Несуразный подарок французов Японскому императору. Бронепалубные крейсера типа «Мацусима»

12

Журавли прилетели,

крылами луг осенив.

Желтые хризантемы…

Мидзухара Сюоси (1892-1981)

В 80-х годах Японская империя вошла в период относительного спокойствия. Восстания недовольных были подавлены, империя начала осторожно пробовать в «политику канонерок» (Тайваньская экспедиция 1874, открытие Кореи в 1875). Но дальнейшая реализация японских амбиций ограничивалась отсутствием боеспособного флота. Костяк его составляли три броненосных корабля, построенных в Великобритании-броненосец «Фусо», броненосные корветы «Конго» и «Хиэй». Но в 1885 году Ли Хунчжан, наконец, получил из Германии два броненосца и крейсер. Китай стал обладателем сильнейшего на Тихом океане военного флота. Для Японии это сразу перекрывало все возможности экспансии в регионе.

Несуразный подарок французов Японскому императору. Бронепалубные крейсера типа «Мацусима»

Ограниченный бюджет заставлял искать нестандартные решения. Мировое судостроение тогда имело двух бесспорных лидеров-Англию и Францию. Англичане в начале 80-х переживали структурный кризис, который потребовал несколько лет для перестройки промышленности и управления. Во Франции, наоборот, пышным цветом расцвела так называемая «Молодая школа» (Jeune Ecole), объявившая броненосцы устаревшими и уязвимыми. Убийцами броненосцев они считали малые миноносные корабли, миноноски, вооруженные торпедами.

Остальные задачи возлагались на крейсера, которыми предполагалось блокировать британскую торговлю. От броненосцев крейсера могли уходить, используя свою скорость.

Теория «Молодой школы» оказалась очень удобной для японского флота, ведущая роль небольших быстроходных кораблей с их лихими бесстрашными атаками прекрасно совпадала с самурайскими традициями.

Япония выбрала в качестве ориентира на море французский флот, благо еще при сёгунате французские советники помогали созданию современного флота. В 1885 году японцы уговорили французское морское управление «уступить» на время уже известного к тому времени инженера Луи-Эмиля Бертена. Контракт был заключен на 4 года (1886-1890). Перед 45-летним Бертеном стояла амбициозная цель-практически с нуля создать современный военный флот. Бертен проектировал корабли, учил местных инженеров, руководил строительством военно-морских верфей и арсеналов в Куре и Сасебо.

Франция получила влияние в молодой и агрессивной империи, заказы для своих верфей и заводов.

Во время японской командировки Бертен спроектировал и построил семь крупных военных кораблей и 22 миноносца. Они и составили ядро нового Императорского флота в начале 90-х. Потенциальным противником №1 был Бэйянский флот Цинской империи и его броненосцы немецкой постройки. Строить свои аналоги японцам было не на что. Но Бертен нашел по-французски элегантное решение.

Бертен предложил по стоимости одного броненосца построить четыре небольших корабля с легким бронированием и одним крупнокалиберным орудием, способным пробить немецкую броню. В итоге было построено три корабля, в том числе два во Франции и один в Японии из импортных материалов.

Военно-морская мысль того времени пришла к выводу, что два слабых корабля предпочтительнее одного сильного, находя подтверждения в сражениях гражданской войны в США.

В 1887 году был заключен контракт между японским правительством и французской фирмой «Форж и Шантье’’ на постройку двух бронепалубных крейсеров (или броненосцев береговой обороны). Стоимость двух крейсеров составила 11 миллионов франков. Еще один должен был построить Арсенал в Йокосука из импортных комплектующих. Иногда эти уникальные корабли называют крейсерами береговой оборону. Из аналогов вспоминается сразу китайский «Пиньюань».

Эта «тройка» в японском флоте получила название «санкэйкан» — «корабли-пейзажи», ибо кораблям дали имена в честь самых известных японских видов-залив Мацусима в префектуре Мияги, песчаная отмель Ама-но Хасидатэ в заливе Миядзу префектуры Киото и остров Икуцусима в заливе Хиросима.

«Мацусима», «Хасидатэ» и «Ицукусима» должны были действовать совместно. Так как с четвертым крейсером не получилось, композицию составили из трех. «Хасидате» и «Ицукусима» являлись «носовыми башнями», а «Мацусима» «кормовой» башней виртуального броненосца.

Главное орудие каждого корабля- одна из мощнейших на тот момент в мире 320 мм пушка Канэ. Она размещалась в легкобронированном барбете. Кроме орудия-монстра крейсера получили по батарее новых 120 мм скорострельных орудий, их разместили в центральной батарее с портами в бортах. Так как толку от 320 мм гигантских орудий не удалось добиться ни в одном бою, именно скорострелки стали основным оружием крейсеров, хотя на батарейной палубе без надежной защиты они были очень уязвимы.

«Ицукусима» был заложен и построен на верфи Сосьете Нувель де Форж и др Chantiers де ла Méditerranée судоверфь в Ла — Сейн-сюр-Мер первым в серии, на воду его спустили 18 июня 1889 года. 3 сентября 1891 года крейсер был принят заказчиком.

В сентябре и октябре прошли заводские испытания, на пробеге 15 октября 1890 года максимальная скорость достигла 16,78 узла при контрактной в 16 узлов. Приемная комиссия посчитала возможным теоретически получить и 17 узлов. Но больше 16,7 узлов при форсированных 5400 и.л.с. больше не получилось. Нормальный запас угля составлял 400 (405)тонн, усиленный 670 (680-683) тонн. Экономическая скорость крейсера по разным источникам составляла 10, 13 или 14,5 узлов. На экономической скорости крейсер мог совершить переход из из Марселя в Йокогаму без бункеровки. Расчетная дальность плавания составляла 5000-6000 миль. Экипаж на май 1892 года- 360 или 382 человека, на май 1899- 27 офицеров и 328 матросов.

