Несостоявшееся прошлое линкоров или бой — «Махайрод» против «Ямато».

4

Эта тема находится в архивах форума Цусима. На белый свет её вытянул коллега tramp с ФАИ. Мне она очень понравилась. Думаю что понравится и другим моим читателям.

Линкор Махайрод. Англия

Содержание:

Часть 1. История проектирования.

 История корабля Его Величества «Махайрод» началась 11 декабря 1941 г. когда Уинстона Черчилля разбудил ранний телефонный звонок Первого Лорда Адмиралтейства. Прерывающийся от волнения голос сказал:

— Господин премьер-министр, я должен сообщить вам, что «Принц Уэльский» и «Рипалс» потоплены японцами. Предположительно торпедами. Том Филипс погиб…

 После войны британские историки долго спорили о различных тёмных пятнах в этой истории. Наиболее близко подошёл к разгадке Лиддел Гарт предположивший, что это провокация И.В. Сталина подсунувшего Черчиллю проект «Махайрода» через двух агентов Коминтерна, руского и болгарина, имён которых история не сохранила. Только агентурные псевдонимы. Маленький Длинноухий Зверёк и Большой Вождь.

 Примерно через месяц после катастрофы в Сиамском заливе, Дадли Паунд, Первый Морской Лорд, был срочно вызван к премьер-министру. Осторожно постучав в дверь, он вошёл в кабинет и увидел на столе ворох каких-то бумаг.

— Заходите, Дадли, заходите! — Премьер просто лучился от удовольствия. — Это прекрасное решение наших проблем!

Первый Морской Лорд осторожно подошёл к столу и всмотрелся в чертёж. Паунд был настоящим джентльменом и умел «держать жёсткую верхнюю губу» при любых обстоятельствах. Вот и теперь, натренированным движением он вернул, начавшую было падать, челюсть на положенное ей место и сказал:

— Очень интересно, сэр.

 Паунд был дисциплинированным офицером, безоговорочно преданным премьер-министру и незамедлительно начал выполнять его приказание. Но все вызванные им на срочное совещание инженеры-кораблестроители упёрлись, как один. Паунд настаивал, Паунд приказывал, Паунд просил, но всё тщетно. В досаде Первый Морской Лорд отвернулся к стене кабинета и его взгляд упал на висевшую там карту Европы. В его голове блеснула ослепительная мысль.

— Хорошо, джентльмены. Отложим пока этот разговор. У меня есть для вас ещё более интересная новость. Мы планируем рейд на континент. Да-да, именно это. Мы захватим один из оккупированных немцами портов, например, Дьепп, и в состав десанта войдут инженеры-кораблестроители чтобы на месте детально изучить вражеские новинки в этой области. Я понимаю, как вы все жаждете пойти в этот рейд во имя славной защиты своей родины Англии, но вынужден предупредить, к сожалению, возьмём не всех. Увы, но кому-то придётся остаться дома и работать над проектом нашего премьер-министра.

Инженеры были неглупыми людьми и единодушно признали, что со времён «Дредноута» ничего более гениального чем проект «Махайрода» кораблестроение не знало. Работа закипела.

Первое затруднение возникло со Вторым Главным Калибром нового линкора. Первоначальный проект предполагал, что Чудо-Пушки будут украдены у немцев, но разведка быстро выяснила, что красть собственно говоря нечего. Проект 240-мм зенитки, был всего-навсего предлогом под которым несколько инженеров Круппа «отмазались» от Русского фронта.

Возникшую было надежду, что проект «Махайрода» будет тихо похоронен, Премьер грубо прихлопнул. Отнять у Черчилля полюбившуюся ему игрушку было не так-то просто. Оружейники получили приказ подобрать в британских арсеналах «что-нибудь подобное», а так как в Дьепп им тоже не хотелось, они и подобрали дальнобойную пушку с мониторов Первой Мировой войны. Главный Оружейник выменял у своего американского коллеги на бочонок Самого Настоящего Виски С Острова Колл чертежи башни перспективного тяжёлого крейсера и теперь ударными темпами (это, позаимствование у русских, выражение всем ужасно нравилось и употреблялось по поводу и без) переделывал его под свои орудия.

Второе затруднение возникло с энергетической установкой. Оказалось, что британская промышленность не готова построить нужные машины. Решение пришло с неожиданной стороны. Молодой лейтенант Бонд из военно-морской разведки соблазнил, между делом, жену американского военно-морского атташе и пока дама, себя не помня от восторга, лежала в постели, машинально, просто по привычке, вскрыл домашний сейф её супруга и сфотографировал всё что там было. Так Паунду стало известно, что американцы задумали построить суперлинкор и разрабатывают под него турбину, как раз такой мощности какая нужна. Оставалась только одна проблема, как собственно выпросить у американцев эту турбину? Поразмыслив, он сделал вывод, что американцы не отдадут её даже за все запасы Виски С Острова Колл и решил действовать через премьер-министра, справедливо рассудив, что тому договориться будет легче. Выслушав Первого Морского Лорда Черчиль решительно взялся за трубку прямого телефона с Белым Домом.

 После звонка «друга Уинстона» Франклин Делано Рузвельт пребывал в глубокой задумчивости. Отказывать Черчиллю нехотелось. Черчиль был толст, лыс и злопамятен. Когда он капризничал, спорить с ним боялись все, даже Гитлер. Один раз Гитлер не побоялся и теперь не знал, как ему выпутаться из войны на два фронта. Только умный и хитрый Сталин знал, как справиться с капризничающим Черчиллем. Он просто «забывал» послать ему очередную партию армянского коньяка, и через некоторое время Черчиль «ломался». «Ну почему Армения не штат США?» — в который уже раз за эту войну подумал Президент. Он зажмурился, и перед его внутренним взором предстал белоголовый орёл, сжимающий в правой лапе бутылку коньяка, а в левой — лимон. Над орлом красовалась гордая надпись — «Соединённые Штаты Армении». «Год дэм! Привидится же такое!» — оторопело подумал ФДР, приходя в себя. Но если не отказывать Черчиллю, то придётся объясняться со своими адмиралами! Однако другого выхода не было и он приказал вызвать адмирала Кинга. При этом он тихо порадовался, что Нимиц инспектирует оборонительные сооружения острова Пасхи и Кинг будет один.

 — Хелло, Эрни! Рад тебя видеть! Мне только что звонил Уинстон. У наших английских друзей маленькая проблема и они просили помочь.

Кинг моментально напрягся. Жизнерадостная улыбка Президента после звонка Черчилля означала очередную крупную гадость и Кинг приготовился к серьёзной драке.

Для широкой публики ФДР прикидывался больным стариком в инвалидной коляске, но близкие к нему люди хорошо знали, что не всё так просто. Может ноги у Президента действовали и плохо, зато руки у него были длинные и удар хорошо поставлен. А изготовленный по спецзаказу на верфях Ньюпорта кастет из брони класса «А» вообще не оставлял противнику шанса. Спастись от Президента бегством тоже было невозможно, потому что встроенный в коляску двигатель от торпеды Mk15 позволял ему догнать кого угодно. Рузвельт с молодости любил флот.

Часа через два совершенно измочаленный Кинг выполз из Овального кабинета. «Господи, почему, ну почему я не командую каким-нибудь фрегатом? Ну подумаешь, ну торпеда в борт, делов-то, а тут…» — горько думал он. А ведь ему ещё говорить с механиками флота! О, боже! Да ведь механики это только сначала! Ведь без турбин «Монтану» не построить, а значит разбираться прибегут все! От такой несправедливости и жалости к самому себе Кинг даже всплакнул, но деваться было некуда и он поплёлся в свой оффис. Стенограмма не велась и что творилось в его кабинете в следующие полдня так и осталось неизвестным. Но уборщик-мексиканец любил порой расказывать за стаканчиком пульке, что такого разгрома не постыдился бы даже сам Кровавый Бизон Гарри, гроза всех салунов Техаса.

Как бы то ни было, но вскоре новейшие турбины, со всеми своими чертежами и конструкторами поплыли через океан.

 В остальном, процесс строительства нового корабля не слишком отличался от обычного и в положенный срок он был спущен на воду и окрещён «Махайродом». А при вступлении в строй его командиру торжественно преподнесли боевой флаг крейсера «Тайгер» который тот нёс в Ютландском сражении. Путь корабля лежал на Восток.

