Нереализованная бронетанковая мощь Второй Речи Посполитой. Фантастические тяжёлый танк 53TP Марковского

15

Данный материал выкладывается с канала автора в VK без его ведома. Однако я надеюсь что в комментариях он появится.

В сравнении с другими нациями, Польша, наверное, имеет самое большое отношение широко известных выдумок к всамделишной технике. Причиной тому, скорее всего, является высокий уровень патриотизма и пассионарности среди поляков, а также популярность военных онлайн-игр в этой стране. Поскольку количество всамделишных проектов, прототипов и построенных в металле образцов недостаточно, чтобы Польская нация была представлена в играх типа World of Tanks и War Thunder, многие люди усердно создавали искусные подделки, выявить которые сложно даже спустя многие годы. Одной из таких выдумок является известный тяжёлый танк Антония Марковского, более известный под его польскими обозначениями: ‘Czołg Markowskiego’, ‘Czołg Ciężki Polski’ (или сокращённо ‘CCP’), либо ‘53TP Markowskiego’.

Содержание:

Историчные бронемашины Польши периода позднего Интербеллума

На основе английской танкетки Carden-Loyd Mk.VI, в 1930-е в Польше была создана довольно успешная машина: TK-S. Такая же история случилась с лёгкими танками: наладив производство Vickers Mk.E, польские инженеры разработали и произвели собственный 7TP на его основе. К сожалению, следующий этап — разработка своей техники «с нуля» — оказался для Польской танкостроительной промышленности чересчур сложным. Было сделано множество попыток, но ни одна не вышла за стадию прототипа. Начало Второй Мировой Войны Польская армия встретила с техникой, основанной на решениях поздних 1920-х.

Улучшенный вариант — 7TP обр. 1939 — был предложен Конструкторским Бюро по разработке бронетанковой техники (пол. ‘Biuro Badań Technicznych Broni Pancernych’, сокр. ‘BBT Br.Panc.’), возглавлявшимся Эдвардом Габихом. Для этого варианта использовался двигатель PZInż. 155 (CT1D). Форма корпуса танка немного отличалась от таковой у 7TP; толщины брони были увеличены с 17 мм до 40 мм в передней части корпуса, с 17 мм до 25 мм по бортам, с 15 мм до 40 мм в передней части башни и до 20 мм по её бортам. Масса также возросла до ~11 тонн, что потребовало новой, усиленной подвески (гусеницы шириной 320 мм, опорные катки с заменяемой резиной); также, предполагалось использовать трансмиссию трактора C7P.

Проект был представлен на рассмотрение в мае 1939 года. Несмотря на первоначальное обилие критики, было получено одобрение от командования бронетанковым вооружением. Были заказаны два прототипа лёгких танков под названием 7TP wz. 1939. В июле, прототипы этих машин (с небольшими отличиями: одна имела стандартную трансмиссию 7TP, другая — от трактора C7P) были закончены и представлены военной технической инспекции. После 28-го июля, в Кампиносской пуще, танки были представлены к сравнительным испытаниям.

Во время первых испытаний, прототип с трансмиссией C7P показал лучшие результаты, поэтому именно его предполагалось запустить в серийное производство. Увы, начало Второй Мировой войны помешало подобным планам.

Сравнение силуэтов 7TP (синий контур) и 7TP wz. 39 (неправильно известный как 9TP; красный контур). Источник: Secret Projects Forum


Сравнение силуэтов 7TP (синий контур) и 7TP wz. 39 (неправильно известный как 9TP; красный контур).
Источник: Secret Projects Forum

До этого, в 1929 году, капитан Мариан Русинский был направлен в США, как представитель Военного института инженерных исследований (WIBI). Там он познакомился с Кристи и узнал, что американская Wheel Track Layer Corporation работала над улучшенной версией танка M.1928, называвшейся M.1940.

По итогам переговоров был подписан контракт, согласно которому Кристи должен был разработать улучшенную версию M.1928 для Польши. Согласованная цена танка составила $30,000, дополнительные $3,500 выделялись на запчасти. Срок поставки определялся в 90 дней после подписания контракта. Увы, вскоре Кристи подписал более выгодное соглашение с главным противником Польши — СССР, на поставку того же M.1940; разработка польского танка была прекращена. Несмотря на угрозы обращения в суд, поляки смогли добиться лишь возвращения всех уплаченных денег. Впоследствии этот инцидент запятнал репутацию Кристи. В 1936 году, не имея других контрактов, Кристи предлагал Польше своё сотрудничество, но получил отказ. К тому времени, Польша стала более самостоятельной в вопросе разработки бронетехники, да и поздние проекты Кристи были довольно своеобразными и противоречивыми.

Работы над польским аналогом танка Кристи начались в 1932, с опорой на материалы, полученные капитаном Русинским. Увы, работа над проектом продвигалась медленно, поскольку приоритет был отдан разработке польского аналога Vickers Mk.E — 7TP. Ближе к концу 1934 года Военный институт инженерных исследований (WIBI) был расформирован, что привело к уничтожению документации, связанной с польским танком Кристи, и к нашему времени по нему почти ничего не сохранилось.