«Ицукусима» причислили к адмиралтейству Гуко (Куре), 12 ноября 1891 года он покинул Тулон. Переход в Японию оказался крайне непростым. Котельные дымогарные трубки, по которым из жаро­вых труб проходил разогревавший воду газ, начали течь. Для повышения паропроизводительности их сделали меньшего диаметра, но это привело к деформациям из-за темпера­турного перепада. Корабль дошел до Коломбо 5 января 1892 года и встал окончательно. Из Франции по телеграфу вызвали с верфи-строителя ремонтную бригаду. Ближайшим рейсом они вылетели прибыли в Коломбо. Кто, как не строители, знает слабые места своего творения… Это были котельные пластины, в которые заделывались трубки. Бригада быстро подшаманила где надо и крейсер 18 апреля покинул Коломбо. 21 мая «Ицукусима» зашел в Синагаву.

Однако трубки продолжали течь. Когда японцы разобрались, оказалось, что во время постройки котельные трубки неоднократно перевальцовывались, отверстия котельных пластин из круглых стали эллиптическими. Для устранения заводского бра­ка пришлось более серьёзно ремонтировать пласти­ны, устанавливать специальные манжеты. Окончательно же с протечками удалось справиться только после капремонта и замены котлов.

Второй корабль серии заложили на верфи судо­строительного общества «Форж и Шантье» во французском городе Ла-Сейн-сюр-Мер 17 февраля 1888 года, спустя 41 день после головного. На воду «Мацусима» спустили тоже позже, 22 января 1890 года. Полугодовая задержка в постройке была вызвана необходимостью переработки чертежей под перенос главного орудия в корму. Окончательное решение по этому поводу, повлекшее также перепланировку конструкции, было принято уже в ходе строительства. Ключевыми факторами в пользу таких изменений стали необходимость улучшить мореходность, которая на головном крейсере оставляла желать, и возможность обеспечить полноценную ретирадную стрельбу условного соединения систершипов в боевых условиях. В «Джейнсе» 1906 года «Мацусима» указан как улучшенная мо­дификация «Ицукусима».

Сотрудник газеты «Journal de la Marine» Лисбони, со­общая во второй половине 1890 года о достройке на плаву крейсера «Мацусима»» считал, что такая установка большого орудия будет способствовать лучшим море­ходным качествам крейсера и позволит ему пользо­ваться этим орудием в тех случаях, когда «Ицукусима» будет не в состоянии стрелять.

Несмотря на ощутимые различия, схожая спецификация крейсеров позволила сэкономить на затратах по материалам и логистике.

«Мацусима» после завершения при­ёмо-сдаточных испытаний был принят заказчиком 5 апреля 1892 года и официально вошел в состав Императорского флота. 23 июля он покинул Францию и 19 октября 1892 года встал на якорь в Сасебо. В соответствии с реформой 1889 года крейсер был приписан к округу Сасебо (одному из пяти военно-морских округов Японии). Теперь флот округа состоял из 11 кораблей, 2046 офицеров и матросов.

Поход в Японию прошел не без проблем. Проявились те же недостатки, что и на «Ицукусима», трубки котлов начали выходить из строя. Во время перехода приходилось по очереди ремонтировать котлы, а протечки в трубах по возможности залепляли глиной. Справиться с протекающими трубками и проблемными котлами удалось только заменой котлов в ходе капитального ремонта.

Третий корабль проекта, «Хасидате», был заложен в Арсенале Йокосука 6 сентября 1888 года, но строился он гораздо дольше французских систершипов. Строительство шло практически полностью из импортных материалов и с помощью французских специалистов, но отсутствие у японских верфей опыта постройки кораблей такого класса превратило строительство в 6-летний долгострой с недоделками.

Бертен непосредственно руководил процессом, совмещая руководство строительством в Йокосуке крейсеров «Хасидате»«Такао», авизо «Яйеяма» с должностью главного кора­бельного инженера, он обеспечивал заказ на европейских заводах оборудования, материалов и деталей.

Крейсер был спущен на воду 24 марта 1891 года на верфи в Йокосуке в присутствии императора Мэйдзи. По информации «Journal de la Marine», новый броненосец береговой обороны «Хасидатэ-кан» должен быть совершенно одинаков с достраивавшимися во Франции систершипами, а его основные данные ожида­лись следующими- длина 90; ширина 15,54; осадка 6,05 м; водоизмещение 5 470 т, мощность машин 5 470 инд.л.с., вооружение одно 32- и одиннадцать 12-см орудий, 5 скорострельных пушек и 12 митральез.

Первоначально планировалось перегнать готовый корабль во Францию для установки артиллерии, но в итоге, после установки машин и котлов крейсер перешел в Куре, где имелся только что введенный в строй 100-тонный кран. 9 января 1893 года 65,7 -тонную пушку Канэ поставили на «Хасидате». 120 мм пушки поставили еще раньше.

После установки артиллерии крейсер начал ходовые испытания. Крейсерский ход был отработан без проблем, а попытка полного хода привела к отказу в котельной установке. Вскоре гофрирован­ные топки Фокса полностью вышли из строя.

В конце 1893 года на корабле начались восстановительные работы. Вместо топок Фокса установили топки Пурве и в начале 1894 года вновь вывели крейсер на испытания по ускоренной программе с щадящими условиями.

25 (26) июня 1894 г. крейсер «Хасидате» с серь­ёзными дефектами в котельной установке вошёл в со­став Императорского флота. Французских специалистов это вполне устроило, крейсер был принят с недоделками и без достижения контрактной скорости. Вместе с «Нанивой» наскоро отработав боевое обучение, он покинул Йокосуку.

Война с Цинской империей приближалась.

Техническое состояние крейсера оставалось проблемным, новые топки также подверглись деформации, особенно на 5-ом котле, который так и не запускали всю войну.

После войны проблемы с котлами никуда не делись, крейсер так и не смог превысить крейсерскую скорость. Котел №5 в мирное время запустили, но его показатели были гораздо ниже остальных котлов корабля. В результате 30 октября 1896 года было принято решение о полной замене котельных установок.

