14

В чём был главный недостаток торпед с механизмом маневрирования Fat? В том, что для обеспечения нормального угла попадания торпеды в борт корабля-цели нужно было стрелять с траверза,причём желательно под прямым углом к курсу цели. Такие идеальные условия немецким подводникам выпадали далеко не всегда, особенно с окончанием «Счастливых времён» 1940-1941 гг.

Решение было найдено довольно быстро. Раз у лодки нет возможности оказаться там, откуда было бы удобно выстрелить торпеду Fat, то нужно просто доставить торпеду в эту точку. Каким образом? А пусть торпеда сама в эту точку придёт. То есть: лодка стреляет торпедой из того места, откуда ей удобно; торпеда выполняет послезалповый поворот на заданный гироскопический угол и идёт прямым ходом в нужную точку, где выполняет второй поворот, а далее следует шаблону наведения Fat. Просто? Просто. Однако идея – это всего лишь идея, а вот при её техническом воплощении всплыло огромное количество сложностей. Почти все они были с большим или меньшим успехом решены.

В ходе разработки нового прибора несколько раз был видоизменён (продуман и улучшен) шаблон маневрирования торпеды. Это происходило постепенно, ибо с появлением и обоснованием идей вырабатывались новые конструкторские решения. Далее проходили испытания, выявлявшие слабые места, и конструкторы, подстёгиваемые командованием подводного флота, снова разворачивали свои ватманы и кульманы.

Регламентные работы на торпедах

Регламентные работы на торпедах

В итоге к апрелю 1944 года подводный флот Кригсмарине получил торпеду Lut. Было две последовательных модификации – Lut I и Lut II. Если в случае торпед Fat номер модификации указывал на тип торпеды (Ato или Eto), то в случае торпед Lut номер модификации обозначал количество кулачков, используемых в приборе маневрирования – три либо (несколько позже) четыре. Lut означает Lageunabhängigertorpedo, то есть «торпеда, не зависящая от угла пуска». Её и в самом деле можно было пускать, находясь в любом месте относительно вражеского ордера – хоть с траверза, хоть с носовых или кормовых курсовых углов, хоть навстречу, хоть вдогонку. Также торпеда Lut играла роль оборонительного оружия: ею полагалось стрелять из кормовых «труб» по догоняющему кораблю-охотнику. Были разработаны тактические рекомендации на каждый случай, а также нормы загрузки различных торпед в лодки различных типов, в том числе и в зависимости от театра боевых действий, от спектра решаемых лодкой текущих задач и от возможностей военной промышленности (то есть от наличия торпед на складах) – совсем как в наше время.

Увы немецким инженерам – они хоть и создавали новые невиданные торпеды, но при внедрении новшеств занимались всё больше штурмовщиной по принципу «нос вылез – хвост увяз, хвост вылез – нос увяз». Изобретать новый прибор управления стрельбой было некогда, поэтому видоизменяли старый, впихивая в него дополнительные устройства, и их расположение не всегда было удачным. Точно так же обстояло дело и в торпедных отделениях, потому что размещать новые приборы ввода данных было практически негде, так что инженеры буквально «играли в тетрис». Активное маневрирование (крутые повороты) торпед вызывали раскачивание торпед по углу крена; это потребовало увеличения площади и высоты вертикальных рулей, но теперь торпеда не влезала в «трубу», и пришлось делать дополнительные складные (выдвижные) стабилизаторы на рулях с механизмом их выдвижения после пуска. Торпеды получили дополнительные отверстия для ввода данных; шпинделя после ввода не всегда убирались вовремя, и бывало так, что упёршаяся в шпинделя торпеда не могла выйти из аппарата, становясь «трубным бегуном». В общем, трудностей хватало. Более-менее они были решены окончательно лишь на лодках типа XXI, но с их вводом в строй Кригсмарине по объективным причинам сильно запоздали. Впрочем, новейшие лодки не решили бы проблему грядущего закономерного краха Третьего рейха, и даже не отсрочили бы. Гитлера не спасло бы никакое «Die Wunderwaffe», ибо против законов истории не попрёшь.

регламентные работы

регламентные работы

Оправдало ли себя внедрение торпед Lut в подводном флоте? Частично. Были и успехи, были и неудачи. Очень часто эти торпеды применялись в режиме обычных прямоидущих, когда не было времени и условий заниматься вычислением и вводом всех этих участков прямого хода, углов поворота, длинных или коротких петель…

Опередили ли немецкие конструкторы – создатели торпед Lut – торпедных конструкторов прочих стран? Да, несомненно. И не только торпед Lut, а и тех, о которых мы ещё будем говорить. Эти торпеды не были форменным идиотизмом вроде пушки «Dora» или танка «Maus»; напротив, они были техническим прорывом своего времени, а потому немецкие наработки легли в основу конструкций послевоенных маневрирующих торпед всех стран, включая СССР.

Более подробно и точно про торпеды Lut нам расскажет поляк Мачек Флорек, чью статью для нас тщательно перевёл Сергей Муравиков.

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account