Линейный корабль «Махайрод». Общая оценка

 Линейный корабль «Махайрод» несущий двухкалиберную главную артиллерию представляет собой попытку воссоздания классического эскадренного броненосца конца XIX века на технологической базе 40-х гг. XX века. При его проектировании предполагалось, что более скорострельные 9.2″ орудия обеспечат в бою устойчивое поражение противника фугасными снарядами (особенно противника имеющего бронирование ограниченной площади, по выражения автора проекта: «второй главный калибр предназначен терзать безбронные детали современных кораблей»), а менее скорострельные но гораздо более мощные 18″ орудия разрушат посредством бронебойных снарядов его систему бронирования, внося поражающее действие в жизненные части.

 Эта идея отвергнутая при внедрении принципа all big guns ship получила, по мнению автора проекта ув. Заиньки шанс на повторное рождение благодаря следующим обстоятельствам:

а) принятием на вооружение орудий среднего калибра сопоставимых по дальности стрельбы с орудиями главного калибра;

б) увеличением их меткости за счёт применения совершенной системы управления огнём британского производства.

Внешне идея выглядит привлекательно, очевидно на этом Черчиль (натура увлекающаяся) и попался (и приказал строить корабль), но не всё так просто.

 1. Для того чтобы увеличить дальность стрельбы можно:

а) увеличить начальную скорость;

б) улучшить аэродинамику снаряда.

В данном случае, англичане использовали обе эти возможности.

Новый 177.4-кг 9.2″ фугасный снаряд орудия Mark XII имел начальную скорость 933 м/с и удлинение 5/10 crh против 896 м/с и 4 crh у старого 172.4-кг снаряда.

 Вот только у орудий с повышенной начальной скоростью, как правило снижается кучность стрельбы. Т.к. первоначально это орудие предназначалось для мониторов, для которых кучность менее важная характеристика чем дальность, возможному снижению точности значения не придали. Кроме того, с ростом дистанции рассеивание снарядов растёт для любых орудий. Особенно, на дистанциях близких к предельным. А дистанция 32-34 тысячи метров, на которой завяжется дневной бой, как раз и является для 9.2″ орудий близкой к предельной.

Так же непонятно почему автор проекта решил, что британские СУАО очень уж хороши. Из известных о них данных это ну никак не следует.

И наконец, снижение точности вызванное повышенным рассеиванием снарядов никакой СУАО не устранимо в принципе.

 

2. Недостаточный запас 9.2″ снарядов.

Автор проекта задал боезапас 9.2″ орудий такой же, как и у 18″, т.е. 100 снарядов на ствол. Но т.к. скорострельность 9.2″ орудий в два раза выше, то боезапас будет израсходован в два раза быстрее. Ув. Заинька, очевидно ощутив неясное беспокойство, приняла решение на этапе сближения вести редкий огонь из 9.2″ орудий именно с целью сбережения боеприпасов на этап решительного боя («Просто прикидываем, чтобы на решающий моменть не остаться без снарядов. Залп в минуту-полторы наверное»). Но в этом случае эффективность второго главного калибра сразу ставиться под сомнение, т.к. он и был предложен с целью достижения «града снарядов». Наиболее простым решением было бы увеличение боезапаса 9.2″ орудий до 150, лучше — до 200 снарядов на ствол, но этого сделано не было.

 

Выводы по пп. 1 и 2. Возможность достижения «града снарядов и точно в цель» представляется весьма сомнительной. Точнее, однозначно невозможной на больших дистанциях и сомнительной на средних.

 

3. Общий расчёт на «удачные» попадания 9.2″ снарядов. Автор проекта пишет: «… у «Ямато» СК вроде вообще противоосколочно — вполне себе мишень для 9.2″ снарядов. Еще дальномеры и рулевые машины. В обеих случаях беззащитны против ГК, но уязвимы еще и для 2го ГК «Махайрода», и ещё: «На меньших дистанциях вперемешку с фугасными полетят и полубронебойные — и для них есть дело — вся противоминная/универсальная артиллерия, плюс иногда возникающие при все-или-ничего «ящики» для рулевых машин, плюс лакишоты — типа стволов ГК (оторвет ведь?)».

Противоминная и универсальная артиллерия, дальномеры, безусловно, будут поражаться 9.2″ снарядами, но всё это не относится к жизненно важным частям корабля. Не говоря уже о том, что вероятность попадания в дальномер пренебрежимо мала.

Что касается отсеков рулевых машин, то на «Ямато» эти отсеки бронировались из расчёта противостояния 18″ бронебойным снарядам, и 9.2″ снаряд поразить их не в состоянии.

Также несостоятелен и расчёт на «отрыв» ствола главного калибра. Так, в августе 1944 г. в ствол внешнего правого орудия башни №2, около его казённой части, ЛК «Страсбург» попала 454-кг фугасная бомба. В стволе образовалась выбоина глубиной 50 мм и диаметром 0.6 м, и это всё. Ствол не оторвало.

 

4. Бронирование.

При проектировании «Махайрода» предполагалось, что: «В дневном бою «Махайроду» необходимо реализовать преимущество в бронировании при слабейшей артиллерии». Эта мысль сама по себе не бесспорна, а для данной конкретной пары «Ямато»-«Махайрод» не применима. 46-см бронебойные снаряды «Ямато» обладают огромной разрушительной силой. На дистанции 20 тысяч метров этот снаряд способен пробить 56-см броневую плиту. А при проектировании броневой защиты «Махайрода» допущены серьёзные просчёты.

4.1. Лобовые плиты башен и боевая рубка имеют толщину 420-мм. Такая защита будет пробиваться 46-см бронебойным снарядом начиная с дистанции примерно 30 тысяч метров и менее.

4.2. Барбеты артиллерийских башен имеют толщину всего 200-мм (по расчёту Шарпа, автор проекта не возразил!!!).

4.3. Отсек рулевой машины — 200-мм с боков (пояс в кормовой оконечности, по расчёту Шарпа) и 100-мм бронепалуба (не учтённая Шарпом, но заявленная автором проекта).

4.4. Верхний броневой пояс имеет толщину 300-мм. Такая защита будет пробиваться 46-см бронебойным снарядом почти до предельных дистанций (при траверзных курсовых углах цели). Следовательно, весь забронированный объём выше главной броневой палубы (50-мм сверху и 300-мм с боков) гарантированно будет поражаться огнём японского линкора на всех дистанциях. Хотя автор проекта считал наличие 300-мм верхнего пояса достоинством («Не забывайте про огромный объем, защищенный довольно толстым (как главный и единственный у американ, а Вы назвали «Вашингтон» неплохо защищенным кораблем) верхним поясом»). Против «Бисмарка» это может и достоинство, но против «Ямато» нет. Верхний пояс будет только экранировать главную броневую палубу.

4.5. Нижний броневой пояс имеет высоту всего 2.0 м и способен защитить от снаряда упавшего не далее 5-5.5 м от борта, в то время, как бронебойные снаряды «Ямато» способны поразить цель упав более чем в 20 м от борта.

4.6. Толщина главной броневой палубы представляется недостаточной. Комбинация 50-мм верхней и 150-мм главной бронепалуб соответствует примерно 170-175 мм сплошной брони. Такая толщина будет пробиваться японским снарядом, как минимум, с 27750 м (подробнее см. Приложение 3).

 

Заключение. ЛК «Махайрод» не способен гарантировано уничтожить в бою ЛК «Ямато», иными словами на роль «Ямато-киллера» он не годится.

А. Огневая мощь совершенно недостаточна. По приведённому артиллерийскому импульсу «Махайрод» уступает «Ямато» в 1.64 раза. По массе выпускаемого в минуту на один борт металла в 1.62 раза (по сумме двух калибров против главного калибра «Ямато»).

Б. Броневая защита хорошо защищает артпогреба и энергетическую установку от 46-см снарядов с настильной траекторией, но недостаточно от снарядов с навесной траекторией (через палубы), а также нырнувших у борта. Недостаточную защиту имеют артиллерийские башни и боевая рубка. Совершенно неудовлетворительно защищены рулевая машина и барбеты артиллерийских башен.

В. Требованиям к «Ямато-киллеру», «Махайрод» минимально удовлетворяет только по скорости хода.

