Несколько прототипов мирного времени. Опытный бомбардировщик/транспортный самолет A.W.23. Великобритания

1

Часть I

Часть II

Еще одним «одноразовым» прототипом, вышедшим в 1935 году из завода в Кавентри был бомбардировщик/транспортный самолет A.W.23. Этот самолет был интересен рядом причин, наиболее важной из которых является то, что из него проистекает бомбардировщик Whitley. Кроме того, это была первая из машин Armstrong Whitworth, имевшая значительное отличие от конструктивных методов компании, остававшихся неизменными с 1923 года — со времен постройки первого цельностального истребителя Siskin. Также это был первый из самолетов компании, имевший убирающиеся шасси, и первая двухмоторная машина, построенная в Уитли (Whitley) спустя двенадцать лет после предыдущего военного транспорта Awana.

A.W.23, Handley Page 51 и Bristol Bombay были созданы для удовлетворения выпущенной Министерством авиации спецификации C.26/31. В данной спецификации были изложены требования к самолету, способному по мере необходимости перевозить войска или бомбы. Конкуренция между тремя претендентами было острой, и в 1935 году все три самолета взлетели с промежутком в два месяца. Результаты испытаний были близки и, по мнению некоторых сотрудников компании, A.W.23 лишь немного не хватило для заказа. Благоприятное впечатления, созданное самолетом Armstrong Whitworth (из трех только он один имел убирающиеся шасси) привело к решению о том, что тип следует развивать и далее — полтика, которая, в конечном счете, привела к созданию Whitley. Таким образом, получилось, что H.P.51 впоследствии превратился в бомбардировщик Harrow, а A.W.23 был серьезно переработан в Whitley, получили гораздо больше заказов на производство, чем Bombay, ставший победителем первоначального конкурса бомбардировщика/транспортного самолета.

Наиболее заметной особенностью конструкции A.W.23 было использование легких сплавов при постройке основного лонжерона свободнонесущего крыла. Лонжероны были коробчатой конструкции с фланцами из стальных листов, гофрированных вдоль размаха крыла, и с перегородками из того же материала, но гофрированного вертикально. Также коробчатая конструкция формировалась при помощи внутренних креплений из стальных труб. Обшивка передней части крыла была из ненагруженных металлических листов, которые были протянуты до заднего лонжерона; задняя часть крыла покрывалась полотном. Этот запатентованный компанией новый тип конструкции крыла также был использован в Whitley, крыло которого было практически копией крыла A.W.23, за исключением незначительного уменьшения размаха и хорды. Низкоустановленное двухкилевое хвостовое оперение, впоследствии воспроизведенное на Whitley, было также особенностью конструкции A.W.23. Фюзеляж A.W.23 был построен обычным способом компании Armstrong Whitworth из покрытой тканью конструкции из стальных труб.

Шасси состояло из основных одноколесных стоек и хвостового колеса. Основные стойки убирались гидравлическим приводом вверх и вперед в обтекатели за двигателями, хвостовое колесо было неубирающимся.

Силовая установка состояла из двух двигателей Tiger VI, развивавших 810 л.с.. Когда A.W.23 впервые полетел, его двигатели вращали четырехлопастные деревянные винты, но позднее были установлены двухпозиционные трехлопастные винты изменяемого шага.

Несший серийный номер K3585, A.W.23 под управлением Кэмпбелл-Орда (Campbell-Orde) впервые взлетел 4 июня 1935 года. Первое публичное выступление A.W.23, совместно с другими новыми и экспериментальными самолетами, состоялось 25 июня 1935 года на показе Королевских ВВС в Хэндоне. На испытаниях самолет очень хорошо себя зарекомендовал – он был приятен в управлении, но в Уитли во время заводских испытаний произошли две аварии. Первая произошла 9 марта 1936 года, когда сразу после взлета левый двигатель обрезало на высоте 200 футов (61 м); с работающим на полную мощность правым двигателем и винтом, установленным на малый шаг, самолет просто поддерживал высоту. После широкого разворота и успешного подхода была выполнена посадка на аэродром. К сожалению, один гидравлический насос приводился в действие зафлюгированным левым двигателем, и, как следствие, давления в системе было недостаточно, чтобы зафиксировать левую стойку шасси. В результате перед посадкой самолета стойка сложилась и левая консоль крыла коснулась земли. Однако, повреждения самолета были небольшими, и вскоре он снова смог летать. Некоторое время спустя, во время очередного испытательного полета, от борта фюзеляжа отделилась большая часть полотняного покрытия. К счастью ветер дул спокойный, и кусок обшивки обернулся вокруг стабилизатора. Кэмпбелл-Орд вспоминал, что его основным чувством было изумление. Казалось, что A.W.23 одинаково летел как с полотняной обшивкой, так и без нее; при выполнении нормальной посадки самолет не испытал каких-либо трудностей.

После периода хранения в Бэгинтоне (Baginton), A.W.23 был передан Министерством авиации компании Flight Refuelling Ltd для использования в качестве самолета-заправщика. В этом качестве A.W.23 получил, в конце концов, гражданскую регистрацию и нес номер G-AFRX. Его адаптация к роли самолета-заправщика включала установку в фюзеляже дополнительного топливного бака, шлангового барабана над люком в полу фюзеляжа и больших плексигласовых панелей в бортах самолета для улучшения обзора и для уточнения группового пилотажа. Летом 1937 года A.W.23 вместе с Handley Page 51, который также был передан компании Flight Refuelling Ltd, продемонстрировали технику заправки перед официальными лицами в Фарнборо. В связи с предлагаемыми авиакомпанией Imperial Airways экспериментальными трансатлантическими полетами летающих лодок C-класса Short Empire самолет-топливозаправщик A.W.23 использовался для определения целесообразности установления контактов и передачи топлива днем и ночью и в плохую погоду. Эти тесты завершились состоявшимися 20 января 1938 года успешными испытаниями над Саутгемптон-Уотер (Southampton Water) с использованием A.W.23 для дозаправки летающей лодки Cambria.

В методе, известном как «эжекторная система», участвовал принимающий («теленок») самолет, тащивший за собой утяжеленный трубопровод от заправочного отверстия в крайней хвостовой части. Между тем, самолет-заправщик («корова») располагался на четверть правее и немного ниже принимающего самолета. С этой позиции линемет (*line-throwing gun) в «корове» выстреливался по параболе в нагруженный трубопровод «теленка»; когда выброшенный трубопровод терял импульс, его оттягивали назад и соединяли с трубопроводом принимающего самолета, наконец, взаимодействуя с захватом на его оконечности. Последующее было простым делом для соединенных трубопроводов, которые использовали для перекачки топлива от «коровы». Хотя система считалась рискованной, на практике она работала хорошо и использовалась с постоянным успехом в течение шестнадцати экспериментальных трансатлантических перелетов, сделанных в 1938 году авиакомпанией Imperial Airways. Однако к тому времени топливозаправщик A.W.23 был заменен Handley Page Harrow и с приближением войны самолет был отправлен на хранение на этот раз в один из ангаров на аэродром Форд (Ford), Сассекс, являвшийся базой дозаправки топливом в полете. 18 августа 1940 года A.W.23 был полностью разрушен во время авианалета.

Несколько прототипов мирного времени. Опытный бомбардировщик/транспортный самолет A.W.23. Великобритания


схемы бомбардировщика-транспортного самолета A.W.23

Несколько прототипов мирного времени. Опытный бомбардировщик/транспортный самолет A.W.23. Великобритания
бомбардировщик-транспортный самолет A.W.23 был спроектирован по спецификации C.26/31

Несколько прототипов мирного времени. Опытный бомбардировщик/транспортный самолет A.W.23. Великобритания
крыло A.W.23 проходит испытание на разрушение, 1936 год

Несколько прототипов мирного времени. Опытный бомбардировщик/транспортный самолет A.W.23. Великобритания
A.W.23 был первым самолетом компании Armstrong Whitworth, имевшим убирающееся шасси; на фотографии оно выпущено (представлено Э. Кэмпбелл-Ордом)

Несколько прототипов мирного времени. Опытный бомбардировщик/транспортный самолет A.W.23. Великобритания
на фотографии изображены деревянные винты A.W.23, впоследствии они будут заменены винтами с изменяемым шагом

19
в рамках подготовки к первому полету A.W.23 (пока без номеров) проходит наземное опробование двигателей перед ангаром на аэродроме Уитли-Эббей (Whitley Abbey)

Несколько прототипов мирного времени. Опытный бомбардировщик/транспортный самолет A.W.23. Великобритания
в дополнение к служебному номеру K3585 самолет A.W.23 нес номер «8» показа Королевских ВВС, 1935 год

Несколько прототипов мирного времени. Опытный бомбардировщик/транспортный самолет A.W.23. Великобритания
A.W.23 не удалось получить заказ на производство, но в дальнейшем на базе его конструкции был создан бомбардировщик Whitley

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 

Тип: бомбардировщик-транспортный самолет

Силовая установка: два 810-сильный двигателя Armstrong Siddeley Tiger IV (два 920-сильный двигателя Armstrong Siddeley Tiger VI)

Размеры:

размах крыла 88 фт 0 дйм (26,82 м)
длина 80 фт 9 дйм (24,61 м)
высота 19 фт 7 дйм (5,94 м)
площадь крыла 1308 фт² (121,5 м²)

Вес:

максимальный 24100 фнт (10932 кг)

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 
6000 футов (1829 м) 175 миль/ч (282 км/ч)
14700 футов (4481 м) 150 миль/ч (241 км/ч)
подъем на высоту 10000 футов (3048 м) 19 мин
практический потолок 20000 фт (6096 м)
дальность 900 миль (1448 км)

источник: Oliver Tapper «Armstrong-Whitworth Aircraft since 1913»

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account