Немецкий крейсер для Китая
Содержание:
Несмотря на период относительного спокойствия, наступивший в Китае после «северного похода» и воссоединения — пускай даже условного — страны под знаменем националистов, положение дел все еще оставалось очень тяжелым. Центральная власть была все еще слаба, и в значительной степени зависела от переменчивой лояльности отдельных варлордов. Непрерывные восстания, то вспыхивающая, то угасающая война с коммунистами, постоянная угроза конфликта с Японией (захватившей в 1931 Манчжурию)…
Но в эти годы у Китая был неожиданный и достаточно могущественный друг: Германия.
Для европейцев это выглядит парадоксальным, но именно в 1930-ых, с приходом к власти в Германии партии национал-социалистов (признана преступной решением международного Нюрнбергского трибунала в 1946), между Берлином и Нанкином (новой столицей Китайской Республики) установилось на редкость замечательное взаимопонимание. Германия, быстро избавляющаяся от ограничений Версаля, искала торговых партнеров и внешние рынки для своей мощной промышленности. Китай же искал партнера, достаточно самоуверенного и нахального, чтобы, наплевав на мандаты Лиги Наций и недовольство Японии, продавать китайцам промышленное оборудование и военную технику. И интересы двух националистических режимов прекрасно совпали.
Начиная с 1933 года, Германия все активнее расширяла свои взаимосвязи с Китаем. По составленному немецкими инженерами многолетнему плану, в Китае строились железные дороги и промышленные предприятия. Немецкие генералы тренировали китайских офицеров и принимали деятельное участие в переформировании на европейские стандарты и обучении восьми дивизий — в дальнейшем составивших костяк армии Гоминьданя. Китайские арсеналы перешли на выпуск немецкого вооружения и оснащения, от «винтовок Чан-Кайши» (лицензионная копия немецкой Mauser Standardmodell) и до касок Stahlhelm. Все это, разумеется, оплачивалось поставками в Германию китайского сырья, концессиями немецких капиталов в китайской экономике.
Разумеется, не остался без немецкого внимания и китайский флот. Малоудачный опыт сотрудничества с японцами (закончившийся заказом в Японии учебного крейсера «Ping Hai» и постройкой аналогичного «Ning Hai» на китайских верфях) заставил китайских адмиралов искать новых партнеров. Немцы, вполне естественно, своего не упустили.
В первой половине 1930-ых, подставная голландская фирма Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw (IvS) — являвшаяся по сути дела, неофициальным филиалом немецких судостроительных компаний, созданным для обхода ограничений Версальского Договора — предложила вниманию китайских адмиралов серию перспективных проектов:
* Легкий крейсер водоизмещением 6000 тонн.
* Эсминец водоизмещением 1300 тонн.
* Миноносец водоизмещением 600 тонн.
* Подводная лодка — минный заградитель водоизмещением 490 тонн.
О первом из этих проектов — «быстроходном» крейсере стандартным водоизмещением в 6000 тонн (судя по тому, что эта цифра встречается и в японских экспортных проектах, это было китайское требование) — я и хочу рассказать.
По конструкции, 6000-тонный крейсер совершенно явно происходил от немецких легких крейсеров типа «K» (тип «Кенигсберг»), хотя отдельные конструктивные элементы были ближе к более позднему классу «Лейпциг». Наибольшая длина его составляла 170,7 метров (560 футов), длина по ватерлинии — 166 метров (454 футов). Наибольшая ширина была равна 15,3 метрам (50 футам). Осадка в документах не приводится, но, по всей видимости, она составляла бы около 6-6.2 метров. Экипаж оценивался в 500 матросов и офицеров.
Общую стоимость крейсера оценивали в 7.000.000 долларов США. Эта сумма должна была быть уплачена в несколько этапов: 30% вносились при размещении заказа, а оставшееся равными частями по мере достижения оговоренных стадий постройки. Во избежание обвинения Германии в нарушении Версальского Договора (все еще действующего), крейсер собирались строить на голландских верфях IvS — разумеется, из немецких компонентов — а время постройки оценивали в 36 месяцев от закладки до ввода в строй.