В бою «Махайрод» может расчитывать только на случайные «счастливые» попадания, в то время, как для «Ямато» почти каждый снаряд попавший в цитадель «Махайрода» — «счастливый».

 

Рассмотрение ТТХ «Махайрода» приводит к мысли, что лучше всего использовать этот корабль на дистанции порядка 12-15 тысяч метров, на которой его второй калибр будет иметь наибольшую эффективность, а броневая защита — наибольшую стойкость.

Т.о. получается, что «Махайрод» это корабль для боёв в Северной Атлантике и Северном Ледовитом океане? Желательно полярной ночью

ТТХ:

HMS Mahairod, Great Britain Battlecruiser laid down 1942

Водоизмещение:
54 719 t light; 56 807 t standard; 59 644 t normal; 61 915 t full load

Размерения:

Length overall / water x beam x draught
915,58 ft / 869,42 ft x 124,67 ft x 32,15 ft (normal load)
279,07 m / 265,00 m x 38,00 m x 9,80 m

Вооружение:
4 — 18,00″ / 457 mm guns (2×2 guns), 2 910,10lbs / 1 320,00kg shells, 1921 Model
Breech loading guns in turrets (on barbettes)
on centreline, all forward, 1 raised mount — superfiring
10 — 9,20″ / 234 mm guns (5×2 guns), 380,08lbs / 172,40kg shells, 1942 Model
Breech loading guns in turrets (on barbettes)
on centreline, evenly spread, 2 raised mounts
80 — 1,57″ / 40,0 mm guns (20×4 guns), 1,94lbs / 0,88kg shells, 1938 Model
Anti-aircraft guns in deck mounts
on side, evenly spread, all raised mounts
Weight of broadside 15 596 lbs / 7 074 kg
Shells per gun, main battery: 100

Броня:
— Belts: Width (max) Length (avg) Height (avg)
Main: 14,6″ / 370 mm 565,12 ft / 172,25 m 8,20 ft / 2,50 m
Ends: 7,87″ / 200 mm 304,27 ft / 92,74 m 8,20 ft / 2,50 m
Upper: 11,8″ / 300 mm 565,12 ft / 172,25 m 13,12 ft / 4,00 m
Main Belt covers 100% of normal length

Противоторпедная переборка:
1,38″ / 35 mm 565,12 ft / 172,25 m 27,40 ft / 8,35 m

Броня орудий:

Face (max) Other gunhouse (avg) Barbette/hoist (max)
Main: 16,5″ / 420 mm 7,87″ / 200 mm 7,87″ / 200 mm
2nd: 16,5″ / 420 mm 7,87″ / 200 mm 7,87″ / 200 mm

Броня палубы:

7,87″ / 200 mm, Conning tower: 16,54″ / 420 mm

Maшины:
Oil fired boilers, steam turbines,
Geared drive, 4 shafts, 212 911 shp / 158 831 Kw = 31,00 kts
Range 4 000nm at 20,00 kts
Bunker at max displacement = 5 108 tons

Cтoимость:
£27,642 million / $110,569 million

Линейный корабль «Махайрод». Часть 2. Бой.

Тактическая обстановка, состав сил, планы сторон. (К тактической обстановке попрошу не придираться, мне нужно было как-то обосновать встречу этих кораблей в одной точке океана).

Ранним утром .. января 1945 г. в кабинет командующего Восточным флотом Великобритании вошёл начальник разведки. Обычно невозмутимый офицер был явно взволнован.
— Сэр, мы получили важное сообщение.
Пробежав глазами лист бумаги, адмирал приказал немедленно собрать штаб.
— Джентльмены, наш агент в Сингапуре передал важные сведения. Японцы намереваются совершить набег на Кокосовые острова. Их цель — обстрелять и сжечь стратегические плантации кокосовых пальм. Тем самым экономике Британии будет нанесён непоправимый ущерб. Для набега японцы выделили новый линкор и тяжёлый крейсер. На корабли погружены зажигательные снаряды нового типа, огромной мощности. Кстати, линкор называется «Ямато», тот самый который мы называли «Куре».
— Но сэр, мы остались без авианосцев! — поднялся штабной офицер авиации.
— Чёрт побери! Вы не хуже меня знаете, что авианосцы отправлены к побережью Аракана по личному приказу премьер-министра! Наша 4-я дивизия подверглась внезапной атаке японского пехотного батальона поддержанного бирманскими боевыми слонами и ведёт отчаянные оборонительные бои. Ей крайне необходима авиационная поддержка. Но, джентльмены, на этот раз в авианосцах нет необходимости. Мой флагман, как всем вам известно, спроектирован специально для уничтожения линкоров типа «Куре».
Лицо адмирала посуровело, а взгляд стал жёстким.
— Мы перехватим их у атолла Норт-Килинг!

План британского командующего был прост. Получив донесение о выходе японского отряда из Сингапура, и считая, что враг будет двигаться к цели кратчайшим курсом, расчитать время его подхода, и, опередив противника, подойти к Кокосовым островам раньше его. После чего повернуть на встречный курс и начать поиск японских кораблей. С обнаружением — атаковать!
Японский адмирал также не мудрствовал лукаво. Зная, что британские авианосцы заняты у Аракана и встреча с ними ему не грозит, он решил подойти к Кокосовым островам днём, произвести их разведку бортовыми самолётами и спокойно расстрелять все заслуживающие внимания объекты. Артиллерийских кораблей, которые могли бы попасться ему на пути, он совершенно не опасался.

.. января 1945 г., 200 миль к NOtO от Кокосовых островов, борт линейного корабля «Ямато».

Начата подготовка бортовых самолётов к утреннему вылету. Гидросамолёт E13A №1 назначен на разведку о-ва Килинг, E13A №2 назначен на патрулирование по курсу соединения, F1M №№ 4 и 5 назначены для корректировки артогня по наземным целям.

6ч. 10м. Поднят в воздух гидросамолёт №1.
6ч. 15м. Поднят в воздух гидросамолёт №2. На катапульты установлены гидросамолёты №№ 4, 5.

За 30 минут до восхода солнца на мостик поднялся командующий соединением вице-адмирал Ито Сэйити. Хорошо отдохнувший адмирал выслушал рапорт командира корабля и устроился так, чтобы никому сильно не мешать. В какой-нибудь Иной Реальности он бы провёл ночь без сна в кают-кампании, давно превращенной в штаб операции (как будто и нет на японском линкоре специального помещения), обсчитывая курсы на ночь (как будто и нет на линкоре штурманов), внимательно изучая карты и аэрофотоснимки Кокосовых островов и тревожно вчитываясь в последние разведсводки Морского Генерального Штаба. Но в Текущей Реальности всеми этими глупостями Ито не занимался. Вечером, приказав беспокоить себя только если сам Бог-Дракон соизволит подняться на поверхность (прекрасно понимая, что Бог-Дракон этого делать не будет, ему это по барабану) и разбудить за час до рассвета, он спустился в каюту. Там, в спокойном одиночестве, адмирал поужинал и лёг отдыхать, мудро решив, что на мостике и без него обойдутся. Операция выглядела простой до предела и, говоря по правде, адмирал был нужен командиру «Ямато», как коту золотая монета. Британские авианосцы маневрировали у Аракана, а их самолёты усиленно бомбили джунгли. Британские подлодки столпились у Пенанга, сторожа германский подводный крейсер. Правда, разведка, ссылаясь на военно-морского атташе Германии, докладывала, что в Индийский океан направлен новейший британский линкор, якобы с 18″ артиллерией, но это сообщение никого, особо не взволновало. Мало ли что придумает немецкая разведка (своя тоже, впрочем, ничем не лучше). Так что в этот поход командующий 2-м Флотом пошёл, потому что его задолбали дурацкие распоряжения из Токио, а в море было спокойнее. Очередной идиотской директиве, предписывающей обстрелять нафиг никому не нужные Кокосовые острова, адмирал обрадовался, как ребёнок. Свалив текущие дела на начальника штаба, он перешёл на эсминце из Сёнана на рейд Лунга и поднялся на борт «Ямато». Операция началась.

