Немецкая 150-мм тяжёлая полевая гаубица s.F.H. 18 – скрывающая возраст и страдающая лишним весом

16

Немецкая 150-мм тяжёлая полевая гаубица s.F.H. 18 оставила в истории артиллерии заметный след. Разработанное втайне, названное вымышленным именем, имевшее большой вес, но в то же время отличную баллистику и надёжность, это орудие на протяжении всей Второй мировой было одним из столпов немецкой полевой артиллерии и до сих пор подаёт голос в боях гражданской войны в Сирии. Как начиналась его история?

Содержание:

Предыстория создания

По условиям Версальского мирного договора, с 31 марта 1920 года Германия не могла иметь больше семи пехотных и трёх кавалерийских дивизий, общий численный состав её армии не должен был превышать 100 000 человек, включая офицеров и вольнонаёмных. Суммарное количество офицеров, включая персонал штабов, не должно было быть больше 4000 человек. Генеральный штаб распускался и не мог быть восстановлен ни в какой форме. Всеобщая обязательная военная служба отменялась, а армия могла комплектоваться только добровольно.

Парад немецких войск в поверженной Варшаве, осень 1939 года. Проезд s.F.H. 18 на конной тяге: на переднем плане — ствольная повозка, вдали — лафетная повозка. Колеса цельнометаллические (Bundesarсhiv)

Парад немецких войск в поверженной Варшаве, осень 1939 года. Проезд s.F.H. 18 на конной тяге: на переднем плане — ствольная повозка, вдали — лафетная повозка. Колеса цельнометаллические (Bundesarсhiv)

Серьёзному сокращению подвергалась артиллерия. В каждой пехотной дивизии полагалось иметь один артиллерийский полк из трёх дивизионов по 12 орудий в каждом, причём два дивизиона были вооружены пушками и только один — гаубицами. Ограничивалось не только количество орудий, но также их тип и калибр: так, оговаривались 105-мм лёгкие гаубицы. В кавалерийских дивизиях гаубиц не предусматривалось вовсе.

Немцам запрещалось заниматься разработкой любых новых систем вооружения, но спустя некоторое время работы были начаты — тайно либо за пределами Германии. Также запрещалось иметь тяжёлую артиллерию, но здесь было небольшое исключение — крепостной район Кёнигсберг. В нём разрешалось сохранить небольшое количество тяжёлых орудий, а именно 150-мм полевых гаубиц образца 1913 года (15 cm s.F.H. 13), принадлежащих к одному из наиболее распространённых типов тяжёлых орудий имперской немецкой армии.

Официально разрешалось оставить 12 гаубиц s.F.H. 13 с боекомплектом 400 снарядов на ствол, однако в реальности орудий было больше: немцы сумели кое-что припрятать, в том числе и 210-мм мортиры. Это дало возможность проводить подготовку артиллеристов пехотных дивизий и создавать кадровый костяк тяжёлой артиллерии будущего вермахта.

150-мм тяжёлая полевая гаубица s.F.H. 13 и её расчёт

150-мм тяжёлая полевая гаубица s.F.H. 13 и её расчёт

Для наблюдения за выполнением условий Версальского договора в Германии работала союзническая контрольная комиссия, состоявшая из 337 офицеров и 654 солдат. Комиссия заметила ведение новых разработок и даже закрыла конструкторское бюро концерна Круппа, ведущее в отрасли. Тем не менее работы были продолжены теми же инженерами буквально в соседнем городке. Комиссия убыла из Германии 28 февраля 1927 года, после чего прятаться особой нужды не было.

Старая гаубица на новый лад

Согласно тайному плану возрождения вооружённых сил Германии, их численность должна была утроиться. Из каждого артиллерийского полка предполагалось сделать три, и для их вооружения требовалось создать новые орудия, которые удовлетворяли бы требованиям времени. Старая s.F.H. 13 не подходила на эту роль, и за несколько месяцев до прекращения работы контрольной комиссии разработчики концернов «Крупп» и «Рейнметалл» начали проектирование новой тяжёлой полевой гаубицы, получившей из соображений секретности обозначение s.F.H. 18 (s.F.H. — schwere Feldhaubitze, «тяжёлая полевая гаубица», иногда употребляется в виде sFH 18). Такой индекс был призван показать, что орудие создано ещё в годы Первой мировой, а не является новой разработкой.

