Неизвестная MG 151 и сопутствующие стволы.
Вроде бы известная система, но по мере написания статьи пришлось погрузиться в тему, и в результате получился очень обширный материал с экскурсом в сопутствующие темы и множеством малоизвестных подробностей, с которыми я не мог не поделиться с коллегами…
Старейшая немецкая оружейная компания Маузер (Mauser Werke) после окончания 1-й Мировой войны оказалась в несколько лучшем положении, чем ее главный конкурент — Рейнметалл. Если Маузеру по условиям Версальских ограничений было разрешено заниматься разработкой и производством хотя бы охотничьего, спортивного и полицейского оружия, а также легально производить оружие на экспорт, то на Рейнметалле оружейная тематика исчезла полностью и концерн был вынужден выживать на производстве гражданского ширпотреба. Таким образом, компании Маузер удалось сохранить и инженерно-технические кадры, и технологическое оборудование, и наработки. Более того, грамотная политика руководства компании позволила значительно нарастить интеллектуальный потенциал фирмы. Отделения Маузера работали во многих странах мира, в Чехословакии, Швеции, Испании, Иране. Высокий качественный уровень оружия Маузер позволил пережить кризис 20-х годов. Само собой, приход к власти нацистов в 1933 году и взятый Гитлером курс на милитаризацию, позволил немецкой промышленности воспрянуть. Не была исключением и компания Маузер.
Характерно, что если не считать винтовку 98k, которая, по большому счету, была лишь модификацией более старой винтовки Mauser Gewehr 98, первой разработкой в возрожденной компании в Обендорфе стал авиационный пулемет, превратившийся со временем в самую известную авиапушку MG 151/20, ставшую основой вооружения Люфтваффе в годы 2-й Мировой войны.
Компания Маузер стартовав несколько позже конкурентов из Рейнметалл с разработкой крупнокалиберного авиационного пулемета, тем не менее, рассчитывала на успех, сделав ставку на исключительно мощный патрон 15х96 мм собственной разработки с большой номенклатурой весьма тяжелых снарядов. И, хотя, главный конструктор компании Эрнст Альтенбюргер (Ernst Altenburger) позиционировал новое оружие именно как пулемет, если судить по патрону, снаряд которого имел ведущий поясок и разрывной заряд, оружие, получившее позднее обозначение MG 151, являлось скорее малокалиберной пушкой. Но все это будет еще в будущем. На момент начала работ над системой, разработчики пулемета — доктор Курт Флек, ответственный за подготовку производства, а также конструктора доктор Ганс Дорге, и Отто фон Лосснитцер разрабатывали классическую систему, с коротким откатом ствола и запиранием патрона поворотом боевой личинки затвора.
Первый опытный образец орудия появился в 1935 году, но только в 1940 году пушка MG 151 была запущена в производство. Столь длительный срок доводки оружия был связан не столько с техническими проблемами, сколько с невысоким приоритетом разработки системы со стороны Министерства авиации RLM. На момент конца 30-х годов в Люфтваффе ниши авиационного вооружения были заняты. Малокалиберные и среднекалиберные пулеметы были представлены изделиями Рейнметалл MG 15/ 17 и MG 131 соответственно, а 20-мм пушки были представлены лицензионным Эрликоном — MG.FF и Рейнметалловской MG 204. И только к 1939 году, когда стало ясно, что 13-мм пулемет MG 131 из-за своего слишком слабого патрона, не обеспечивает удовлетворительной поражающей способности, было принято решение о запуске в серию изделия Маузер. Этому решению в немалой степени способствовало также анонсированное Альтенбюргером в конце 1938 года создание на базе конструкции 15-мм MG 151 20-мм версии MG 151/20, появление которой было, в общем-то, вынужденной мерой. Дело в том, что баллистика 15-мм пулемета, выпускавшего 700 снарядов в минуту, оказалась на момент создания слишком форсированной. 60-граммовый снаряд разгонялся в стволе до 900 м/с и быстро «сжирал» нарезы в стволе. Эту проблему впоследствии решили, введя ведущий поясок на снаряде, но в 1938 году министерство авиации RLM дало указание руководству Маузера прекратить работу над 15-мм версией, и использовать технологический задел для разработки 20-мм версии, которая могла бы заменить в производстве недостаточно мощную пушку MG.FF и составить конкуренцию разрабатываемым системам фирмы Рейнметалл.
