11
Неудачники программы R. Истребители Caproni Vizzola

Неудачники программы R. Истребители Caproni Vizzola

Содержание:

Авиашкола Капрони (Scuola di Aviazione Caproni), расположенная в Виццола Тичино (Vizzola Ticino) около Варезе (Varese), в середине 1930-ых годов была расширена и преобразована в завод Капрони Виццола (Caproni Vizzola S.A.) для производства компонентов агрегатов самолетов Капрони. Завод Caproni Vizzola S.A. дорабатывал транспортники Ca.100, Ca.133 для службы в колониях и по лицензии строил штурмовики Breda Ba.65. В 1937 было организовано свое собственное конструкторское бюро, техническим директором которого стал инженер Фабрици (Fabrizi).

Первый проект новорожденного КБ был чрезвычайно честолюбив – современный истребитель-перехватчик, который был задуман с двигателями как с водяным, так и с воздушным охлаждением, названные как Caproni Vizzola F.4 и F.5 соответственно.

Неудачники программы R. Истребители Caproni Vizzola

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

F.4 и F.5

Проекты самолётов F.4 и F.5 предусматривали смешанную деревянно-металлическую конструкцию. Внутренняя структура фюзеляжа состояла из стальных труб и обшивалась дюралюминием. Двухлонжеронное крыло изготовлялось из дерева и имело фанерную обшивку с лаковым покрытием. Шасси были выполнено полностью убираемым: основные стойки убирались в крыло, а колеса в фюзеляж. Вооружение должно было состоять из двух синхронных и двух крыльевых 12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT с 350 патронами на ствол.

Caproni Vizzola F.4 вид 3/4 сзади 

Caproni Vizzola F.4 вид 3/4 сзади 

На истребителе Caproni Vizzola F.4 планировалось установить двигатель Isotta Fraschini Asso 121 RC.40 мощностью 960 л.с. Однако вскоре работы были заморожены в связи с тем, что основные силы фирмы были сконцентрированы на разработке более перспективного истребителя Caproni Vizzola F.5, который использовал доведенный двигатель Fiat А.74 RC.38 мощностью 840 л.с. с металлическим винтом Fiat/Hamilton диаметром 3 метра переменного шага.

схема Caproni Vizzola F.4

схема Caproni Vizzola F.4

К сожалению, сам Фабризи не дожил до момента постройки прототипа. Ведущий инженер погиб во время полёта на учебном самолёта Ва.28 и проектирование завершили его коллеги, инженер Карло Рипарбелли (Carlo Riparbelli) и присоединившийся к нему в марте 1939 г. инженер Итало Бальдессари (Italo Baldessari). Первый опытный экземпляр с номером ММ.392 был построен к концу 1938 года и впервые поднялся в воздух 19 февраля 1939 г. Этот полёт, проведённый лётчиком Джузеппе Панцера, положил начало продолжительным испытаниям, официально завершенным лишь 15 апреля 1940 г.

окраска прототипа истребителя Caproni Vizzola F.4

окраска прототипа истребителя Caproni Vizzola F.4

Истребитель не показал существенных преимуществ по сравнению с Fiat G.50 и Macchi MC.200, но выгодно выделялся более низкой ценой. Если для изготовления одного МС.200 требовалось потратить 380.000 лир, то самолёт фирмы Caproni-Vizolla обходился всего в 295.000 лир. И все же задержка с испытаниями привела к тому, что в серийное производство поступили его конкуренты и особо большой надобности в истребителе F.5 более не ощущалось. Министерство авиации согласилось подписать контракт на поставку 12 истребителей так называемой 0-серии (т.е. предсерийных) и 200 серийных самолётов. Договор оформили в сентябре 1939 г., присвоив первой партии истребителей номера ММ.5921–ММ.5932. От прототипа они отличались открытой кабиной пилота и доработанным хвостовым оперением. Однако впоследствии заказ на 200 машин был аннулирован – всего было произведено 14 самолетов.

Caproni Vizzola F.5 вид 3/4 спереди

Caproni Vizzola F.5 вид 3/4 спереди

Caproni Vizzola F.5 вид 3/4 спереди

Caproni Vizzola F.5 вид 3/4 спереди

Помимо разработки линейных машин КБ завода Caproni Vizzola разрабатывало проекты F.5 Gamma: одноместной и двухместной учебно-тренировочных модификаций. Эти машины должны были оснащаться мотором воздушного охлаждения Isotta-Fraschini Gamma R.C.35 IS мощностью 540 л.с. и вооружаться одним 7,7-мм пулеметом Breda-SAFAT. По расчетам скорость должна была достигать 410 км/ч.

окраска прототипа истребителя Caproni Vizzola F.5 

окраска прототипа истребителя Caproni Vizzola F.5 

Тем временем фирма продолжала проводить эксперименты, направленные на улучшение характе­ристик истребителя. В январе 1940 года на испытания поступил второй прототип (ММ.413), на котором двигатель Fiat A.74 заменили на Isotta Fraschini L.121, с внесением в конструкцию некоторых мелких доработок. Вскоре к нему присоединился один из опытных истребителей F.4 (ММ.5932), переоснащенный двигателем DB 601A и переименованный в связи с этим в F.5bis. Первый полет F.5bis состоялся в июле 1940 года. В октябре этого же года во время испытательного полета самолет потерпел аварию. После восстановления самолет передали для войсковых испытаний в Экспериментальный центр в Гуидонии. На этих испытаниях самолет показал очень хорошие летные характеристики, превосходящие F.5. Для завершений испытаний F.4 (F.5bis) был направлен в действующие войска. В 1942 году самолет в составе 303 эскадрильи 167 истребительной группы использовался для охраны островов Капуа и Капудичино.

схемы Caproni Vizzola F.5

схемы Caproni Vizzola F.5

Полученные Regia Aeronautica истребители F.5 0-серии были переданы в распоряжение 300 эскадрильи, дислоцированной на аэродроме Кампино. После краткого курса обучения F.5 были переброшены в Албанию, где осенью того же года им довелось участвовать в войне против Греции. В 1941 году эскадрилью возвратили в Италию и поставили задачу защищать столицу от возможных рейдов британских бомбардировщиков. Вместе с ними ПВО Рима обеспечивали несколько истребителей МС.200. Относительно мирная служба F.5 снова была прервана 10 мая 1942 года, когда поступил приказ передать истребители в 167 истребительную группу (Gr. Intercettori), которая специализировалась на ночных полётах и уже имела в своём составе несколько специально подготовленных Fiat CR.42.

Caproni Vizzola F.5 в окраске ночного истребителя

Caproni Vizzola F.5 в окраске ночного истребителя

Помимо перечисленных самолётов группа располагала небольшим количеством истребителей Reggiane Re.2001 и Dewoitine D.520. В течении этого периода F.5 заслужили хорошую репутацию, обладая стабильностью в полёте и неплохими взлетно-посадочными данными, что давало им определенные преимущества перед Re.2001 и МС.200. За время боевого применения F.5 не понесли боевых потерь, но из-за хронической нехватки запчастей количество боеспособных самолётов уменьшалось. На 9 июля 1943 года в группе формально числилось 10 истребителей этого типа, но боевые задания могли выполнять только 5 из них. О дальнейшей судьбе истребителей-перехватчиков F.5 сведения отсутствуют.

F.6М и F.6MZ

схемы Caproni Vizzola F.6М до переноса радиатора

схемы Caproni Vizzola F.6М до переноса радиатора

Первый F.6 был создан путем установки мотора Daimler-Benz DB 605A на планер одного из F.5 малой серии. Этот самолет получил обозначение F.6 ala legno (с деревянным крылом) и регистра­ционный номер MM.489.

первый прототип Caproni Vizzola F.6М

первый прототип Caproni Vizzola F.6М

первый прототип Caproni Vizzola F.6М

первый прототип Caproni Vizzola F.6М

Однако, все последующие опытные экземпляры отличались цельнометаллической конструкцией и обозначались F.6M (M – metallico). Первый вариант такого самолета имел регистрационный номер MM.481 и радиатор, расположенный непосредственно под двигателем.

схема первого прототипа Caproni Vizzola F.6М до переноса радиатора

схема первого прототипа Caproni Vizzola F.6М до переноса радиатора

схема первого прототипа Caproni Vizzola F.6М после переноса радиатора

схема первого прототипа Caproni Vizzola F.6М после переноса радиатора

Опытный образец F.6M совершил первый полет в сентябре 1941 г. Однако такое расположение радиатора создавало слишком большое аэродинамическое сопротивление: была зарегистрирована скорость 570 км/ч на высоте 5000 метров и время подъема на высоту 6000 метров за 5 мин. и 40 сек. Эти характеристики были очень низкими на фоне других итальянских и немецких проектов самолетов, оснащенных двигателем DB 605. Поэтому было решено отправить самолет на переделку для улучшения его аэродинамических качеств (расположить радиатор под кабиной пилота). После переделок самолет был возвращен в Гуидонию. Испытания продолжались практически весь 1942 год и были успешно завершены, однако в это время возникли перебои с поставками двигателей из Германии, а наладить производство DB 605A пока было невозможно.

Caproni Vizzola F.6М

Caproni Vizzola F.6М

В связи с возникшими проблемами было решено переделать самолет под итальянский двигатель. Выбор конструкторов пал на 24-цилиндровый двигатель Isotta-Fraschini (входившей в концерн Caproni) RC.25/60 Zeta. Паспортная мощность двигателя была 1500 л.с., но из-за недоведенности мотор мог выдавать не более 1200 л.с. (1250 л.с. – крайне ограниченный временной интервал).

