Нереализованная мощь Кригсмарине. Авианосцы Третьего Рейха так и не увидевшие свет

13

Помимо полнофункциональных авианосцев типа «Граф Цепеллин», командование Кригсмарине раздумывало над созданием легких кораблей данного класса, которые должны были защищать большой флот Рейха в дальних походах. Параллельно плану строительства новых кораблей ВМФ Германии планировал широкомасштабную конверсионную программу,  в которой должны были участвовать не только модифицированные крейсера, но и переделанные трансокеанские лайнеры.

Содержание:

Kleiner Flugzeugträger (CVL)

Проекция эскортного авианосца "Ганс Мозер", который должен был быть построен по программе CVL.

Проекция эскортного авианосца «Ганс Мозер», который должен был быть построен по программе CVL.

Согласно плану Z, германские ВМФ должны были получить 4 авианосца. Два больших авианосца типа «Граф Цепеллин» и два маленьких авианосца водоизмещением 12,000 тонн. В новых версиях плана водоизмещение легких авианосцев было снижено до 6,000 тонн, что позволяло бы взять на борт 15 самолетов различных типов. Проект легкого авианосца, известный как «Kleiner Flugzeugträger» предусматривал полное отсутствие бронирования, установку дизельных двигателей и длину взлетной палубы в 161 метр. Вооружение корабля состояло из 4 – 3.7 cm SK C/30 (AA) и 4 –  Flak (2.0 cm).

Судя по всему «Kleiner Flugzeugträger» должен был стать неким аналогом западных эскортных авианосцев. Будущего у корабля не было никакого, поскольку Германия не защищала конвои, а атаковала их.

De Grasse (Hilfsflugzeugträger II)

Проекции конверсионных авианосцев на основе лайнера "Потсдам" и крейсера "Де Грасс"

Проекции конверсионных авианосцев на основе лайнера «Потсдам» и крейсера «Де Грасс»

После частичной оккупации Франции, Германия реквизировала ряд судов, строящихся на французских верфях. В частности, нацисты получили в свое распоряжение недостроенный крейсер De Grasse. Поразмыслив над будущим корабля, командование Кригсмарине решило переделать крейсер в легкий авианосец, так как казалось, что подобная переделка займет мало времени. Однако уже в феврале 1943-го конверсия была остановлена. Перестройка выходила очень дорогой и требовала ценных ресурсов. Кроме того, ПВО верфи не могло защитить Hilfsflugzeugträger II от налетов вражеской авиации, что и поставило жирную точку в проектной деятельности.

Авианосный вариант крейсера должен был иметь водоизмещение в 11,400 тонн, при длине 192,5 метров. Вооружение корабля состояло из 12 x 10,5 cm Flak; 12 x 3,7 cm Flak; 24 x 2 cm FlaMG. Авиагруппа должна была насчитывать 23 самолета (12 Ju-87C и 11 Bf-109T).

Europa

Один из возможных проектов по конверсии лайнера "Европа".

Один из возможных проектов по конверсии лайнера «Европа».

Это авианосец должен был получиться в результате конверсии трансатлантического лайнера «Европа», построенного для судоходной компании Северогерманский Ллойд на верфях Blohm & Voss в 1928 году (водоизмещение 44,000 тонн).  Подобно своему систершипу «Бремену», «Европа» была трансатлантическим лайнером и принимала участие в гонках за Голубую ленту Атлантики. Имея четыре паровые турбины мощностью 105,000 л.с. «Европа» могла разгоняться до 27.5 узлов.

После начала Второй мировой войны лайнер стал плавучей казармой. Руководство Кригсмарине хотело использовать корабль для переброски десанта во время операции «Морской лев». Позже «Европу» хотели привлечь к Норвежской операции, но руководство ВМФ Германии выступило резко против такого плана (шансы на успешное использование корабля в данной акции были довольно низки).

Наконец, в 1942 году «Европу» задумали переделать в авианосец с 275 метровой взлетной палубой (авиагруппа корабля должна была состоять из 24 – Bf-109T и 18 – Ju-87C, согласно другим источникам авиагруппа должна была состоять из 10 – Bf-109T, 13 – Ju-87C и 20 – Fi-167). Экипаж корабля должен был насчитывать 1720 человек (включая пилотов). Проектная дальность оценивалась в 8,000 морских миль при скорости в 19 узлов. Вооружение корабля должно было состоять из: 16 × 15 cm SK C/28, 12 × Flak (10.5 cm), 22 × 3.7 cm SK C/30 (AA), 28 × Flak (2.0 cm).

Во время подготовительных работ, связанных с конверсией, вскрылась целая серия серьезных технических проблем. Корабль имел недостаточно прочный корпус, плохую остойчивость, ангары для самолетов не вписывались в габариты «Европы», лайнер был неэкономичным и потреблял слишком много топлива. Кроме того, узнав о создании очередного авианосца, Геринг заявил, что не станет снабжать корабль столь необходимыми на фронте самолетами.

Если бы перестройка  лайнера была доведена до конца, «Европа» стала бы самым крупным авианосцем Третьего рейха.

KMS Seydlitz

Конверсионный авианосец "Weser".