.. января 1945 г., 20 миль к NWtW от Кокосовых островов, борт линейного корабля «Махайрод».
6ч. 10м. Доклад радиометриста: «Сэр, одиночная воздушная цель, пеленг 58 градусов, дистанция 70 миль!» Радиолокаторы «Махайрода» засекли две одиночные воздушные цели чуть правее курса. Цель № 1 быстро приближалась идя зюйд-вест, проходя по правому борту британского отряда. «Это они! Боевая тревога!»

6ч. 40м. Восход солнца.
6ч. 45м. Радио с самолёта №1: «Вижу два корабля, очевидно противника. Линкор и лёгкий крейсер. 60 градусов от атолла Килинг, дистанция 10 миль. Скорость 25 узлов. Идут на вас».
6ч. 50м. Радиограмма расшифрована и передана на мостик.
6ч. 55м. По японскому отряду объявлена боевая тревога.
7ч. 00м. Гидросамолёты-корректировщики №№ 4 и 5 готовы к взлёту.
7ч. 10м. Артиллерия линкора готова к бою.
7ч. 25м. Машины корабля готовы дать полный ход. Прожектор с «Кумано»: «Крейсер к бою готов!»
Радио с самолёта №2: «Вражеские корабли в кильватерной колонне идут встречным курсом. Линкор
головной. Скорость 30 узлов».
7ч. 26м. Адмирал и командир корабля перешли на верхний боевой мостик.
7ч. 28м. Командир корабля: «Скорость пятая боевая! Самолётам-корректировщикам — взлёт!»
7ч. 29м. Запущен самолёт №4.
7ч. 30м. Запущен самолёт №5. Командир «Ямато» приказал передать на «Кумано» приказ перейти на левый траверз линкора и предупредил его, что собирается вести бой правым бортом.
7ч. 33м. Гидросамолёты-корректировщики набрали высоту 1500 м, проверили радиосвязь с линкором. Самолёт №4 основной корректировщик, самолёт №5 — резервный. Лётчик-наблюдатель последнего старший лётный унтер-офицер Химэкава Такэми не занятый непосредственно корректировкой огня, в деталях видел весь бой и после войны составил его великолепное описание.
7ч. 40м. Доклад с КП УО ГК: «Вижу цель!»
7ч. 48м. 30 сек. Доклад с дальномера: «Дистанция 35000 м!» Командир корабля: «Лево руля! Курс 1-4-5! Старший артиллерист — по готовности огонь!»
7ч. 50м. Курс 145 градусов, скорость 26 узлов. Переход на журнал маневренных карточек.

00м. 00сек. (7ч. 51м.) Доклад с дальномера: «Дистанция 32000 метров!» Старший артиллерист: «Огонь!»
«Ямато» дал первый пятиорудийный залп снарядами тип 91. Страшный грохот раскатился над нежащимся в лучах утреннего солнца океаном, пять почти стометровых жёлто-оранжевых столбов пламени вырвались из орудийных стволов.

На командно-дальномерных постах «Махайрода» артиллеристы напряжённо всматривались в увеличенный оптикой силуэт своего врага. Причудливая схема постов управления огнём «Махайрода» включавшая пять независимых КДП КДП доставляла немало хлопот, чисто организационного характера, но к чести британских артиллеристов они научились с ней справляться. По боевому расписанию место старшего артиллериста корабля было в носовом бронированном КДП на боевой рубке, но так как его оптика имела наименьшую дальность видимости горизонта, перед боем старший артиллерист перешёл в носовой КДП левого борта. Британцы не стреляли, стремясь сначала выйти на меньшую дистанцию, но японцы не оставили им выбора. Увидев яркие вспышки вдоль борта «Ямато» старший артиллерист «Махайрода» скомандовал «Огонь!»
18″ орудия, носовая и левая бортовая башни 9.2″ орудий, всего на несколько секунд отстав от японцев, дали залп. Бой вошедший в историю, как «Бой у атолла Норт-Килинг» начался.

«Ямато» стрелял четырёх-пятиорудийными залпами через каждые 30 секунд. Снаряды ложились очень кучно, а 15.5 метровый дальномер «изделие 48» позволил накрыть цель с первого залпа. Снаряды упали у кормовой оконечности «Махайрода». Второй залп тоже накрыл цель, на этот раз снаряды упали у носовой оконечности корабля и огромные 140-150 метровые всплески обрушились на его палубу.
Британцы стреляли реже, один залп в минуту. Деление на полузалпы исключалось малым количеством стволов главного калибра.
Орудия второго калибра вели огонь совместно с орудиями главного и так же редко. Из десяти стволов огонь по цели могли вести только четыре. Командир «Махайрода», в соответствии с полученной перед боем инструкцией, стремился быстро сократить дистанцию, поэтому шёл почти прямо на противника, удерживая его на курсовом угле левого борта 4-5 градусов, только чтобы могла стрелять левая бортовая башня, через каждую минуту доворачивая на 1-2 градуса вправо. В результате британские корабли двигались по линии, известной в курсе боевого маневрирования, как «кривая погони» (или, неофициально, «собачья кривая»).

Столбы воды первого залпа британцев взметнулись недалеко от «Ямато». Японцам сразу бросились в глаза большой разброс залпа и неодновременность его падения, но самым странным было то, что водяные столбы от падения снарядов были явно разной высоты! «Тяжёлый вспомогательный калибр!» — пронеслось в голове командира, — «Так же, как мы хотели сделать на «улучшенном «Ямато» — восьмидюймовки, не меньше!»

00м. 30сек. Второй залп.

01м. 00сек. Третий залп. Попадание! 46-см снаряд ударил в лобовую плиту башни среднего калибра левого борта между амбразурой правого орудия и диаметральной плоскостью башни. Снаряд пробил броню и взорвался внутри башни, взорвав подготовленные к заряжанию снаряды и заряды 9.2″ орудий. Механизмы башни полностью разрушены, вращающуюся часть перекосило на катках, броневую крышу оторвало и сдвинуло набок, стволы орудий заклинило в амбразурах. Благодаря совершенным пламянепроницаемым конструкциям, форс пламени не прошёл в погреб, но его всё равно пришлось затопить. С японских кораблей и самолётов была видна огромная яркая оранжево-красная вспышка в середине корпуса вражеского линкора, вслед за которой к небу взлетел густой столб дыма. «Банза-а-ай!»

Второй залп англичан озадачил ещё больше — четыре огромных всплеска встали, как им и положено, но четыре других снаряда разорвались над самой водой характерными косматыми клубками зенитных снарядов.
Думать над английскими странностями было некогда. Достаточно было понять, что у «британца» два калибра. Также стала понятна и их тактика. Вместо того чтобы с открытием огня лечь на более-менее параллельный курс и начать огневую дуэль, как того ожидали японцы, англичане явно стремились сократить дистанцию.

01м. 30сек. Четвёртый залп.

02м. 00сек. Пятый залп. Попадание! 46-см снаряд попал в правый носовой угол надстройки, пронзил его, непричинив никакого ущерба, пробил платформу 40-мм автомата №7, ударил в палубу перед башней среднего калибра правого борта, пробил 50-мм броню, и ударил в стык брони барбета башни среднего калибра правого борта и главной броневой палубы. Снаряд пробил 200-мм броню и взорвался внутри барбета. Осколки снаряда, сфокусированные броневым колодцем, ударили в погреб. Лишь самоотверженные действия личного состава затопившего погреб боезапаса предотвратили его взрыв. Но форс пламени от находящиеся в элеваторах зарядов и осколки снаряда полностью разрушили тракты подачи и подбашеное отделение. Ещё один столб дыма подсвеченного пламенем взлетел над британским кораблём. Снова на японских кораблях грянуло: «Банзай!»

02м. 30сек. Шестой залп. Попадание! 46-см снаряд попал в палубу напротив носового КДП левого борта, пробил 50-мм броню и ударил в главную броневую палубу над носовым КО левого борта. Снаряд пробил броню и взорвался внутри КО, котлы получили тяжёлые повреждения, паропроводы разорвало, КО заполнилось паром, а потом стало заполняться водой через оскололчные пробоины в днище. Давление пара на носовом ГТЗА левого борта резко упало, но разогнаный до тридцати одного узла шестидесятиоднотысячный монстр почуствовал это не сразу.

03м. 00сек. Седьмой залп.

