Нереализованные проекты советских реактивных фронтовых бомбардировщиков. Часть 2. РБ-17 — первый самолёт Мясищева
В этой статье подробнее остановимся на самом первом турбореактивном бомбардировщике, который проектировался в ОКБ-482 под руководством талантливого авиационного конструктора В. М. Мясищева. Первые изыскания по нему начались еще в по ходу войны. Как мы знаем Советский Союз на тот момент времени не имел своих собственных доведенных до ума турбореактивных двигателей. В связи с этим все первые проекты по реактивной теме были связаны с использованием трофейных немецких изделий. В. М. Мясищев был одним из первых советских специалистов который приступил к изучению реактивных немецких самолетов. В частности именно ОКБ-482 было поручено изучить конструкцию трофейного истребителя Me-262, восстановить несколько захваченных образцов до летного состояния и произвести оценку возможности организации его производства. С этой задачей они справились. В. М. Мясищев даже проработал возможность дальнейшей модернизации немецкого истребителя за счет применения другого оборудования и облегчения конструкции. Однако выбор тогда был сделан в пользу разработки собственных машин (Як-15, Ла-150, МиГ-9), но с применением немецких двигателей. Тем не менее определенный опыт специалистами ОКБ-482 был получен. И он был сразу же был использован в смежной тематике. Помимо истребителей необходимо было создать и новые реактивные бомбардировщики. От идеи замены двигательной установки на серийной поршневой машине практически сразу же отказались. В итоге конструкторский коллектив приступил к разработке реактивного бомбардировщика с немецкими двигателями Junkers Jumo 004. Он получил рабочий индекс РБ-17. Теперь более подробно.
Модель бомбардировщика РБ-17. Источник фото: http://авиару.рф/:
Содержание:
История разработки
В силу определенных обстоятельств история этого проекта была весьма короткой. По сути все закончилось на подготовке эскизного проекта. Закрытие этого проекта стало весьма спорным решением. Но обо всем по порядку. По сравнению с разработкой истребителя, создание реактивного бомбардировщика- являлось несколько более сложной технической задачей. Имеющиеся в наличии двигатели обладали малой тягой. В связи с этим, для достижения заданных характеристик, требовалось проработать наиболее оптимальный вариант компоновочной схемы, который предусматривал установку сразу нескольких двигателей. В итоге в ОКБ-482 остановились на компоновке, где четыре двигателя попарно располагались под консолями крыла. Пока шла проработка новых проектов (как истребителей, так и бомбардировщиков), в ОКБ В. Я. Климова и в ОКБ Н. Д. Кузнецова занимались внедрением в производство трофейных немецких турбореактивных двигателей (под наименованиями РД-10 и РД-20 соответственно). Их применение могло позволить довести показатели максимальной скорости самолетов примерно до 800 км/ч.
Для справки. Турбореактивный двигатель РД-10. Представлял собой копию немецкого ТРД Junkers Jumo-004B-1. К конструктивным особенностям данного двигателя относят наличие шести прямоточных камер сгорания, одноступенчатой осевой турбины и восьмиступенчатого осевого компрессора. Выпускался достаточно крупной серией до 1953 года и применялся на многих первых реактивных самолетах- как опытных (Су-9, Ла-150), так и серийных (Як-15, Як-17).
В течении 1945 года шла проработка эскизного проекта и проектирование отдельных элементов конструкции (к примеру фюзеляжа, крыла). Разрабатываемый самолет получил индекс РБ-17. Определенную помощь в создании крыла оказали специалисты ЦАГИ. К концу года эскизный проект был завершен и предоставлен на рассмотрение в НКАП. Предполагалось несколько модификаций самолета- это фронтовой разведчик и даже истребитель дальнего сопровождения. В целом машина устраивала заказчика. Отмечается что начались работы по постройке некоторых макетов.
Схема бомбардировщика РБ-17. Источник фото: http://aviadejavu.ru/:
Однако вскоре началась серьезная реорганизация авиационной промышленности. НКАП была преобразована в МАП. Некоторые ОКБ были закрыты, в том числе и конструкторский коллектив, который возглавлял В. М. Мясищев. Соответствующее постановление СНК СССР за номером 472-191 вышло 26 февраля 1946 года. В связи с этим работы по проекту РБ-17 были свернуты. Большая часть конструкторов и инженеров перешла в состав ОКБ С. В. Ильюшина. Туда же были переданы и наработки по текущей программе реактивного бомбардировщика РБ-17, где вскоре и был построен экспериментальный Ил-22. В целом это были схожие проекты.
Особенности конструкции
Фронтовой бомбардировщик РБ-17 должен был представлять собой цельнометаллический свободнонесущий высокоплан. Фюзеляж имел вытянутую цилиндрическую форму и разделялся на три основные части. В передней части располагалась герметическая кабина для двух членов экипажа, один из топливных баков и отсек куда в полете должна была убираться передняя стойка шасси. В центральной части размещались основные топливные баки, бомбоотсек, отсеки для уборки основных стоек шасси и прочее оборудование. Что же касается бомбоотсека, то он позволял вмещать бомбы калибра до 3000 кг. Вся бомбовая нагрузка могла находиться только на внутренней подвеске. Были проработаны различные варианты размещения бомб разных калибров. В задней части фюзеляжа располагалась герметическая кабина для одного члена экипажа с кормовой стрелковой установкой. Силовой каркас фюзеляжа должен был состоять из набора шпангоутов, четырех лонжеронов и стрингеров.
Трехлонжеронное крыло было трапециевидной формы. Вертикальное и горизонтальное оперение- классическое. Шасси убираемое, трехстоечное. Размер передних спаренных колес составлял 650 х 200 мм, а размер задних усиленных колес- 1200 х 450 мм. Уборка и выпуск шасси осуществлялась с помощью гидравлической системы. Как уже отмечалось выше, была выбрана силовая установка, состоящая из четырех турбореактивных двигателей РД-10, которые попарно размещались под консолями крыла. Отмечается что конструкторами была заложена возможность быстрой замены типа используемых двигателей. В состав топливной системы входило семь топливных баков, общей емкостью в 4250 кг. В случае необходимости была предусмотрена возможность установки дополнительных топливных баков. Взлет самолета должен был осуществляться с помощью стартовых пороховых ускорителей. Бомбардировщик РБ-17 должен был получить самый современный на тот момент времени состав радио-навигационного оборудования. Предусматривалась установка радиолокатора ТОН-3 и радиоопознавателя СЧ-3. Внутренняя связь должна была осуществляться через переговорное устройство СПУ-Ф.
Для справки. Самолетное переговорное устройство СПУ-Ф. Предназначалось для телефонной связи и звуковой сигнализации на двух, трех и четырехместных самолетах. Стандартный комплект состоял из усилителя с фоническим вызовом, умформера с фильтром, абонентских аппаратов, соединительных колодок и экранированных кабелей. Питание СПУ-Ф осуществлялось от бортсети с напряжением в 26 В. Устанавливалось на различных типах самолетов- Пе-8, Ли-2, Ту-2, Ил-4, Ер-2 и др.
В состав навигационного оборудования входил дистанционный магнитный компас и радиоальтиметр. При модифицировании машины в вариант фоторазведчика предполагалось устанавливать аэрофотоаппараты типа АФА-33/20, АФА-33/75 и другие. В состав оборонительного вооружения входила неподвижная установка размещенная в передней части фюзеляжа с пушкой НС-23 (боезапас в 150 снарядов) и кормовая установка с боезапасом в 200 снарядов (под пушку Б-20 или НС-23). В завершении обзора приведем основные расчетные характеристики бомбардировщика.