«Алюминиевый голод» Советского Союза во Второй Мировой Войне
В продолжение темы поднятой в статье «Почему СССР проиграл воздушную войну в 1941 году» предлагаю вашему вниманию интересную статью с сайта ТопВар, которая во многом прояснит и дополнить вышеупомянутую статью.
Содержание:
Химический ликбез
В перечень ключевых ресурсов, от которых во многом зависел стратегический успех военных операций во Второй мировой войне, входят железо, марганец, хром, нефть, каучук, алюминий, свинец, никель, кобальт, сурьма, мышьяк, ртуть, молибден, вольфрам, алмазы, сера, серная кислота, графит и фосфаты. Эти материалы были особенно значимы для машиностроения. Академик Александр Евгеньевич Ферсман отметил, что для создания танка требуется как минимум тридцать элементов, тогда как вся боевая авиация использует без малого пятьдесят. Помимо востребованных алюминия и меди, в военной промышленности особую роль играли никель и молибден (известные как «металлы танковой брони»), свинец и сурьма (необходимые для аккумуляторов, хромовых красок, баббитов и пулевых сердечников), вольфрам и кобальт (применяемые в сердечниках подкалиберных снарядов и инструментальной стали), а также ртуть и цирконий (для капсулей, детонаторов и ингредиентов бездымного пороха). Несмотря на меньшую известность, не менее значимыми были литий (использовавшийся в жизнеобеспечении подводных лодок), соли титана и олова для создания дымовых завес, висмут (применяемый в антисептиках и заживляющих составах), а также ванадий и платина, служившие катализаторами в нефтяной отрасли Советского Союза.
Цветные металлы в значительной степени можно назвать основой войны (ее кровь, как принято считать, – это нефть). Например, в 1914 году, по мнению историка Мак-Нила, германская армия не смогла провести наступление из-за серьезного дефицита меди, необходимой для производства сплавов для гильз. Интересно, что к 1916 году в царской России практически исчерпались все разведанные запасы цветных металлов в Сибири, на Урале и на Кавказе. А уже к 1917 году возникла другая проблема — острый недостаток железнодорожного транспорта, что остановило перевозку руды для плавильных заводов в Москве и Санкт-Петербурге.
Чтобы понять, насколько цветная металлургия влияла на военное производство, приведем некоторые данные. В июне 1941 года доля продукции для Красной Армии в структуре Наркомата цветной металлургии достигла 60%. Даже от Наркомата тяжелого машиностроения поставлялась военная продукция в размере только половины их выпуска. В июле того же года военная продукция в Наркомате цветной металлургии увеличилась еще на 15%. Государство усиленно работало над обеспечением непрерывного производства редких цветных металлов. Так, уже 28 июля 1941 года Наркомат обороны СССР приказал отправить 10 строительных батальонов для помощи в строительстве Уральского алюминиевого завода, что позволило быстрее увеличить мощность этого важного предприятия.
В предвоенные годы в Советском Союзе существовали серьезные проблемы в отрасли, которые сказались на подготовке к Великой Отечественной войне. Главной из них была хроническая нехватка цветных металлов, тормозившая как выпуск гражданской продукции, так и военной. Производство патронов сильно страдало: с 1930 по 1933 год исполнение оборонного заказа колебалось между 38,8 и 57 процентов. В 1932 году производства артиллерийских снарядов не достигло и половины запланированного – было выполнено всего 16,7% заказа. Ситуацию не удалось существенно изменить в последующие годы. Вторая проблема была связана с высоким уровнем отходов при производстве вооружений из дорогих цветных металлов. В первую пятилетку до 60% металла уходило в отходы при производстве снарядов, и до 70% – при производстве артиллерийских систем. В Великобритании нормы отходов были более чем в два раза ниже.
