Несостоявшиеся пехотные танки – Т-26-5 (он же Объект-126-1), Объект-126-2, Объект-211 и Объект-127. СССР
Так как у нас на сайте был выложен проект альтернативного Т-126 , то самое время рассказать о реальных прототипах этой машины. Тем более в сети материалов по ней почти нет.
Так как на замену Т-26 готовилось сразу несколько машин и их судьба настолько тесно переплелась что нет возможности делать отдельные статьи по каждому танку. Все проекты собраны в одной статье.
Еще в холе работ над танком Т-26М завод №185 приступил по заказу АБТУ к разработке машины Т-26-5. проходившей под индексом «СП» (сопровождения пехоты). В отличие от своего предшественника новый танк должен был иметь помимо подвески по типу «Школа» также форсированный до
После окончания советско-финской войны и объединения заводов № 174 и № 185 проектные работы приостановились. Но вскоре АБТУ скорректировало II I в плане доведения толщины бортовой брони до
Однако в
Эти требования практически зачеркивали все уже проведенные работы по Т-26-5, хоть он уже был фактически готов к проведению испытаний. Правда, изготовленный танк не получил форсированный двигатель, но в остальном отвечал выдвинутым первоначально требованиям АБТУ.
С этого момента работы по созданию «СП» на заводе № 174 шли под индексом «проект 126», в рамках которого танк Т-26-5 стал именоваться «126-1», а по заданию Главспецмаша создавался танк «126-2».
Но если с проектом 126-1 все было более или менее понятно, то 126-2 Вызвал много вопросов. Так,
24 марта
Как это и ожидалось, проекты 126-2 и 211 вызвали, большое количество нареканий. Слишком многое было в них необычно. Особые претензии вызвало расположение двигателя в боевом отделении. Но двигатель В-3 для 126-2 и 211 был отработан и готов к серийному производству, тогда как мотора мощностью 150—200 л.с. в конструктиве Т-26 не было и в ближайшее время не предвиделось, а вынесение двигателя в отдельное МТО приводило к удлинению танка.
Таким образом, в конце марта
«Выводы по предварительному обсуждению проектов танка СП
Выпуск танка Т-26-1 не прекращать.
Проект •126-1» в основном принять…
Доработку танка Т-26-1 производить до уровня * 126- he ходе капитального ремонта после начала валового выпуска дизель-мотора Д- 744.
Довести бронирование корпуса Т-26-1 до толщины 40-45мм путем использования схемы дополните.1ьного бронирования № 3 согласно прилож. 2.
Проектные работы по танкам «126-2» и «211» продолжать… изменить компоновку, с целью исключение расположения двигателя в боевом отделении.
Указанные работы завершить не позднее I июля с.г.»
танку сопровождения. С одной стороны, он должен был иметь как можно меньшую массу, что напрямую сказывалось на его цене. С другой стороны, малая масса не давала возможности надежно защитить его от огня современных противотанковых и танковых пушек, давала гораздо меньше возможностей по оснащению хорошей броней, вооружением, по размещению большого запаса топлива, боеприпасов, средств пожаротушения. 29 апреля
В марте-апреле
Тип танка — гусеничный однобашенный.
2. Вес — не свыше 13 тонн.
3. Габариты должны позволять перевозку по железным дорогам и проход через все шоссейно-дорожные сооружения.
4. Скорость движения — максимальная до
5. Вооружение — одна
6. Угол возвышения спаренной установки +25гр. и угол снижения -7.
7 Боекомплект:
— снарядов
— винтпатрон кДТ— 4000 шт.
— патрон к ППД — 750 штук
— гранат Ф-1 — 24 штук
8. Проходимость: а) подъем и спуск не менее 45 гр.;
б) бортовой крен не менее 40 гр.;
в) вертикальная стенка не менее О, 7мт;
г) окоп нормального профиля;
д) брод без специальных приспособлении до 1,2 мтр;
е)удельное давление не свыше 0,6 кгр/см:; ж) клиренс 0,4метр;
9. Запас хода по горючему — не менее 10 час движения.
10. Экипаж танка — 4 человека. Предусмотреть возможность взаимосмены экипажа (не вылезая из танка).
11. Средства связи:
Для внешней связи предусмотреть установку рации 71 — ТК-3.
Для внутренней связи — ТПУ на три точки (командир, водитель, радист-стрелок).
Антенна штыревая, допускающая возможность смены изнутри танка.