03м. 30сек. Восьмой залп. Попадание! 46-см снаряд скользнул по левой бортовой плите носовой возвышенной башни среднего калибра, непричинив вреда, ударил в палубу напротив боевой рубки, пробил 50-мм броню и ударил в главную броневую палубу над носовым КО правого борта. Снаряд пробил броню и взорвался внутри КО, котёл №1 (ближний к носу) уничтожен, котёл №2 уцелел, но в отсеке начался сильный пожар. Носовой эшелон ЭУ вышел из строя, скорость «Махайрода» начала постепенно падать, механики переключили на носовые ГТЗА по одному котлу кормовых КО КО.

04м. 00сек. «Старший артиллерист — у врага два калибра, главный и тяжёлый вспомогательный! Отворачиваем влево на 30 градусов, не теряйте цель! Лево руля! Курс 1-1-5!»
Девятый залп. Попадание! 46-см снаряд прошёл справа от «морской звезды» фок-мачты, ударил в палубу напротив позиции 40-мм автомата №13, пробил 50-мм броню и ударил в главную броневую палубу над кормовым МО правого борта. Снаряд пробил броню и взорвался внутри МО, ГТЗА повреждён осколками и вышел из строя, в отсеке начался пожар.

04м. 30сек. Десятый залп.

05м. 00сек. Одиннадцатый залп. Попадание! 46-см снаряд попал в платформу 40-мм автомата №14, пробил её, уничтожив автомат, пробил 50-мм броню верхней палубы и ударил в главную броневую палубу над кормовым МО левого борта. Снаряд взорвался при прохождении главной броневой палубы, взрыв разрушил прилежащие помещения и вызвал пожар в помещениях на четвёртой палубе над кормовыми МО МО.
Попадание в «Ямато». 18″ снаряд прошёл между дымовой трубой и надстройкой, пробил основание носового поста управления зенитным огнём левого борта и попал в верхнюю палубу примерно в 15 м от ДП корабля, на 126 шп. Он пробил три палубы, разрушив по пути каюты старшего артиллериста и старшего инженера, ударил в 230-мм скос главной бронепалубы, отрикошетировал от него и вылетел через борт, разорвавшись уже в воде.

05м. 30сек. Двенадцатый залп.

06м. 00сек. Тринадцатый залп. Попадание! 46-см снаряд прошёл слева от носовой дымовой трубы, попал в шлюпочную палубу, пробил её, разрушив при этом два катера. Пробил палубу надстройки, верхнюю броневую и взорвался на главной броневой палубе между барбетами бортовых башен среднего калибра.

06м. 30сек. Четырнадцатый залп. Попадание! 46-см снаряд ударил в лобовую плиту башни главного калибра №2 между амбразурой левого орудия и диаметральной плоскостью башни. Снаряд пробил броню и взорвался внутри. Яркое пламя выплеснулось из башни и на несколько секунд поднялось выше уровня боевой рубки. Башня была разрушена, но английские моряки опять успели затопить погреб боезапаса. С японских кораблей и самолётов снова увидели яркое пламя взрыва на вражеском корабле. «Банза-а-ай!» На этот раз вместе со всеми кричал даже, такой обычно сдержанный и спокойный, адмирал Ито.

Старший артиллерийский офицер «Махайрода» оставшийся в живых, позднее вспоминал: «Стрельба нашего главного калибра была хорошей, но развить нужную плотность огня всего с четырьмя стволами было невозможно. Выполняя боевую инструкцию, мы стремились, как можно скорее сократить дистанцию, чтобы наш второй главный калибр смог растерзать небронированные части вражеского корабля. К моему сожалению, эта тактика позволила нам стрелять всего четырьмя 9.2-дюймовыми стволами. К тому же, приказ беречь снаряды до дистанции 18000 метров, вынудил второго артиллерийского офицера стрелять очень редко и попаданий было добиться трудно. Система управления огнём уверенно удерживала цель, а артиллерийский радар засекал даже вражеские снаряды. Их приближение вызывало повышенный интерес операторов. Я узнавал о новом залпе противника по радостному воплю: «Ещё один!» Но очень быстро вопли перестали быть радостными. Наш противник оказался необыкновенно силён. С самого начала боя у нас произошло несчастье. Вражеский снаряд взорвал 9.2-дюймовую башню левого борта, через минуту такая же участь постигла и башню правого борта, а ещё через пять минут вражеский снаряд попал в возвышенную 18-дюймовую башню. Стало ясно, что продолжать бой опасно. «Дичь» грозилась «съесть» «охотника».

07м. 00сек. Пятнадцатый залп. Попадание! 46-см снаряд попал в верхнюю палубу, напротив носовой башни среднего калибра, пробил 50-мм броню, взорвался при попадании в главную броневую палубу. Разрушены прилегающие жилые помещения, пожар.
Попадание в «Ямато». 9.2″ шрапнельный снаряд взорвался над 150-см прожектором №5. Прожектора №№ 5 и 7 разбиты. Пост управления огнём МЗА №3 получил сильные повреждения и вышел из строя.
В боевой рубке «Махайрода» офицеры, ослеплённые пламенем вырвавшимся из второй башни главного калибра, не успели ещё прийти в себя, как новый удар сотряс корабль. Кто-то из офицеров вызывал центральный артиллерийский пост приказывая узнать состояние 2-й башни, но командиру линкора всё уже стало ясно и так. Он повернулся к командующему Восточным Флотом: «Сэр! Надо уходить! Пока ещё не поздно!»

07м. 30сек. Шестнадцатый залп.

08м. 00сек. Семнадцатый залп. Попадание! 46-см снаряд попал в верхнюю кромку 300-мм броневого пояса с левого борта, напротив 40-мм автомата №2, отрикошетировал от брони и улетел в море без разрыва.
Попадание в «Ямато». 18″ снаряд попал в самую верхнюю палубу (яп. сайдзёокампан) у кромки борта на 185 шп., прошёл через переборку шлюпочного ангара, верхнюю палубу и ударил в барбет башни ГК №3 на 180 шп. Это было исключительно опасное попадание, и будь «Ямато» хуже бронирован, этот снаряд имел все шансы стать «золотым». Но 56-см броневая плита, вставленная в пазы броневой палубы и прочно скреплённая с соседними плитами выдержала удар и взрыв.

08м. 30сек. Восемнадцатый залп. Попадание! 46-см снаряд попал в лоб башни среднего калибра левого борта справа от порта правого орудия.

09м. 00сек. Командующий Восточным Флотом понял, что «добыча» оказалась не по зубам. Он повернулся к ожидающёму его решения командиру корабля и резко кивнул головой. Командир отреагировал немедленно: «Право на борт! Курс 2-0-5!» Старшему артиллеристу тоже стало ясно, что соблюдать инструкцию и беречь снаряды в такой ситуации бессмысленно. Он приказал управляющему огнём 9.2″ орудий развить максимальную скорострельность, снаряд полубронебойный. Кормовая группа башен должна была открыть огонь немедленно, как только цель окажется в пределах углов обстрела. Речь уже не шла о победе, но оставался крохотный шанс нанести повреждения своему врагу и заставить его отказаться от продолжения боя.
Британские корабли начали поворот все вдруг вправо. Скорость «Махайрода», из-за потери четырёх котлов, снизилась до 24 узлов.
В это время старший артиллерист «Ямато» решил перейти на полные залпы. Небольшой угол возвышения позволял перезаряжать орудия меньше чем за 40 секунд.

09м. 20сек. Девятнадцатый залп. Попадание! 46-см снаряд попал в лоб башни среднего калибра левого борта слева от порта левого орудия.

09м. 45сек. Открыли огонь орудия кормовых башен «Махайрода». Старший артиллерист переключил носовую башню 9.2″ орудий на кормовой КДП левого борта, в дополнение к двум кормовым башням. Себе он оставил носовую башню ГК.

10м. 00сек. Двадцатый залп. Два попадания! Первый 46-см снаряд попал в носовую надстройку и пробил её навылет, без разрыва. Второй 46-см снаряд попал в палубу юта пробил её и борт навылет, без разрыва.

10м. 40сек. Двадцать первый залп. Попадание! 46-см снаряд прошёл над крышей носовой башни главного калибра, попал в палубу пробил её и борт навылет, без разрыва.