Но были и положительные моменты.Крейсер «Хасидатэ» стал первым крупным боевым кораблем, построенным на японской верфи. Благодаря постройке «Хасидате» в Японии японские инженеры и рабочие освоили встраивание бронированного барбета и бронированной системы подачи боеприпасов, что позднее помогло при строительстве собственных бронированных кораблей.

21 марта 1898 года три крейсера перевели в разряд крейсеров 2 ранга.

«Ицукусима» IJN Itsukusima 厳島 ) . Société Nouvelle des Forges et Chantiers de la Méditerranée («Форж э Шантье»), Ла Сен (Франция). Заказан 1886 финансовый год. Заложен 7 января 1888 года. Спущен на воду 18 июля 1889 года. Вступил в строй 3 сентября 1891 года. С 1906 г. — учебный корабль, в 1919 г. исключен из списков флота и в 1922 г. разобран на металл. ( или Списан 12 марта 1926 года. Утилизация в 1926 году).

Водоизмещение нормальное 4217-4220 тонн, длина по ватерлинии 91,81 м, максимальная 104,29 м, ширина 15,59 м, осадка 6,05 м

Двигатели- две паровые машины тройного расширения, 2 винта, 5400 л с., скорость 16,5 узла. Запас угля 405/680 тонн.Дальность плавания 5500 миль(10 узлов).Экипаж 27/328, затем 430 человек

Бронирование палуба 51 мм, башня барбет 300 мм, купол 100 мм. подача 250, щиты 110, гласис машинного отделения 127, рубка 100+25/25+10 мм.

Вооружение- одно 320-мм/38 орудие Канэ (60 выс.), одиннадцать 120-мм/38 скорострельных орудий QF Мк I-IV(120 выс.).

шесть 57-мм (300 выс.)и двенадцать или двадцать 37-мм малокалиберных скорострельных (или 5 × QF 3 фунтовых пушек Гочкиса ,11 × QF 1 фунтовых Hotchkiss 5 ствольных орудий)

Торпедные аппараты 4 × 356 мм (14,0 дюймов) надводных.

«Мацусима» IJN Matsushima ( 松島, Pine Island) Société Nouvelle des Forges et Chantiers de la Méditerranée («Форж э Шантье»), Ла Сен (Франция). Заказан 1886 финансовый год. Заложен 17 февраля 1888 года. Спущен на воду 22 января 1890 года. Вступил в строй 5 апреля 1892 года.С 1906 года учебный корабль. 30 апреля 1908 года погиб в гавани Мако от случайного взрыва боезапаса. Списан 31 июля 1908 года

Водоизмещение 4 217 тонн (4285 тонн). Длина 91,81 м. Ширина 15,6 м. Осадка 6,05 м .

Двигатели-две паровые машины тройного расширения, 2 винта, 5400 л с., скорость 16,5 узла. Экипаж 360 человек. Запас угля 405/680 тонн. Дальность плавания 5500 миль.

Бронирование палуба 51 мм, башня 300 мм, щиты орудий 100 мм

Вооружение- 1 × 320 миллиметров (12,6 дюйма) Canet gun, 12 × QF 4.7 дюйма пушек Мк I-IV пушки.

6 × QF 3 фунт Хотчкисс, 2 × 5 ствольных Hotchkiss револьверных 1-фунтовых орудия (или 16 — 57-мм; 6 — 37-мм)

Торпедные аппараты- 4 × 356 мм (14,0 дюймов) надводных

«Хасидате» IJN Hasidate Hashidate Аманохасидатэ ( 天橋立, 橋立 , «Небесный мост», Постоянный мост). Yokosuka Naval Arsenal, Япония. Заказан 1886 финансовый год. Заложен 6 августа или в сентябре 1888 года, спущен на воду 24 марта 1891 года, вступил в строй 26 июня 1894 года. С 1906 года учебный корабль. Исключен из списков флота в 1923 году (1 апреля 1922), разобран на металл в 1927 году

Водоизмещение нормальное 4217 тонн,4 278 тонн (4 347 тонн) Размерения: 91,81х15,59х6,05 м.

Двигатели-две горизонтальные паровые машины тройного расширения, 6 цилиндрических котлов, 2 винта, 5400 (6300)л.с. Запас угля 405/680 тонн. Скорость полным ходом 16,5 узлов. Дальность плавания 5500 -6000 миль. Экипаж 360 человек

Вооружение: 1–320 мм/38 Canet ; 11 — 120 мм/38 Мк I-IV QF; 6–57(47) мм 3 фунт Хотчкисс; 11-12 — 37-мм 1-фунтовый 5-ти ствольный Hotchkiss; 4 — 356-мм надводных торпедных аппарата.

В 1901 году первые два крейсера получили по 8 котлов Бельвиля, «Хасидате» в 1902 году – 8 котлов Миябара.

«Хасидате» в ноябре 1898 года ещё имел мач­ту с контрфорсами и двумя боевыми марсами. Позже их демонтировали по образцу головного крейсера, также переделали ходовой мостик. Прямоуголь­ные порты 120-мм орудий ба­тарейной палубы (заливавшиеся на волнении через уплотнения) модернизировали- по вертикали умень­шили и обеспечили тремя откидывающимися крышка­ми. Модернизация прошла с 9 января 1893 года по 9 ноября 1898 года.

Главным элементом крейсеров Бертена была монструозная 320 мм пушка Канэ. Орудие для того времени передовое и крайне совершенное. Оно было дальнобойным, могло заряжаться из любой позиции при повороте на 360 градусов, было максимально механизированным. Но оно опередило свое время и ряд технических недоработок смазал общее впечатление. Французы провели для японских заказчиков презентацию- стрельбы на полигоне мыса Хог у Гавра, состоявшиеся 9 февраля 1889 года. Проводили стрельбы артиллеристы ‘»Socie’ te’ Anonyme des Forges et Chantiers de la Meditemme’e», японскую делегацию возглавлял министр внутренних дел генерал граф Ямагата.

Испытание 32-см орудий Кане (Из журнала «Морской сборник» № 4 за 1891 г.)