К разработке привлекалась группа конструкторов, которая проектировала и другие новые артсистемы для будущего вермахта. Работы растянулись на три года. В соответствии с существовавшей до того момента классификацией, s.F.H. 18 была пушкой-гаубицей. Ствол делал «Крупп», лафет — «Рейнметалл». При длине ствола 29,5 калибра начальная скорость снаряда увеличилась почти в полтора раза — с 365 до 520 м/с, а дальность стрельбы — с 8500 до 13 300 м.

Гаубица s.F.H. 18 в боевом положении, вверху — при максимальном угле возвышения, внизу — при нулевом угле (ЦАМО)

Гаубица s.F.H. 18 в боевом положении, вверху — при максимальном угле возвышения, внизу — при нулевом угле (ЦАМО)

Новый лафет, в отличие от ранее существовавших систем, был задуман с раздвижными станинами, обеспечивал три точки опоры и по характеристикам приближался к лафету с крестовидным основанием. Из-за использования раздвижных станин вес s.F.H. 18 по сравнению с s.F.H. 13 увеличился почти в 2,5 раза (с 2135 до 5512 кг), но это позволило увеличить угол горизонтального обстрела в 12 раз, с 5° до 60°. Помимо этого, на лафет s.F.H. 18 мог устанавливаться ствол 105-мм пушки К 18 (10 cm schwere Kanone 18), и таким образом на одном лафете было реализовано две разных артиллерийских системы.

Вес гаубицы в боевом положении составлял 5,5 тонны, что потребовало раздельной перевозки ствола и лафета. Большой вес вынудил отказаться от щитового прикрытия расчёта. Объяснялось это тем, что орудие предназначено для стрельбы из глубины своих позиций, и стрельба прямой наводкой была бы нужна только в исключительных случаях. Также в крайних случаях допускалось ведение стрельбы со сведёнными станинами, но в этом случае угол горизонтальной и вертикальной наводки был ограничен.

Расчёт орудия составлял 12 человек. Транспортировка могла осуществляться как конной, так и механической тягой. Для конной тяги использовались упряжки в шесть лошадей. Изначально упор делался именно на конной тяге, т. к. в армии ещё не было подходящих тягачей.

Гаубица s.F.H. 18 в положении для транспортировки при помощи конной тяги. Сверху — лафетная повозка, снизу — ствольная. Колёса цельнометаллические с железным ободом (ЦАМО)

Гаубица s.F.H. 18 в положении для транспортировки при помощи конной тяги. Сверху — лафетная повозка, снизу — ствольная. Колёса цельнометаллические с железным ободом (ЦАМО)

При конной перевозке система обязательно разбиралась на две части и перевозилась на орудийной и лафетной повозках, причём вес каждой части составлял около четырёх тонн. Скорость буксировки таким способом достигала 8 км/ч. Могла s.F.H. 18 в разобранном виде буксироваться и механической тягой (грузовиками) со скоростью до 60 км/ч по асфальтированному шоссе.

С появлением после 1938 года полугусеничного тягача Sd.Kfz. 7 орудие могло не разбираться, а буксироваться целиком. Для этого ствол переводился в походное положение (оттягивался назад), при этом максимальная скорость буксировки составляла не более 40 км/ч. Перевод орудия из походного положения в боевое при раздельной возке занимал 5–7 минут (трудоёмкий процесс, требовавший усилий восьми человек), при нераздельной возке время сократилось до 3–4 минут.

Для возки с помощью конной тяги использовались цельнометаллические колёса диаметром 1300 мм, для механической тяги — металлические колёса диаметром 1230 мм с резиновым цельнолитым ободом.