11м. 00сек. «Ямато» начал поворот вправо на курс 145 градусов, скорость 27,5 узлов.
Попадание в «Ямато». 9.2″ снаряд попал в борт у кромки палубы на 40 шп., пробил его и взорвался в кубрике команды.

11м. 20сек. Двадцать второй залп. Два попадания! Первый 46-см снаряд попал в кормовую надстройку, пробил её насквозь, перебив грот-мачту, и улетел за борт без разрыва. Корабль, как раз в этот момент заканчивал крутой поворот и тяжёлая, увешанная многочисленными антеннами, конструкция не выдержала кренящего момента. Корёжа крышу кормовой надстройки, мачта повалилась за борт. Второй 46-см снаряд попал в верхнюю палубу, немного в корму от башни среднего калибра левого борта. Снаряд пробил 50-мм броню и взорвался на главной броневой палубе между барбетами бортовых башен среднего калибра.

12м. 00с. Двадцать третий залп. Попадание! 46-см снаряд ударил в верхнюю кромку тыльной части барбета носовой башни главного калибра, немного влево от ДП. Попадание пришлось под невыгодным углом, но для 200-мм брони хватило и этого. Плита была проломлена и осколки снаряда подожгли заряды в трактах подачи. Башню охватило пламя, полностью выведя её из строя. Погреба боезапаса пришлось затопить.
Попадание в «Ямато». 9.2″ снаряд попал в крышу БГК №2, в кранцы боезапаса 25-мм автоматов. Кранцы уничтожены, 25-мм автоматы сильно повреждены и вышли из строя.
«Ямато» начал поворот вправо на курс 205 градусов.

12м. 40с. Двадцать четвёртый залп. Попадание! 46-см снаряд попал в палубу напротив барбета носовой башни ГК с левого борта, пробил 50-мм броню, взорвался при прохождении главной броневой палубы.

13м. 00с. Попадание в «Ямато». 9.2″ снаряд попал в верхнюю палубу справа от носовой надстройки на 125 шп., пробил две палубы и взорвался во внутренних помещениях.

13м. 20с. Двадцать пятый залп. Попадание! 46-см снаряд попал в носовую часть корабля, пробив оба борта навылет без разрыва.

13м. 45с. Попадание в «Ямато». 9.2″ снаряд попал в верхнюю палубу слева от носового шпиля, перебив левую якорную цепь.

14м. 00с. Двадцать шестой залп. Два попадания! Первый 46-см снаряд попал в главный броневой пояс напротив шлюпочного крана, пробил его и взорвался на скосе бронепалубы. Второй 46-см снаряд попал в носовую надстройку, под платформой МЗА №10.
В носовой башне 9.2″ орудий «Махайрода» кончились полубронебойные снаряды, башня перешла на стрельбу фугасными снарядами.

14м. 30с. В кормовых башнях 9.2″ орудий «Махайрода» кончились полубронебойные снаряды, башни перешла на стрельбу фугасными снарядами.

14м. 40с. Двадцать седьмой залп. Попадание! 46-см снаряд попал в палубу у кромки борта, пробил 50-мм броню, взорвался при прохождении главной броневой палубы.

14м. 45с. Попадание в «Ямато». 9.2″ снаряд попал в надстройку с правого борта, на VII ярусе, под 13.2-мм пулемётом. Взрыв снаряда разрушил платформу пулемёта уничтожив установку.

На боевом мостике «Ямато» командир корабля и офицеры внимательно следили за вражеским линкором. Точное его состояние было неизвестно, но резко ослабевший огонь и стелящийся за кораблём всё более плотный шлейф дыма ясно давали понять, что дела англичан плохи. Корректировщики передали, что вражеский корабль сильно зарывается носом и видимо не может держать полный ход. Судя по всплескам, у врага остался в строю только тяжёлый средний калибр, а главный выведен из действия.
Командир решил идти на сближение и в 15м. 00с. «Ямато» начал поворот вправо на курс 218 градусов.
Положение британского линкора и впрямь было сложным. Главный калибр и половина среднего были уничтожены. Частично вышла из строя энергетическая установка, на корабле начались пожары. Из-за крутого, почти на 140 градусов, поворота, скорость «Махайрода» упала до 15 узлов и быстро набрать ход не получалось. Теоритически на оставшихся котлах линкор мог дать 24 узла, но один вал не действовал, осадка увеличилась и больше 22 узлов выжать было невозможно. А после затопления первого носового погреба увеличившийся дифферент на нос ограничивал ход корабля всего лишь 20 узлами.

15м. 20с. Двадцать восьмой залп. Два попадания! Первый 46-см снаряд попал в носовую надстройку, над платформой МЗА №6, пробил надстройку навылет, повредив ударной волной и обломками конструкций проводку носовых постов УАО, пробил мостик справа от боевой рубки, верхнюю палубу, прошёл по скосу бронепалубы напротив позиции МЗА №3 и разорвался изнутри главного броневого пояса. Второй 46-см снаряд пробил кормовую дымовую трубу, верхнюю палубу и взорвался при прохождении главной броневой палубы в районе дымоходов кормового котельного отделения правого борта. Дымоходы сильно повреждены осколками.

15м. 30с. Попадание в «Ямато». 9.2″ снаряд попал в свес верхней палубы, взорвался пробив в нём большую пробоину.

16м. 00с. Двадцать девятый залп. Попадание! 46-см снаряд попал в носовую надстройку, пробил её навылет, перебив левую опору фок-мачты, попал в верхнюю палубу напротив носового КДП правого борта, пробил 50-мм броню, взорвался при прохождении главной броневой палубы.

16м. 15с. Попадание в «Ямато». 9.2″ снаряд попал в верхнюю кромку дымовой трубы, пробив в ней большую пробоину.

16м. 40с. Тридцатый залп. Два попадания! Оба 46-см снаряда одновременно попали в крышу башни среднего калибра левого борта, окончательно превратив её в груду искорёженных обломков. Веер тяжёлых осколков накрыл спардек, изрешетив катера и шлюпки и выведя из строя шлюпочный кран.

17м. 15с. Попадание в «Ямато». 9.2″ снаряд попал в лобовую плиту башни главного калибра №2, у обреза верхней кромки плиты, между правым и средним орудиями. Снаряд перебил ведущий на крышу башни трап. В самой башне ничего не ощутили.

17м. 20с. Тридцать первый залп. Попадание! 46-см снаряд попал в крышу кормовой башни среднего калибра. Угол падения оказался недостаточным для сквозного пробития 200-мм брони, но снаряд сильно вдавил броневую плиту, механизмы ГН и ВН от сотрясения вышли из строя. Башня прекратила стрельбу.

18м. 00с. Тридцать второй залп. Два попадания! Первый 46-см снаряд пробил навылет носовую дымовую трубу без разрыва. Второй 46-см снаряд попал в корму, пробил верхнюю палубу, ударил в кормовой 300-мм верхний траверз.

18м. 15с. Попадание в «Ямато». 9.2″ снаряд попал в борт на 32 шп. на уровне средней палубы.

18м. 40с. Тридцать третий залп. Два попадания! Первый 46-см снаряд попал в крышу башни среднего калибра №4 (возвышенной кормовой). Снова снаряд не пробил плиту, но от удара заклинило механизм ГН. Башня прекратила стрельбу. Второй 46-см снаряд попал в верхний броневой пояс, напротив барбета возвышенной башни главного калибра, пробил его и взорвался во внутренних помещениях корабля.

19м. 20с. Тридцать четвёртый залп. Попадание! 46-см снаряд попал в стык барбета носовой башни главного калибра и верхней палубы, пробил 200-мм броню барбета и взорвался внутри.

19м. 45с. Попадание в «Ямато». 9.2″ снаряд попал в борт на 3 шп. на уровне средней палубы. Носовой волной корабля затоплена кладовая.

20м. 00с. Тридцать пятый залп. Два попадания! Первый 46-см снаряд попал в борт, в носовой части корабля, пробил его, попал в 70-мм броневую палубу, пробил её и взорвался во внутренних помещениях корабля. Второй 46-см снаряд попал в ют, пробил верхнюю, вторую и 100-мм броневую палубы и взорвался рядом с румпельном отделением. Осколками выведена из строя рулевая машина.