В начале февраля, на полигоне du Hoc, происходило испыта­ние 32-см (12,6-д.) орудия системы Кане, длиной в 40 калибров. По сведениям «Journal de la Marine», такие орудия заказаны для японского броненосца прибрежной обороны «Matsushima» и стре­ляют разрывными снарядами в 450 кг (21 пуд. 19 фн.), при зарядах в 255 кг (15 пуд 22 фн.) пороха под маркой РВ1.

Начальная скорость снарядов доведена до 703 м (2306 фут.) в секунду, причём давление газов составляет 2600 кг. Соглас­но условиям контракта, было сделано 20 выстрелов. Испытания прошли совершенно благополучно, без всяких случайностей, и механическое закрывание и открывание затвора казённой части производилось легко одним человеком.

32-см (12,6-д.) орудие Кане длиною в 40 калибров (Из журнала «Морской сборник» № 8 за 1891 г.)

В 1887 г, японское правительство заказало во Франции, заводу общества «Форж и Шантье», два броненосца для прибреж­ной обороны, «Matsushima» и «Itsukushima». Третий такой же броненосец был заложен в Йокосуке, в Японии.

Каждый из этих броненосцев должен быть вооружен одним 32-см орудием Кане, длиною в 40 калибров, установлен­ным в барбетной башне, обшитой стальною бронею в 30-см (11,8 д.) толщины. На одном из броненосцев, строящихся во Франции, башня расположена на носу, на других — на корме.

Орудие Кане стальное и весит 66 тонн. Главная труба ору­дия, длиною в 12,8 м (42 фут.), скреплена большим числом ко­лец. Цапф орудие не имеет, а ло­жится на станок четырьмя выступами, составляющими одно целое со среднею муфтою.

Образца 1890 г.

Диаметр башни для ору­дия составляет только 7,2 м или 23,6 фут. Заряжание орудия про­изводится при всяком его поло­жении относительно диаметраль­ной плоскости броненосца. Сверху орудие защищено зонтом, сделанным из листовой стали, толщиною в 5 см (2 д,). Управле­ние орудием совершается при посредстве гидравлических аппа­ратов, в которых вода находится под давлением 80 атмосфер, и паровой помпы, накачивающей по 300 литров воды в минуту; в случае повреждений эта помпа может быть заменена ручною, до­статочно сильною для наиболее важных действий с орудием.

Орудия и станки для них изготовлены в Гавре, в мастерс­ких завода «Forges et Chantiers», а гидравлические аппараты в ма­стерских того же общества, в Ла- Сейне.

Согласно контракту, зак­люченному японским правитель­ством, каждое орудие, до уста­новки его на броненосец, надлежало испытать на берегу, двадцатью выстрелами. Это ис­пытание было произведено в на­чале нынешнего года с первым 32-см орудием, на полигоне общества, на мысе Гок, близ Гавра.

Во время стрельбы ору­дие находилось в горизонталь­ном положении. Скорости снарядов определяли посредством двух хронографических аппаратов Ле Буланже-Брежера; пе­ремены в скоростях отката орудия измерялись с помощью велосиметра Себера.

Стреляли коричневым призматическим порохом под мар­кою РВ1, и также порохом бездымным под маркою B.N. Каждый заряд был заключен в двух картузах, и воспламенение произво­дилось ударными трубками. Первые четыре выстрела были про­изведены 22-го января (н.ст.) нынешнего года; следующие четыре — 23-го января; два — 24; четыре — 27-го; четыре — 28; девят­надцатый выстрел 30-го января и последний 2-го февраля.

По мнению «Jurnal de la Marine», произведенное испыта­ние было весьма серьезное для орудия данного калибра, так как обыкновенно ограничиваются не более 5-6-ю выстрелами. Ору­дие и станок выдержали пробу вполне удовлетворительно. Ис­следование велосиметрических кривых показало, что компрес­соры действовали чрезвычайно правильно.

Для боевых зарядов принят коричневый призматический порох, так как порох марки B.N. показался немного медленно горящим.

В баллистическом отношении результаты признаны весь­ма интересными. Начальная скорость достигала 703 м (2306 фут) для снаряда в 450 кг (27 пуд. 19 фунт.), т.е. для снаряда очень тяжелого, так как, по сравнению с орудиями 32-, 34-, 37- и 42- см калибров во французском флоте, следовало бы получить скорость 8 782 м (2566 фунт.) для снаряда в 345 кг (21 пуд. З фунта).

Что касается пробивающей силы снарядов, то орудие Кане также превосходит орудия во французском флоте. Оно про­бивает 115 см (45,2 дюйма) брони кованого железа, тогда как 32- и 42-см французские орудия могут пробивать, соответственно, только 64 и 96 см (25,2 и 37,8 д.). На расстоянии 2500 м орудие Кане в 32-см пробивает 91 см (35,8 д.) броню, а 32-см француз­ское морское орудие только 45 см (17,7 д.) и 42-см морское 74 см (29,1 д.) железной же брони.

Вследствие большей начальной скорости снарядов, тра­ектория последних более полога, и поэтому из орудий Кане мож­но стрелять без угла возвышения до дальности в 1500 метров (слишком 8 кабельтовых). Для 42-см (16,5-д.) орудий эта дис­танция ограничивается 1180 метрами или 6.5 кабельтовыми.

Сравнительно с орудиями 41-см Армстронга (110-тонным) и 40-см Крупа (121-тонным), орудие Кане, пробивая 115 см железной брони, оказывается лишь немного слабее, но зато весит гораздо меньше и стоит дешевле; первое из них, при снаряде в 816 кг (49,8 пуд.) и начальной скорости в 635 м (2083 Фут), пробивает 120 см (47 д.) железной брони, а орудие Кру­па, весом в 121 тонну, пробивает не более 126 см (49,5 д.).

Сравнивая живую силу снаряда на один килограмм веса орудия, получим: для орудия Кане 171,7 тонно-метра, для анг­лийского орудия 158,9 и для немецкого 148,8 тонно-метра.