Конверсионный авианосец «Weser».

Четвертому тяжелому крейсеру типа «Адмирал Хиппер» досталась нелегкая судьба.  Корабль был заложен на верфи DeSchiMAG в Бремене 29 декабря 1936 года и спущен на воду 19 января 1939 года. В отличие от «Адмирала Хиппера» «Зейдлиц» должен был иметь 8 × 20.3 cm, 12 × 10.5 cm SK C/33, 12 × 3.7 cm SK C/30 орудий. Длина корабля составляла 210 метров, водоизмещение 17,600 тонн. Крейсер мог развить скорость в 32 узла, а его машины развивали мощность в 132,000 л.с. Команда корабля насчитывала 1382 человека, включая 42 офицера. Изначально «Зейдлиц» был оборудован паровой катапультой, которая должна была поднимать в воздух 3 имеющихся на борту Arado Ar 196.

Когда Кригсмарине приступило к конверсии строящихся тяжелых кораблей в авианосцы, выбор, естественно, пал на «Зейдлиц», так как работы над тяжелым крейсером продвинулись далеко, но не настолько, чтобы корабль нельзя было отконвертить в другой класс.

Для того, чтобы сделать из крейсера авианосец, строители снесли большую часть корабельных настроек (с корабля было  убрано 2,400 тонн различных материалов). «Weser» (так стали называть «Зейдлиц») получил 200 метровую взлетную палубу, ширина которой составила 30 метров, а также ангар, размеры которого составляли 137,5м х 17м х 12 м. Авиакрыло новоиспеченного авианосца должно было состоять из 10 Bf-109T и 10 Ju-87D.

Работы над «Везером» были прекращены в июне 1943 года, после чего авианосец был переведен в Кенигсберг, где и оставался до конца войны. 29 января 1945 «Везер», во избежание захвата Красной армией, был порезан на лом. Советские инженеры каннибализировали останки корабля для достройки его систершипа «Таллин» (в девичестве «Лютцов»).

Чехословацкие Avia B-534 использовались в тестовых полетах для проверки посадочной системы будущего "Графа Цеппелин".

Чехословацкие Avia B-534 использовались в тестовых полетах для проверки посадочной системы будущего «Графа Цеппелин».

Potsdam

Еще один пассажирский лайнер, построенный в 1935 году для судоходной компании Северогерманский Ллойд на вервях Blohm Und Voss. Длина корабля составляла 184,28 м, водоизмещение: 17, 528 тонн. Лайнер развивал скорость в 21 узел и мог провозить на своем борту 286 пассажиров. Свой первый поход лайнер совершил 5 июня 1935 года по маршруту Гамбург-Саутгемптон-Палма-Барселона-Генуя-Коломбо-Шанхай-Йокогама.

После начала Второй мировой войны лайнер вернулся в Гамбург, где и был превращен в плавучую казарму. В ноябре 1942 года руководство Кригсмарине задумало конвертировать «Потсдам» в легкий авианосец, но планам этим не суждено было сбыться. В феврале 1943 года все конверсионные работы были остановлены. К моменту приостановки было ясно, что боевое применение экс-лайнера ограничено его низкой скоростью, вследствие чего руководство германского флота думало использовать «Потсдам» в качестве  учебного корабля для тренировки морских пилотов.

После завершения военных действий «Потсдам» достался британцам, которые переименовали его в Empire Fowey. В 1961 году корабль достался Пакистанской фирме Pan-Islamic Steamship Co, где получил имя Safina-E-Hujjaj и использовался для перевозки паломников в Джедду.  22 ноября 1976 года германский лайнер завершил свой морской путь и пошел на слом.

Нереализованная мощь Кригсмарине. Авианосцы Третьего Рейха так и не увидевшие свет

Gneisenau

Еще один конверсионный авианосец Кригсмарине должен был быть создан на основе германского лайнера Gneisenau, построенного на верфи Deschimag Werk AG Weser для судоходной кампании Северогерманский Ллойд. При длине в 198,5 метров, корабль имел тоннаж 10,500 тонн и мог развивать скорость 21 узел.

Свои рейсы лайнер совершал между Европой и дальним востоком. В начале войны корабль стал военным транспортом, а 13.05.1942 года было принято решение о его конвертировании в авианосец (аналогичный «Потсдаму»). 25.11.1942 года конверсия была остановлена по той причине, что лайнер был неэкономичен и имел неудачную центровку, которая могла привести к его опрокидыванию в открытом море. Руководство Кригсмарине попыталось приспособить «Гнейзенау» для перевозки танков, но и это начинание не было доведено до конца. 02.05.1943 «Гнейзенау» подорвался на мине в Балтийском море и быстро пошел ко дну.

Забавно, что систершип «Гнейзенау» — лайнер «Шарнхорст» был превращен в авианосец японцами и вошел в состав IJN под названием Jinyo. Впрочем, его судьба оказалась весьма печальной. В ноябре 1944 года он был потоплен американской подводной лодкой Spadefish в водах к северо-востоку от Шанхая.

12.07.2017
(с) Илья Садчиков

Источник — https://mr-garett.livejournal.com/120214.html

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account