18
Несгибаемый евротанк: история неудач

Несгибаемый евротанк: история неудач

Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.

Содержание:

Прототип от французской фирмы АМХ для программы Europanzer Прототип от французской фирмы АМХ для программы Europanzer[/caption]

Требования к нему изначально казались достаточно пространными: вес в 30 тонн и максимальная мобильность. Для того времени в этой идее не было ничего необычного. Стремительное развитие могущества орудий в военный и послевоенный период, появление мощных кумулятивных боеприпасов и первых ПТУР — всё это, казалось, закрепило победу снаряда над бронёй.

Бронировать танки «линкорными» плитами было почти бессмысленно, и оставалось полагаться лишь на защиту скорости. Танк должен быстро добраться до укрытия, быстро обнаружить противника и быстро поразить его. А для этого хватит и противопульной брони, чтобы крупнокалиберные пулемёты в лоб не брали.

Программу нового танка назвали без особой фантазии — Europanzer, или «Европейский танк».

Макет немецкого прототипа для программы Europanzer от группы А (Porsche, МАК) с башней от Rheinmetall

Макет немецкого прототипа для программы Europanzer от группы А (Porsche, МАК) с башней от Rheinmetall

Предполагалось что работы над машиной будут вести три страны: Франция, Германия и Италия. Там же танки будут выпускать серийно, а остальные участники соглашения просто примут Europanzer на вооружение. Однако проект не предполагал совместную разработку танка. Каждая из стран делала свою машину по общим требованиям, потом их бы испытали вместе и выбрали одного победителя — который и стал бы единым европейским танком.

В 1957 году требования конкретизировали: 30 тонн массы, 30 лошадок на тонну, 105-мм пушка, возможность применения в условиях заражения. Были установлены и максимальные габариты машины — чтобы её спокойно можно было возить через многочисленные горные туннели.

Макет немецкого прототипа для программы Europanzer от группы В (Ruhrstahl, Hanomag, Henschel) с башней от Rheinmetall

Макет немецкого прототипа для программы Europanzer от группы В (Ruhrstahl, Hanomag, Henschel) с башней от Rheinmetall

Из программы быстро выпала Италия — всё же конструкторская школа у неё была не такой мощной, и там решили просто посмотреть, кто победит, а потом наладить выпуск победителя у себя. Во Франции для разработки выбрали фирму АМХ, а немцы решили создать сразу три группы, которые отдельно разрабатывали бы корпус и башню, сравнить их друг с другом и выставить победителя против француза.

Уже тогда начали возникать первые трения между странами.

Необычный проект от группы С во главе с фирмой Borgward: необитаемое боевое отделение, автомат заряжания и многотопливный двигатель мощностью в 1500 лошадиных сил. Реализовать в металле такой проект в 60-х было невозможно

Необычный проект от группы С во главе с фирмой Borgward: необитаемое боевое отделение, автомат заряжания и многотопливный двигатель мощностью в 1500 лошадиных сил. Реализовать в металле такой проект в 60-х было невозможно

Основным камнем преткновения стала пушка. Гордые французы могли использовать только собственноручно разработанное орудие, адаптированное для ведения огня кумулятивными боеприпасами, а для уже привычных подкалиберов оно подходило плохо. Немцы же делали ставку на покупку лицензии у британцев на их знаменитую 105-мм L7 или создание аналога этого орудия. Важным моментом была унификациях в рамках НАТО — уже тогда стало ясно, что использовать это орудие будут не только британцы, но и американцы.

 Французская 105-мм пушка разрабатывался под специальный кумулятивный снаряд с вращением в полёте только внешней оболочки. Он имел все плюсы обычных кумулятивов, но не уступал в дальности и точности подкалиберам

Французская 105-мм пушка разрабатывался под специальный кумулятивный снаряд с вращением в полёте только внешней оболочки. Он имел все плюсы обычных кумулятивов, но не уступал в дальности и точности подкалиберам

Росли и другие противоречия. Немцы делали ставку на кооперацию с НАТО (и Америкой в частности), а вот французы отдалялась от этого союза. Сказывалась и политическая напряжённость между двумя странами — Франция видела в набирающей мощь Германии серьёзную угрозу.

Кто знает, не начнут ли немцы по старой памяти Третью мировую войну?

В 1963 году ФРГ вышла из соглашения о едином танке, аргументируя это желанием адаптировать будущую машину под стандарты НАТО, чему противились французы. С этого момента будущие французский АМХ-30 и немецкий «Леопард 1» пошли своей дорогой. При этом их общие корни видны невооружённым взглядом: это, конечно, не братья близнецы, но точно родственники.

Итальянцы продолжали следить за ходом проекта Europanzer и даже проектировали установку в немецкий вариант своего механизма заряжания

Итальянцы продолжали следить за ходом проекта Europanzer и даже проектировали установку в немецкий вариант своего механизма заряжания

Совместная перспектива

Шло время. ФРГ успела поучаствовать в совместном с США проекте МВТ-70, в ходе которого «неожиданно» выяснилось, что добрые американцы не хотят покупать немецкое вооружение, а считают, что Германия должна вооружаться американским без вариантов. Тем не менее сотрудничество не было бесполезным и серьёзно помогло развитию танкостроения в ФРГ.