В заключение автор статьи газеты «Jurnal de ta Marine», из которой заимствованы приведенные сведения, замечает: «но­вое орудие Кане свидетельствует, что англичане неправы, утвер­ждая, будто бы нельзя делать достаточно прочно такое длинное орудие, как 110-тонное Армстронга; но 32-см орудие Кане ока­зывается такой же длины. Кроме того, в английском парламенте было официально заявлено, что неудобно управляться вручную затвором орудий калибра более 24 см (9,5 д.), а между тем у 32- см орудия Кане один человек совершенно свободно управляется с затвором этого орудия».

Вообще автор приходит к тому выводу, что частная про­мышленность во Франции теперь может не только соперничать с заводами Армстронга и Круппа, но и в состоянии оказать дол­жную помощь своей стране, в деле изготовления хороших бо­евых материалов для обороны государства.

Орудия бертеновских крейсеров согласно спецификации были производства артиллерийских мастерских завода «Forges et Chantiers» в Гавре. В реальности же изготовление уникальных артсистем-заслуга завода Шнейдера и Кº (Schneider & Со, Chalon- sur-Saone). В условиях «Прекрасной эпохи», когда координация и взаимосвязи между предприятиями достигли небывалых ранее высот, схема была вполне привычной. Канэ разработал всю необходимую документацию по орудиям японского заказа, изготовление было заказано заводу Шнейдера, субподрядчиками которого по отдельным элементам были даже британские фирмы. Заказчику же орудия передавались от имени «Форж и Шантье».

Шнейдеровское орудие состояло из стальной трубы (ствола) британского производства с пятью внешними креплениями (типа цилиндров или хомутов) французского производства. Кроме того на две трети длины казенной части наматывалась проволока, до десяти слоев. Сверху надевался бандаж. Длина ствола, в зависимости от методики измерения составляла 38 или 40 калибров.

Запирающий механизм поршневого затвора со­стоял из опорной люльки, нёсшей цилиндрическую винтовую казённую часть с четырьмя гладкими и че­тырьмя винтовыми секторами, и стреляющего устрой­ства. Винтовая казённая часть работала механически с помощью одного кривошипа и набора зубчатых колёс, предназначенных для последовательного пово­рота на своих местах. При открывании затвора они с помощью обратного вращения передаточного меха­низма сначала отводили его поршень назад и затем поворачивали его на опорной стойке вокруг верти­кальной затворной оси вправо. Теперь, чтобы открыть казённую часть, использовалась лишь одна рукоятка, в то время как в более ранние времена были необходи­мы три кривошипа с ручками.

Изоляцию от прорыва пороховых газов обеспечивал обтюратор де Банжа. Стреляющим устройством ударно-спускового механизма выступал боёк в форме болта, размещённый в тыльном конце середины поршня затвора.

В походном положении ствол орудия закреплялся в диаметральной плоскости на опорную стойку. Крепление предотвращало прогиб длинного и тяжелого ствола в свободном положении и поломку механиз­мов наведения.

Благодаря картузному заряжанию пушка могла стрелять уменьшенным, обычным и увеличенным зарядами, изменяя количество картузов (шёлковых мешков с порохом). Для стрельбы использовался коричневый порох с более низкой скоростью горения и могли при­меняться уменьшенный (160 кг), обычный (220 кг) и увеличенный (280 кг) заряды.

Для открывания и закрывания поршне­вого затвора достаточно было силы одного человека, остальные операции были механизированы. Наведение в двух плоскостях, откат и накат производились с помощью гидравличес­ких приводов и компенсаторов. Гидросистема также обеспечивала работу наружных механизмов, перемещение внутренних грузов, подъём снарядов с зарядами и заряжание. При аварии паровой насос гидросистемы мог быть заменен работой 20 матросов.

В эксплуатации надежность гидросистемы оказалась низкой, склонной к регулярным поломкам.

Максимальная скорострельность орудия составляла два выстрела в час, зато ему не требовались ни продувка ствола ни вентиляция башенной установки, дым успевал рассеиваться естественным путем.

Орудие использовало 450 кг бронебойные или 350 кг фугасные снаряды, эффективная дальность стрельбы составляла 8000 метров, максимальная 12 000.Боекомплект-60 выстрелов.

320 мм орудия Канэ японских крейсеров превосходили крупповские 305 мм 25-калиберные пушки китайских броненосцев. Китайцы могли стрелять 329 кг снарядами со скоростью 500 м/с и бронепробиваемостью у дульного среза 490 мм плиты кованого железа. Японцы пробивали 1111(1050) мм у дульного среза и 334 мм на эффективной дистанции в 8 км. На эффективной дальности 356 мм сталежелезную броню китайских броненосцев пробить было, правда, невозможно, но бои тогда проходили на гораздо более близких дистанциях. Для справки-сталежелезная броня прочнее кованого железа на 20-25%.

Вес 320 мм установки Канэ составлял 65,7-66 тонн против 37 тонн у крупповских орудий китайцев. Орудие монтировалось в кормовой («Мацусима») или носовой (остальные два корабля) части на вращающейся платформе диаметром 5,79 м, внут­ри неподвижного барбета диаметром 7,77 м (7,2 м) на верхней палубе. Угол горизонталь­ного наведения артустановки 285° (270°).

Согласно эскизному проекту Бертена, артиллерия среднего калибра должна была также комплектоваться орудиями Канэ. Но японцы стремились приобретать только лучшее. Проект позднее изменили и все три крейсера получили новые 120 мм скорострельные орудия Армстронга с раздельным заряжа­нием. Для баланса они размещались в противоположной от орудия главного калибра части корпуса.

Это было 11 или 12 40(38) калиберных орудий Armstrong Mk I-IV весом по 3(2) тонны с максимальной дальностью стрельбы 9 000 метров и максимальной скорострельностью 12 выстрелов в минуту. Вес снаряда 20,4 кг. 10 орудий размещались на палубе по 5 на борт, а оставшиеся -если одно-то в корме с углом обстрела 260°, если два-то в носовой части на верхней палубе с амбразурами с углами обстрела по 125°. Каждому орудию полагалось 120 (100)выстрелов. Для снижения верхнего веса Бертен не использовал спонсоны для 120 мм, чтобы увеличить сектор обстрела были просто увеличены пушечные порты в бортах, с откидными сверху крышками. Это не только придавало крейсерам архаичный вид нельсоновских фрегатов, но и способствовало заливанию палубы даже через закрытые порты при свежей погоде.

