НАЧАЛО
Еще в то время, когда дон Альваро де Базан маркиз де Санта-Круз постоянно преследовал на море и на островах приверженцев Антониу, приора Крату – побочного племянника последнего португальского короля, магистра португальского Ордена Госпитальеров и одновременно претендента на португальский престол, проигравшего гонку за короной испанскому правителю Филиппу II, – ему очень досаждали своими действиями французские и английские корсары. Именно тогда Генерал Океана впервые высказал идею похода к Британским островам с целью высадки большого десанта, чтобы завоевать Туманный Альбион и поставить во главе Англии «более подходящего» для Испании короля. По мысли де Базана эта операция разом положила бы конец каперству британцев в испанских водах и сильно напугала бы Францию, заставив ее отказаться от поддержки Антониу. Даже если бы французы продолжали каперствовать, то после захвата Острова испанцы, базируясь на английские порты, могли бы эффективно противодействовать французским разбойникам.
Следует понять, что к тому времени политика Англии была давно враждебна Испании и взаимоотношения между двумя странами, начиная с конца 60-х годов XVI века, ухудшались [1]. Именно тогда начались нападения на вест-индские колонии. К семидесятым там уже во всю безобразничали Дрейк, Хокинс, Лоуэлл и другие «морские ястребы», тем самым нанося испанской короне существенный убыток. К 1574 году страны были на пороге войны. Лишь взвешенная и осторожная политика Филиппа II и его наместника во Фландрии герцога Альбы, которым по горло хватало проблем в Голландии и на Средиземноморье, смогла предотвратить открытый конфликт.
Окончательный разрыв между странами последовал в августе 1585 г. Елизавета Английская подписала соглашение с голландцами, согласно которым островитяне повстанцам обещали держать в Голландии 6350 пехотинцев и 1000 всадников, а также оплачивать четверть всех военных расходов Генеральных Штатов. Таким образом, англичане:
- а) признали легитимность голландского повстанческого правительства;
- б) осуществили с точки зрения Испании прямое вмешательство в испанские дела;
- в) поддержали бунтовщиков в попытке отторжения территорий от Испании.
Теперь Филипп был просто обязан реагировать. События начали развиваться стремительно. Испанский король, которому по горло уже хватало затянувшейся войны в Голландии и нестабильной ситуации в Германии, попытался в последний раз мирно решить с Елизаветой вопрос о прекращении поддержки врагов Кастилии и Арагона. Иберийский посол просто умолял английскую королеву одуматься, ведь испанцы и голландцы уже сели за стол переговоров и практически пришли к компромиссу, после же вступления в войну, на стороне мятежников, Англии о мире в Голландии придется забыть на долгое время. Елизавета, в свою очередь, отвечала, что будет защищать дело Реформации, и что Нидерланды очень важны для Англии как ключевой торговый партнер.
Стало понятно, что мирно эту проблему не решить. В письме к Алессандро Фарнезе – главнокомандующему испанскими войсками в Голландии и Фландрии, – написанном еще в сентябре 1583 г., Филипп отмечает, что успех в действиях против повстанцев недвусмысленно соприкасается с ликвидацией угроз от английской внешней политики. Король отмечал:
«для того чтобы покончить с восстанием в Нидерландах раз и навсегда, было бы разумно принять меры, гарантирующие, что война там не получала поддержку из Англии».
После демарша Елизаветы в августе 1585 года посол Священной Римской Империи говорил, что
«Англия сорвала маску по отношению к Испании».
ПЛАНЫ ВЫСАДКИ
В январе 1586 года де Базан озвучил перед испанским королем Филиппом II идею о высадке в Британии и свержении королевы Елизаветы. Филипп сразу же загорелся предложением и поручил дону Альваро заняться этим вопросом. Данная затея предполагала большие затраты как в людях, так и в материалах. Причем с самого начала было понятно, что придется задействовать очень большие силы: в своей первой записке де Базан отмечал, что он планирует оснастить, по крайней мере, 150 больших кораблей общим тоннажем не менее чем 77 тысяч тонн, еще 400 более мелких судов, и посадить на них около 55 тысяч солдат десанта, загрузить огромный артиллерийский парк с полной обслугой, да еще и отряд из 3000 землекопов в придачу. Филипп II решился на предприятие и даже заручился благословением Папы Римского, который очень хотел отвернуть Британию от схизмы и вернуть ее в лоно Католической церкви.
