1

Две колонны кораблей, двигаясь к югу медленно сходящимися курсами, сблизились наконец на предельную дистанцию огня. На ярком фоне неба, освещенного лучами заходящего солнца, четко и резко выделялись силуэты английских крейсеров. Германские же корабли были едва заметны на затянутом темными облаками восточном горизонте.

Неадекватный ответ.

В 19 часов 03 минуты "Шарнхорст" открыл огонь фугасными снарядами по "Гуд Хоуп". Флагман английской эскадры был накрыт с третьего залпа: тяжелый немецкий снаряд угодил в носовую башню, над которой сразу же поднялся огромный столб пламени — взрывались боеприпасы. Через две минуты "Гуд Хоуп" ответил недружным залпом. Началась неравная дуэль: призовой артиллерийский корабль немецкого флота методично расстреливал британский крейсер, команда которого была укомплектована резервистами перед самой войной. Орудия "Шарнхорста" изрыгали огонь каждые 15 секунд — в три раза чаще, чем пушки "Гуд Хоупа".

Неадекватный ответ.

Спустя 47 минут над английским кораблем выше мачт взметнулось пламя. "Гуд Хоуп" продержался на плаву еще шесть минут. Зарево полыхавшего на нем пожара вдруг исчезло, и по сразу наступившей темноте немцы поняли: британский крейсер пошел на дно вместе со всем экипажем и командующим эскадрой адмиралом Крэдоком…

Неадекватный ответ.

Тем временем "Монмут", избитый снарядами "Гнейзенау", накренившись на левый борт, медленно уходил на север. Спустя два часа после начала боя его обнаружил в темноте сильно отставший от немецкой эскадры "Нюрнберг". Приблизившись к агонизирующему английскому кораблю на 6 километров, "Нюрнберг" предложил ему сдаться. В ответ на это "Монмут" попытался развернуться, чтобы ответить огнем из задравшихся кверху орудий правого борта. Но немецкий крейсер предупредил эту попытку: залп разворотил борт "Монмута", и в 21 час 28 минут "Монмут" перевернулся и пошел ко дну.

Так плачевно для англичан закончилось сражение у порта Коронель неподалеку от берегов Чили, разыгравшееся 1 ноября 1914 года…

Результаты боя ошеломили английскую публику: на протяжении каких-нибудь полутора месяцев британский флот лишился пяти броненосных крейсеров! Сначала устаревшая немецкая подводная лодка за какой-то час потопила подряд "Абукир", "Кресси" и "Хог". И вот теперь пришла очередь "Гуд Хоупа" и "Монмута". Увы, как оказалось, эти жертвы не были последними. На протяжении войны из 34 английских броненосных крейсеров суждено было погибнуть пятнадцати. Процент, невиданный в истории морских войн!

После постройки в 1886-1889 годах семи броненосных крейсеров типа "Орландо" англичане, казалось, утратили интерес к этому классу боевых кораблей. И в то время как Россия и Франция продолжали усиленно разрабатывать и совершенствовать крейсера броненосные, Англия на протяжении следующего десятилетия сосредоточила внимание на бронепалубных, которые по номенклатуре адмиралтейства подразделялись на три ранга в зависимости от вооружения и водоизмещения. Крейсера I ранга при водоизмещении, превосходящем 6 тыс. т, несли 234-мм орудия главного калибра, II ранга (водоизмещение от 3 до 6 тыс. т) вооружались 152-мм пушками, III ранга — при 1,5-3 тыс. т несли 102-119-мм орудия.

Наиболее примечательными из этих трех типов следует признать бронепалубные крейсера 1 ранга, которые строились только в английском флоте и только в течение одного десятилетия — с 1888 по 1898 год. Решив противопоставить русским и французским броненосным крейсерам крупные и быстроходные бронепалубные крейсера I ранга, новый главный строитель британского флота Уильям Уайт вознамерился создать корабли, способные "превосходить скоростью, запасами угля, защитой и вооружением все, что было достигнуто прежде".

Взяв за прототип броненосный крейсер "Орландо", Уайт заменил броневой пояс броневой палубой и, значительно увеличив размерения и водоизмещение корабля, разместил в его корпусе машины небывалой по тем временам мощности, необходимой для достижения 22-узлового хода. Так появились в английском флоте "Блейк" и "Бленхейм". Не оправдав возлагаемых на них надежд (они так и не развили ожидаемой скорости хода), эти корабли сыграли, однако, важную роль в истории английского кораблестроения. Именно на них впервые появились бронированные казематы для средней артиллерии, позволившие устанавливать 152-мм пушки не на верхней палубе рядом с орудиями главного калибра, а на главной палубе вдоль бортов. Это позволило рассредоточить среднюю артиллерию, и если на "Орландо" один вражеский снаряд мог вывести из строя сразу три орудия, то на "Блейке" он мог повредить всего одно из пяти бортовых. Эта новинка Уайта потом была принята на всех флотах мира.

Позднее "Блейк" послужил Уайту прототипом для большой серии высокобортных мореходных эскадренных броненосцев типа "Ройал Соверен" и для весьма удачных крейсеров 1 ранга. Снизив проектную скорость с 22 до 20 узлов, Уайт смог разместить вооружение "Блейка" (2 — 234-мм и 10 — 152-мм орудий) в меньшем водоизмещении. Так появился "Эдгар" — головной корабль серии, состоявшей из 8 однотипных крейсеров ("Эдгар", "Эндимион", "Гибралтар", "Графтон", "Хоук", "Тезеус", "Ройал Артур", "Кресчент"). Предназначенные для разведывательной службы при эскадрах, эти ладные надежные корабли несли по два 234-мм орудия (на баке и на юте) и по 10 152-мм пушек (4 на батарейной палубе в казематах и 6 на верхней палубе за щитами). Прослужив более 25 лет, они после первой мировой войны пошли на слом, за исключением самого неудачливого — "Хоука": в 1911 году он таранил английский лайнер "Олимпик", а в годы войны погиб от немецкой торпеды в Северном море.

Неадекватный ответ. 

В середине 90-х годов XIX века появились сведения о постройке в России двух очень больших крейсеров "Рюрик" и "Россия", по всем параметрам превосходящих лучшие крейсера англичан – сведения, как всегда, очень преувеличенные. В характерном для тех времен стиле англичане отвечают постройкой двух громадных, водоизмещением свыше 14000 т, крейсеров "Powerful" и "Terrible". Стоимость постройки этих гигантов была почти вдвое выше, чем стоимость крейсера типа "Edgar". Гораздо более многочисленный экипаж, большая мощность паровых машин, необходимых, чтобы приводить в движение такую махину, намного увеличили расходы на содержание этих кораблей. Львиная доля увеличения водоизмещения пошла на увеличение мощности машин, чтобы обеспечить скорость 22 узла. Кроме того, потребовалось повысить запас угля до 3000 т, чтобы при большей мощности машин обеспечить дальность 7000 м. миль при ходе 14 узлов. По окончании постройки и на довольно долгую перспективу они оказались самыми длинными боевыми кораблями. Что же касается наступательных и оборонительных элементов, то они практически не отличались от гораздо меньших и более дешевых предшественников. В дополнение ко всему, было неясно, какие особые задачи, недоступные для других крейсеров 1-го класса, должны были решать эти левиафаны?

Неадекватный ответ.

 Несмотря на сильную и обоснованную с утилитарной точки зрения критику в адрес этого проекта, следует указать, что для того времени это было большим техническим достижением, и постройка таких кораблей дала английским кораблестроителям большой, возможно, бесценный опыт.

Корпус корабля имел двойное дно на всем протяжении. Суммарная длина машинных и котельных отделений составляла около 77 м, они разделялись продольной и четырьмя поперечными переборками на 10 отделений: 2 машинных и 8 котельных. По сравнению с предшественниками у новых крейсеров было на одну (шлюпочную) палубу больше.

Энергетическая установка корабля состояла из двух четырехцилиндровых паровых маши тройного расширения и 48 водотрубных котлов Бельвиля. Водотрубные котлы были впервые применены на крупных британских боевых кораблях. Они располагались в 8 котельных отделениях (отсюда 4 трубы); в четырех кормовых отделениях стояло по 8 котлов в каждом, в четырех носовых — еще 16 котлов. Новые котлы вызвали поначалу проблемы с постройкой и обслуживанием: так после начала испытаний в 1896 г. корабли пришлось вернуть на завод для выполнения ряда работ по доводке котлов. Кроме того, вскоре пришлось увеличить высоту дымовых труб, чтобы улучшить тягу. Во время испытаний на мерной миле "Powerful" развил 21,8 узла при мощности 25886 инд. л. с., "Terrible" — 22,4 узла при мощности 25572 инд. л. с. Согласно [3],[6] скорость хода при естественной тяге составляла 20,6 узла в течение 30 часового испытания при мощности 18430 инд. л.с.

Неадекватный ответ.

Основное вооружение крейсеров составляли два орудия калибром 9,2" (234 мм), впервые установленные в бронированных башнях, для наведения впервые использовался электропривод. Элеваторы для подачи боезапаса также бронировались. Вспомогательная артиллерия состояла из 12 орудий калибром 6" (152 мм): 8 орудий в оконечностях располагались в двухъярусных полукруглых казематах (впервые в британском флоте), остальные 4 — в казематах на главной палубе. В ходе эксплуатации выяснилось, что нижние 6-дюймовые орудия размещены слишком близко к поверхности воды и даже при умеренном волнении захлестываются водой, что делало возможность их применения в боевых условиях крайне ограниченной.

Неадекватный ответ.

Основу броневой защиты составляла броневая палуба со скосами. Горизонтальная часть палубы располагалась на уровне 1,1 м над КВЛ, скосы уходили ниже КВЛ на 2,1 м. Такая большая высота была связана с необходимостью прикрыть броней высокие паровые машины. В описаниях указывается, что в районе машинных отделений толщина палубы достигала 152 мм, 102 мм над погребами, 51 мм в носовой и 76 мм — в кормовой оконечностях, 63 мм в остальной части. Угольные ямы располагались по всей длине над машинными и котельными отделениями и служили дополнительной защитой. Башни главного калибра имели броню толщиной 152 мм, кроме того, они дополнялись невысокими кольцевыми барбетами такой же толщины, элеваторы ГК, выше броневой палубы проходили в шахтах, прикрытых броней 51 мм. Боевая рубка диаметром 2,9 м защищалась броней толщиной 305 мм. Бронирование казематов — от 51 до 152 мм.

Вследствие большой длины радиус поворота этих крейсеров был весьма велик, однако благодаря большому водоизмещению и высокому надводному борту корабли имели хорошую мореходность.

В 1902-1904 гг. корабли прошли некоторую модернизацию. Было увеличено число 6-дюймовых орудий до 16 — над средними 6-дюймовыми орудиями, расположенными на главной палубе, расположили еще 4 орудия (на верхней палубе), кроме того, котлы были переведены на нефтяное отопление.Судя по фотографиям, похоже, что позднее, перед кампанией 1912 г., число 6-дюймовых орудий вновь сократили до первоначальных 12 единиц.

И тем не менее "Пауэрфул" сыграл большую роль в истории английского флота. Когда в конце 1890-х годов возникла идея, согласно которой броненосные крейсера должны не только действовать на вражеских коммуникациях, но и участвовать в эскадренных сражениях, англичане поняли, что бронепалубным крейсерам выполнение такой задачи не под силу.

 Неадекватный ответ.

Еще менее удачными оказались бронепалубные крейсера 1 ранга типа "Диадема" ("Диадема", "Андромеда", "Европа", "Ниобе", "Аргонавт", "Ариадна", "Амфитрита" и "Спартиата"), которые развивали скорость 20-21 узел и несли вместо 234-мм орудий 152-мм пушки. Хотя "диадемы" и создавались как уменьшенные "пауэрфулы" (11 тыс. т вместо 14 тыс. т), все недостатки последних от уменьшения лишь усилились, создав "диадемам" весьма скверную репутацию.

Неадекватный ответ.

С 1898 года их постройка прекращается, Англия начинает лихорадочно строить броненосные крейсера как для охраны заморских владений, так и для усиления своих эскадр. И первым из них суждено было стать "Кресси", который представлял собой забронированный вариант "Пауэрфула"…

Неадекватный ответ. 

В 1901-1903 годах вступают в строй шесть крейсеров этого типа: "Кресси", "Абукир", "Хог", "Баканте", "Евралис" и "Сатлидж" — приземистые корабли, увенчанные четырьмя массивными трубами. При водоизмещении 12 тыс. т они развивали скорость 21 узел и несли 2 234-мм и 12 152-мм орудий и два торпедных аппарата. Броневая защита — 152-мм пояс и 76-мм палуба. Из шести крейсеров этого типа три были потоплены немецкой подводной лодкой в сентябре 1914 года.

Построенные по программе 1897/98 г. крейсера типа "Cressy" в основных чертах повторяли тип "Diadem", но с поясным бронированием. В отношении вооружения происходит логичный возврат к вооружению крейсеров типа "Powerful" с двумя 234-мм орудиями главного калибра в оконечностях. По сравнению с броненосными крейсерами первой половины 1880-х годов здесь применена закаленная с внешней стороны крупповская броня, что позволило, не теряя защитных свойств, уменьшить толщину и увеличить высоту броневого пояса, обеспечив достаточную защиту борта.

Неадекватный ответ.

152-мм броневой пояс из крупповской брони длиной 70 м и высотой 4,5 м, в том числе 3 м выше уровня ватерлинии замыкался спереди и сзади 127-мм броневыми траверзами. В носовой части, перед траверзом толщина пояса снижалась до 51 мм, за кормовым траверзом броневой пояс отсутствовал — надводный борт на протяжении 36 метров оставался незащищенным. В районе броневого пояса толщина броневой палубы составляла 37 мм, за ним толщина увеличивалась до 63 мм, а над рулевой машиной — до 76 мм. В районе расположения погребов, машин и котлов толщина палубной брони достигала 152 мм. Кроме того, находившийся за кормовым траверзом участок главной палубы был изготовлен из 25-мм броневой стали. Элеваторы боезапаса 234-мм орудий находились в броневых шахтах, элеваторы казематных орудий защищались за главным броневым поясом. Башни главного калибра имели гидравлический привод, заряжение обеспечивалось при любом угле возвышения.

Корабли имели водоизмещение на 1000 т больше, чем предшественники, корпус отличался более полными обводами, улучшавшими остойчивость. В то же время, зауженные для увеличения скорости обводы носовой оконечности способствовали некоторому усилению килевой качки.

Энергетическая установка выполнена по типу "Diadem" . Проектные мощность и скорость составляли соответственно 21000 инд. л. с. и 21 узел.

 Неадекватный ответ.

Не успели еще вступить в строй все корабли первой серии, как на верфях уже были заложены броненосные крейсера следующей серии — "Гуд Хоуп" ("Дрейк", "Кинг Альфред" и "Левиафан"). Им так же не повезло в боях, как и их предшественникам: "Гуд Хоуп" погиб при Коронеле, а "Дрейк" был торпедирован у берегов Ирландии.

Эти крейсера были построены по программе 1898/99 г. По конструкции они являются увеличенным 3000 т вариантом "Cressy", но с поясным бронированием, а по водоизмещению, скорости и вооружению повторяют "Powerful".

Неадекватный ответ.

Главный броневой пояс толщиной 152 мм, высотой 3,5 м и длиной 78 м прикрывал борт в средней части, сзади он замыкался броневым траверзом толщиной 127 мм. В носовой части траверза не было. Его заменял броневой пояс, утончающийся к носу от 102 мм до 51 мм. Броневая палуба в основной части имела толщину 25 мм, а от кормового траверза в корму ее толщина составляла 63 мм. Толщина брони башен составляла 152 мм, казематы были прикрыты броней толщиной от 127 до 51 мм, подачные трубы — 76 мм, боевая рубка — 305 мм. Длина броневого пояса — 122 м. Общая площадь забронированного борта — 30%, масса брони — около 2700 т.

Вооружение аналогично типу "Powerful". Наведение башен главного калибра осуществлялось гидроприводом, подача снарядов к 152-мм орудиям — при помощи электрических подъемников. Посты управления огнем установлены в 1905-1906 гг.

Общая масса машин и котлов с водой и углем — около 2500 т, протяженность котельных отделений 56 м, нагревательная поверхность — около 6700 м2, площадь колосников — 215 м2.

Эти крейсера обладали хорошей мореходностью и оказались весьма быстроходными. На испытаниях машины развили мощность на 1000 инд. л. с. выше контрактной, а "Drake" развил скорость 24,11 узла. В течение многих лет они подтверждали свои выдающиеся качества ходоков, развивая высокую скорость, как на коротких, так и на длинных дистанциях, превосходя результаты, показанные во время испытаний. В то же время, цена этих крейсеров была практически такой же, как и у броненосцев типов "London" и "Duncan", вступивших в строй одновременно с ними. Думается, достаточно очевидно, что такие высокие расходы не окупаются даже выдающимися крейсерскими качествами. К сожалению, и здесь все не так безоблачно. Расположение 152-мм орудий в двухъярусных казематах оказалось неудачным, так как орудия нижнего яруса заливало водой при качке и в плохую погоду, что делало стрельбу из них практически невозможной. Таким образом, бортовой залп 152-мм орудий оказывался вдвое меньше расчетного.

Низкая тренированность экипажей англичан в артиллерийской стрельбе наряду с рядом конструктивных недостатков их кораблей привели к гибели броненосных крейсеров "Good Hope" и "Monmouth" в бою с эскадрой германских крейсеров у мыса Коронель (у берегов Чили). Главные силы немецкой эскадры состояли из двух броненосных крейсеров "Scharnhorst" и "Gneisenau" несколько меньшего водоизмещения, но лучше вооруженных и забронированных. В ходе боя, который длился около полутора часов, англичане потеряли оба броненосных крейсера, не нанеся противнику серьезного ущерба. Результаты этого боя и других боевых эпизодов показали неэффективность расположения артиллерии близко к воде, и англичане впоследствии перенесли 152-мм орудия из казематов на верхнюю палубу, снабдив их щитами.

 Неадекватный ответ.

Следующей стала большая серия из 10 броненосных крейсеров типа "Кент" ("Кент", "Бервик", "Корнуол", "Кумберланд", "Донегал", "Эссекс", "Ланкастер", "Монмут", "Сеффолк" и "Бедфорд"). Эти крейсера создавались специально для действий на Востоке и должны были с полным запасом угля проходить через Суэцкий канал с тем, чтобы в нужную минуту появиться в китайских водах. Это требование повлекло за собой меньшее водоизмещение, чем у "Кресси" и "Дрейка", более легкое бронирование и более слабое вооружение. Зато крейсера типа "Кент" имели большую скорость — 23 узла и меньшую осадку 7,5 м. В годы войны наиболее удачно действовали два корабля этого типа: "Кент", уничтоживший через несколько дней после Коронеля немецкий крейсер "Нюрнберг", и "Корнуол", участвовавший в уничтожении немецких крейсеров-рейдеров "Лейпциг" и "Кенигсберг".

Неадекватный ответ.

Броненосные крейсера этого типа представляли собой попытку создать тип быстроходного (23 узла) броненосного крейсера по типу "Drake", но меньшего тоннажа и, соответственно, более дешевого в постройке и эксплуатации, с меньшим по численности экипажем. Такие крейсера должны были строиться в больших количествах. И, действительно, серия "Monmouth" из 10 единиц стала самой многочисленной среди броненосных крейсеров мира. Они строились по дополнительной программе 1898/99 г. ("Kent" и "Essex"), программам 1899/1900 г. ("Monmouth" и "Bedford") и 1900/01 г. (все остальные).

Неадекватный ответ.

При постройке этих крейсеров англичане вновь возвращаются к идее вооружения крупных крейсеров однородной 152-мм артиллерией. Это вызвало в то время вполне справедливую, по нашему мнению, критику. На переломе XIX и XX столетий для броненосных крейсеров стал нормой броневой пояс толщиной около 6 дюймов (152 мм). Такая броня хорошо защищала крейсера от поражения снарядами среднего калибра (примерно, до 152-164 мм) на основных дистанциях боя. При бортовом залпе из девяти 152-мм орудий (см. схему) крейсера типа "Monmouth" должны были успешно сражаться с подавляющим большинством бронепалубных крейсеров, представлявших основную угрозу для торгового судоходства. Присутствие такого крейсера в прикрытии конвоя практически гарантировало последнему безопасное плавание. В то же время, при встрече с броненосным крейсером противника "Monmouth" не имели средств для его поражения. Именно для разрушения броневого борта противника в состав артиллерии броненосных крейсеров и вводили 2-4 орудия большего калибра (обычно 8-10 дюймов). Другим недостатком артиллерии, характерным для большинства британских броненосных крейсеров этого периода, было размещение орудий слишком близко к уровню воды. В результате при качке пользоваться ими было невозможно. Хотя моряки неоднократно обращали внимание на неудачное расположение 152-мм артиллерии, Адмиралтейство отдавало предпочтение малой заметности крейсеров и упорно стремилось уменьшить высоту надводного борта. Оба эти недостатка ярко проявились в бою с немецкой эскадрой крейсеров у мыса Коронель. Дебатировался вопрос о перевооружении их орудиями калибра 7,5" (190 мм), однако перевооружение не состоялось.

Первоначально легкая артиллерия состояла из 8×1 — 12 фн. 12 cwt и 1×1 — 12 фн. 8 cwt. В 1906-1907 гг. последнее было снято, и к 1914 г. вооружение соответствовало приведенному ниже в таблице.

Подача снарядов осуществлялась электрическими подъемниками, поворот башен — также электроприводной, однако ввиду новизны дела оказался недостаточно надежным. Посты управления огнем были оборудованы в 1907 г.

Неадекватный ответ.

Расположение брони повторяло тип "Cressy", но при уменьшенной толщине. Главный броневой пояс имел толщину 102 мм в средней части корпуса. Он защищал борт на протяжении 74 м, высота пояса — 3,5 м, из них 1,5 м ниже уровня ватерлинии. В носовой части толщина пояса уменьшалась до 51 мм. Кормовой траверз имел толщину 127 мм, носовой — отсутствовал. В кормовой части броневая палуба имела толщину 2,5" (63 мм). На протяжении броневого пояса верхняя палуба имела толщину 19 мм, а главная — 37 мм. Казематы имели броню толщиной 102 мм, башни — 127 мм, барбеты башен — 127 мм, боевая рубка — 254 мм. Общая масса брони около 1800 т.

Неадекватный ответ.

Как и на предшественниках, на кораблях стояли 4-цилиндровые машины тройного расширения. На всех они превысили контрактную мощность, однако "Kent", "Monmouth" и "Essex" немного не добрали до проектных 23 узлов. Зато "Lancaster" и "Suffolk" показали 24 и 24,7 узла соответственно. Скорость остальных при испытаниях была около 23,6 узла. Нагревательная поверхность котлов составляла порядка 5000 м2, площадь колосников — 150 м2.

В целом эти крейсера обладали неплохими ходовыми и мореходными качествами, однако ввиду стремления добиться высокой скорости хода их оконечности были заметно заужены. Последнее в сочетании с тяжелыми башнями в оконечностях способствовало сильной килевой качке в плохую погоду.

 Неадекватный ответ.

В 1904-1905 годах вступили в строй броненосные крейсера типа "Девоншир" ("Девоншир", "Антрим", "Арджилл", "Карнарвон", "Гемпшир" и "Роксбург"), также предназначенные для действий на Востоке. В отличие от "кентов" они несли орудия смешанных калибров — 4 190-мм и 6 152-мм. Наиболее известен "Гемпшир", на котором в июне 1916 года подорвался на мине и погиб английский главнокомандующий лорд Китченер, отправившийся из Скапа Флоу в Архангельск. В 1906 году в строй флота вступили еще два броненосных крейсера: "Черный принц" и "Герцог Эдинбургский", на которых снова устанавливается 6 234-мм орудий в одиночных башнях и 10 152-мм пушек в бортовых казематах.

Неадекватный ответ.

Крейсера типа "Duke of Edinburgh" были спроектированы под руководством Филипа Уоттса. Их задачей были действия совместно с новыми броненосцами типа "King Edward VII". Таким образом, задача защиты судоходства для этих кораблей была вторичной, тогда как для предшествующих типов она была главенствующей. При проектировании были сняты ограничения по максимальному тоннажу, что позволило усилить артиллерию и обеспечить приемлемый уровень защиты. Вместе с тем, нелишне отметить, что по водоизмещению эти крейсера сравнялись с русским броненосцами типа "Князь Суворов", построенными практически в то же время.

Неадекватный ответ.

По сравнению с предшественниками калибр главной артиллерии был увеличен до 9,2" (234 мм), а число орудий главного калибра достигло шести. Вспомогательная артиллерия состояла из десяти 6-дюймовых (152 мм) орудий. К сожалению, как и на большинстве других британских кораблей, эти пушки были расположены слишком низко, что позволяло им действовать лишь в очень хорошую погоду. На "Duke of Edinburgh" отказались от казематов для вспомогательной артиллерии в пользу бронированной батареи; крайние с кормы амбразуры батареи позволяли орудиям вести огонь прямо на корму. В батарее между орудиями были установлены броневые переборки толщиной 51 мм. В носовой части этого сделать не удалось. Низкий борт и отказ от фальшборта сделал эти корабли весьма "мокрыми" в средней части, несмотря на высокий полубак.

Неадекватный ответ.

Ввиду выяснившихся недостатков, ставших нетерпимыми во время Первой мировой войны, орудия 6-дюймовой батареи были демонтированы, порты зашиты, а на верхней палубе установили шесть 6-дюймовых орудий за щитами (по три на борт).

Неадекватный ответ.

Броневой пояс прикрывал борт по всей длине. Толщина его в средней части на длине 78 м составляла 152 мм, уменьшаясь к носу до 102 мм и к корме до 76 мм. Центральная батарея была защищена 152 мм броней и траверзами. