Неудачливые лучники. Истребители Reggiane Re 2005 Sagittario. Италия
Содержание:
Предисловие редакции: Reggiane Re 2005 был одним из лучших итальянских истребителей Второй Мировой войны. До перемирия в сентябре 1943 года лишь несколько таких скоростных истребителей поступили в части итальянских ВВС (Regia Aeronautica) и попали на фронт.
Хотя компания Officine Meccaniche Reggiane (Reggiane) была основана в 1901 году к производству самолетов она приступила после богатой событиями истории лишь в 1935 году, когда граф Джованни Капрони взял на себя управление компанией и открыл конструкторское бюро в Реджо-Эмилия. Помимо лицензионного производства средних бомбардировщиков Savoia-Marchetti SM.79 и разработки авиационных двигателей инженеры Reggiane, возглавляемые Антонио Алессио и Роберто Лонги (который в 1930-х годах стажировался в США и приобрёл там ценный опыт), начиная с 1938 года, занимались разработкой одноместного одномоторного истребителя. Первый прототип истребителя Re 2000 с двигателем Piaggio P.XI совершил свой первый полет в мае 1939 года, и затем за ним последовали Re 2001 Falco II, оснащенный рядным двигателем DB 601, и Re 2002 Ariete с радиальным двигателем Piaggio P.XIX. Эту линию развития истребителей Роберто Лонги продолжил в 1941 году, когда командование итальянских ВВС объявило конкурс на создание истребителя с гораздо более высокими характеристиками, оснащенного значительно более мощным рядным двигателем DB 605 (1475 л.с., а не 1100 л.с., как у DB 601 A-1). В то время как в компании Macchi перестроили истребитель MC.202 в MC.205V Veltro, а в концерне FIAT после значительной переработки конструкции G.50 Freccia был создан совершенного новый истребитель G.55 Centauro, компания Reggiane ответила истребителем Re 2005.
В плане преемственности конструкции Re 2005 был ближе к G.55 нежели к MC.205V. Машина компании Reggiane сохранила от предшественников хвостовое оперение и форму крыла, получившего другой аэродинамический профиль (толщина 15% у корневых частей и 8% у законцовок). Фюзеляж с очень тонкой хвостовой частью, а также основные стойки шасси были серьезно переработаны. Планер истребителя Re 2005 представлял собой типичную цельнометаллическую конструкцию с усиленными лонжеронами, воспринимающими нагрузки от двигателя, и трехлонжеронным крылом. Только рули имели полотняную обшивку.
Усиленное вооружение с мотор-пушкой
В отличие от Re 2002 Ariete жидкостные и масляные радиаторы располагались не под консолями крыла, а централизованно под фюзеляжем. Между лонжеронами располагались самоуплотняющиеся топливные баки общим объемом 580 литров. Кроме того, самолет мог нести три дополнительных топливных бака общей емкостью до 440 литров. Усиленное вооружение включало 20-мм пушку Mauser, стрелявшую сквозь полую втулку воздушного винта, два синхронизированных 12,7-мм пулемета Breda-SAFAT, установленных над двигателем, и двух 20-мм пушек Mauser в консолях крыла вне зоны ометания винта. Общий боезапас составлял 1300 снарядов и патронов.
Изготовление прототипа Re 2005 было запущено в начале октября 1941 года и было завершено к концу апреля 1942 года. 7 мая летчик-испытатель компании Reggiane Туллио Де Прато (Tullio De Prato) начал рулежечные испытания и вечером 9 мая пролетел круг над аэродромом. Полноценный первый полет состоялся на следующий день и закончился аварийной посадкой из-за того, что правая основная стойка шасси не смогла правильно выйти из ниши. После ремонта летные испытания продолжились с 1 июня 1942 года в Реджо-Эмилия, а 20 июля прототип был отправлен для тестирования в испытательный центр Гуидония. Второй прототип впервые поднялся в воздух в октябре 1942 года.
Поскольку Re 2005, равно как и его конкуренты, показал очень хорошие результаты – Sagittario показал самую высокую скорость – 16 ноября 1942 года компания Reggiane получила заказ на 16 предсерийных самолетов. В начале 1943 года было заказано еще 18 предсерийных самолетов. Кроме того, планировалось изготовить еще 750 серийных истребителей Sagittario. Как и в случае с другими моделями (MC.205 и G.55) это количество было иллюзорным ввиду нехватки материалов для истерзанной войной промышленности, тем более что Re 2005, вероятно, был довольно сложным в производстве. Шведский заказ на 50 истребителей так и не был удовлетворен.
