Небольшая, но интересная статья с канала «Строительная техника и транспорт» на яндекс-дзене.
Ковровский экскаваторный завод – легенда отечественной отрасли строительного и дорожного машиностроения. Впервые в СССР в 1931 году здесь было освоено серийное производство одноковшовых экскаваторов. В послевоенный период и во все последующие годы вплоть до распада Советского Союза предприятие выпускало наиболее массовые для своего времени модели гусеничных экскаваторов – Э-505, Э-652, ЭО-4121. На рубеже 1960-1970-х годов завод являлся крупнейшим в мире производителем одноковшовых экскаваторов на гусеничном ходу.
Тем не менее, хотя ковровский завод и был известен в первую очередь благодаря своим самым массовым машинам, в истории техники, производившейся этим предприятием, есть малоизвестные факты. Ковровские экскаваторостроители создавали новые модели, принципиально отличавшиеся от продукции, сходившей с конвейера. Некоторые из этих машин выпускались мелкосерийно, другие так и остались опытными образцами.
Весьма продуктивным по части опытных и мелкосерийных изделий для Ковровского завода стал период 1950-1960-х годов. В ту пору на заводе активно экспериментировали с дизель-электрическим индивидуальным приводом рабочих механизмов на экскаваторах, который должен был прийти на смену одномоторному приводу с механической передачей.
Разработки в области индивидуального многомоторного электропривода легли в основу нехарактерной для Ковровского завода машины – роторного экскаватора. Роторный экскаватор ЭР-25 завод создал совместно с отраслевым институтом ВНИИземмаш. ЭР-25 был разработан на базе мелкосерийного одноковшового экскаватора с многомоторным дизель-электрическим приводом Э-6516.
Эта машина предназначалась для выполнения сосредоточенных объемов земляных работ в грунтах I-III групп при работе верхним и нижним копанием, на строительстве ирригационных сооружений, вскрышных и добывающих работах в карьерах нерудных материалов, разработке крупных котлованов, сооружении насыпей и выемок на строительстве железных и автомобильных дорог с погрузкой грунта в непрерывный и самоходный транспорт или в отвал.
Экскаватор представлял собой полноповоротную машину на гусеничном ходу с независимым поворотом платформы и отвального конвейера относительно общей вертикальной оси, что обеспечивало неизменность положения отвального конвейера при повороте стрелы ротора во время работы. Ротор имел 7 ковшей номинальной емкостью по 25 литров каждый. Диаметр по наружным режущим кромкам составлял 2,1 метра. Производительность в рыхлом грунте достигала 260 м³/ч. Высота копания равнялась 5 метров, глубина копания – 2 метра. Мощность силовой установки составляла 50 кВт. Экскаватор весил 23,5 тонны.
Испытания опытной машины проводились в 1965-1966 годах. По результатам Государственных испытаний экскаватор ЭР-25 был рекомендован к серийному производству. В серию он пошел под индексом ЭР-0251. Мелкосерийный выпуск экскаватора продолжался с 1967-го по 1972 год. Ежегодные объемы не превышали 5-11 штук, всего было собрано 44 машины.
Автор статьи выражает огромную признательность за оказанную помощь Лукашову В.С., в прошлом – главному конструктору Ковровского экскаваторного завода.
источник: https://dzen.ru/a/YrHHPSiXfBIQomIe?&