Возможно, именно поэтому ещё до официального финала мытарств с МВТ-70 немцы дали старт общим работам с Англией. В рамках программы FMBT (Future Main Battle Tank, иногда также известной как FMBT-70) решили разработать замену немецким Leopard 1 и английским Chieftain — и эта замена смогла бы пойти в серию в середине 80‑х.

Один из немецких проектов в рамках программы FMBT

Один из немецких проектов в рамках программы FMBT

С самого начала вся программа FMBT носила в основном исследовательский характер.

Танкостроителям обеих стран предстояло сначала понять, какие ТТХ нужны танку будущего и какие новые решения можно применить в его конструкции. И уже после, на основе полученных результатов, разработать требования к будущей совместной машине и начать её проектировать.

Исследовались самые разные и необычные концепции: безбашенные танки, двухпушечные танки, размещение всего экипажа в башне, и наоборот — необитаемые башни, танки с дополнительным ракетным вооружением и танки-жирафы. Некоторые концепции даже решили испытать. Так, немцы построили несколько прототипов двухпушечных машин, а англичане собирались повнимательнее изучить безбашенную компоновку с одним орудием.

Знаменитые немецкие двухорудийные танки VT (иногда их не совсем верно называют Leopard 3); их тоже создали в рамках программы FMBT

Знаменитые немецкие двухорудийные танки VT (иногда их не совсем верно называют Leopard 3); их тоже создали в рамках программы FMBT

Но к середине 70-х пути двух держав начали потихоньку расходиться. Британцы делали ставку на создание танка более традиционной компоновки. Немцы же считали, что танкостроение неумолимо идёт в тупик, и, чтобы превзойти свежее поколение ОБТ (Leopard 2, М1 Abrams, плюс иногда к нему относят и Т-80), надо совершить революцию в танкостроении, оставив традиции в прошлом.

В 1977 году (в некоторых источниках — 1978-м) работы над FMBT окончательно прекратили. Немцы пошли своим путём, пытаясь нащупать революционную компоновку танка будущего. Англичане же занялись программой МВТ-80, грустная история которой, возможно, заслуживает отдельной статьи.

Один из британских безбашенных проектов в рамках программы FMBT (фото: @Object_477)

Один из британских безбашенных проектов в рамках программы FMBT (фото: @Object_477) 

Наполеон — торт, танк, император

Прошло ещё немного времени — и об общеевропейском танке снова вспомнили.

К концу 70-х годов французы окончательно оставили идею модернизации АМХ-30 для своей армии и сделали ставку на создание нового ОБТ, превосходящего как западные, так и советские аналоги. Конечно, немцы не смогли пройти мимо такой возможности заработать.

Понятно, что нельзя было просто продать французам Leopard 2. В этом вопросе гордые галлы были чуть ли не принципиальнее США. А вот предложить создать совместный танк… почему бы и нет?

В 1979 году начались переговоры о едином проекте. С немецкой стороны чаще всего встречаются обозначения KPz 90 или KPz III. А вот французы якобы дали программе звучное имя «Наполеон». К сожалению, подтвердить, был ли такой тонкий «троллинг» реальностью пока не получается.

Возможный внешний вид франко-немецкого единого танка начала 80-х

Возможный внешний вид франко-немецкого единого танка начала 80-х

Интересно, что бо́льшую часть времени программы заняла скрупулёзная юридическая работа и вычисление, кто на какую часть прибыли может рассчитывать.

Иногда возникает ощущение, что проектированию самого танка почти не уделяли внимания.

Предполагалось, что шасси и силовую установку разработают в ФРГ, башню и электронику сделают совместно, а вооружением займутся французы. На выходе получилось бы что-то вроде доработанного Leopard 2 с низкопрофильной башней, в которой угадывались бы некоторые решения будущего АМХ-56 Leclerc.

Прототип АМХ-56 во многом напоминал и Leopard 2 и своего предшественника — единый франко-немецкий танк

Прототип АМХ-56 во многом напоминал и Leopard 2 и своего предшественника — единый франко-немецкий танк

Уже к 1982 году стало ясно что никакого единого танка снова не получается. Французы были недовольны распределением прибыли и считали, что немцы не сделают ничего такого, что невозможно повторить. Сотрудничество было разорвано, и Франция самостоятельно продолжила разрабатывать свой будущий АМХ‑56.

Некоторые любители танкостроения в Германии до сих пор считают, что французы создали Leclerc за счёт банального воровства немецких идей.

В 2015 году Германия и Франция вновь объединились для создания «евротанка» MGCS (Main Ground Combat System). В этот раз есть несколько новых факторов, работающих в пользу программы. Для начала — создание концерна KNDS (KMW + Nexter Defense Systems), что позволяет проще решать проблемы сотрудничества и делёжки прибыли. Другое преимущество сегодняшнего дня, как ни странно, бедность. Военные бюджеты Германии и Франции в одиночку уже не потянут создание и освоение нового ОБТ, а вот вместе у них всё может получиться.

Но и факторы против никуда не делись. Свою роль играют и политические трения, и разные требования у военных, и неопределённость с вопросами производственных мощностей…

Получится ли «евротанк» в этот раз? Или программу вновь ждёт провал? Делитесь мнениями в комментариях.

источник: https://warhead.su/2020/02/16/nesgibaemyy-evrotank-istoriya-neudach

youROKer
Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account