Перезапуск проекта произошел 10 марта 1935 года в новообразованном Конструкторском бюро по разработке бронетанковой техники (пол. Biuro Badań Technicznych Broni Pancernych, сокращённо — BBT Br.Panc). В качестве ведущего конструктора выступал майор Рудольф Гундлях, который наряду с Эдвардом Габихом являлся одним из ключевых создателей польских танков. Ведущим инженером машины стал Ян Лапушевский. Проект получил обозначение 10TP, то есть польский танк 10-тонного класса. Несмотря на то, что первоначальное проектирование продвигалось медленно, одобрение Комитета по вооружению и снабжению польской армии (пол. Komitet do Spraw Uzbrojenia i Sprzętu, сокращённо KSUS) в январе 1936 года ускорило ход работ.

В 1937 году, конструкторы приступили к сборке первого прототипа 10TP в цехе Технического бюро, расположенного на территории завода PZInż в городе Урсус, недалеко от Варшавы. В начале сборки у компании не было необходимого оборудования для производства 10TP, в результате чего прототип был готов только в июле 1938 года. Испытания проводились в условиях строжайшей секретности из-за опасений по поводу немецкого шпионажа. 16 августа 1938 года танк 10TP прошёл свои первые масштабные испытания. К сожалению, с началом Второй мировой войны все работы были приостановлены, а единственный опытный образец танка был уничтожен.

Колёсно-гусеничный лёгкий танк 10TP (колёсный ход). Источник: warspot.ru


Колёсно-гусеничный лёгкий танк 10TP (колёсный ход).
Источник: warspot.ru

В 1939 году, прорабатывался вопрос улучшения 10TP; предполагалось устранить недостатки, выявленные в ходе испытаний. Новый танк стал только гусеничным, его броня была усилена, а боевой вес возрос до 14 тонн; рассматривался вопрос установки новой 47 мм пушки. В целом, машина превратилась в польский аналог британского крейсерского танка Mk.IV, превосходя его по вооружению и бронезащите. Увы, концепция не пошла дальше предварительных работ. Документация по проекту сохранилась.

К сожалению, средние танки стали недостижимой целью для польской промышленности. Первые требования к среднему танку датируются летом 1936 года. Согласно им, предполагалось создать танк массой 12-20 тонн, вооружённый 75 мм пушкой. Позже требования к весу возросли, что превратило разработку машины в соревнование между BBT Br.Panc. и KSUS. Есть также информация о том, что Габих разработал свой собственный проект среднего танка, но о нем сохранилась лишь сомнительная текстовая информация.

Контуры Czołg lekki polski (пол. «лёгкий польский танк»), широко известного под неправильным названием 14TP; обратите внимание на разницу в ТТХ. Источник: WLU WS 2/2021, WLU 151/2018 (через SkylinerPL).


Контуры Czołg lekki polski (пол. «лёгкий польский танк»), широко известного под неправильным названием 14TP; обратите внимание на разницу в ТТХ.
Источник: WLU WS 2/2021, WLU 151/2018 (через SkylinerPL).

Как и в случае с лёгкими танками, за основу создания среднего танка были взяты британские образцы, в первую очередь Medium Tank Mk.III. Польские конструкторы также внимательно следили за советским танком Т-28. Концепция предполагала двухуровневое вооружение: две пулемётные башни для поддержки пехоты в передней части корпуса; пушка и спаренный пулемет в главной башне. Поскольку две конкурирующие команды работали над схожими техническим заданием, их танки оказались довольно похожими.

Возглавляемая Рудольфом Гундляхом команда BBT Br.Panc разработала танк с вооружением, которое отличалось от первоначальных требований. 23-тонная машина должна была быть оснащена 40 мм автоматической зенитной пушкой wz.36 (Польская версия зенитного орудия Bofors). Танк также нёс три пулемёта Ckm wz.30: один спаренный с главным орудием и два в пулемётных башнях. Предполагалось, что на нём также будет установлен 81 мм миномёт. Машина была спроектирована как достаточно мобильная: пара двигателей общей мощностью 600 л.с. позволила бы ей разогнаться до 45 км/ч. Толщина брони достигала 50 мм; судя по эскизу, широко использовались литые детали.

Чертежи Czołg sredni, широко известного под ошибочным обозначением 20/25TP. Версия BBT Br. Panc. Источник: warspot.ru


Чертежи Czołg sredni, широко известного под ошибочным обозначением 20/25TP. Версия BBT Br. Panc.
Источник: warspot.ru

KSUS разработал свою машину в двух версиях. Танк, также известный как K.S.U.S.T., во многом был похож на разработку BBT Br.Panc. (особенно корпусом). Первая версия представляла собой 22-тонный танк, оснащённый 320-сильным дизельным двигателем. Главным вооружением должна была быть 75 мм полевая пушка образца 1897 года. Аналогично проекту BBT Br.Panc., имелось три пулемёта Ckm wz.30; миномёт отсутствовал. Экипаж, вместо семи человек, как у проекта BBT Br.Panc., состоял из шести. Бронетолщины были более скромные, 35 мм. Теоретически, первый вариант K.S.U.S.T. должен был разгоняться до 35 км/ч. Второй вариант имел боевую массу в 25 тонн, спарку 300-сильных двигателей, броню до 50 мм и проектную максимальную скорость в 45 км/ч.

Чертежи Czołg sredni, широко известного под ошибочным обозначением 20/25TP. Версии K.S.U.S. Источник: warspot.ru


Чертежи Czołg sredni, широко известного под ошибочным обозначением 20/25TP. Версии K.S.U.S.
Источник: warspot.ru

Проекты BBT Br. Panc. и KSUS были очень похожи, и после их рассмотрения в 1937 году, было решено разработать итоговый «общий» проект. К сожалению, создатели нового среднего танка предстали перед рядом проблем, включая главную: отсутствие подходящего двигателя. В результате, польский средний танк собственной разработки существовал, к моменту начала Второй Мировой, только на бумаге.

Во время войны, Польша даже имела тяжёлые танки: ИС-2, поставленные Войску Польскому Советским Союзом в 1944-1945. После войны, значительное число аванпроектов и проектов машин среднего и тяжёлого класса были разработаны в Польше, почти все — дипломные работы, от которых остались лишь текстовые описания.

Псевдоисторическая справка о происхождении танка

Страница буклета-подделки, ‘раскрывающая’ некоторые стороны истории проекта. Перевод: “Независимая работа проф. Антония Марковского из Львовской политехники. Предварительные соображения по проекту создания тяжёлого танка для польской армии”. Источник: armedconflicts.com


Страница буклета-подделки, ‘раскрывающая’ некоторые стороны истории проекта.
Перевод: “Независимая работа проф. Антония Марковского из Львовской политехники. Предварительные соображения по проекту создания тяжёлого танка для польской армии”.
Источник: armedconflicts.com

Согласно большинству ‘исторических справок’, приводимых в Интернете, разработка ‘Czołg Ciężki Polski’, или же ‘Czołg Markowskiego’, проходила таким образом:

«В 1939 году, когда проект нового польского среднего танка достиг стадии изготовления полноразмерного макета, представители Комитета Вооружений постановили начать программу разработки тяжёлого танка (пол.: ‘Czołg Ciężki Polski’). Основными требованиями были: возможность прорыва вражеских укреплений; поддержка пехоты; броня, обеспечивающая неуязвимость для противотанковых орудий; масса в пределах 50 тонн. Программа была рассчитана на 5 лет (1940-1945).

Несколько проектов тяжёлого танка были разработаны в Польше в 1939 году. Один из них был разработан профессором Антонием Марковским из Львовского Политехнического Института. Его работа была представлена Комитету Вооружений 22 июля 1939 года. Задумка профессора Марковского представляла собой танк, вооружённый 120 мм гаубицей wz. 1878/09/31 и пулемётом, имеющий толстую броню (130 мм в лобовой части корпуса, 100 мм по бортам, 90 мм в корме, 110 мм в башне), но посредственную мобильность (двигатель в 500 л.с. обеспечивал максимальную скорость в 30 км/ч).

Поскольку официально программа разработки тяжёлого танка должна была быть запущена в 1940 году, с выделением соответствующих средств, работа над тяжёлыми танками в довоенной Польше не вышла за стадию черновых наработок.»

Скан т.н. «документа», где описывается тяжёлый танк Марковского. Источник: warspot.ru


Скан т.н. «документа», где описывается тяжёлый танк Марковского.
Источник: warspot.ru

Очевидно, что доказательства реальности вышеприведённого отрывка очень шаткие. Во-первых, во Львовском Политехническом в 1938-40х годах, когда тяжёлый танк якобы был разработан, не было профессора по имени Антоний Марковский. Более того, в разработке подобной машины не было смысла, ведь польская промышленность не смогла освоить производство даже лёгкого и среднего танка. Наконец, документ содержит ряд изъянов — грамматические ошибки и неестественное старение бумаги.

Обычно, бумага желтеет по градиенту от краёв к центру листа, где контакт между страницами более существенен. Источник: niab.by


Обычно, бумага желтеет по градиенту от краёв к центру листа, где контакт между страницами более существенен.
Источник: niab.by

Например, ‘czołgu’ — довольно современная форма родительного падежа (‘dopełniacz’); в 1920-1940х, вместо этого использовалась форма ‘czołga’ в большинстве документов и книг. В первом абзаце, ‘propozycja’ должно быть написано в творительном падеже: ‘propozycją’. В предпоследнем абзаце, вместо единичного числа прилагательного 'przewidywalna [załoga]’ (пол. для ‘предполагаемый [экипаж]’), использовано существительное во множественном числе ‘przewidywania’ (пол. для ‘предсказания’). В целом, документ написан хаотично и не на литературном языке 1930-40х. Уровень грамотности писавшего не соответствует званию профессора Политехнического института или Академии — скорее уровню студента средней школы.