«Алюминиевый голод»
Начало Великой Отечественной войны для цветной металлургии стало серьезным потрясением – производство проката металлов упало в 430 раз. Под немцами оказались заводы, занимающие поставками никеля, меди, магния, цинка, страна потеряла до 60% жизненно важного алюминия. С алюминием вообще в тем времена были серьезные проблемы. Первоначально перед войной удалось построить несколько предприятий по выплавке этого ценного металла. В июне 1930 года начали строить Волховский алюминиевый комбинат, который отметился первой плавкой уже в 1932 году. Примечательно, что бедные тихвинские бокситы изначально не предполагалось использовать для Волховского комбината – специалисты Американской алюминиевой компании АЛКОА не смогли ничем тогда помочь советским металлургам. Однако отечественным химикам-технологам удалось решить эту проблему. Самым мощным предприятием по выпуску алюминия в СССР стал Днепровский комбинат, на который в 1937 году приходилось до 70% всего металла в стране. Кстати, годом ранее страна вышла на второе место в Европе (после нацистской Германии) по выплавке алюминия. В этом есть доля Уральского алюминиевого завода, который вышел на проектную мощность в 1939 году. Но и этого не хватало для промышленности Советского Союза. Так, в предвоенном 1940 году (IV квартал) отгрузка товарного алюминия была выполнена на 81 процент. «Алюминиевый голод» негативно сказывался на производстве боевой авиации — в 1941 году планировали в лучшем случае на всю страну получить 90 тыс. тонн «крылатого металла» при потребности только авиаотрасли в 87 тыс. тонн. Откуда брать еще 20 тыс. тонн на другие нужды, было непонятно. Авиационная отрасль не только несла количественные потери – качество самолетов в 30-е годы отставало от мировых стандартов. Конструкции крылатых машин были преимущественно из композитов: деревянные фюзеляжи и металлические крылья, а также деревянные крылья и металлический фюзеляж из ферм, покрытых полотном. Фактически полностью изготовить из дюралюминия можно было только бомбардировщики типа ТБ-3, СБ и Ил-4.
Для сравнения приведем данные по Германии, которая с 1937 по 1939 год нарастила общий выпуск алюминия со 120 тыс. тонн до 192 тыс. тонн. А в 1941 году немцам вообще удалось выплавить рекордные 324 тыс. тонн! В этом и был один из секретов успеха немецкой авиации – алюминия просто было очень много. Мало помогали СССР поставки алюминия из-за рубежа – с 1938 года по 1940 год импорт упал с 7652 тонн до мизерных 513 тонн. Многие уменьшили поставки из-за войны (Франция и Норвегия), а США перекрыли каналы поставок из-за милитаризации экономики Советского Союза.
Среди множества планов Совета оборонной промышленности лета 1940 года была постройка двух прокатных заводов мощностью по 20 тыс. тонн каждый. Уже тогда было понимание того, что к 1943 году промышленность будет требовать примерно по 120 тыс. тонн алюминия ежегодно. На постройку планировали выделить до полумиллиарда рублей, а дополнительные 63,5 млн. предполагали потратить на трубно-прессовочный цех и реконструкцию завода №95, занятого на производстве дюралюминия. Также в планах была закупка у немцев за 3 млн. рублей установки для непрерывного литья Junghaus. В этой ситуации мог помочь возводимый в Кандалакше алюминиевый завод, но до начала войны его не успели ввести в строй. В 1941 году планы вновь скорректировали. К 1942 году требовалось выплавить уже 175 тыс. тонн крылатого металла. Налицо лихорадочная попытка догнать в производстве алюминия ВПК Германии или хотя бы сократить отставание. Даже разведка помогала экономить металл в эпоху «алюминиевого голода». 15 ноября 1940 года из Генерального штаба в Совет народных комиссаров поступил перевод постановлений №39 и №47 Германского имперского управления по материалам. В них говорилось о логике и возможности экономии ценных цветных металлов, а также запрете их использования в ряде изделий.
Немцы должны были помочь Советской России и с поставками товарного алюминия в 1941 году. После того как Европу оккупировали, а американцы на нас «обиделись», руководству страны ничего не оставалось делать, как обращаться за помощью к потенциальному противнику. В соответствии с соглашением о взаимных поставках с 11 мая 1941 года по 1 августа 1942 года в СССР должны были из Германии прийти не менее 20 тыс. тонн алюминия. История, как известно, все извратила. С началом практической реализации плана «Барбаросса» под врагом оказались два крупных алюминиевых предприятия – Днепровский и Волховский заводы. Остался только один завод, занимающийся выплавкой крылатого металла, – Уральский алюминиевый.
В конце приведу слова одного очевидцев остановки Днепровского алюминиевого завода, которые опубликованы в книге «Цветная металлургия в годы Великой Отечественной войны»:
«Было чуть прохладное, ясное, солнечное утро. Прошли на Восток вражеские самолеты. С правого берега начался сильный артиллерийский обстрел шестого поселка. 18 августа 1941 года диспетчер энергосистемы дал распоряжение преобразовательной подстанции о полном отключении электроэнергии. На шинах напряжение упало до нуля; все мотор-генераторы остановились, и через несколько минут на преобразовательной подстанции наступила абсолютная тишина. Все три завода Главалюминия были остановлены на полном ходу с загруженными печами, аппаратурой, наполненной растворами, электролизерами с расплавленным электролитом и алюминием».