120 мм орудия стояли близко друг к другу и без защитных переборок, кроме того подача боезапаса выше уровня броневой палубы, возможно, защищалась только угольными ямами.

Головной крейсер «Ицукусима» в составе противоминной артиллерии имел 5 или 6 одноствольных 47-мм (6-фун­товых) скорострельных пушек Готчкисса (Hotchkiss) с боекомплектом по 300 (400 ) унитарных выстрелов на ствол. Максимальная дальность 6000 метров и скорострельность 20 выстрелов в минуту. Они размещались на верхней палубе, по три на борт, в районе от миделя до мачты в спонсонах, что в сочетании с завалом бортов позволяло четы­рём из них стрелять вдоль диаметральной плоскости. Сектора обстрела 47-мм орудий составляли по 140° для четырёх концевых и по 100° -для двух средних. Защита по проекту отсутствовала, но судя по фото, состояла из плоских щитов.

На «Мацусима» 47 мм размещались на полубаке возле форштевня (одно) под прожекторной площадкой, и четыре ( сектор обстрела по 140°), способные стрелять вдоль диаметральной плоскости- в бортовых спонсонах под палубой полубака, в районе дымовой трубы и миделя.

По другим данным, бортовые спонсоны для 47-мм орудий имел лишь крейсер «Хасидатэ».

Кроме того имелось двенадцать пяти­ствольных револьверных 37-мм скорострельных пушек Готчкисса с боезапасом по 800 (1500 ) вы­стрелов на ствол, устанавливались они на боевом марсе (че­тыре или две, на 21 декабря 1890-одна), крыльях мо­стика, надстройке верхней палубе (некоторые бортовые в спонсонах) и, вероятно, одно — на батарейной па­лубе в районе форштевня (для отражения атак мино­носцев, атакующих по курсу). Их дальность стрельбы 2200 метров при скорострельности 32 выстрела в минуту. Подача унитарных 37 мм патронов из по­гребов под броневой палубой шла по собственным элеваторам и сети рельсов , а элеватор марсовых пушек разме­щался внутри мачты.

На «Мацусима» револьверные пушки стояли на боевом марсе (четыре, на 21 декабря 1890 года-одна), две в спонсонах, под крыльями мостика, и четыре без них , возле якорных клюзов и шпиля). Возможно, кормовой балкон имел два таких орудия, установленных побортно.

По другим данным, противоминная артиллерия «Ицукусима» состояла из «шести скорострельных и двенадцати пушек Готчкисса» ( на 21 ноября 1889 года) или один­надцати 47-мм ( на 21 декабря 1890 года), пяти 47-мм и двенадцати 37-мм, пяти 57-мм (6-фунтовых) и одиннадцати 47- мм (З-фунтовых) , пяти 12-фунтовых и одиннадцати 3-фунтовых , пяти 6-фунтовых и одиннадцати 3- фунтовых орудий, пяти 76-мм 12-фунтовых скоро­стрельных пушек, одиннадцати 3-фунтовых пулемётов Готчкисса.

По другим данным, противоминная артиллерия «Мацусима» состояла из пяти 57-мм (6-фунтовых) и шестнадцати 47-мм (3-фунтовых), шести 12-фунтовых, четырёх З-фунтовых и шести 1-фунтовых, шестнадцати 6-фунтовых и шести 1-фунтовых орудий, шести 76-мм скорострельных пушек и шести пулемётов.

По данным современников, после войны с Кита­ем состав скорострельной артиллерии «Хасидатэ» не от­личался от головного корабля: 11 120-мм и 18 47-мм орудий. На фотографии «Хасидатэ» от 9 но­ября 1898 г. хорошо видны два боевых марса и грот- мачта с контрфорсами, щиты трёх бортовых орудий на верхней палубе и пять вытянутых в длину открытых орудийных портов батарейной палубы.

В принципе, простота установки легких орудий позволяла менять состав противоминной артиллерии хоть ежедневно.

К 1900 году «Ицукусима» получил шесть пулемётов, к 1905 году их осталось два. В 1909 году во­оружение учебного корабля «Ицукусима» состояло из одного 320-мм, шести 120-мм, шести 76-мм орудий и двух пулемётов. 76-мм калибр заменил собой 37- и 47-мм в качестве новой противоминной артиллерии для начала 20-го века.

К 1900 году «Мацусима» имел шесть пу­лемётов, а в 1905 году уже ни одного. Возможно, их заменили шестью 1-фунтовыми пушками.

Общий вес артиллерии крейсера составлял до 475 тонн, что составляло более 10 % от водоизмещения корабля.

Все крейсера имели по четыре надводных торпедных трубы 356 мм (14 дюймов ), три в носовой части и один в кормовой части, Использовались торпеды Р. Уайтхеда (Whitehead, длина торпеды 4555 мм, калибр 355,6 мм. В носовом отсеке на платформе под батарейной палубой устанавливался один неподвижный штевневый, закреплённый наклон­но вниз под углом 5° к горизонту, и два поворотных бортовых аппарата. Тру­бы бортовых аппаратов размещались на станках, на­водившихся по плоским погонам горизонтально от носа к траверзу. Поэтому они иногда назывались траверзными.

Пятнадцать неснаряжённых торпед (по 5 на аппарат) размещались уровнем ниже, на стеллажах бро­невой палубы.

Для «Ицукусима» носовые торпедные аппараты дополняли таранный форштевень и носовое 320 мм орудие, выстрел, торпеды и таран должны были доканать любого противника. Кормовой торпедный аппарат предназначался для самообороны при вынужденном бегстве. Он находился под бата­рейной палубой и закреплялся наклонно вверх под уг­лом 3° к горизонту, имел устройство, аналогичное носовому. Боезапас из 5 торпед на стеллажах броне­вой палубы над румпельным отделением. Зарядные отделения хранились в погребе под броневой палубой.

На «Мацусима» носовой и кор­мовой штевневые аппараты устанавливались неподвижно в око­нечностях корабля под батарейной палубой (также как на «Ицукусима»), а бортовые поворотные на палубе, между мачтой и миделем. Бортовые аппараты «Мацусима» наводились в обе стороны от траверза в секторах по 60- 65° , что было лучше чем у головного крейсера. Боекомплект также составлял по 5 торпед на аппарат.

Торпедные аппараты крейсеров находились близко от ватерлинии и могли заливаться водой, поэто­му выстрел торпеды производился сжатым воздухом.

Опыт использования заставил впоследствии бронировать помещения с торпедными аппаратами, но на этой серии торпедные аппараты не были защищены. При попадании осколков и снарядов взрывались баллоны со сжатым воздухом. По опыту испано-американской войны торпедные аппараты были опаснее для самих кораблей. Но крейсерам типа «Мацусима» повезло.

По политическим причинам французы не могли использовать более совершенные немецкие торпеды Шварцкопфа 356 мм. Но японцы имели их на вооружении и на «Хасидатэ» отечественной постройки были установлены именно Шварцкопфы. Три аппарата находились в носовой части корабля под батарейной палубой, в том числе один неподвижный штевневой и два поворотных бортовых. В корме, также под батарейной палубой, размещался один неподвижный штевневый аппарат.При подготовке к выстрелу крышка торпедного аппарата открывалась и труба аппарата выдвигалась наружу чтобы предотвратить повреждение торпеды о борт корабля. Наведение на цель осуществлялось либо из боевой рубки либо непосредственно с поста у аппарата. Выстрел торпеды осуществлялся сжатым воздухом. Боезапас составлял по пять торпед к каждому аппарату, всего 20 торпед. Использовались торпеды системы Шварцкопфа, имеющие максимальную дальность стрельбы от 400 до 3000 м, в зависимости от модификации

Стальной корпус из мягкой стали с седловатой палубой был разделен на водонепроницаемые отсеки и имел двойное дно. Ниже броневой палубы корпус разделялся 13 (или 11 ) главными поперечными и двумя про­дольными переборками на водонепроницаемые отсе­ки. Носовая часть- с ярко выраженным тараном.По размерениям крейсера практически не отличались, и теоретический чер­тёж корпуса оставался таким же, только у «Мацусима» из-за размещения орудия в корме пришлось внести изменения, которые повлияли на силуэт корабля и внутреннюю планировку. Изменилось и размещение надстроек, шлюпок, машин и котлов, вооружения и оборудования.

Крейсера имели фирменный французский завал бортов, обеспечивающий значительную экономию верхнего веса, снижение качки и увеличение сектора обстрела бортовых орудий, особенно в спонсонах.

Фальшборт «Ицукусима» (с местами для хранения матросских коек) служил для защиты от пуль и осколков в бою и от заливания в свежую погоду, он прикрывал крылья ходового мостика и бортовую батарею, сливаясь в итоге с надстройкой на юте, где находился кормовой мостик и жилые помещения.

Увы, мореходность крейсеров оказалась крайне посредственной, а расчетная скорость в период службы-недостижимой. Кроме того, корабль заметно кренился при руле, положенном на борт. Динамический крен усиливался поворотом на траверз несбалансированного 320 мм орудия.

Только на «Мацусима», благодаря переносу башни на корму и появлению полубака, мореходность была получше, заливаемость меньше, что позволяло считать его наиболее приспособленным кораблем из трех именно для крейсерства. Полубак также увеличил полезный объем для жилых и служебных помещений, что позволило его использовать при Ялу как флагман, а также разместить больше скорострельной артиллерии. Более высоко расположенные носовые 120 мм орудия были незаменимы при преследовании коммерческих судов.

У «Мацусима» вес башенной установки и машин в кормовой части уравновешивался полубаком, котлами и скорострельной артиллерией в носовой. Нормальный запас угля «Мацусима» составлял 400-405 тонн,а вот полный (уси­ленный) оказался ниже — всего 650 тонн.

Силовая установка состояла из двух горизонтальных трёхцилиндровых паровых машин тройного расширения, работающих на два винта. Горизонтальные машины позволяли прикрыть их целиком броневой палубой, но требовали значительно удлинять корпус. Расчетная мощность машин должна была составить 5326-6000 л.с., что обеспечивало бы расчетную скорость в 16,5 узлов. На ходовых испытаниях «Мацусима» при мощности 6519 иидл.с. на форсированной тяге скорость, на мерной миле составила 16,778 узла, превзойдя контрактную. «Хасидатэ» имел более мощные машины, 6300 л.с. вместо 5400 л.с. Жаровые трубы топок для котлов крейсера «Хасидатэ» были изготовлены в Японии. Однако неудачная конструкция котлов не дала возможности использовать всю мощность машин.

Пар поступал к машинам от шести стальных цилиндрических огнетрубных двойных котлов горизонтального типа. Тяга обеспечивалась одной дымовой трубой высотой 14 метров. Нормальный запас угля «Хасидате» составлял 405 тонн, полный — 683 тонны.

Двойное назначение бертеновских кораблей, с одной стороны предназначенных для боя с броненосцами, а с другой стороны являющихся крейсерами по скоростным характеристикам и дальности, привело к использованию двухрежимных машин, обеспечивавших повышение дальности плавания при возможности достижения высокой скорости при погоне или ретираде. Для этого использовался переключатель режимов на двойное и тройное расширение, причем более совершенный, чем у американцев, которым для переключения требовалось значительное время.

«Ицукусима» переключал режимы гораздо быстрее- просто переключением паровых клапанов магистрали, без перестыковки цилиндров и специальных муфт.