Наконец, старение бумаги также вызывает вопросы. Скобы не имеют признаков ржавчины, а сама бумага равномерно пожелтела; отсутствует характерный градиент от краёв листа к его центру.

Ищем корни

Одним из самых ранних появлений вышеупомянутого документа является заметка в группе ‘Broń Pancerna’ на Facebook*, опубликованная 17 декабря 2013 года. Согласно описанию, он был предоставлен подписчицей Доротой Шлец (пол. Dorota Szlec), которая, в свою очередь, сказала, что получила его из архива VAT. Увы, в Польше не существует архива VAT, только WAT — архив Военно-Технической Академии (пол.: ‘Wojskowa Akademia Techniczna’).

За год до этого, 15 декабря 2012 года, аналогичные фотографии появились на форуме Anduina.pl под обозначением ‘53TP’. Приведённые описания почти совпадают, кроме одного: упоминается, что танк ранее был известен как ‘ziemnorodny’ и ‘czołg 7-tarczowy’ (пол. для ‘наземный’ и ‘танк с семью бронеплитами’, что, видимо, указывает на число бронеплит, формирующих крышу его башни). Таких обозначений в реальности не существовало в Польше. Впервые они появляются в статье Дануты Скрипчак (пол. Danuta Skrzypczak) под названием ‘Akta Wojskowych Instytutów I Biur Technicznych z Lat 1915-1939’; скорее всего, она перепутала обозначения ‘ziemnowodny’ и ‘7-tonowy’ (пол. для «земноводный» и «7-тонный»), отсылающие к танкам 7T и 7TP (вышеупомянутые польские Vickers Mk.E) и другим плавающим проектам. Это оставляет мало шансов на то, что вышеупомянутая версия правдоподобна.

Наконец, самое раннее отслеживаемое появление танка Марковского — от 9 октября 2012, в статье ‘Польские проекты средних и тяжёлых танков (1937-1939)’ в блоге world_of_kwg на сайте LiveJournal. Скорее всего, это было не самое первое появление в сети, но, по-видимому, более ранние уже утеряны.

Таинственный профессор

Согласно подделанной исторической справке, автором проекта был Антоний Марковский, профессор Львовского Политехнического института.

Единственное подлинное упоминание человека по имени Антоний Марковский в контексте создания бронетехники. Источник: Janusz Magnuski, ‘Samochody pancerne wojska polskiego 1918-1939’


Единственное подлинное упоминание человека по имени Антоний Марковский в контексте создания бронетехники.
Источник: Janusz Magnuski, ‘Samochody pancerne wojska polskiego 1918-1939’

Первое упоминание человека с таким именем, которое можно отследить, появляется в книге Бронемашины Армии Польской 1918-1939 годов (pl. Samochody pancerne Wojska Polskiego 1918-1939, Janusz Magnuski) Януша Магнуского, в разделе, посвящённом броневику ‘Танк Пилсудского’ (пол. ‘Piłsudski tank’). Согласно приведённой информации, Профессор Антоний Марковский (1878 – 1949) был автором идеи использовать броневик при штурме занятых украинцами объектов во время Польско-Украинских сражений за Львов в 1918 году. Никакого упоминания о связи со Львовским Политехническим институтом не приводится. Также, Антоний Марковский, как профессор Львовского Политехнического, упоминается в другой статье про ‘Танк Пилсудского’ — за авторством польского историка и исследователя Михала Дерелы .

Больше информации об Антонии Марковском встречается в «Отчёте Государственной школы недвижимости Яна и Анджея Шнядецких во Львове за 1920-21 учебный год» (пол. «Sprawozdanie Dyrekcji Państwowej Szkoły Realnej im. Jana i Andrzeja Śniadeckich we Lwowie za rok szkolny 1920-21»). Он описан как «профессор, художник-живописец; преподавал рисование на занятиях Ia, Ie, IIa, IVa, IVc, Vc; заведующий кабинетом рисования; 19 часов в неделю» (пол.: «Markowski Antoni, profesor, artysta-malarz, uczył rysunków odręcznych w klasach Ia, Ie, IIa, IVa, IVc, Vc; zawiadowca gabinetu rysunków odręcznych; tygodniu godziny 19»).

В межвоенный период, профессор Марковский обучал молодых оформителей и был активным участником в художественных кругах Львова. После того, как город был занят Красной Армией в 1939 году, Марковский был депортирован на Восток, но вскоре смог эвакуироваться с армией Андерса. Позже, он читал лекции в Академии изящных искусств в Бейруте и умер в 1949 году в Лондоне

Профессора Антония Марковского (1878 – 1949), художника-живописца, можно спутать с профессором Йозефом Антонием Марковским (1874 – 1947), антропологом. Он родился в семье Антония и Аниэлы, урождённой Хаймрот, и был старшим братом Зигмунда Марковского (1872 – 1951), патологоанатома и терапевта. Оба они были связаны с академическим сообществом Львова, но не с созданием и конструированием бронетехники.

Профессор Йозеф Антоний Марковский (1874-1947) и его брат, профессор Зигмунд Марковский (1872 – 1951). Источник: semanticscholar.org, audiovis.nac.gov.pl, составлено автором.


Профессор Йозеф Антоний Марковский (1874-1947) и его брат, профессор Зигмунд Марковский (1872 – 1951).
Источник: semanticscholar.org, audiovis.nac.gov.pl, составлено автором.

В большой монографии Збыслава Поплавского под названием «Список научных сотрудников Львовского политехнического института в 1844-1945 годах» (пол. «Wykaz pracowników naukowych Politechniki Lwowskiej w latach 1844-1945», выпущенной в Кракове в 1994, упоминаются только трое людей по фамилии Марковский, но ни одного из них не зовут Антонием.

Профессор Антоний Марковский, если бы он работал во Львовском Политехническом институте, должен быть упомянут на этой странице. Источник: Zbysław Popławski, ‘Wykaz pracowników naukowych Politechniki Lwowskiej w latach 1844-1945’; photo by Piotr Niedziela.


Профессор Антоний Марковский, если бы он работал во Львовском Политехническом институте, должен быть упомянут на этой странице.
Источник: Zbysław Popławski, ‘Wykaz pracowników naukowych Politechniki Lwowskiej w latach 1844-1945’; photo by Piotr Niedziela.

Таким образом, профессор Антоний Марковский, очевидно, никогда не работал во Львовском Политехническом институте в период Интербеллума. Эта деталь указывает на то, что ‘Czołg Ciężki Polski’ — выдуманная машина.

Описание проекта

Скан последней страницы подделанного документа, с основными параметрами танка. Обратите внимание на дату: 22 июля 1939 года. Источник: armedconflicts.com


Скан последней страницы подделанного документа, с основными параметрами танка. Обратите внимание на дату: 22 июля 1939 года.
Источник: armedconflicts.com

Корпус

Корпус машины во многом напоминал таковой от советского среднего танка Т-34. Лобовая, бортовые и кормовая детали были установлены под углами в 30°, 40°, и 20° соответственно, толщиной в 130, 100, и 90 мм. Приведённые толщины составили бы невероятные 260, 155 и 263 мм. Общая длина корпуса была бы 7.6 м, ширина – 3.6 м, высота – 2 м. Хотя подделанный документ содержит только грубые очертания тяжёлого танка, можно предположить, что он имел бы традиционную компоновку, с башней в передней части корпуса и МТО в кормовой. Наклонная лобовая деталь включала люк, скорее всего, механика-водителя, и пулемёт неуточнённой модели.

На первых польских бронемашинах, таких как TKS или 7TP, заклёпки широко использовались в качестве основного способа соединения бронеплит, в основном катанных. Клёпанье было обычным и привычным методом соединения бронеплит, в частности катанных гомогенных. Кроме того, оно упрощало полевой ремонт и замену бронеплит: повреждённые могли быть удалены и заменены без использования сложного сварочного оборудования.

Реконструкция ‘Czołg Ciężki Polski’ Марковского, основанная на подделанном чертеже. Обратите внимание на использование стыковки плит «в шип» и сварки, что в реальности появится существенно позже на немецких танках. Источник: сделано Пабло Эскобаром в игре Sprocket, КБ ЗА


Реконструкция ‘Czołg Ciężki Polski’ Марковского, основанная на подделанном чертеже. Обратите внимание на использование стыковки плит «в шип» и сварки, что в реальности появится существенно позже на немецких танках.
Источник: сделано Пабло Эскобаром в игре Sprocket, КБ ЗА

На более поздних проектах, таких как ‘Czolg sredni’ от K.S.U.S.T. и BBT Br.Panc., предполагалось широко использовать литые части и сварку бронеплит. Сварка предоставляла более крепкое и долговечное соединение, приводившее к надёжности всей конструкции. Кроме того, сварка позволила создавать более сложные и эффективные формы брони, лучше распределить бронетолщины, повысив общую защиту.

Скорее всего, ‘Czołg Markowskiego’, если бы был построен, имел бы сварную броню, либо сочетал бы сварку с заклёпками. Например, было бы рационально сделать лобовую часть крыши башни клёпанной: это позволило бы легче снимать орудие, аналогично советским тяжёлым танкам ИС-3; толстые бронеплиты корпуса напротив, скорее всего, были бы сварены.

Башня

Реконструкция ‘Czołg Ciężki Polski’ Марковского, основанная на подделанном чертеже. Обратите внимание на использование стыковки плит «в шип» и сварки, что в реальности появится существенно позже на немецких танках. Источник: сделано Пабло Эскобаром в игре Sprocket, КБ ЗА


Реконструкция ‘Czołg Ciężki Polski’ Марковского, основанная на подделанном чертеже. Обратите внимание на использование стыковки плит «в шип» и сварки, что в реальности появится существенно позже на немецких танках.
Источник: сделано Пабло Эскобаром в игре Sprocket, КБ ЗА

Башня гробовидной формы, скорее всего, является самой необычной деталью проекта; она не имеет реальных аналогов. Подобная компоновка бы улучшила защиту верхней части башни благодаря серьёзному наклону бронеплит: 15° к нормали в передней части бортов башни и 20° для передней части крыши башни. Если толщина бронеплит составляла 110 мм, как написано в буклете, это обеспечило бы 320 мм и 425 мм приведённой брони соответственно. На плоской крыше башни нарисован один люк для экипажа и приборы наблюдения.

Вооружение

120 мм Armata wz. 78/09/31 была комбинацией ствола французского полевого орудия Canon de 120 mm L modèle 1878 и лафета русской 152 мм гаубицы обр. 1909 года. Название орудия указывает на дату создания каждого из использованных компонентов: 78 — ствол 1878 года, 09 — лафет 1909 года, 31 — год завершения разработки и изготовления опытного образца, 1931.

Гаубица 120 мм wz. 1878/09/31 на марше в Польше. Источник: derela.pl


Гаубица 120 мм wz. 1878/09/31 на марше в Польше.
Источник: derela.pl

В 1935 году, было 32 орудия wz.1878/09/31 на вооружении Войска Польского, ещё 4 в резерве, без полного оснащения- всего 36 орудий. Вдобавок, 13 не переделанных стволов wz.1878 находились на складах. В 1939 году, три Тяжёлых Артиллерийских Отряда, каждый с 12 орудиями, находились в резерве. Среди них, 46-й и 47-й Тяжёлые Артиллерийские Отряды были запряжены лошадьми, в то время как 6-е отделение тяжёлой артиллерии было моторизованным. Все они активно участвовали в обороне Польши, сражаясь как с немецкими, так и с советскими войсками.

После польской кампании 1940-го года, Германия продала 24 уцелевших орудия и 46200 боеприпасов Финляндии. Орудия прибыли двумя партиями: 13 шт. 2-го октября 1940 года, оставшиеся 11 шт. 9-го октября 1940-го. На вооружении Финской армии базовая Canon de 120 mm L modèle 1878 обозначалась как 120 K/78, а новые орудия из Польши — 120 K/78-31. Во время Второй Советско-Финской войны, эти орудия были переданы четырём тяжёлым артиллерийским дивизионам. Они завоевали репутацию надёжных и высококачественных артиллерийских орудий, хотя новая система запала оказалась сложной, а система отдачи не всегда хорошо работала в холодную погоду. Два орудия были утеряны в 1944 году, а после Второй мировой войны остальные были помещены в резерв, пока не были сняты с вооружения в 1960-х годах.

Модель противопехотного пулемёта в передней части корпуса не уточнялась; можно предположить, что это был бы 7.9 mm Ciężki Karabin Maszynowy wzor 30 (a.k.a. Сkm wz. 30). Во-первых, очертания на поддельном чертеже довольно похожи на его очертания; во-вторых, этот пулемёт использовался на большинстве польских танков на момент начала Второй Мировой, таких как лёгкие 7TP и 10TP, танкетка TKS, и др.

Чертёж 7.9 mm Ciężki Karabin Maszynowy wzor 30. Источник: Ciężki karabin maszynowy wz.30. Atlas. Instrukcja o Broni Piechoty, cz.3.


Чертёж 7.9 mm Ciężki Karabin Maszynowy wzor 30.
Источник: Ciężki karabin maszynowy wz.30. Atlas. Instrukcja o Broni Piechoty, cz.3.

К концу 1927 года, министерство организовало конкурс на разработку нового образца универсальных крупнокалиберных пулемётов. В конкурсе приняли участие несколько кандидатов: Американская компания Colt с её M1928, экспортной версией Browning M1917A1; венгерский Schwarzlose M.7/12 (Schwarzlose Janecek vz.7); британский пулемёт Vickers, модифицированный под чехословацкий калибр 7.92 мм.

На предварительных испытаниях победу одержала Browning. Испытания повторили в 1928, и в очередной раз американское оружие победило. Вследствие этого польское министерство решило приобрести лицензию по чрезвычайно высокой цене – $450,000. К сожалению, приобретённая лицензия на пулемёт Browning была плохо задокументирована и доставлена с задержкой, что не позволило полякам размещать дальнейшие заказы за границей. Польское министерство решило заказать производство местной версии Browning M1917 на Fabryka Karabinow («Огнестрельный завод») в Варшаве.

Первые опытные образцы были подготовлены в середине 1930-х годов и отправлены на испытательные полигоны. В марте 1931 года, первые 200 образцов под названием Ckm wz.30 были поставлены на передовую для дальнейших испытаний. Серийное производство началось в конце того же года. Наиболее заметными различиями между оригинальной и польской версиями являются следующие:

  1. Подходила для различных калибров, включая польские стандартные патроны калибра 7,92×57 мм от Mauser;
  2. Железные прицелы-бойницы заменены на треугольные;
  3. Рукоятка на задней части оружия была удлинена, что облегчило его переноску;
  4. Более длинный ствол для надёжности и точности стрельбы;
  5. Затвор винтовки был модифицирован, что облегчило замену изношенных стволов;
  6. Затворы были заменены на более практичные;
  7. Было установлено новое крепление и добавлен лафет для зенитного огня;
  8. Были добавлены прицел для ведения зенитного огня и рукоятка для прицеливания в воздухе;
  9. Добавлен пламегаситель;

В ходе первого испытания был внесён ряд дополнительных изменений. В 1938 году спусковой механизм был заменён на совершенно новую и более надёжную систему. Кроме того, были заменены затворы для удобства и поддержания оружия в хорошем состоянии. Модифицированная конструкция получила обозначение Ckm wz.30a, но сами солдаты редко использовали это название.

Ckm wz. 30 использовался как зенитный пулемёт во время Гражданской войны в Испании. Источник: Nieznany – Z. Gwóźdź, P. Zarzycki; Polskie konstrukcje broni strzeleckiej; Wyd. SIGMA NOT, Warszawa 1993.


Ckm wz. 30 использовался как зенитный пулемёт во время Гражданской войны в Испании.
Источник: Nieznany – Z. Gwóźdź, P. Zarzycki; Polskie konstrukcje broni strzeleckiej; Wyd. SIGMA NOT, Warszawa 1993.

Новая версия также легла в основу конструкции Ckm wz.30/39T, предназначенной для экспорта в Турцию и адаптированной к стандартным аргентинским боеприпасам калибра 7,65×53 мм. Однако она так и не была выпущена в большом количестве, так как конкурс в Турции был отменён после начала Второй мировой войны.

Кроме того, значительное количество пулемётов, более 1700, было экспортировано в республиканскую Испанию синдикатом SEPEWE. Были предприняты попытки продажи в другие страны, такие как Аргентина, Болгария, Эстония, Румыния и Югославия, но, несмотря на положительное участие в конкурсах, у государственного завода не было ресурсов, чтобы гарантировать поставки. Трофейное оружие использовалось Испанскими националистами, нацистской Германией и Румынией. После 1939 года, многие сохранившиеся пулемёты Ckm wz.30 использовались польскими партизанскими отрядами, в основном Армией Крайовой, в том числе во время Варшавского восстания.

Три (или ноль?) возможных двигателя

Конкретная модель двигателя не уточняется; приводится только его мощность – 500 л.с. Три варианта, с натяжкой, могли удовлетворить этому требованию:

  1. Спаренные бензиновые или дизельные двигатели Rytel-Werner (300 или 250 л.с. каждый).
    Для нового среднего танка, также известного как K.S.U.S.T., Двигателестроительный отдел PZInż., возглавляемый Здиславом Рытелем, разработал, в сотрудничестве с инженером Яном Вернером, особый V-образный 12-цилиндровый двигатель в двух версиях: карбюраторный бензиновый двигатель мощностью 300 л.с. (по некоторым данным, он должен был быть 8-цилиндровым) и дизельный двигатель с непосредственным впрыском топлива мощностью 250 л.с. Увы, до начала войны Двигателестроительный отдел PZInż так и не завершил ни один из этих прототипов.
  2. Спаренные американские бензиновые двигатели производства LaFrance (240 л.с. каждый).
    В связи с затянувшимися работами по созданию польского прототипа двигателя для лёгкого танка 10TP, было решено найти другой вариант за пределами страны. Был куплен 12-цилиндровый американский двигатель производства LaFrance (240 л.с.), хотя он казался слишком слабым и неисправным.
МТО лёгкого танка 10TP. Американский двигатель LaFrance обозначен №27. Источник: Armor in profile №1, 1997


МТО лёгкого танка 10TP. Американский двигатель LaFrance обозначен №27.
Источник: Armor in profile №1, 1997

  1. Спаренные немецкие двигатели Maybach HL 108 (300 л.с. каждый) считались наиболее подходящим вариантом силовой установки для 10TP и рассматривались в 1937 году, на ранней стадии разработки лёгкого танка 10TP. Он был примерно на 200 кг легче американского LaFrance и обладал почти вдвое меньшей мощностью. Однако, несмотря на многочисленные усилия и попытки приобрести HL108 с полуавтоматической коробкой передач в Германии, 10TP пришлось и дальше использовать ненадёжный американский LaFrance. Дело было настолько важным, что даже была предпринята попытка доставить двигатель в Польшу через Швецию: в 1937 году немцы не соглашались продавать партии, содержащие более 8-10 двигателей, что для польской стороны было недостаточным. Наиболее вероятный сценарий заключается в том, что к сентябрю 1939 года покупка Maybach провалилась, хотя в некоторых документах говорится, что был приобретён один новый двигатель. После войны, в 1960-х годах, Леон Чекальски, офицер, проводивший тест-драйв 10TP, вспоминал, что 10TP тестировался с двумя разными двигателями, второй из которых ждали долгое время.

Важно иметь в виду, что до Второй мировой войны в Польше не было завода по производству двигателей. Польская промышленность так и не смогла освоить производство даже лицензионных двигателей для лёгкого танка. Более мощные, особенно отечественные двигатели, которые были бы необходимы для средних или тяжёлых танков, даже не маячили на горизонте.

Экипаж

Согласно описанию машины, его экипаж должен был состоять из 5-6 человек: командира, наводчика, одного или двух заряжающих (которые, скорее всего, заняли бы места в башне и средней части корпуса), механика-водителя и радиста-пулемётчика, которые заняли бы места в лобовой части корпуса.

Wargaming вступает в игру

Летом 2020 года, после долгих обсуждений и слухов среди игроков и историков, в World of Tanks была введена польская ветка развития. Задолго до этого, танк Марковского являлся одним из основных кандидатов на старшие уровни. Другой популярной, но пока что не введённой в игру машиной является Czołg Lema — сверхтяжёлый танк, предложенный советскому военному командованию знаменитым польским писателем-фантастом, философом, сатириком и футурологом Станиславом Лемом во время Второй Мировой. Введение выдуманного танка Марковского имело особое значение, поскольку разработчики столкнулись со значительной нехваткой историчных танков, подходящих для более высоких уровней.

53TP Markowskiego, как он представлен в World of Tanks. Источник: WoT


53TP Markowskiego, как он представлен в World of Tanks.
Источник: WoT

К сожалению, танк Марковского, представленный Wargaming, оказался двойной выдумкой, поскольку значительно отличается даже от подделанных документов и чертежей. Машина конца Интербеллума была превращена в нечто среднее между более поздними тяжёлыми танками ИС-2 и ИС-3. Все её детали отличаются от нарисованных, от формы корпуса и его компоновки до орудия. Хотя базовая башня и похожа на ту, что представлена в буклете, на ней присутствуют несколько неправильных деталей, в том числе пушка, маска орудия и командирская башенка.

53TP Markowskiego с базовой башней. Источник: WoT


53TP Markowskiego с базовой башней.
Источник: WoT

Самой значительной неточностью, также превратившейся в популярный миф, являются названия польской бронетехники в игре, в том числе и у Czołg Markowskiego. В довоенной Польше, 10TP был последним танком, имевшим обозначение типа «X-tonowy polski» («X-тонный польский»). Так называемый 9TP на самом деле назывался ‘7TP wz. 39’ или ‘7TP wzmocniony’ (пол. для «7TP mod. 39» или «7TP усиленный»), 14TP — ‘Czołg lekki polski 12TP’, 20/25TP — ‘Czołg średni’, 50TP — ‘Czołg Tyszkiewicza’, а 60TP — ‘Czołg Lewandowskiego’. Сверхтяжёлый танк Лема также никогда не назывался ‘220TP’. Аналогично, если бы тяжёлый танк Марковского был реальным, он назывался бы ‘Czołg Markowskiego’ или ‘Czołg Ciężki Polski Markowskiego’ (пол. для ‘Танк Марковского’ или ‘Польский тяжёлый танк Марковского’).

Наконец, некоторые связанные с World of Tanks источники упоминают некие ‘53TP variant I’ и ‘II’, а также САУ и истребитель танков, в основе которых лежит танк Марковского. Важно подчеркнуть: поскольку данный проект никогда не существовал в реальности, не было ни его модификаций, ни версий, ни машин на его основе. Всё это — изобретения пользователей интернета и поклонников танковых игр, появившиеся годы спустя после подделанного буклета.

Заключение

Хотя танк Марковского является доказанной выдумкой и не мог существовать в реальности, он точно вызывает интерес и заслуживает внимания. За годы его существования, он вырос в настоящую легенду среди военных историков, энтузиастов и поклонников польского танкостроения, а также игроков онлайн-игр. Этот танк, по сути являющийся польским довоенным Маусом, отличный выбор для моделлистов, разработчиков игр и поклонников «альтернативной истории». Однако важно помнить, что это выдумка, а не подлинный исторический инструмент.

ТТХ тяжёлого танка Марковского*:

* — ‘Czołg Ciężki Polski’ Markowskiego;

  • Габариты (длина/длина с орудием вперёд/ширина/высота):
    7,600/8,400/3,600/2,900 м;
  • Масса: 53 тонны;
  • Бронирование корпуса: 130/100/90 мм;
  • Экипаж:
    5-6 чел. (командир, механик-водитель, наводчик, 1-2 заряжающих, радист-пулемётчик);
  • Вооружение: 120 mm wz. 1878/09/31;
  • Дополнительное вооружение: неизвестно; скорее всего, 7.9 mm Ckm wz. 30;
  • Максимальная скорость: 25-30 км/ч;
  • Двигатель: неизвестный, мощностью 500 л.с.;
  • Дальность хода: 500 км;
‘Czołg Ciężki Polski’ Markowskiego


‘Czołg Ciężki Polski’ Markowskiego

‘Czołg Ciężki Polski’ Markowskiego, стандартный польский довоенный камуфляж


‘Czołg Ciężki Polski’ Markowskiego, стандартный польский довоенный камуфляж

* — Американская компания Meta, которой принадлежат соцсети Facebook и Instagram, признана экстремистской на территории РФ (решение Тверского суда Москвы от 21.03.2022).

Источник — https://vk.com/@-166534011-czolg-ciezki-polski-markowskiego

Подписаться
Уведомить о
guest


5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account