Небольшая альтернатива связанная с крейсером «Витязь»
РИ.
31 декабря 1899 г. управляющий Морским министерством приказал МТК передать командиру Санкт-Петербургского порта 40 чертежей крейсера «Богатырь», чтобы снять копии для постройки однотипного корабля в деревянном эллинге «Галерного островка». 9 января 1900 г. порту выдан соответствующий наряд. 27 февраля 1901 г. заключен контракт с Франко-Русским заводом на изготовление двух главных паровых машин общей мощностью в 19500 и.л.с. К весне 1901 г. готовность корпуса крейсера, получившего название «Витязь», составляла 40%. 22 мая состоялась торжественная закладка. Однако 31 мая корпус был уничтожен при пожаре эллинга. Погибла и значительная часть документации. 1 ноября 1901 г. в Новом Адмиралтействе был начат постройкой новый крейсер взамен погибшего. Броню изготовляли Обуховский и Ижорские заводы, башенные установки — Металлический завод. Официальная закладка крейсера, получившего название «Олег», состоялась 6 июля 1902 г. Благодаря наличию рабочих чертежей, использованию опыта работы на «Витязе» и энергичной работе строителя — корабельного инженера А.И. Мустафина, начинавшего «Витязь», сборка корпуса быстро продвигалась вперед, и уже 14 августа 1903 г. корабль был спущен на воду. К этому времени проект претерпел ряд изменений. Предполагаемые в задании 16 котлов Бельвиля заменили более легкими Нормана.
Заказанные для «Витязя» механизмы и вооружение были использованы для постройки однотипного крейсера «Олег», который верфи Новое адмиралтейство с трудом удалось окончить к осени 1904 г. Черноморские крейсера «Кагул» и «Очаков» — вступили в строй уже после окончания русско-японской войны.
АИ.
Пожар на деревянном эллинге был потушен и корпус «Витязя» не получил повреждений (вариант, пожара удалось избежать). В итоге, крейсер «Витязь» благополучно построен к 1903 году, и вскоре благополучно перешел на Тихий океан, где и встретил русско-японскую войну.
По приказу адмирала Макарова, «Витязь», «Аскольд» и «Баян» образовывали русский «летучий отряд» — гонять японских «собачек» (использовался и «Новик» в качестве четвертого корабля). И японцы очень быстро стали использовать броненосные крейсера типа «Асама» в качестве прикрытия. Российский флот мог ответить включением «Пересвета» и «Победу» в качестве мощных крейсеров поддержки, но гибель Макарова не дала данным планам осуществиться.
В сражении в Желтом море, «Витязь» шел бы в строю непосредственно за «Аскольдом», а после того, как Рейценштейн поднял сигнал «Крейсерам следовать за мной» дисциплинированно выполнил его. «Диана» и «Паллада» не смогли выполнить приказ (каждый по своим техническим причинам).
Несмотря на возникшие трудности, три русских крейсера – «Новик», «Аскольд» и «Витязь» добрались до Владивостока, став хорошей заменой погибшему «Рюрику». На ряду с «Россией» и «Громобоем» были модернизированы – противоминная артиллерия сокращена, добавлены орудия калибром 120-152-мм.
Попытки возобновить крейсерство не увенчались успехом – от японских мин получили повреждения «Новик» и «Аскольд»». Тем не менее, отряд из четырех крейсеров представлял достаточную силу, которая могла стать существенной поддержкой Второй Тихоокеанской эскадре.
14 мая в Цусимском сражении погиб – как и многие другие русские корабли – крейсер «Аврора» (Раз нет крейсера «Олег», то снарядов попадает в «Аврору», да и «Светлану» куда больше). Дальневосточные воды забрали еще одного русского адмирала — Энквиста. А вот другим кораблям повезло больше. «Изумруд» и последовавший за ним «Жемчуг», смогли 15 мая вырваться из японского окружения, и оторваться от погони. Здесь фортуна еще раз улыбнулась русским морякам – едва японские крейсера отказались от погони, как «Жемчуг» по техническим причинам вдвое снизил ход (рывок на максимальной скорости дорого обошелся механизмам крейсера).
Тем не менее, оба русских легких крейсера были благополучно встречены идущими на помощь Владивостокскими крейсерами, и без проблем добрались до Владивостока.
Что касается «Витязя» до ему принадлежит большая заслуга в спасении крейсера «Дмитрий Донской» — он первый из российского отряда подошел на помощь. Японские крейсера, заметив за «Витязем» еще дымы и очертания кораблей, предпочли уйти.
После окончания русско-японской войны, «Витязь» перешел на Балтику.
С 1906 по 1908 год крейсер «Витязь» проходил ремонт и частичную модернизацию. Орудия отправили на ремонт в Обуховский завод, где также ремонтировались орудийные станки и щитовые орудия. Из вооружения сократили 75-мм орудия до 8 штук, что особо не отразилось на боевых качествах крейсера.
В январе 1916 года началось перевооружение крейсера на единый калибр артиллерии. Были сняты все 152-мм орудия, вместо них ставили 130-мм. Произведен капитальный ремонт корпуса, покраска, замена линолеума. Отремонтированы машины и котлы. И в начале ноября ремонт окончили.
Участвовал в Первой Мировой Войне (например, Готландский бой).
Потоплен в 1919 году английскими торпедными катерами.
Крейсера «Изумруд», «Жемчуг» и «Аскольд» встретили Первую Мировую Войну на Дальнем Востоке. При этом, оба «драгоценных камня» действуя совместно потопили немецкий крейсер «Эмден».
Легкий крейсер «Новик», спас от гибели крейсер «Паллада», вовремя заметив подлодку Ю-26, не позволив ей торпедировать крейсер.
Крейсер «Диана» сделал знаменитый выстрел по Зимнему дворцу.