Версии сверху вниз: MG 151/20E; MG151; MG151/20
Впоследствии обе версии, и 15 мм, и 20-мм «историки» стали объединять в некое унифицированное «бикалиберное» оружие, что де 15-мм пулемет превращался в 20-мм пушку простой заменой ствола. Это, конечно же не так. Изменению подверглись не только ствол, ставший короче, но и камора патронника, ставшая более короткой, резьба крепления ствола большего диаметра. Также изменился задний пружинный буфер, ставший более мощным, и, соответственно, корпус буфера, приемник и форма шептала. Уменьшился ход ствола и затвора. Хотя, отдавая должное немецким инженерам, унификация обеих систем была действительно высока.
Чтоб сохранить неизменным усилие отката, а соответственно, усилие возвратных и буферных пружин (в отношении последней, к слову, этого не удалось сделать), пришлось не только на 150 мм укоротить ствол 20-мм версии, но и разработать сравнительно маломощный патрон 20х82 мм, снаряд которого был унифицирован с таковым от пушки MG.FF, была применена лишь оригинальная гильза.
Оборотной стороной высокой унификации систем стало заметное снижение баллистических характеристик 20-мм версии по сравнению с 15-мм. Если 15-мм MG 151 был, пожалуй, лучшим образцом в своем классе, то характеристики MG 151/20 благодаря относительно слабому патрону оказались значительно скромнее. Так, если 115-граммовый фугасный снаряд развивал на срезе ствола скорость чуть более 700 м/с, что учитывая назначение его, было приемлемо, то бронебойный той же массы при той же начальной скорости был значительно хуже аналогичного 15-мм (72 грамма и 850 м/с). Но это была плата за унификацию и, соответственно, технологичность и стоимость, на которую немцы пошли умышленно. Все равно на момент появления MG 151/20 в мире существовала только одна авиапушка, сравнимая с ней по боевым характеристикам — советская ШВАК, которая хотя и обладала несколько более высоким темпом стрельбы, но была значительно сложнее технологически, к тому же обладала слабым фугасным действием осколочных снарядов. И если немцы в процессе войны разработали очень мощные фугасные снаряды "Minengeschoss" или "М-geschoss" — дословно, "снаряд-мина", начиненные 20 граммами пентрита и "МX-geschoss", снаряженный 25 граммами еще более мощной взрывчатки HA 41, на основе гексогена с алюминиевой пудрой и пластификатором, то стандартные ШВАК-овские осколочные снаряды до конца войны снаряжались лишь 6.1 гр. гексогена.
15-мм версия так бы и осталось опытным орудием, если бы не разработки Мессершмитта. Попытки еще на модификации Bf.109E установки 20-мм моторпушки MF.FF показали, что 20-мм калибр ствола великоват для размещения во втулке винта ранних моторов DB-601. В общем-то хорошо отработанная конструкция старого Эрликона, расположенная в развале цилиндров немецкого мотора постоянно перегревалась, к тому же конструкция испытывала слишком большую нагрузку. Поэтому на следующей серийной версии истребителя Bf.109F было решено обойтись 15-мм моторпушкой, которая устанавливалась на версиях Bf.109F-1, 2 и 3. с боекомплектом в 200 патронов. Летчики, правда, восприняли ослабленное вооружение нового истребителя неоднозначно, и с версии Bf.109F-4 базовым вооружением уже стала 20-мм пушка MG 151/20, которая до конца войны стала основным вооружением немецких истребителей.
15-мм вариант MG 151 практически полностью исчез из состава вооружения самолетов Люфтваффе. Лишь изредка используясь на турельных установках некоторых субмодификаций немецких бомбардировщиков Do 217; He 177; Ju 188. Встречались 15-мм пулеметы и в составе «переделочных комплектов» «рюстзац» — Rüstsätze, которые монтировались в различных установках для довооружения как истребителей, так и бомбардировщиков, призванных работать по штурмовке. В конце войны, правда, немцы вернулись к 15-мм калибру, используя MG 151 в качестве вспомогательного синхронного вооружения в истребителях последнего поколения Bf 109К-4, Fw 190D-10, Do-335.
20-мм же версия MG 151/20 c конца 1941 года стала основным вооружением самолетов Люфтваффе. По сути, не было самолета среди немецкой авиации, на котором бы не стояло это оружие хотя бы в какой-то из субмодификаций. На истребителях Bf-109 она ставилась в моторном и крыльевом исполнении в различных рюстзац-комплектах. На FW-190 пара MG 151/20 устанавливалась в синхронном исполнении в корне крыла. При этом синхронные варианты теряли в скорострельности совсем не много. Темп стрельбы снижался с 700-750 до 550-680 выстр/мин.