20м. 40с. Тридцать шестой залп. Два попадания! Первый 46-см снаряд попал в носовую часть корабля, в палубу, пробил верхнюю, вторую и 70-мм броневую палубы и взорвался во внутренних помещениях корабля. Второй 46-см снаряд нырнул в 17 м от борта, напротив возвышенной кормовой башни, пробил ПТЗ и взорвался в отсеке между кормовым МО левого борта и погребами боезапаса кормовых башен 9.2″ орудий, в погребе 40-мм патронов. Взрыв 46-см снаряда, усиленный взрывом 40-мм боезапаса, вызвал тяжелейшие последствия. Тяжёлые осколки подожгли заряды 9.2″ орудий кормовых погребов. Страшный взрыв выбил кормовые башни с погонов. Кормовая часть корпуса корабля надломилась по линии между кормовой надстройкой и барбетом кормовой возвышенной башни, но не оторвалась удерживаемая валолиниями. От сотрясения остановились турбины, корабль рыскнул на курсе влево и лёг на неуправляемую циркуляцию. Линкор сильно осел кормой, так что ют ушёл под воду.
Всё произошло настолько быстро, что на «Ямато» не успели изменить установки следующего залпа и он весь целиком ушёл перелётом. Затем старший артиллерист прекратил огонь.

23м. 00с. Японские корабли повернули все вдруг вправо на курс 255 градусов.

Выбравшийся из боевой рубки на мостик командир «Махайрода» оглядел свой корабль. Сбитые мачты (надломленная попаданием японского снаряда фок-мачта тоже не выдержала и рухнула), выгоревшие орудийные башни, изуродованные надстройки и едва выступающая из волн корма. Из многочисленных пробоин вяло струился дым окутывая корабль. «Махайрод» медленно катился влево, описывая почти полную циркуляцию. Справа по корме были видны быстро идущие на сближение японские корабли, они не стреляли. Слева по носу, в 5-7 кабельтовых держался «Цейлон». В это время на мостик почти одновременно поступили два доклада, командир носовой 9.2″ башни докладывал, что башня способна вести огонь и наводиться вручную, старший инженер-механик докладывал, что кормовые машинно-котельные отделения затоплены, затапливается электростанция в отсеке между погребами бортовых башен и он не гарантирует, что удастся сдержать распространение воды в нос.
Командир шагнул обратно в полумрак боевой рубки и подошёл к командующему Восточным флотом. «Сэр! Надо оставить корабль, он тонет и спасти его уже невозможно. Вы можете попытаться перейти на «Цейлон». Адмирал еле заметно покачал головой: «Нет. Передайте на «Цейлон» пусть немедленно уходит». Через несколько минут на «Цейлон» семафором передали приказ уходить, ещё несколько минут крейсер медлил, но потом перед его форштевнем вырос бурун и крейсер стремительно бросился прочь.
«Махайрод» тонул кормой с креном на левый борт. Командир приказал оставить гибнущий корабль.
Перед закатом, возвратившийся «Кумано» поднял на борт всех уцелевших, но командующего Восточным флотом Великобритании среди них не было. Допрос членов экипажа показал, что никто не видел, чтобы адмирал выходил из боевой рубки линкора.

33м. 00с. Радио с самолёта №4: «Вражеский крейсер набирает ход! Курс 235 градусов!»
Адмирал Ито опустил бинокль, повернулся к офицеру связи и отдал свой первый за весь бой приказ: «Передайте на «Кумано», догнать и уничтожить британский крейсер!»

Линейный корабль «Махайрод». Эпилог.

Тяжёлый крейсер «Кумано» немедленно запустил гидросамолёт-корректировщик и погнался за «Цейлоном». Британский корабль, до последнего державшийся рядом с флагманом, оказался обречён. Уступая своему противнику в огневой мощи и бронировании он не мог победить, а уступая в скорости не мог спастись бегством. Трагические события разыгравшиеся в этих водах 30 лет назад повторились, но уже с другими участниками. После двухчасовой погони, командир горящего и теряющего ход «Цейлона» выбросил корабль на рифы северозападного мыса атолла Норт-Килинг и приказал оставить корабль. Подошедший на малую дистанцию «Кумано» дал ещё несколько залпов, после чего, удовольствавшись видом пылающего от носа до кормы и взрывающегося врага, прекратил огонь и направился к своему флагману.

Прошло много лет, океанские волны сильно разрушили остов «Цейлона» смешав его обломки с обломками другого крейсера нашедшего свою гибель на этих же рифах. Но носовая часть ещё возвышается над водой, подобно обелиску, напоминая командам изредка проходящих мимо кораблей о бое у атолла Норт-Килинг

Приложение 1.

Британский отряд.
ЛК «Махайрод»
Dst: 56 807 т; Dfl: 61 915 т
Lmax: 279,07 м; B: 38,00 м; D: 9,80 м
2х2 — 18″/45 Mark II (100 ББ снарядов на ствол)
5х2 — 9.2″/51 Mark XII (20 ПБ, 50 Ф, 30 Ш снарядов на ствол)
20х4 — 40 мм
Вертикальное бронирование: 370 мм (главный БП); 200 мм (БП в оконечностях); 300 мм (верхний БП); 200 мм (нижний БП)
Горизонтальное бронирование: 50 мм (верхняя БП); 150 мм (главная БП); 70 мм (БП в носовой оконечности); 100 мм (БП в кормовой оконечности)
Артиллерийские башни: 420 мм (лоб); 200 мм (борт, крыша, барбеты)
Боевая рубка: 420 мм
ПТП: 35 мм
8 котлов, 4 ТЗА, 172 000 л.с., 31.0 узел
5 108 т топлива, 4 000 миль на 20 узлах
Экипаж: 1 907 — 2 480

КрЛ «Цейлон»
Dst: 8 735 т; Dfl: 11 086 т
Lmax: 169,4 м; B: 18,9 м; D: 6,1 м
3х3 — 6″/50 Mark XXIII (120 ББ (CPBC), 80 Ф снарядов на ствол)
4х2 — 4″/45 Mark XVI (200 Ф снарядов на ствол)
3х4 — 40/40 мм
8х2 — 20-мм/70
2 х 3 — 533-мм ТА (? торпед)
Вертикальное бронирование: 83 мм
Горизонтальное бронирование: 51 мм
Траверзы: 51 мм
Артиллерийские башни: 51 мм; 25 мм (барбеты)
Погреба: 83 мм
4 котла, 4 ТЗА, 72 500 л.с., 31.5 узел
1 700 т топлива, 10 100 миль на 12 узлах
Экипаж: 730 — 920

Японский отряд.

ЛК «Ямато»
Dst: 64 000 т; Dfl: 72 800 т
Lmax: 263 м; B: 38,00 м; D: 9,80 м
3х3 — 46-см тип 94 (60 ББ тип 91, 30 Ф тип 0, 20 ОЗ тип 3 снарядов на ствол)
4х3 — 15.5-см тип 3-го года (60 ББ тип 91, 60 Ф тип 0, 30 ОЗ тип 3 снарядов на ствол)
6х2 — 12.7-см тип 89 (50 Ф тип 88, 100 Ф тип 91, 150 ОЗ тип 3 снарядов на ствол)
36х3 — 25-мм (автоматы отмечены на плане палубы знаком +)
2 катапульты, 3 E13A1b, 4 F1M2
Вертикальное бронирование: 410 мм (главный БП); 200-75 мм (нижний БП)
Горизонтальное бронирование: 35-50 мм (верхняя палуба); 200-230 мм (главная БП)
Башни ГК: 650 мм (лоб); 330-250 мм (борт); 270 мм (крыша); 380-560 мм (барбеты)
Башни ПМК: 25 мм; 75 мм (барбеты)
Боевая рубка: 500 мм
12 котлов, 4 ТЗА, 150 000 л.с., 27.5 узлов
5 108 т топлива, 7 200 миль на 16 узлах
Экипаж: 2500

Кр 1-го кл. «Кумано»
Dst: 12 000 т; Dfl: 13 844 т
Lmax: 200.6 м; B: 19.2 м; D: 6.06 м
5х2 — 20.3-см тип 3-го года №2 (60 ББ тип 91, 40 Ф тип 0, 20 ОЗ тип 3 снарядов на ствол)
4х2 — 12.7-см тип 89 (60 Ф тип 88, 50 Ф тип 91, 100 ОЗ тип 3 снарядов на ствол)
8х3, 4х2 — 25-мм
4х3 — 610-мм ТА тип 90 модель 1 (18 торпед тип 93 мод.3)
2 катапульты, 2 E13A1b, 1 F1M2
Вертикальное бронирование: 140-100-140 мм (главный БП)
Горизонтальное бронирование: 40-30-40 мм (главная БП)
Башни ГК: 25 мм; 75-100 мм (барбеты)
Боевая рубка: 100 мм
8 котлов, 4 ТЗА, 152 000 л.с., 34.5 узла
2 302 т топлива, 7 500 миль на 14 узлах
Экипаж: 896.