Гаубица s.F.H. 18 с оттянутым и опущенным в походное положение стволом. Орудие буксируется полугусеничным тягачом Sd.Kfz. 7, колёса с резиновым ободом (фото из коллекции Ю. Пашолока)

Гаубица s.F.H. 18 с оттянутым и опущенным в походное положение стволом. Орудие буксируется полугусеничным тягачом Sd.Kfz. 7, колёса с резиновым ободом (фото из коллекции Ю. Пашолока)

Серийно гаубицы s.F.H. 18 начали выпускаться в Дюссельдорфе на заводе «Рейнметалл-Борзиг» (так стал называться концерн «Рейнметалл») с конца 1933 года, выпуск продолжался вплоть до 1945 года. Стволы поставлялись с заводов концерна «Крупп», позже к производству подключили ещё несколько фирм: «Шпрееверке», МАН, «Дёррис-Фюлльнер», «Шкода» (после оккупации Чехословакии).

С 1 января 1934 года при формировании артиллерийского полка пехотной дивизии нового облика 4-й дивизион был предусмотрен как дивизион тяжёлой артиллерии. Длительный период тайной разработки, испытаний и доводки не пропал даром и позволил сразу передать в войска хорошее орудие, практически лишённое «детских болезней».

Попытки модернизации, успешные и не очень

Впрочем, большой вес гаубицы s.F.H. 18 вынудил армейское командование требовать модернизации орудия. С 1935 по 1939 год параллельно с производством фирмами «Крупп» и «Рeйнметалл» разрабатывался облегчённый вариант гаубицы, имевший ствол длиной 23 калибра и получившей обозначение 15 cm schwere Feldhaubitze 36 (s.F.H. 36).

Перевод гаубицы из походного положения в боевое: снятие хвостовой части лафета с орудийного передка (ЦАМО)

Перевод гаубицы из походного положения в боевое: снятие хвостовой части лафета с орудийного передка (ЦАМО)

Ствол гаубицы s.F.H. 36 был на 99 см короче, чем у s.F.H. 18, дальность стрельбы сократилась на 825 м — до 12 500 м. Для уменьшения отката впервые для гаубиц был использован дульный тормоз. В конструкции лафета стал использоваться алюминий — вес в походном положении уменьшился на 2,8 тонны (до 55% от веса s.F.H. 18), в боевом положении — на 2,23 тонны (до 59,6% веса предшественника). Это позволило с помощью подкатного прицепа буксировать гаубицу одной машиной или одной шестиконной упряжкой. Производство s.F.H. 36 началось с 1939 года, однако из-за дефицита алюминия его свернули уже в 1941 году, да и выпущенное количество гаубиц этой модификации было очень небольшим.

В 1938 году «Крупп» и «Рейнметалл» получили заказ на разработку ещё одной новой гаубицы, с характеристиками лучше, чем у s.F.H. 18 и s.F.H. 36. Новая система получила обозначение s.F.H. 40. Это была гаубица со стволом длиннее, чем у s.F.H. 18, на три калибра (45 см), с дульным тормозом. Вес в боевом положении был больше на 100 кг. Орудие могло стрелять на больших углах возвышения, до 70°, и на дальность до 15 600 м при максимальном заряде. Дальнейшие улучшения предлагали пневматический тормоз, изменяемый откат ствола и увеличенную зарядную камору — в общем и целом, значительно улучшенный вариант s.F.H. 18 без радикальной модификации. Орудие было готово к 1942 году, но война внесла свои коррективы: необходимость перенастройки производства на новый технологический процесс, проблемы с сырьём, требование увеличения общего выпуска тяжёлых орудий поставили крест и на этой разработке.

Гаубица s.F.H. 36 из собрания немецкого Министерства вооружений, информационной техники и применения (Die Wehrtechnische Studiensammlung im BAAINBw), Кобленц (Германия)

Гаубица s.F.H. 36 из собрания немецкого Министерства вооружений, информационной техники и применения (Die Wehrtechnische Studiensammlung im BAAINBw), Кобленц (Германия)

При подготовке производства s.F.H. 40 на заводе «Крупп» было изготовлено некоторое количество стволов для этой гаубицы, и, чтобы не терять задел, их установили на лафет s.F.H. 18. Этот «гибрид» получил обозначение s.F.H. 18/40. Новый ствол с эффективным дульным тормозом на старом лафете позволял при максимальном заряде стрелять на 15 100 м, общий вес системы оказался примерно одинаковым с s.F.H. 18. Всего было выпущено 46 таких орудий.