ВООРУЖЕНИЕ
Основное вооружение крейсера составляли девять 6-дюймовых орудий, установленные в трех трехорудийных башнях. Точный тип орудий не указывается. По-видимому, в качестве таковых немцы собирались использовать 15-cm/60-калиберные пушки SK C/25 в башнях типа Drh. LC/25. Эти орудия обладали высокой начальной скоростью (960 м/с) и на предельном угле возвышения в 40 градусов могли запустить 45.5-кг фугасный или полубронебойный снаряд на дистанцию в 25.700 метров.
Однако, нельзя исключать и другие варианты: например, немцы могли использовать в экспортном проекте старые 45-калиберные пушки типа SK L/45.
Расположение орудий соответствовало традиционной немецкой схеме с упором на ретирадный (кормовой) огонь. Одна трехорудийная башня располагалась в носу на полубаке, две другие — линейно-возвышенно в корме. Такое расположение соответствовало немецким взглядам на применение легких крейсеров как рейдеров на коммуникациях противника: наиболее мощный огонь был направлен назад, против возможного преследователя. Орудия комплектовались боекомплектом в 100 снарядов на ствол — итого 900 снарядов в сумме.
Зенитное вооружение крейсера должно было состоять из четырех 3-дюймовых (вероятно, все же 88-мм) зенитных орудий в одинарных щитовых установках. Наиболее вероятно, что в такой роли должны были использоваться старомодные 8.8-cm/45 Flak L/45, в щитовых установках MLP C/13. Хотя эти орудия были сконструированы еще в 1900-ых, они были модернизированы под использование тех же боеприпасов, что и более современные зенитки SK C/30, и активно поставлялись немцами на экспорт. Два орудия должны были располагаться в центре корпуса побортно, еще два — в ряд на крыше кормовой надстройки. Боезапас составлял по 250 снарядов на ствол.
Зенитное вооружение ближнего действия состояло из четырех спаренных «двухфунтовых» автопушек. По-видимому, имеются в виду автоматы 3.7-cm/82 SK C/30 в спаренных установках LC/30. Два орудия располагались на крыше надстройки, два побортно. Боезапас составлял 1000 патронов на ствол.
Артиллерийское вооружение дополнялось торпедным: двумя поворотными трехтрубными аппаратами на верхней палубе побортно. Боезапас составлял шесть 533-мм (21-дюймовых) торпед в трубах, запасного комплекта не имелось. Для обороны от подводных лодок, крейсер нес два бомбомета (вероятно, K-пушки) и боекомплект в 25 глубинных бомб.
В качестве систем управления огнем, крейсер должен был нести три универсальных (способных работать и по надводным и по воздушным целям) дальномера. Один располагался на вершине главной мачты, второй — на крыше навигационного мостика, и третий — на крыше рулевой рубки. Все три дальномера были увязаны в общую систему управления огнем с вычислительным постом под броневой палубой, и орудийными башнями. Максимальная дальность прицельного огня оценивалась в 30.000 метров (16 морских миль).
Для ведения боя ночью, крейсер был оснащен тремя прожекторными установками. Две стояли диагонально на средней платформе носовой мачты, а третья на верхней платформе кормовой мачты. Расположение установок позволяло задействовать все три практически в любом направлении. Для маскировки, имелась также аппаратура дымопускания.
БРОНИРОВАНИЕ
Согласно проекту, крейсер должен был иметь броневой пояс по ватерлинии «почти на всю длину корабля». Пояс должен был собираться из двух рядов броневых плит, общей высотой около 3 метров (дважды по 5 футов). Толщину броневых плит немцы не сочли должным указать, но по всей видимости, она составляла бы около 50 миллиметров. С торцов пояс должны были замыкать броневые траверсные переборки, вероятно, толщиной около 20-25 мм.
Горизонтальное бронирование состояло из единственной броневой палубы со скосами, проходившей примерно в 1,5 метрах (5 футов) над ватерлинией. Плоская центральная часть броневой палубы имела толщину около 20-25 мм (в оригинале «около 1 дюйма»), а спускавшиеся к нижней кромке броневого пояса скосы — около 50 миллиметров, под углом в 40 градусов. Броневая палуба продолжалась на всю длину крейсера.
Описание бронирования башен главного калибра и боевой рубки очень абстрактное, упоминается только «будут надежно защищены слоем прочных броневых плит». Зенитные орудия должны были оснащаться противоосколочными щитами.