Местом сбора судов Армады был определен португальский Лиссабон – самый большой порт океанского побережья Иберии, обладавший довольно большой гаванью в устье реки Тахо и большими для своего времени кораблестроительными и ремонтными мощностями. Еще не построенный флот назвали «Felicisima Armada» – «Наисчастливейшая Армада», намекая на его освященную Папой миссию.
В марте 1586 г. де Базан предоставил детальный расчет сил, необходимых для проведения операции. Отплывающий к берегам Англии флот должен был состоять из военных кораблей, исполняющих функцию эскорта, и большого количества транспортов с войсками для высадки. Чтобы обеспечить разгрузку войск с океанских транспортов, в составе флота предполагалось иметь несколько больших гребных судов. Командовать соединением должен был лично генерал-капитан.
Этот план сразу же был оспорен Алессандро Фарнезе. В своей записке от 20 апреля 1586 г. тот писал Филиппу II:
«Идея большого каравана транспортных и военных кораблей глупа и примитивна. Собрание парусников разного размера, разного класса, разной вооруженности, наконец, просто разной скорости – это самый неудачный способ произвести успешную операцию».
Фарнезе предлагал следующее: армада военных кораблей отплывает из Лиссабона, минует Канал и проследует к Корнуоллу, где будет только угрожать высадкой английскому побережью. Плюсов в этом плане главнокомандующий видел несколько:
- • не надо тащить с собой мимо берегов Франции около 500 транспортов с войсками, которые придется забрать из торгового флота;
- • можно не брать с собой гребные суда, ибо специально построенные в Дюнкерке плоскодонки (Фарнезе, используя леса, растущие недалеко от Лилля, обещал построить до 100 таких судов) вполне смогут как форсировать Канал, так и подойти близко к английским берегам для высадки;
- • военные корабли будут лишь приманкой для английского флота, который надо будет оттянуть от побережья Фландрии.
Помимо плюсов план имел и довольно крупные минусы. Во-первых, надо было точно рассчитать время готовности Армады и собрать войска в Дюнкерке. Во-вторых, было ясно, что голландский флот будет блокировать испанские порты во Фландрии [2], соответственно, надо было как-то снять блокаду. В-третьих, районы Дюнкерка и Остенде изобиловали мелями и песчаными барами, что ограничивало большие испанские корабли в маневре и возможностях подхода к берегу. В тех водах плоскодонные голландские и английские суда имели преимущество в противодействии высадке и действиях около берега. Кроме того, не ясно, как Фарнезе надеялся подготовить к отплытию 100-200 судов в абсолютной тайне, чтобы об этом не узнали голландцы и англичане? И даже если б это удалось, каким образом можно было заранее просчитать погоду для высадки, ведь малые плоскодонные суда имеют ограниченную мореходность? Филипп II, прочитав письмо фламандского наместника, собственноручно начертал на нем:
«Практически невыполнимо!».
Летом 1586 года священник и ученый Бернардино де Эскаланте, друг Филиппа II, составил меморандум с различными стратегическими альтернативами нападения на Англию. Всего их было три:
- атака с севера с высадкой в Шотландии;
- высадка на юго-западном побережье Острова и в Уэльсе;
- блицкриг из Фландрии.
Все три сами по себе были признаны опасными, поэтому Эскаланте предложил совместить два последних варианта. Предполагалось, что крупная эскадра доберется до Ирландского моря, где установит опорный пункт высадкой либо в Ирландии (Уотерфорд), либо в Уэльсе (Мэлфорт или Хейвен). Пока англичане будут заниматься отражением этого десанта, а планировалась высадка не менее чем тридцати тысяч человек, Фарнезе со своими ветеранами быстро переправится через Ла-Манш, высадится в Эссексе и ударит по Лондону.
План предполагал еще один возможный этап, политический, в зависимости от конкретных успехов этого двойного десанта – смещение Елизаветы. Филипп немного модифицировал план: первый десант высадится в Ирландии, флот останется у пролива Св. Георга, оттягивая на себя английские морские силы в течение, как минимум, двух месяцев, а по прошествии этого времени – неожиданно перебазируется в Ла-Манш и возьмет пролив под контроль (каким образом – неизвестно). Тогда, и только тогда Фарнезе осуществит форсирование Па-де-Кале и высадку. Это добавление вызвало резкую критику со стороны самого Фарнезе. В октябре 1586 года герцог написал Филиппу длинное письмо, в котором недвусмысленно указывал на недостатки предлагаемой двухмесячной задержки между двумя нападениями. И хотя король проявил явное нежелание модифицировать свой план, все же его уверенность была поколеблена. В последующем послании герцог, вполне резонно раскритиковал также элемент, касающийся высадки в Ирландии. Наконец, после многомесячного обсуждения, Филипп смирился. В июне 1587 г. был отброшен вариант с Ирландией, а в сентябре план принял окончательную форму: Армада направляется в Ла-Манш, там встречается с Пармой и защищает его переправу.
Испанский король предложил Фарнезе и Базану (которого уже назначили начальником экспедиции) новые соображения: генерал-капитан берет на борт небольшое (4000 пехоты и 3000 кавалерии) количество войск. Задача Армады — очистить Канал от вражеских кораблей и обеспечить высадку первого эшелона в Англии, которым будет командовать сам де Базан. Далее флот идет в Дюнкерк и грузит второй и третий эшелоны войск, которые уже состоят из фламандских ветеранов. Флотом и войсками в дальнейшем командует Фарнезе.
И де Базан, и Фарнезе были недовольны планом короля. По мнению Базана, Филипп II сильно упрощал ситуацию, но совершенно не исключал минусы плана фламандского наместника. А если первый эшелон будет разбит до прибытия второго? А если бурное море задержит высадку? В конце концов, с учетом последующей переброски армии из Дюнкерка, высадка должна будет планироваться в неудобном Кенте, тогда как в районе Плимута или Саутгемптона высаживать войска гораздо удобнее! И самое главное – зачем эта совершенно непонятная смена командования в самой середине операции?
Базан понимал, что первоначально предложенный им план также не идеален, но все же более реалистичен. Генерал Океана придерживался принципа «все свое вожу с собой». Да, это будет громоздкое соединение разнокалиберных транспортов, но он, как начальник экспедиции, с таким конвоем мог поступать сообразно обстановке, без оглядки на ситуацию во Фландрии. Он мог высадить армию, как в холмистом Корнуолле, так и в низинном Эссексе, а большое количество кораблей позволяло отбить любые атаки и англичан, и голландцев. Таким образом, по мнению генерал-капитана, основным врагом такого гигантского конвоя была исключительно погода.
К этому следует добавить, что голландцы, обладавшие к 1588 году удобными и довольно глубоководными Флиссингеном и Брилем, легко могли контролировать и блокировать Дюнкерк, поскольку тамошние корабли могли форсировать песчаные бары на входе в бухту лишь во время прилива и с определенным ветром.
Согласно плану де Базана «день X» был назначен на 30 мая, когда корабли должны были покинуть Лиссабон. 19 июня они, согласно плану, должны были бросить якорь в Ла-Корунье, а 22 июля, закончив последние приготовления, – отправиться в поход к Ла-Маншу. В «Секретной Инструкции», данной генерал-капитану кавалерии дону Алонсо де Лейва, отмечалось, что для успеха операции неплохо было бы захватить остров Уайт, где могла бы базироваться Армада. Однако, чтобы не снижать темпа операции, было решено отложить захват острова до окончания высадки Фарнезе, район которой был определен в Кенте, между Дувром и Маргейтом.
В общем, все три плана (Филиппа II, Базана и Фарнезе) не учитывали в должной мере сложный климат и гидрологию Канала. Недаром ирландский историк Сирил Фолс отмечал:
«Высадка в Ирландии и переход с ее берегов на английские, несмотря на кажущуюся сложность, был гораздо более удобен в эпоху парусов, чем высадка в Канале. Часто забывают, что при форсировании Па-де-Кале из Дюнкерка или Остенде нужно было ждать восточного ветра, который в тех краях довольно редок, тогда как зюйд-ост, требуемый для высадки в Ирландии, был постоянным ветром как в Бискайском заливе, так и на входе в Ла-Манш со стороны Бретани. В то же самое время, при высадке идальго в Ирландии уже англичане должны были ожидать восточного ветра, что, несомненно, помешало бы им противодействовать десанту. Ирландия была еще мало освоена англичанами и заселена народом, люто ненавидевшим их, тогда как влияние Испании и испанцев было в Ирландии очень велико».
Надо добавить, что большая часть ирландцев были католиками, ненавидевшими англичан-протестантов.
В оправдание Филиппа и его приближенных стоит сказать, что высадка в Ирландии была бы актуальна в случае полномасштабной войны с Англией с последующим завоеванием этой страны. В планы же испанцев входил блицкриг с последующим coup d’etat (дворцовым переворотом), а не долгая и трудная военная кампания на Острове.
Что же касается собственно Британии, там католики совсем потеряли остатки былого авторитета. К тому же, в случае гипотетической высадки испанцев, даже эти люди встали бы под знамена королевы Елизаветы, поскольку Филипп Испанский выглядел бы в их глазах агрессором, захватчиком [3].
АТАКА КАДИСА
Зимой 1587 года в Лиссабоне и Кадисе начались первые приготовления к выходу Армады. Для такого количества кораблей нужно было много боеприпасов, запчастей, материалов, вооружения. В Англии были уже извещены о зловещих приготовлениях. Елизавета хотела, если не расстроить полностью, то хотя бы оттянуть выход Армады из Лиссабона. Это было жизненно важно для Острова, поскольку королева осознавала, что ее государство просто не готово дать серьезный отпор испанцам. Именно это желание и легло в основу рейда к Кадису знаменитого корсара Френсиса Дрейка.
Елизавета узнала о готовящейся экспедиции почти сразу же, и это вызвало определенную тревогу. Естественно, масштаб приготовлений испанцев был неизвестен, но, зная о ресурсах иберийцев и о силе испанского флота, англичане занервничали. Мысль о превентивной атаке Армады пришла почти сразу же. Уже в письме к королевскому Совету от 3 марта 1587 г. Френсис Дрейк пишет:
«Здесь [в Плимуте] довольно много судов и отличных солдат, которых при желании можно завербовать для экспедиции. Капитаны торговых судов дали мне предварительное согласие».
2 апреля в письме к Уолсингему он развивает мысль:
«Если Ваша Светлость соизволила бы выдать какую-то резолюцию, приказ, что я свободно могу вербовать людей и корабли – дело пошло бы гораздо быстрее».
Но все было не так просто. При дворе Елизаветы шли ожесточенные споры – стоит ли дразнить испанцев еще одним корсарским налетом, причем на этот раз на территории Иберийского полуострова. К примеру сэр Джеймс Крофт, мажордом (Comptroller of the Household) Елизаветы, очень резко отзывался о затее Дрейка, считая, что этот шаг приведет к полному разрыву с Испанией и не оставит возможности договориться с Филиппом II. Кроме того, Крофт обвинил Дрейка в разбазаривании государственных средств: вместо того, чтобы потратить деньги (которых и так мало) на укрепление обороны своего побережья, сэр Френсис хочет взять из казны сумму на пиратский набег, исход которого совершенно неясен. Дрейк смог отмести последнее обвинение одним ударом: 10 апреля 1587 г. он заключает соглашение с компанией Торговых Авантюристов [4] о финансировании атаки Кадиса. Елизавета после раздумий приняла сторону «ястребов», тем более, что раскошеливаться не пришлось. К тому же, королева договорилась с Дрейком, что выделит ему четыре королевских корабля, а взамен он гарантирует ей половину прибыли, ежели таковая будет.
Уже 12 апреля из гавани Плимута вышли следующие корабли: перестроенный в 1581 году 47-пушечный «Элизабет Бонавенчур» (флагман, командующий сэр Френсис Дрейк), 38-пушечный галеон «Голден Лайон» [5] (вице-адмирал Уильям Берроуз), 41-пушечный «Дредноут» [6] (исполняющий обязанности контр-адмирала кэптен Беллингхэм) и 40-пушечный новейший «Рейнбоу» [7] (кэптен Томас Феннер). Остальные 20 кораблей (в основном мелкие парусно-гребные суда — пинасы) экспедиции были зафрахтованными приватирами. Отряд взял курс на Бискайский залив.
Хотя королева Англии и верила в удачливость Дрейка, все же она решила подстраховаться: ровно через семь дней после отплытия, то есть 19 апреля 1587 г., к Дрейку была направлена быстроходная яхта с приказом королевы воздержаться от атаки и грабежа испанских портов. Таким образом, в случае неудачи правительница Британии могла представить экспедицию как абсолютно частное предприятие взбунтовавшихся подданных. Эта яхта никогда так и не достигла Дрейка, но об отправке этого судна было громогласно объявлено при дворе и сообщено послу Испании.
Меж тем, Дрейк был уже у берегов Галисии. Около мыса Финистерре его отряд застиг шторм, который разметал суда, один из пинасов вылетел на скалы и разбился. Непогода длилась неделю, но все же Дрейку удалось собрать свои корабли. 25 апреля англичане обнаружили два голландских судна, капитаны которых сообщили им о том, что в Кадисе для отправки в Лиссабон оснащают большое количество галеонов Армады. Подготовка еще не закончена, поэтому испанские navios (корабли) стоят без мачт и вооружения, а эскадра де Базана, базировавшаяся на этот порт, ушла встречать ежегодный конвой из Вест-Индии. Экспедиция сразу же взяла курс на Кадис.
В ночь на 29 апреля Дрейк оставил на левом траверсе городок Рота и вошел в Кадисскую бухту.
Кадис расположен в южной части Пиренейского полуострова на длинной косе, вытянутой вдоль материка. Тонкий перешеек соединяет этот город с континентом; с одной стороны – Атлантический океан, с другой – воды Кадисской бухты. Изрезанные берега косы и континента образуют три гавани, из которых две являются внешними, а одна – внутренней. На материке, напротив Кадиса, располагаются форты Санта-Катарина, Санта-Мария, Порто-Реал, а на перешейке – сильно укрепленный бастион Пунталь. В глубине внутренней гавани находился город Каракка. Общее количество пушек крепостей Кадиса и фортов, прикрывавших город, насчитывало около 100 единиц. На момент атаки между Санта-Марией и Порто-Реалом у песчаных баров находились 30 мобилизованных судов [8], работы по оснащению которых еще не были закончены. Стоит так же отметить, что «уркас» не имели команд – их временно распределили по военным кораблям де Базана, чтобы новички понабрались опыта. В глубине бухты, около Каракки, находились 20 французских торговых кораблей, избравших Кадис временной стоянкой перед переходом домой.
К чести испанских солдат – дозорные сразу заметили отряд Дрейка. К кораблям, на которых по приказу сэра Френсиса были подняты французские и фламандские флаги, для досмотра была выслана шлюпка таможенной стражи. На полпути по шлюпке был открыт огонь, четверо солдат погибли, оставшиеся же погребли к берегу так быстро, как только могли. За ними в погоню кинулся баркас англичан, но испанцы успели нырнуть под защиту батарей порта.
Этот пушечный выстрел послужил началом паники, охватившей городское население Кадиса. Торговый и рабочий люд кинулся к городским воротам, в давке погибло 19 человек. Мэр города Хуан де Вега срочно послал известие об атаке англичан герцогу Медина-Сидония, а сам судорожно стал готовить Кадис к обороне. Срочно послали рабочих рыть траншеи и укрытия для пушек у берега. Были открыты Арсенал и армейские магазины. Сидония, получивший к тому времени известия об атаке англичан на город (о кораблях никто не думал – все были уверены, что сейчас начнется высадка войск), помчался в город всего лишь с четырьмя слугами, приказав мобилизовать и перебросить в Кадис всех и вся. По мосту Суасо, соединяющему материк и перешеек к ночи прошли 200 аркебузиров. Срочно вышли полки из Хереса и Каракки.
Тем временем Дрейк спокойно атаковал брандерами, сжег и захватил то ли 20, то ли 26 из 30 кораблей Армады (среди которых был галеон Санта-Круса 800-тонный «Нуэстра Сеньора дель Розарио»), одиноко стоявших у песчаных баров. В атаку на англичан были посланы шесть кастильских галер и один галиот под командованием Педро де Акунья [9]. Испанские моряки завязали бой с превосходящим противником. В этом скоротечном бою галиот и одна галера были повреждены (у галиота артиллерийским выстрелом снесло банку с тремя гребцами и сломалось несколько весел левого борта; галера была сильно повреждена и вылетела на мель у Кадиса). Из-за большой численности неприятеля Акунья был вынужден отойти.
Что касается двух галер у моста Суасо — они были атакованы четырьмя пинасами англичан, вели двухдневную артиллерийскую дуэль и в результате смогли отбиться.
В отрытых на берегу траншеях спешно развернули полевые батареи (частью использовав для этого пушки, предназначенные для галеонов Армады), которые сразу же открыли огонь по англичанам. Было принято решение организовать запись в ополчение. Испанцы вели огонь из всех видов оружия, но огонь пушек оказался неточным, это было связано с тем, что из-за отсутствия достаточного количества артиллеристов к орудиям встали рабочие верфей. Дрейк сквозь огонь посылал призовые команды к испанским кораблям в Нижней Гавани. Их задачей было сжечь как можно больше судов.
Бои длились три дня. К 1 мая англичане смогли уничтожить то ли 24 (по испанским данным), то ли 33 (по английским) испанских корабля. Кроме того Дрейк сумел захватить четыре испанских торговых корабля, не предназначенных для Армады. 2 мая он покинул воды Кадиса. Англичане потеряли один приз – португальскую каравеллу, которую смогли отбить галеры Акуньи, – и одного человека убитым. Стоит упомянуть еще об одном захвате: Мартин Фробишер увел из Каракки большое торговое судно, груженое 3000 бочками с хересом. Опасаясь упадка дисциплины, этот приз под конвоем двух пинас побыстрее спровадили в Англию.
Дрейк проследовал к мысу Сент-Винсент, где нахрапом захватил сильную крепость Сагреш, построенную еще при Генрихе Мореплавателе. Разломав там и взорвав, что только можно, корсар проследовал к Лиссабону, где начал охоту на рыболовные суда испанцев и португальцев. Базан спешно вооружал корабли, чтобы дать отпор неприятелю, однако Дрейк быстро отошел к Сагрешу, а потом – к Азорским островам, где захватил галеон «Сан-Фелипе» с грузом пряностей, шелка и золота на 11400 фунтов стерлингов.
6 июля Дрейк вернулся в Англию. Ущерб, нанесенный англичанами, был велик. Прежде всего, испанцы потеряли большое количество кораблей, которые могли бы войти в состав Армады. Дрейк также сжег в Сагреше около 1600 тонн дубовых досок, приготовленных для выделки бочек, которые были необходимы для комплектования флота Базана провизией. Также была полностью нарушена система морских перевозок у португальских берегов. Атака Дрейка отложила экспедицию к берегам Англии более чем на год.
- До этого момента Англия и Испания имели очень хорошие отношения. Кульминацией англо-испанской дружбы можно назвать свадьбу инфанта Филиппа (будущего Филиппа II) и Марии Тюдор
- На тот момент Антверпен был взят испанцами, поэтому, если бы выход Армады планировался на 1586 год, угрозой голландского флота можно было бы пренебречь.
- Елизавета, тем не менее, серьезно воспринимала угрозу католического заговора в Англии и предпринимала меры к нейтрализации католических сил. Так в 1586 и 1587 годах были произведены повальные обыски в Ланкашире. Несколько католических проповедников было арестовано и посажено в тюрьму. У католиков было изъято холодное и огнестрельное оружие
- Компания Торговых Авантюристов (Company of Merchant Adventurers of London) была основана в 1407 г. гильдией лондонских купцов, занимающихся экспортом неокрашенного отбеленного сукна. Основные направления торговой деятельности – Германия, Голландия, Норвегия, Швеция, Дания, Франция, Испания, Средиземное море. После введения Филиппом II высоких ввозных пошлин на сукно в 1560 г. и запрета ввоза сукна из Англии на мятежные нидерландские территории, Торговые Авантюристы постоянно финансировали корсарские набеги на испанские территории. В соответствии с Уставом 1564 г., директорат компании состоял из управляющего, пяти его заместителей и 24 помощников
- Построен в 1557 г. в Депфорде, тоннаж 650 т.
- Построен в 1571 г. корабельных дел мастером Метью Бейкером, 360 т.
- Построен в 1586 г. в Депфорде корабельных дел мастером Питером Петтом, 360 т.
- По-испански этот тип кораблей называется «урка» (urea). В данном случае это торговые суда, призванные временно на военную службу; так же именуются вообще любые транспортные суда
- Всего у Акуньи было 8 галер и 1 галиот. Испанцы оставили две галеры у моста Суасо, соединяющего форт Санта-Мария с перешейком, на котором расположен Кадис. Если бы Дрейк собирался высаживаться и грабить город, этот мост имел бы стратегическое значение, поскольку по нему с материка можно было перебросить в Кадис дополнительные войска. Испанцы имели все основания думать, что англичане пришли именно разграбить город, поскольку еще свежи были в памяти атаки Дрейка на Картахену Индийскую и Сан-Доминго в 1586 году
источник: Сергей Махов «Непобедимая Армада» «Арсенал-Коллекция» № 3'2014