Тем не менее, в апреле 1943 года начались поставки, и за месяц до этого майор Витторио Мингуцци (Maggiore Vittorio Minguzzi) и несколько других пилотов много летали на прототипе и проявили большой энтузиазм. Майор Мингуцци был командиром базировавшейся в Неаполе-Каподичино 22-й истребительной авиагруппы (22° Gruppo). Он получил серийные самолеты для 362-й эскадрильи (362a Squadriglia), входившей в состав его авиагруппы и возглавляемой капитаном Ла Фарла (Capitano La Ferla).
Летая на прототипе, майор Мингуцци выполнял вылеты на перехват американских тяжелых бомбардировщиков B-24 Liberator. 2 апреля 1943 года он сообщил о сбитом самолете противника над островом Искья, но это не подтвердилось. Первые подтвержденные победы истребители Re 2005 одержали 28 апреля в бою против тридцати тяжелых бомбардировщиков B-24 Liberator.
2 июля во время высадки союзников на Сицилии 362-я эскадрилья примерно с десятью истребителями Re 2005 была переброшена на авиабазу Сигонелла, Катания. Однако уже в середине месяца 362-я эскадрилья была вынуждена отступить, так как потеряла пять машин, в том числе и из-за ударов, нанесенных самолетами противника с малых высот. В время боевых действий была обнаружена проблема истребителей Sagittario: на высоких скоростях пикирования возникали вибрации хвостового оперения, предположительно связанные с чрезмерными отклонениями руля направления. Летчик-испытатель Де Прато рассмотрел этот вопрос и рекомендовал скорректировать систему управления, поскольку конструктивных проблем в планере не было.
Остальные самолеты были переданы немецким ВВС
К 8 сентября 1943 года – времени заключения Италией перемирия – истребители Re 2005 из состава 22-й авиагруппы участвовали в 21 воздушном бое и претендовали на уничтожение 24 вражеских самолетов. Это было неплохим показателем, одновременно могли действовать не более десятка машин. Оставшиеся Sagittario были уничтожены, чтобы не допустить их попадания в руки противника.
На заводе в Реджо-Эмилии, который располагался на территории недавно провозглашённой Итальянской Социальной Республики (т.н. Республика Сало, где находилась резиденция Муссолини; фактически находилась под немецкой оккупацией), было завершено изготовление последних истребителей Re 2005, которые в октябре 1943 года были переданы немецким ВВС. Существуют различные предположения об их применении. Вероятнее всего Sagittario использовались в составе 20-й эскадрильи буксировщиков воздушных мишеней (Fliegerzielstaffel 20) для обучения зенитчиков. Re 2005 из состава немецких ВВС никогда не покидали Италию. Несколько «уцелевших» истребителей Sagittario летали в составе военно-воздушных сил режима Муссолини (Aeronautica Nazionale Repubblicana).
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Reggiane Re 2005 Sagittario
Назначение: истребитель
Статус: серийное производство
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: один 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB 605 A-1 (или лицензионная версия FIAT RA.1050 R.C.58) мощностью 1475 л.с. (1085 кВт)
Размеры:
размах крыла 11,00 м
длина 8,73 м
высота 3,15 м
площадь крыла 20,4 м²
Масса:
пустого 2600 кг
максимальная взлетная 3610 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 628 км/ч
время набора высоты 6000 метров 6 мин 33 сек
практический потолок 11500 м
дальность полета 1000 км
Вооружение:
-
-
- 3×20-мм пушки Mauser MG 151 (по 200 снарядов в консолях крыла и 150 в фюзеляже),
- 2×12,7-мм пулемета Breda-SAFAT в фюзеляже (по 350 выстрелов каждый)
-
источник: Text: Karl Schwarz; Fotos: KL-Dokumentation, Archiv Caliaro «Gefahrlicher Pfeil» «Klassiker der Luftfahrt» 2021-01, Seiten 26-31
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-neudachlivye-luchniki-istrebiteli-reggiane-re-2005-sagittari