12. Броня должна защищать от поражении экипаж и внутренние агрегаты танка на всех дистанциях от бронебойных снарядов до
Толщина брони: лобовая —
бортовая —
башенная —
кормовая —
крыша —
днище —
13. Двигатель — дизель типа «В-З».
14. Средства наблюдения: водитель и стрелок радист должны видеть через передний смотровой прибор оба передних крыла над гусеницей. Мертвое пространство должно быть не более 4-х метров.
Кроме того смотровые приборы должны быть установлены по бортам. В башне обеспечить круговой обзор без поворота, помимо ПТ-1, ПТК и ТОП.
15. Специальное оборудование:
а) расположение контрольных приборов должно обеспечить удобное наблюдение водителю.
б) предусмотреть вентиляцию танка при стрельбе с закрытыми люками, чтобы не допустить превышения минимально допустимой концентрации окиси углерода (с работ, мотором).
в) разработать приспособление для облегчения надевания гусеницы.
г) предусмотреть установку с съемного прибора ОД П…».
5 июня
Однако вскоре нарком Тимошенко узнал, что гомогенная броня
Требованием наркома было усилить бронирование нового танка до
Таким образом, к изготовлению приняли два танка СП (проект 126), один с толщиной брони
Чуть позднее директор Кировскою завода И. Зальцман получил письмо от начальника 8-го отдела АБТУ военинженера Афонииа. в котором заводу разрешалось изготовить два опытных образца танка СП (проект № 211), с литой броней, и с катаной толщиной 45-мм. подчеркнув, что высшее командование Красной Армии не разрешает увеличить толщину брони танка сопровождения более
На первый взгляд непонятно, почему Кировскому заводу не было разрешено увеличить толщину брони своего танка сопровождения. Но все дело в том, что вскоре после начала работ завода № 174 нал танком с увеличенной броней председатель Комитета Обороны написал наркому:
« НКО — тов. ТИМОШЕНКО С. К.
На М 16 765 се от 26.6.40 г.
Комитет Обороны при СНК СССР считает крайне нежелательным увеличение веса танка СП свыше 13тонн, учитывая, что это неизбежно снизит маневренность этой машины, предназначенной для сопровождения пехоты.
Увеличение снарядстойкости и прочности корпуса танка СП должно быть разрешено за счет улучшения качества брони. При невозможности достигнуть этого, следует допустить (что нежелательно) снижения тактико-технических
требований, установив защиту танка «СП» на всех дистанциях от бронебойных снарядов до
К. ВОРОШИЛОВ»
Как бы то ни было, но в августе оба танка Т-126 (СП) были готовы к испытаниям. Танк с броней
Поскольку шинный завод не мог гарантировать нормальную работу ошиновки опорных катков при их изготовлении из синтетического каучука марки СК, один из образцов танка был в опытном порядке оборудован опорными катками с внутренней амортизацией конструкции завода № 185. и на испытаниях эти катки полностью себя оправдали.
Танк имел наклонную лобовую броню, и поэтому люк механика-водителя был размешен в ней (как и у танка А-32), что не было удачным решением, но ввиду «классической» компоновки танка, особо нравившейся председателю Комитета Обороны К. Ворошилову, деваться конструкторам, как говорил Л. Горлицкий, было больше некуда. Надо было делать.
Заводские испытания опытного образца танка Т-126 (СП) по программе
испытании приостановлены и целях переборки коробки скоростей и устранения дефектов.
19 сентября испытания были продолжены и к их завершению 28/ІХ-
Мы сделаем лучше!
В то время когда Т-126 вышел на свои первые ходовые испытания, на заводе № 174 разгорелся скандал. Суть его можно кратко выразить таким образом.
В середине мая. когда на заводе шла предварительная защите проекта Т-126. было обращено особое внимание на большом вес машины, достигший до 16- 17 т и более, вместо 1З. заданных техусловиями АБТУ, а также на сложность моторно-трансмиссионной группы.
Чтобы избежать возможных трудностей, директор завода № 174 Маркин дал указание КБ параллельно с работами нал Т-126 проработать вопрос о максимально легком варианте машины СП при сохранении остальных І І I АБТУ.