 

Приложение 2.

Тактика англичан.
Британские корабли следуют в разомкнутом кильватерном строю, на дистанции 800 м. Головной — «Махайрод».
В соответствии с указаниями ув. Заиньки командир британского линкора будет стремиться:
а) в кратчайший срок сократить дистанцию до 18-20 тысяч метров;
б) с выходом на дистанцию 20 тысяч метров привести корабль на КУ предельный для кормовой группы башен и удерживать эту дистанцию (чертовски трудная задача);
в) при повреждении одной из башен главного калибра — немедленный отход.
Скорострельность 9.2″ орудий и распределение снарядов.
На этапе сближения с целью один выстрел в минуту, половина снарядов фугасные, половина — шрапнель.
С выходом на дистанцию 15-18 тысяч метров скорострельность полная, половина снарядов фугасные, половина — полубронебойные.

Тактика японцев.
Японские корабли следуют в сомкнутом кильватерном строю, на дистанции 400 м. Головной — «Кумано».
Командир «Ямато» откроет огонь с дистанции 32-34 тысячи метров, используя бортовые самолёты-корректировщики.
Дальнейшее маневрирование состоит в том, что бы удерживая цель в секторе обстрела всех башен ГК максимально замедлить сокращение дистанции и ни в коем случае не допустить противника ближе 20 тысяч метров.
После нанесения противнику повреждений и ослабления его огня командир «Ямато» решительно сближается на дистанцию 22-23 тысячи метров, для окончательного вывода вражеского корабля из строя. Если вражеский корабль будет повреждён настолько, что потеряет ход и управление, а его огонь сильно ослабнет, то «Кумано» сблизится с ним для торпедной атаки. При необходимости, подавив сопротивление крейсера охранения (т.е. «Цейлона») артогнём. Вообще-то на этапе обсуждения оговаривалось, что крейсера-секунданты «особо в бой не лезут», так что «Кумано пойдёт в атаку тогда когда положение «Махайрода» станет безнадёжным. Это просто coup de gras. В ходе торпедной атаки «Кумано» маневрирует по способности, не считаясь с маневрированием флагмана.

Приложение 3.

При моделировании артиллерийского боя приняты следующие допущения.
1. Расчёт вероятности попаданий снарядов.
Для расчёта вероятности хода и исхода артиллерийского боя используется величина попадания одним снарядом в корабль противника в зависимости от дистанции и размера цели обозначаемая, как Ро (П нулевое).
Поскольку такими данными для орудий «Ямато» я не располагаю, а для полуфантастической пушки «Махайрода» их, скорее всего, и не существовало в природе, для расчёта вероятности попаданий использован график построеный по результатам практических стрельб японских тяжёлых крейсеров. Т.к. на японских тяжёлых кораблях устанавливалось «устройство стрельбы тип 98″, то для японского линкора взята вероятность попадания с использование этого устройства, т.е. бОльшая, а для британского — без использования этого устройства, т.е. мЕньшая. Поправку на повышенное рассеивание 9.2» снарядов я не вводил.

2. Расчёт бронепробиваемости.
Это очень сложный вопрос. Для 46-см снаряда тип 91 мне известно четыре варианта бронепробиваемости. К американским данным (Дулина/Гарцке и Окуна) я никакого доверия не испытываю. Происхождение данных приведённые у Я.Скульски в «Сэнкан Ямато зумэнсю» (она же Anatomy of the Ship) неизвестно, что тоже настораживает, хотя и в меньшей степени, т.к. они ближе к известным японским цифрам (официальным и неофициальным). Я решил, подставив в формулу Жакоб де Мара известные официальные японские цифры, вычислить значение коэффициента К. Затем я расчитал значения бронепробиваемости вертикальной брони для нескольких дистанций. Получился ряд цифр, лежащий примерно посередине между значениями из американских источников и из «Сэнкан Ямато зумэнсю». Его я и принял в качестве рабочих значений.
Что касается пробития горизонтальной брони, то я затрудняюсь его корректно расчитать. Я решил перестраховаться и, по возможности избавиться от обвинений в подыгрывании японцам. Я использовал для расчёта бронепробиваемости горизонтальной брони данные из Дулина/Гарцке. Согласно приведённым у них цифрам, рассчитанным по USN Empirical Formula for armor penetration 46-см снаряд пробьёт горизонтальную защиту «Махайрода» на дистанции от предельной до примерно 27750 — 28350 м. Отсюда, дистанция 28000 м принята, как дальняя граница ЗСМ. Следовательно, на дистанции меньшей 28000 м, горизонтальная защита «Махайрода» 46-см снарядом поражаться не будет (хотя по цифрам привёдённым в «Сэнкан Ямато зумэнсю» предельная минимальная дистанция будет намного меньшей, что не оставляет «Махайроду» вообще никаких шансов).

Данных по бронепробиваемости снарядов 18″ орудия Mark II нет вообще. Я предположил следующее. Более лёгкий снаряд британского орудия должен быстрее терять скорость. Сравнивая скорости американских 1016-кг и 1225-кг 16″ снарядов орудий Mk5 и Mk6 я решил, что снаряд британского орудия будет сохранять преимущество в скорости над снарядом японского орудия до дистанции примерно 25 тысяч метров. На большей дистанции преимущество в скорости перейдёт к японскому снаряду. Следовательно, на дистанциях свыше 20 тысяч метров бронепробиваемость британского снаряда не может превосходить таковую у японского снаряда, на меньшей дистанции сказать не готов (впрочем, до этой дистанции дело не дошло).

При попадании снаряда в броневой пояс вводится поправка на угол встречи, принятый равным курсовому углу цели. Поправку на качество брони вводить не стал. Прямых данных нет, не считать же таковыми окуновское враньё. Но окуновские идеи требуют отдельного разбора, и здесь я не буду на них останавливаться.

Бронепробиваемость вертикальной брони полубронебойного 9.2″ снаряда условно принята как 1/2 калибра на дистанции порядка 100 каб (впрочем, столь тонкой вертикальной брони на японском линкоре просто нет, да и до такой дистанции дело тем более не дошло).

3. Расчёт мест попаданий снарядов.
Его я сделал по упрощённой схеме, просто чтобы уменьшить объём расчётов. Места попаданий я не подтасовывал, так интереснее.

4. Условно время полёта снарядов не учитывается. Т.е. в записи стрельбы попадание снаряда записывается по времени залпа.

5. Пропусков в залпах и несработавших взрывателей нет. Принято что техника у обоих сторон работает безупречно.

6. Маневрирование кораблей — по общим правилам навигационной прокладки. Время на прокладке курсов — оперативное. За 00 минут 00 секунд принят момент первого залпа.
Снижение скорости кораблей в тропических условиях я не учитывал. В данном случае оно не имеет особого значения, значение имеет разница скоростей, а она постоянная.

7. Итоговая запись представляет собой сокращённую запись стрельбы «Ямато» с комментариями.

Модель получилась довольно грубая, но в рамках принятых допущений она должна давать удовлетворительные результаты. Тем более, что одна и та же методика используется для обеих сторон, значит взаимные ошибки должны сглаживаться.
Вообще, для нормального моделирования боя необходимо, как минимум, два (лучше три) человека. Я это делал один, что сильно увеличивает вероятность ошибки. Во-первых, объём расчётов, который можно поделить на двоих, приходится делать одному, заворачиваешься и внимание притупляется. Во-вторых, отсутствует взаимопроверка. Когда играешь с кем-то, то внимательно следишь за партнёром, чтобы он не ошибся в свою пользу. А он, соответственно, следит за тобой 🙂
Надеюсь, что я всё-таки не допустил грубого промаха, впрочем, почитайте.

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account