Хвостовая турель HL 151 на бомбардировщике Не 177
Нижняя передняя турель L 151-1 на бомбардировщике FW 200
В ручных турельных вариантах пушки MG 151 и MG 151/20 комплектовались двумя ручками с гашеткой и вынесенным на кронштейне рамочным прицелом. Такие пушки устанавливались в нижней передней позиции бомбардировщиков FW 200 и He 177 в носовой турели Ju 188 и предполагались к использованию не столько для обороны от истребителей, сколько для обстрела наземных и надводных целей. В экранированных башенных турелях HDL 151 нескольких модификаций пушка MG 151/20 стояла на летающих лодках Do 24, BV 138 и BV 222 и некоторых версиях бомбардировщиков FW 200 и He 177 в верхней позиции.
Турель HDL 151
Турели HDL 151 на летающих лодках Do 24 и BV 138
На электрофицированных механических турелях EDL 151 одинарные пушечные установки монтировались на некоторых модификациях бомбардировщиков Ju 188, Do 217, He 177, транспортных самолетах Ме 323.
Бомбардировщик Ju 188 A-2 c турелью EDL 151
В хвостовой турели бомбардировщика Не 177 — HL 151 (Heckstand Lafette — «задняя установка») устанавливали 20-мм пушку MG 151/20.
Также на тяжелом бомбардировщике He 177 A-5/R 8 в хвостовой турели HDL 151/20Z (Hydraulische Drehlafette — гидравлическая поворотная установка) были установлены две пушки.
Бомбардировщик He 177 A-5/R 8 со спаренной установкой HDL 151/20Z
Дистанционно-управляемые спаренные установки FDL-151Z под две пушки МG-151/20 были созданы для вооружения немецких тяжелых бомбардировщиков последнего поколения Хейнкель He 277, Юнкерс Ju 488 и Фокке Вульф Ta 400. Но судя по всему, «полетать» этой установке довелось лишь на нескольких предсерийных машинах He.277B.
В качестве дополнительного подвесного вооружения для установки на штурмовые версии Юнкерсов Ju 87, а также истребители Bf 109 и FW 190 были созданы пушечные контейнеры WB 151 (от Waffen-Behälter – оружейный контейнер) нескольких модификаций, в которых размещались по две пушки MG 151/20 с установкой как параллельно оси контейнера, так и под углом 15 градусов для удобства обстрела земли. Эти контейнеры также устанавливались в качестве дополнительного вооружения истребителей Ме 410, компактно располагаясь в бомбоотсеке последних.
В версии неподвижного вооружения для установки в развале цилиндров или синхронном исполнении пушки MG 151 и MG 151/20 комплектовались электрическим механизмом зарядки и спуска, работавшими от бортовой 24-вольтовой сети самолета. С 1942 года в серию пошла версия пушек, в которой ударноспусковой механизм был заменен на электрозапальный. Эта версия получила обозначение MG 151Е или MG 151El. Считалось, что электрозапальный механизм позволит сократить промежутки между выстрелами и повысить скорострельность синхронных вариантов. В этих версиях был применен несколько измененный патрон, в котором лаковое покрытие стальной гильзы заменялось медным плакированием с целью обеспечить токопроводимость, а также капсуль менялся на электрозапальную втулку. К концу войны версии MG 151Е практически полностью сменили на конвейерах вариант с ударно-спусковым механизмом.
Существовал также экспериментальный вариант пушек MG 151, в котором ленточная подача была заменена коробчатым трехрядным магазином на 140 патронов.
Еще одной модификацией MG 151 стал так называемый, «противотанковый пулемет» MG 141, выпущенный небольшой серией в 1940 году. Калибр этого оружия был обнижен до винтовочного 7.92 мм под мощный патрон Patrone 318 S.m.K (H) L (7,92x95mm) от противотанкового ружья Pzb 38/39. Пулемет был значительно легче и компактнее своего более мощного аналога, а бронебойный патрон с твердым сердечником из карбида вольфрама при начальной скорости 1170 м/с был способен пробить со 100 метров 25 мм гомогенной брони. Обозначение MG 141, правда, вызывает вопросы, поскольку по логике в соответствии с принятой системе обозначений, калибр должен был бы быть 14 мм. Возможно обозначение родилось из одной из субмодификаций этого оружия с коническим стволом калибра 14 мм у патронника и 10 мм у среза ствола, проходившим испытания в 1941 году. Возможно такое обозначение было выбрано, чтобы не возникало путаницы с появившимся одновременно пулеметом MG 81 и конструкторы Маузера просто обозначили таким образом снижение калибра. Почему при этом не было применено дробное обозначение история умалчивает. Всего было выпущено примерно 20-25 опытных MG 141, которые в итоге послужили базой для создания полуавтоматического противотанкового ружья EW 141 (от Einheitswaffen — однозарядное оружие), которым вооружали легкие авиадесантные танки PzKpfw I Ausf C (VK 601 ), выпущенные небольшой серией.
7.92-мм пулемет MG 141 и патрон 7.92х95 к нему
Авиационные пушки MG151 выпускались в Германии с 1940 года до самого конца войны, на семи предприятиях. До конца войны только Маузер в Оберндорфе поставил почти 39500 единиц этого оружия, из них 1272 единицы в 1941 году, 2765 — в 1942, 4706 — в 1943-м, 16945 — в 1944-м и еще 13650 единиц до апреля 1945 года. Общее количество выпущенных пушек всех модификаций оценивается в 40 — 50 тыс стволов. Этого количества хватило не только на нужды Люфтваффе. Немцы поставляли это оружие и союзникам по Оси. Итальянцы получили около 2 тыс пушек MG.151/20, которыми вооружали истребители Macchi C.205, Fiat G.55 и Reggiane Re.2005. Несколько сотен получили румыны — ими вооружали истребители IAR 81C. В сентябре 1942 года на итальянской подводной лодке «Команданте Капеллини» в Японию были доставлены 800 пушек MG.151/20 и 400 тыс патронов к ним. Эти орудия, получившие в Японии обозначение «Тип Мауза» пошли на вооружение 388 истребителей Ki-61-Iс. Попали Маузеры и к финнам, которые монтировали их на зенитных спаренных установках TorKK MG-151.
По состоянию на 1 декабря 1944 г. на складах имелось 16020 пулеметов MG-151 обеих модификаций и весьма внушительные запасы патронов: 5 565 000 калибром 15 мм и 5 504 6000 патронов калибром 20 мм. Невостребованные Люфтваффе орудия перерабатывались для наземного использования. Созданный в срочном порядке пехотный вариант крупнокалиберного пулемета представлял собой тело авиапушки MG 151, установленное на легкий двухколесный лафет. Серийное производство лафетов осуществлялось фирмой «Дойче Ваффен-унд Мининионсфабрикен» в г. Позен (Познань). Лафет снабжался щитком, состоящим из двух листов брони, скрепленных с промежутками между ними. Для обеспечения большей устойчивости пулемета при стрельбе к телу пулемета крепились плечевые упоры.
Имевшаяся на авиационном варианте пулемета система электроспуска заменялась механическим спусковым механизмом, обеспечивающим ведение только непрерывного огня. Также электрозапальное устройство менялось на стандартный ударный механизм. Вследствие высокой скорострельности и большой мощности используемых боеприпасов пулеметы MG-151, представляли собой грозное оружие, эффективность использования которого, впрочем, снижалась вследствие примитивной конструкции лафета и низкой обученности расчетов, набираемых из фольсштурма.
Чрезвычайно эффективной была строенная зенитная установка Flakdriling MG 151/20 Fla.SL.151/3 (Fliegerabwehr-sockellafete), которая монтировалась как стационарно для объектовой ПВО, так и на различной броне, авто и железнодорожной технике, в том числе для комплектования броепоездов ПВО. Такие установки, выпускавшие в минуту более 2 тыс снарядов были смертельно опасны для любой низколетящей цели.
Строенная зенитная установка Flakdriling MG 151/20 Fla.SL.151/3 на бронетранспортере Sd.Kfz. 11/5 и железнодорожной бронеплощадке
С окончанием войны история самой известной немецкой пушки не завершилась. Трофейные MG 151 еще долгие годы использовались во французской авиации, устанавливаясь в турельном исполнении на французских вертолетах. Кроме того, пушки Маузера использовались в израильской, южноафриканской авиации, в авиации ряда африканских и латиноамериканских стран.