В качестве средств противоторпедной защиты, крейсер оснащался двойным дном на всю длину, двумя продольными противоторпедными переборками и поперечными водонепроницаемыми переборками в количестве «достаточном», чтобы обеспечить непотопляемость крейсера при затоплении любых двух отсеков.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА
В отличие от немецких прототипов, крейсер для Китая должен был быть чисто паровым — никаких сложных дизельно-турбинных комбинаций. Турбинное оснащение было весьма старомодным: на каждый вал работали по две турбины, одна высокого и одна низкого давления. Кроме них, имелась еще и турбина крейсерского хода (15 узлов) подключавшаяся к турбине высокого давления правого борта через специальную муфту.
Общая мощность турбинной установки составляла 37.500 л.с. Это давало максимум 280 оборотов вала в минуту и предельную скорость в 32 узла. Эта скорость являлась «гарантийной» при водоизмещении загруженного корабля не более 6300 тонн.
Пар обеспечивали шесть водотрубных котлов с трубками малого диаметра, расположенные попарно в трех машинных отделениях. Давление пара достигало 400 psi (фунтов на квадратный дюйм) при температуре 350 по Цельсию (660 градусов Фаренгейта). Котлы были чисто нефтяными, дым отводился в две вертикальные трубы. Запаса топлива в 300 тонн нефти должно было хватить на 13.000 км (7000 морских миль) экономичного 15-узлового хода.
АВИАГРУППА
По проекту, крейсер должен был нести одну поворотную катапульту в центре корпуса — за трубами — и один гидросамолет на ней. В качестве такового, вероятно, предполагалось использовать стандартный Heinkel He.60.
Ангара не имелось, гидросамолет хранился прямо на катапульте. Для подъема самолета с воды обратно на борт на задней мачте имелся кран-стрела, также используемый для спуска и подъема на борт шлюпок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проект немецкого легкого крейсера определенно звезд с неба не хватал, но был выполнен достаточно добротно. Можно долго дискутировать, насколько осмысленным корабль такого класса был бы конкретно для Китая. С одной стороны, в условиях тотального превосходства японского флота, быстроходные рейдеры были одним из тех немногих средств, которые Китай, пожалуй, мог бы реалистично применить. С другой… для Китая на первом месте стояли вопросы обороны своего длинного побережья. И тут легкий немецкий крейсер явно ничем особенным не блистал: по боевым параметрам он уступал любому японскому тяжелому крейсеру.
По всей видимости, китайцы рассуждали точно также. Из всего представленного немцами набора проектов, они проявили интерес в основном к субмаринам. Подводные лодки выглядели наиболее эффективным для Китая вложением средств, пригодным и для обороны побережья, и для действий на японских коммуникациях. Немцы были с этим вполне солидарны — имеющиеся документы делают упор как раз на выгодность заказа субмарин.
В 1937 году, правительство Гоминьданя заказало в Германии две субмарины на общую сумму в 10.000.000 марок. Это были береговые подводные лодки Type IIB, надводным водоизмещением около 280 тонн. Спроектированные уже знакомой нам голландской фирмой Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw (одной из задач которой был обход запрета на строительство в Германии подводных лодок) по образцу сконструированной для Финляндии субмарины CV-707 «Vesikko», эти небольшие компактные лодки предназначались в первую очередь для обороны побережья. В дальнейшем предполагалось заложить еще три большие субмарины Тип VIIA… но до этого дело так и не дошло.
С подписанием Антикоминтерновского Пакта в 1936 году, Берлин начал постепенный отход от политики сотрудничества с Китаем в пользу сближения с Японией. Такое решение вызвало существенное недовольство как немецких военных, так и немецкого бизнеса (немецкая торговля с Японией была значительно меньше по объему чем с Китаем), но с началом Второй Японо-Китайской Войны в 1937 отношения распались окончательно. Хотя поначалу Германия еще выполняла договоренности и даже пыталась действовать как посредник, в надежде на скорый мир, но уже в 1937 нацистская верхушка запретила поставлять в Китай оружие и снаряжение сверх ранее заказанного. Две субмарины Тип IIB по китайскому заказу хотя и были заложены в 1938 году, но по настоянию японцев, их постройку приостановили. В 1939, с началом Второй Мировой Войны обе лодки были реквизированы и введены в состав Кригсмарине под номерами U-120 и U-121. Обе лодки использовались только в учебных целях, и были затоплены в Бременсхафене в 1945 году.