Была ещё одна модификация s.F.H. 18, которая в различных источниках именуется либо s.F.H. 42 либо s.F.H. 18/43. В некоторых источниках утверждается, что s.F.H. 42 — это переименованная s.F.H. 18/40; кто-то считает, что это отдельная модификация. Это было выпущенное в единичных экземплярах орудие, оснащённое новым клиновым затвором с кривошипом, с самообтюрацией и каморой, которое больше не нуждалось в стальных гильзах, а заряд закладывался сразу в орудие.

В дальнейшем проекты концернов «Крупп», «Рейнметалл» и «Шкода» 1942–1943 гг. основывались на использовании лафетов с тремя станинами и лафетов с крестовидным основанием. Эти лафеты позволяли вести круговой обстрел на углах возвышения до 70° и обеспечивали дальность стрельбы до 18 км при меньшем весе как в боевом, так и в походном положении. Однако все эти проекты не продвинулись дальше деревянных макетов.

Самоходная артиллерийская установка «Хуммель». Хорошо виден дульный тормоз орудия s.F.H. 18M (Bundesarchiv)

Самоходная артиллерийская установка «Хуммель». Хорошо виден дульный тормоз орудия s.F.H. 18M (Bundesarchiv)

Последней заметной модернизацией s.F.H. 18 была попытка установки дульного тормоза в 1942 году, что позволило значительно уменьшить нагрузку на лафет при стрельбе, но не известно точно, было ли это новшество внедрено серийно. Также были введены специальные лейнеры в камору, что позволило стрелять без оглядки на износ на максимальных зарядах: теперь не требовалась замена ствола целиком, лейнеры легко заменялись в полевых условиях. Модернизированное орудие получило обозначение s.F.H. 18М. С использованием s.F.H. 18М был построен известный «Хуммель» — Panzerfeldhaubitze 18M auf Geschützwagen III/IV (Sf) Hummel, Sd.Kfz. 165.

В руках победителей

После войны «Шкода» модернизировала s.F.H. 18 для нужд чехословацкой армии, унифицировав гаубицу с советскими орудиями по боеприпасам. Орудие стало называться 152 mm houfnice vz. 18/47: новый ствол с дульным тормозом устанавливался на лафет s.F.H. 18. Это модификация состояла на вооружении армии Чехословакии до конца 80-х годов прошлого века, а часть стволов была использована для установки на самоходную гаубицу vz. 77 DANA (Samohybná Kanónová Houfnice vzor 77).

Чехословацкая 152 mm houfnice vz. 18/47. Технический музей Лещаны (Чехия)

Чехословацкая 152 mm houfnice vz. 18/47. Технический музей Лещаны (Чехия)

В ходе войны Красная армия захватила некоторое количество s.F.H. 18, и Главное артиллерийское управление провело их испытания. По итогам испытаний составили подробное описание гаубицы, при этом заслуживающими внимания были признаны следующие конструктивные особенности:

  • механизмы крепления щитков противооткатных устройств в казённике;
  • способ крепления гидравлического накатника в воздушном;
  • конструкция нижнего станка;
  • конструкция ходовой части;
  • размещение маховика подъёмного механизма на станине.

Тем не менее общий вывод был негативным:

«В производстве система, ввиду сложности ряда механизмов, трудности обработки некоторых частей и деталей, большого числа заклёпочных соединений, не обладает достаточной простотой. Это делает её не вполне отвечающей условиям массового производства. Однако сложной в производственном отношении систему всё же назвать нельзя».

Снаряды и гильзы с зарядами для гаубицы s.F.H. 18

Снаряды и гильзы с зарядами для гаубицы s.F.H. 18

Тактико-технические характеристики гаубицы s.F.H. 18:

Немецкая 150-мм тяжёлая полевая гаубица s.F.H. 18 – скрывающая возраст и страдающая лишним весом

Фотообзор двух сохранившихся в музейной экспозиции гаубиц:

Источники:

https://warspot.ru/8035-skryvayuschaya-vozrast-stradayuschaya-lishnim-vesom

https://warspot.ru/8038-gaubitsy-s-sapun-gory

 

boroda
48 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account