схема первого прототипа Caproni Vizzola F.6МZ до и после переноса радиатора

схема первого прототипа Caproni Vizzola F.6МZ до и после переноса радиатора

Самолет получил новое обозначение F.6MZ. Было начато строительство двух экземпляров самолета, но только первый (MM.498) был закончен. Первый вылет F.6MZ состоялся в августе 1943 года. Испытания выявили недостатки новой силовой установки самолета – основным стал перегрев двигателя в полете. Все эти недостатки вполне можно было устранить, но доводка двигателя затянулась до самой капитуляция Италии.

24-цилиндровый двигатель Isotta-Fraschini C.25/60 Zeta

24-цилиндровый двигатель Isotta-Fraschini C.25/60 Zeta

Недоведенность мотора поставила крест на запуске в серию F.6MZ. Кроме того, было слабым и вооружение F.6, составлявшее 4×12.7-мм пулемета с достаточно низкой скоростью пули (пулемет использовал пулю 12,7×81 мм, для сравнения в ДШК использовался патрон 12,7×108 мм). Это было мощное оружие в 30-х годах, но против цельнометаллических самолетов и многомоторных бомбар­дировщиков, становившихся основной целью итальянских истребителей, было малоэффективно. И это на фоне машин конкурентов – истребителей FIAT G.55 Centauro, Reggiane Re.2005 Sagittario, Macchi MC.205 Veltro и MC.205N Orione, несших пушечное вооружение.

F.7

У фирмы Caproni Vizzola S.A. существовал еще один проект – истребитель F.7 с двигателем Alfa Romeo R.C.44-la Monsonie (лицензионная копия DB.601A), мощностью 1175 л.с. Данный проект отличался от F.6 уменьшенным фюзеляжем и должен был быть вооружен одной 20-мм пушкой Mauser MG151 и двумя 12,7-мм Breda-SAFAT. Согласно проекту его скорость должна была составлять 600 км/ч на высоте 5600 м; практическая дальность 1250 км. Высоту в 4000 м F.7 должен был набирать за 3 мин. и 40 сек.. К сентябрю 1943 года проект так и не вышел из стадии предваритель­ных проработок.

Caproni Vizzola F.6МZ вид сбоку

Caproni Vizzola F.6МZ вид сбоку

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Caproni Vizzola F.6M

Истребитель Caproni Vizzola F.6M представлял собой одномоторный одноместный моноплан (низкоплан) цельнометаллической конструкции. Фюзеляж овальной формы сварен из труб хромо-молибденовой стали,  наружная обшивка из дюралюминия.

Крыло цельнометаллическое, двухлонжеронное эллиптической формы. Обшивка крыла дюралю­миниевая, отклоняющиеся поверхности обтянуты дюралюминием. Крыло состоит из центральной части и пристыкованных консолей. Механизм уборки шасси снабжен гидроприводом, хвостовое колесо неубирающееся.

Caproni Vizzola F.6МZ вид 3/4 спереди

Caproni Vizzola F.6МZ вид 3/4 спереди

Хвостовое оперение выполнено из стальных труб. Отклоняющиеся поверхности покрыты листами дюралюминия, статически и аэродинамически сбалансированы.

Истребитель обладал фонарем, выполненным из плексигласа, с обтекателем-заголовником, который только частично позволял осуществлять задний обзор. Спинка сиденья пилота бронирована и могла быть использована для защиты летчика при опрокидывании самолета.

Основной топливный бак выполнен из легкого сплава и расположен за кабиной пилота. Вспомогательные топливные баки расположены в консолях крыла.

На самолет устанавливался двухрядный 12-цилиндровый двигатель водяного охлаждения Daimler-Benz DB 605A, мощностью в 1475 л.с. с трехлопастным металлическим винтом с изменяемым в полете шагом.

Вооружение самолета состоит из четырех синхронизированных пулеметов калибром 12,7 мм, расположенных в фюзеляже.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Модификация

F.4

F.5

F.6

F.6Z

Размах крыла, м

11,35

11,30

11,30

11,82

Длина, м

9,15

7,90

9,15

9,25

Высота, м

3,02

3,00

3,01

3,02

Площадь крыла, м2

18,81

17,60

18,81

18,50

Масса, кг

пустого самолета

2462

1818

2265

3355

нормальная взлетная

3000

2238

2885

4100

Тип двигателя

1×Daimler-Benz
DB 601A

1×Fiat A 74 R.C.3

1×Fiat RA.1050 RC.58 Tifone (Daimler Benz DB605A)

1×Isotta-Fraschini RC.25/60 Zeta

Мощность, л.с.

1×1175

1×870

1475

1×1250

Максимальная скорость, км/ч

551

496

568

640

Крейсерская скорость, км/ч

446

414

477

544

Практическая дальность, км

950

1000

950

1370

Практический потолок, м

10 300

9500

10 500

8000

Экипаж, чел

1

1

1

1

Вооружение

2×12,7-мм Breda-SAFAT

2×12,7-мм Breda-SAFAT

4×12,7-мм Breda-SAFAT

2×12,7-мм Breda-SAFAT, 2×7,7-мм Breda-SAFAT

Список источников:

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account