Пушка MG 151/20 на французских вертолетах
Еще в сентябре 1942 года трофейные Маузеры, захваченные американцами, послужили базой для разработки целой серии американских систем. Американская версия MG 151, разработанная на фирме Кольт, получила обозначение Т17 и была рассчитана под исключительно мощный противотанковый 0.6-дюймовый патрон 15.2х114 мм, но повторить немецкое качество американцам не удалось. Испытания прототипа, которые проходили на Абердинском полигоне в ноябре 1942 года закончились полным провалом. В дальнейшем развитием Т17 занимались сразу три американские фирмы — фирма Фригидейр, оружейное отделение концерна Дженерал Моторс, арсенал Франкфорд и компания Спрингфилд Армори. Позднее к работам подключился концерн Дженерал Электрик.
Версия Т17Е3, рожденная совестными усилиями мэтров американской промышленности, весила 61 кг, на треть больше немецкого аналога, при этом темп стрельбы составлял лишь 600 выстр/мин. Появившаяся к 1945 году версия Т17Е5 при 58 кг выпускала 700-750 снарядов в минуту. Первоначальный серийный заказ в 5 тыс пушек в результате свелся к выпуску лишь 300 экземпляров и 6 миллионам патронов, более миллиона которых было истрачено на испытаниях.
Экспериментальная американская авиапушка 15.2-мм Т17Е5
Экспериментальная американская 20-мм авиапушка Т24
Также не получила развитие и 20-мм американская версия Маузеровского изделия — Т24, спроектированная под патрон 20х158 мм в конце 1943 года в компании Кольт. К 1946 году американская программа работы над клонами MG 151 была провалена и окончательно закрыта.
Экспериментальные патроны 20х158 для пушки Т24 и 15.2х114 для Т17
Конструктивно пушка MG 151 работала за счет короткого отката ствола. Запирание канала осуществляется поворотом боевой личинки. Подающий механизм ползункового типа с двухсторонней подачей ленты. Оружие оснащено подвижным стволом, запираемым вращающимся затвором. Сам пулемёт состоит из двух подвижных и четырех неподвижных основных узлов. Ствол и затвор подвижны, а корпус, крышка, электрическое зарядное устройство и электрическое спусковое устройство неподвижны. Ствол и затвор перемещаются в корпусе в продольном направлении. Затвор состоит из двух частей: вращающейся боевой личинки и собственно самого корпуса затвора. В передней части затворной рамы расположена возвратная пружина ствола и фрикционная кольцевая пружина, а в задней части, кроме ствольной и буферной пружин — буфер затвора, который собран из конических тарельчатых пружин. На крышке приемника, размещены запирающая пружина с пружинной гильзой, ручной завод пружины и устройство транспортировки патронной ленты. Электрическое перезаряжающее устройство закреплено на крышке слева, а электрическое спусковое устройство — справа.
Как только выстрел произведен, ствол, и затвор в запертом положении перемещаются назад до тех пор, пока пуля не минует дульный срез. В этот момент оба язычка головки затвора на роликах скользят по кривой направляющего кольца. При этом головка затвора вращается, ствол и затвор разблокируются. Ствол скользит в свое переднее положение, а затвор с большой скоростью устремляется назад и ударяется в буфер.
Во время обратного хода из патронника изымается гильза, выбрасывается из оружия вниз, а лента сдвигается на одно звено. При движении вперед затвор досылает в патронник новый патрон. После этого головка затвора поворачивается, и затвор запирает камору патронника.
Когда корпус затвора достиг своего переднего положения, ударник выходит из отверстия головки затвора и воспламеняет патрон. Помеха, вызванная осечкой, автоматически устраняется с помощью электрического устройства перезаряжания, когда стрелок отпускает кнопку спуска.
Воспламенение патрона может осуществляться механически с помощью ударника или электрически с помощью электровоспламенения от бортовой сети. Для самостоятельного перезаряжания и взведения оружие должно быть подключено к электрическому устройству дистанционного управления. Однако также возможно ручное перезаряжание и взведение.
Имевшаяся на авиационном варианте пулемёта система электроспуска может быть также заменена механическим спусковым механизмом, обеспечивающим ведения только непрерывного огня.
Стволы орудия в 15 и 20 мм исполнении имели 8 винтовых нарезов. Шаг нарезов в 15-мм исполнении составлял 500 мм, при длине ствола —1254 мм; в 20 мм — 570 мм, при длине ствола 1104 мм.