Таким образом было открыто эскизное проектирование танка «127», и ответственным за него был назначен молодой инженер-конструктор Голтвянский, а от двигательного отдела в проекте был занят молодой специалист Макаров. Они разработали проект танка с двигателем № 744 и облегченной подвеской на трех нарах торсионов с балансирами. Корпус їіо форме был выбран подобным Т-26-1. от него же заимствовались КПП, бортредукторы и прочие механизмы. Собственно в итоге у них и получился танк 126-1 с сильно ужатым корпусом и броней толщиной 30-
Молодые конструкторы, конечно же. горели желанием, чтобы их заметили, и потому всячески старались показать свою работу. Им не было понятно, почему к проекту все относятся столь невнимательно. Ведь они. казалось бы. выполнили все условия АБТУ. и лаже лучше. Вес их машины нормальный — не превышал 12.5 т, броня толстая — 30-
Но их проект упорно не рассматривался ни на каком официальном совещании, хоть был предметом неоднократного обсуждения с привлечением работников АБТУ — членов макетной комиссии, и это очень обижаю авторов изделия.
Разработчики не понимали, почему завод в лице главного инженера Засовенко отказался от форсирования выпуска рабочих чертежей и изготовления опытного образна, мотивируя якобы загрузкой работами по проекту «126*. Голтвянский считал, что проектные работы по «126» уже закончены и все силы должны быть обязательно брошены на его детище, и потому настоятельно просил и требовал, чтобы все руководящие органы помогли ему и не дали столь нужной машине «погибнуть в волоките». Он вдруг забыл, что его машина подвешена на вдвое меньшем числе торсионов, чем т-126. и уже это вызывало большие вопросы по ее нормальной работоспособности. Макаров же не учитывал, что из трех дизелей № 744, стоявших на стенде, лишь один кратковременно показывал мощность в
Пытаясь «найти управу на бюрократов», молодые инженеры написали жалобу в виде письма председателю Комитета Обороны
К.Ворошилову начальнику ГБТУ
Я.Федоренко и замнаркома Среднего машиностроения В. Гореляду.
Письмо вызвало моментальную реакцию. По распоряжению начальника ГБТУ и начальника управделами Наркомата Обороны Дратвина на завод прибыла комиссия в составе начальника БТУ Красной армии военинженера 1-го ранга Коробкова и начальника 3-го отдела
БТУ военинженера 1-го ранга Афонина. В течение десяти дней комиссия изучала все представленные материалы, в результате чего составила письмо следующего содержания:
«НАЧАЛЬНИКУ УПРА МЕНЯЯ ДЕЛАМИ НКО ГЕНЕРАЛ-МАЙОРУ тов. ДРАТВИНУ Конструкторы завода № 174 тт. ГОЛТВЯНСКИЙ и МАКАРОВ предложили разработать танк «СП» (проект № 127) с мотором дизель мощностью 13O л.с.
Авторы считают, что вес такого танка составит около 13 тонн при
«СП» № 126, разработанного заводом № 174 и принятого в июле с.г. макетной комиссией.
Танк СП (проект 126) строится сейчас в опытных образцах с 45 и
Несмотря на преимущества в весе танка «127» против танка № 126 считаем, что проект №127 разрабатывать нецелесообразно по следующим соображениям:
1. Тесно боевое отделение.
По ширине боевое отделение уже боевого отделения танка 126 на
Размер башни по погону и в свету у танка № 127 составляет около
2. Отсутствует отработанный дизельмотор «744», на который ориентируются авторы.
Дизель « 744» проходит заводские испытания, и определить сроки и возможность его пуска в серию можно будет только после государственных испытаний. Утверждения авторов, о том. что мощность дизеля «744» можно без наддува поднять до 250л.с. и с наддувом до 270-300лх, не имеют серьезных оснований.
3. Предлагаемая к установке в проекте № 127 3-х торсионная, на каждый борт, подвеска с парными тележками менее надежна в работе, чем 6-ти торсионная, индивидуальная подвеска проекта Т-126.
4. Более сложный корпус, чем у № 126 и наличие гнутых броневых деталей усложнит изготовление корпуса и потребует больший по объему механической обработки.
5. Отсутствие перспективы в развитии танка по увеличении бронирования т.к. дизель «744» не обеспечит необходимых мощностей при увеличении веса.
НАЧАЛЬНИК БТУ КРАСНОЙ АРМИИ ВОЕНИНЖЕНЕР I РАНГА
……………………………..(КОРОБКОВ)
НАЧАЛЬНИК 3 ОТДЕЛА БТУ К. А.
ВОЕНИНЖЕНЕР I РАНГА………….
………………………………(АФОНИН)».
Вскоре после этого письма все работы по проекту «127» (он же П-І27. Т-127) были свернуты.
Автор текста — Михаил Свирин.