Жизненно-важные механизмы, котлы, машины и погреба боезапаса были защищены карапасной броневой палубой толщиной в 40 мм, настланной в три слоя из закаленных стальных плит гарвеизированной стали толщиной в 10 мм и 20 мм из на 1,75 метра ниже ватерлинии на всю длину корабля. В носовой части броневая палуба опускалась в низ и стыковалась с остриём тарана, придавая ему дополнительную жесткость, в кормовой части поднималась в верх для прикрытия рулевой машины и стыковалась с ахтерштевнем. Общая толщина палубы оценивалась в 38 или 51 мм по разным источникам со скосами. Верхняя легкая 8 мм стальная палуба была примерно на 4 метра выше. Пространство между палубами и под броневой палубой до дна делилсь примерно на 400 водонепроницаемых отсеков, а также коффердамы с кокосовым волокном, копрой.

Вся броня крейсера изготавливалась заводом Шнейдера в Крезо.

Считалось, что броневая палуба в сочетании с клетчатым ярусом (отсеки и коффердамы) обеспечат необходимую живучесть против снарядов среднего и малого калибров до 120 мм.

Комингсы люков, основания труб и вентиляторов броневой палубы были защищены броневыми гласисами из стальных плит 50-мм толщины. Неподвижный барбет орудия главного калибра, устанавливался на верхней палубе и был изготовлен из стальных 300 мм плит. Толщина щита орудия составляла 100 мм. Над орудием устанавливался 40 мм стальной купол, вращающийся вместе с поворотным столом и предназначенный для защиты прислуги от осколков и пуль. Центральная неподвижная труба защиты системы подачи боеприпасов проходила от броневой палубы до основания барбета и прикрывалась 250 мм сталью. Размещенная внутри нее шахта подачи боеприпасов обшивалась 14 мм стальными листами. Основание вращающегося орудийного стола не бронировалось.

Все 120 мм орудия крейсера прикрывались 110 мм броневыми щитами. Боевая рубка крейсера состояла из двух концентрических башен: внутренней, высотой 2,5 м, собранной из 100 мм броневых плит под 25 мм стальной крышей и внешней, из 25 мм стальных листов под 10 мм крышей. Расстояние между внутренней и внешней башней составляло 0,5 м и перед боем заполнялось койками для обеспечения дополнительной защиты

Экипаж «Мацусима» серии, как и у «Ицукусима», состоял из 27 офицеров и 328 матросов ( по другим данным 360-382 человек). При исполнении обязанностей флагмана к команде добавлялись офицеры штаба. Помещения крейсера были рассчитаны на проживание адмирала, коман­дира, флаг-офицера (флаг-капитана), старшего офицера, 5 штаб-офицеров, 15 корабельных офицеров (включая меха­ников), 15 гардемаринов, 15 учеников механика, боцмана и унтер-офицеров (содержателей), 382 матросов (включая 32 музыканта).

Крейсера для своего времени были прекрасно оборудованы вспомогательными механизмами. «Вспомогательными механиз­мами крейсер снабжён обильно»( про «Ицукусима»). Для борьбы с затоплением и пожарами имелась помпа «Тирон» производительностью до 500 тонн воды в час, два трюмных пароструйных эжектора производительностью по 250 тонн воды в час и восемь малых помп. Общая производительность всех водоотливных средств составляло до 1132 тонн воды в час.Для освещения и внешней связи на крейсере устанавливалось четыре электрических прожектора системы Манжена. Все внутренние помещения крейсера освещались электрическим светом

Рангоут крейсеров состоял из одной стальной мачты круглого сечения,  с двумя боевыми марсами и стеньгой. Крейсера использовали водоопреснительный аппарат системы «Перроу» («Реггоу») с производительностью 4000 лит­ров в сутки, 4 вентилятора для усиления тяги в котельных, 2 воздушных насоса с аккумулято­рами для зарядки резервуаров торпед, паровой браш­пиль и паровую рулевую машину французской фирмы «Стапфер ди Дюклос».

Штатное количество бортовых плавсредств-паровой катер и гребные суда( адмиральский катер, командирский вельбот, 2 офицер­ских вельбота, 2 полубарказа, барказ, двойка).

Три систершипа имели между собой визуальные отличия. Наиболее сильно отличался «Мацусима» за счет кормового расположения башни. «Ицукусима» от «Хасидатэ» отличался менее кардинально- его иллюминаторы были квадратными, а не прямоугольными вертикальными.Иллюминаторы-окна прямоугольной формы являясь визит­ной карточкой французского завода. В остальном первый и третий крейсер проекта были идентичны, за исключением некоторых мелочей.

Как бы ни оригинальна была задумка Бертена, но сумрачный французский гений перехитрил сам себя. Для тяжелых крупнокалиберных орудий 4000-тонные крейсера были крайне неудачной артиллерийской платформой. Пройдя две войны его гигантские пушки так никуда и не попали. Никакой прогрессивной боевой тактики «кучкой» или «клином» из этих трех кораблей выжать не удалось. Если бы не многочисленная скорострельная артиллерия 120 мм Армстронгов, они были бы просто плавучими мишенями. Но и они находились на незащищенной батарейной палубе. Один снаряд с китайского броненосца при Ялу вывел из строя около ста человек, треть команды.

Вместо чудо-оружия против китайских броненосцев Бертен просто потратил японские деньги на трех «уродцев», способных лишь изображать массовку. В сражении с китайцами в устье реки Ялу за четыре часа битвы 320-миллиметровки дали 14 выстрелов на е три корабля. В русско-японскую войну тройка участвовала в обоих главных сражениях, но ни в Желтом море, ни при Цусиме не добилась ни единого попадания, выпустив на всех менее двух десятков снарядов.

Ситуацию усугубила производственная проблема с котлами, крейсера до полной замены котлов не могли даже выйти проектную мощность.

Самые большие на тот момент корабли японского флота оказались бесполезными уже в ходе войны с Китаем.

Положительно можно оценить только рост навыков рабочих и инженеров Арсенала в Йокосуке во время постройки. Здесь опыт был поистине бесценным.

Явный провал с «виртуальным линкором», гибель двух крейсеров французской постройки и возврат Англией лидерства в военном судостроении заставили японцев отказаться от французской помощи в создании флота и вернуться под сень британской короны.

Источник — https://dzen.ru/a/Xl_pKIbLoAIJNCEU

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

12 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account