Питание пушки осуществлялось из гибкой металлической ленты с полузамкнутым звеном (звенья неразъемные). Оружие в одиночном исполнении чаще всего оснащалось лентами, вмещавшими 250 патронов.
Для 15-мм версии MG 151 использовались патроны, известные под обозначением
15×96 MG-151; 15×96 Mauser para MG-151/15; 15mm MG-151; SAA 9735; XCR 15 096 BGC 010.
Неполный ассортимент патронов 15х96 следующий:
осколочно-трассирующий «Sprgr. L’spur»,
осколочно-зажигательно-трассирующий «Br. Sprgr. L’spur»,
бронебойно-трассирующий «Pzgr. L’spur»;
бронебойно-подкалиберным «H-Pzgr» с твердосплавным (карбид вольфрама) сердечником.
|
Масса патрона, г |
Масса снаряда, г |
Масса заряда, г |
Масса ВВ, г |
Начальная скорость, м/с |
БТ (Pzgr. L’spur) |
165 |
72 |
25,6 |
— |
850 |
БП (H-Pzgr) |
151 |
52 |
26,0 |
— |
1030 |
ОТ (Sprgr. L’spur) |
151 |
57 |
25,6 |
4,5 |
960 |
ОЗТ (Br. Sprgr. L’spur) |
151 |
57 |
25,6 |
1,95+1,4 з.ш. |
960 |
Производство патронов осуществлялось в свое время в Германии и Австрии на заводах «Gustloff Werke», «Deutsche Waffen und Munitionsfabriken AG», «Teuto-Metallwerke GmbH», «Hugo Schneider AG».
Патроны 20х82 для пушек MG 151/20 имели следующие обозначения: 20×82 mm ; 20 mm Mauser MG 151/20; XCR 20 082 BGE 020.
20-мм патроны MG. 151/20 имели весьма большую номенклатуру снарядов:
— осколочно-зажигательно-трассирующий снаряд;
— осколочно-трассирующий снаряд;
— фугасный снаряд;
— бронебойный снаряд;
— бронебойно-зажигательный снаряд.
В 1943 году появился новый вариант этого патрона. Он представлял собой модернизированный образец 20-мм патрона MG. 151/20, но с электрокапсюлем-воспламенителем типа Р.2, и со стальной латунированной гильзой, вместо стальной лакированной. Номенклатура боеприпасов 20-мм авиационных пулеметов MG.151/20EI аналогична MG.151/20.
MG 151/20 |
Масса |
Масса |
Масса |
Масса |
Начальная |
---|---|---|---|---|---|
Ф (M-Gesch.) |
183 |
92 |
20,0 |
18,7 тэн или HA41 |
805 |
Ф (MХ-Gesch.) |
195 |
105 |
22.0 |
25 HA41 |
640 |
ОТ (Sprgr. L’spur) |
205 |
115 |
17,8 |
6,2 |
705 |
ОЗТ (Br. Sprgr. L’spur) |
205 |
115 |
17,8 |
3,7 |
705 |
Б (Pzgr) |
205 |
115 |
18,5 |
— |
705 |
БР (Pz. Sprgr) |
205 |
115 |
18,5 |
4,5 |
705 |
В 1946 году оружие под этот патрон было принято на вооружение во Франции. По мере того, как Франция продавала самолеты, вооруженные этим оружием во многие страны мира, патрон становился все более популярным.
В 1970 году этот патрон был признан устаревшим, но в середине 1980-х годов вновь принимается на вооружение в Южной Африке.
В конце 1990-х годов 20-мм патроны получили вторую жизнь в снайперской винтовке южно-африканской фирмы Aerotek.
В Южной Африке патроны 20×82 выпускаются фирмой Pretoria Metal Pressings (PMP).
В ЮАР выпускаются боеприпасы 20×82 мм пяти типов: комплектуемые головным взрывателем ударного действия фугасно-зажигательный и фугасно-зажигательно-трассирующий снаряды; которые содержат 107 гран (6,93 г) состава Нехаl РЗО; комплектуемый донным взрывателем полубронебойно-фугасно-зажигательный снаряд, который содержит 92 грана (5,96 г) состава Hexal P18; снабженные имитатором взрывателяпрактический и практический трассирующий снаряды. Начальная скорость полета всех этих снарядов — примерно 2360 футов/секунду (720 м/с). Дистанция взведения взрывателя — минимально 8 м. Время выгорания трассера — минимально около 2 с.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|