесли жизни более 1100 итальянских моряков.

Невезучие наследники Бенедетто Брина. Эскадренные броненосцы "Реджина Маргарита". Италия

«Реджина Маргерита» RN “Regina Margherita” . R. Arsenale di La Spezia,заложен 20 ноября 1898 года. Спущен на воду 30 мая 1901 года. Введён в эксплуатацию 14 апреля 1904 года. Подорвался на минах 11 декабря 1916 года
«Бенедетто Брин» RN “Benedetto Brin”.R. Cantiere di Castellamare di Stabia, заложен 30 января 1899. Спущен на воду 7 ноября 1901. Введён в эксплуатацию 1 сентября 1905. Выведен из состава флота 27 сентября 1915. Погиб от взрыва боезапаса в Бриндизи в результате диверсии 27 сентября 1915

Водоизмещение 13 215 длинных тонн (13 427 т)нормальное,14 093 длинных тонны (14 319 т) полное(«Бенедетто Брин» 14 737 длинных тонн (14 973 т) . Длина 130 м, 138,65 м максимальная. Ширина 23,84 м. Осадка 8,81(«Бенедетто Брин»-9 )м.

Бронирование-пояс: 152 мм
палуба: 80 мм
башни ГК: 200 мм
казематы СК: 150 мм
командирская рубка: 150 мм

Двигатели-28 котлов типа Никлосса («Бенедетто Брин»-Бельвилля) ; две паровые машины тройного расширения, 21 790 л. с.(«Бенедетто Брин» 20 475 л.с.).Движитель 2 винта. Скорость хода 20,3 узла максимальная(«Бенедетто Брин»-20 узлов). 10 узлов крейсерская. Запас топлива 1000/2000 т угля. Дальность плавания 5000—10 000 миль. Экипаж 812-900 человек.

Вооружение 2 × 2 — 305-мм/40, 4 × 1 — 203-мм/45, 12 × 1 — 152-мм/40 Армстронг, 20 × 1 — 76,2-мм/40 Армстронг, 2 × 1 — 47-мм/40 Гочкис, 2 × 1 — 37-мм/25 Гочкис, 2 × 1 — 10-мм пулемёты Максим. Минно-торпедное вооружение 4 × 450-мм подводных ТА

Невезучие наследники Бенедетто Брина. Эскадренные броненосцы "Реджина Маргарита". Италия

Броненосцы серии имели высокий надводный борт с характерным симметричным силуэтом, двумя боевыми мачтами и дымовыми трубами, скомпонованными в две группы (две и одна труба). Симметрия должна была затруднить определение направления движения корабля.

Силовая установка состояла из двух паровых машин тройного расширения, работающих на два вала, и 28 водотрубных котлов. Корабли отличались друг от друга незначительно по водоизмещению в полном грузу и осадке, но основное отличие было в типах котлов. «Реджина Маргарита» получил котлы Никлосса, а «Бенедетто Брин»-Бельвилля. На испытаниях головной броненосец при 21 790 л.с. показал 20,3 узла, а «Брин» при 20 475 л.с. 20 узлов. Максимальная расчетная дальность плавания учитывалась как 10 000 миль на 10 узлах скорости.

Бронирование производилось гарвеевской броней, выпущенной заводом в Терни. Главный пояс, рубка и казематы средней артиллерии защищались 152 мм плитами, башни главного калибра-203 мм( барбеты) и до 250 мм(сами башни). Палуба имела толщину 79 мм. Узкий главный пояс к оконечностям утончался до 76 мм , но прикрывал ватерлинию от штевня до штевня. Верхний броневой пояс в 152 мм защищал в центральной части цитадель от главного пояса до основания казематов средней артиллерии. Дополнительную защиту обеспечивало удачное расположение угольных ям.

Броненосцы имели три калибра для борьбы с крупными вражескими кораблями.

Невезучие наследники Бенедетто Брина. Эскадренные броненосцы "Реджина Маргарита". Италия

Четыре 305мм 40 калиберных пушки были установлены в двух двухорудийных башнях в оконечностях.Это были первые орудия такого калибра, полностью изготовленные в Италии (хотя и не без британского содействия). Их эффективная дальнобойность составляла более 20000 метров (хотя системы управления огнем на момент закладки броненосца не позволяли прицельно стрелять на дистанции более 10000 метров). Орудия стреляли 417-кг бронебойными снарядами с темпом стрельбы до 1 выстрела в минуту и на момент закладки корабля находились на уровне лучших мировых образцов.

Четыре 203 мм 45 калиберных орудия размещались в казематах по углам надстройки. Они обеспечивали скорострельность до 2-х выстрелов в минуту. Снаряды весом 116 кг могли поразить цели на дистанции до 18 км. Двенадцать 152 мм 40 калиберных орудий Армстронг A99 стояло в казематах у бортовых портов.

Для обороны от миноносцев служило 20 76 мм 40 калиберных пушек Армстронг на крыше надстройки, а также две 47 мм и две 37 мм пушки Гочкиса(на марсах) с двумя 10 мм пулеметами Максима.

Также броненосцы несли по четыре подводных торпедных аппарата 450 мм.

«Реджина Маргарита» вошел в строй 14 апреля 1904 года. Службу он начал в Средиземноморской эскадре. График службы капитальных кораблей итальянского флота включал семь месяцев активной службы и боевой учебы, а остальное время проводилось в резерве. В 1907 году боевая эскадра Средиземноморского флота Италии состояла из двух эскадренных броненосцев типа «Реджина Маргарита» и трех типа «Реджина Елена». В конце 1908 года количество броненосцев в эскадре выросло до шести за счет четвертого корабля типа «Реджина Елена».

29 сентября 1911 года Италия объявила войну Османской империи. Целью войны был захват Ливии . «Реджина Маргарита» вместе с однотипным «Бенедетто Брин» и двумя броненосцами типа «Аммиральо ди Сен Бон» вошел в 1-ю дивизию 2-й эскадры. 13 апреля 2-я эскадра отправилась из Тобрука в Эгейское море на соединение с 1-й эскадрой. У Стампалии 17 апреля две эскадры объединились. Их задачей было выманить из Дарданелл турецкий флот и уничтожить его. 18 апреля итальянцы перерезали несколько подводных кабелей связи турок. Затем они обстреляли турецкие форты в Дарданеллах. Но оба броненосца типа «Реджина Маргарита» с двумя миноносцами в это время продолжали резать дополнительные кабели между Родосом и Мармарисом. 18 мая «Реджина Маргарита» обстреляла Мармарис.

Здесь кораблю не повезло. Во время высадки десанта на острове Скарпанто в Эгейском море сорвавшаяся якорная цепь убила старшего офицера корабля, капитана Проли и ранила еще пять человек.

Летом 1912 года практически весь флот итальянцы увели на родину, менять изношенные стволы и проходить текущий ремонт. Пользуясь случаем на «Маргарите» в 1912 году добавили еще 4 76 мм орудия, доведя общее количество до 24.

В 1914 году броненосец перевели в статус учебного корабля. Организационно он входил в состав 6-й бригады линкоров 2-й эскадры. Итальянский нейтралитет завершился в мае 1915 года, когда Италия выступила на стороне Антанты. Оба систершипа в это время находились в составе 3-й дивизии.

Стратегией Италии на море была блокада портов Австро-Венгрии на Адриатике. При этом адмирал Паоло ди Ревель сберегал капитальные корабли для генерального сражения, действуя только легкими силами вместе с французским и британским флотами.

Во время выхода из албанского порта Влёра в ночь с 11 на 12 декабря 1916 года, в тяжелых метеоусловиях, «Реджина Маргарита» попал на минное поле, подорвавшись на двух минах. Мины были поставлены германской подводной лодкой UC-14. Броненосец взорвался и затонул.При этом погибло 675 членов команды. Сопровождавшие броненосец эсминцы спасли только 270 человек. Среди погибших оказался командир итальянского экспедиционного корпуса в Албании генерал-лейтенант Оресте Бандини.

Броненосец Бенедетто Брин и минный крейсер, Агордат или Коатит)


Броненосец Бенедетто Брин и минный крейсер, Агордат или Коатит)

«Бенедетто Брин» вступил в строй Королевского флота 1 сентября 1905 года. Как новейший броненосец тоже попал по распределению в основную, Средиземноморскую эскадру, где тянул службу вместе с систершипом. В боевой эскадре корабль числился до 1910 года. В начале итало-турецкой войны именно на «Брине» держал флаг командир 1-й дивизии 2-й эскадры дивизии вице-адмирал Фарвелли.

В начале октября 1911 года броненосец вместе с другими итальянскими кораблями обстреливал береговые укрепления Триполи. Интересно, что сберегая боекомплект и ресурс стволов, огонь вела в основном артиллерия среднего калибра. Туркам и этого хватило, ответный огонь турецких фортов был малоэффективен. Хотя, конечно, обеспечить современной береговой артиллерией все порты турецкого Средиземноморья… такая задача для Порты была уже неподъемной.

Действовал «Брин» вместе с головным кораблем серии. В 1912 году вместе с остальными ушел на ремонт, где также получил дополнительные четыре 76 мм пушки.

В 1914 году безнадёжно устаревшие «Бенедетто Брин» и «Реджина Маргарита» стали учебными кораблями. Служили они всегда вместе, в составе одного соединения.

Судьба у них тоже оказалась почти одинаковой. 27 сентября 1915 года «Бенедетто Брин» в бухте Бриндизи взорвался на виду всей эскадры. Случилось это утром, ровно в 8-00. Кормовая башня 305 мм орудий взлетела в воздух и рухнула на палубу. Корма ушла под воду сразу. Пока корпус полностью не скрылся под водой, оставив только торчащие трубы и мачты, шлюпки соседних кораблей и портовых служб пытались спасти выживших.

Погибло больше половины экипажа -454 человека ( по другим данным 421или 456), спасли 8 офицеров и 379 матросов.Причем «La grande guerra nel Mediterraneo» (2009) Пола Халперна указывает, что в момент взрыва на борту было 943 человека. Вместе с кораблем погиб контр-адмирал Эрнесто Рубин де Червен, командир 3-й дивизии.

Позже итальянцы подняли с погибшего броненосца два 305 мм орудия, которые были использованы в береговой обороне Венеции.

Официальная версия причины гибели корабля колебалась вместе с требованиями политической целесообразности. Следственная комиссия установила причиной австрийскую диверсию, повлекшую внутренний взрыв. В настоящее время официальные итальянские историки склоняются к версии несчастного случая из-за самовозгорания бездымного пороха в пороховом погребе.

Невезучие наследники Бенедетто Брина. Эскадренные броненосцы "Реджина Маргарита". Италия

Последний проект Бенедетто Брина не смог воплотиться в металле в том виде, как его задумал великий инженер. Перестраховка и консерватизм нового главного конструктора сделали корабли ущербными еще на стапеле. Бронирование их было рассчитано на дальний бой, а количество стволов крупнокалиберной артиллерии вынуждало вести бой на ближних дистанциях. При этом броненосцы сохраняли красоту и изящество, заложенные мастером, хорошую мореходность и великолепную для того времени скорость. Только сбалансированной боевой единицей они уже не были. Правда, в отличие от предшественников, котлы имели только угольное отопление, но…нефти Италии всегда не хватало.

Источник — https://dzen.ru/a/XhnESDZCtgCv06o2

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account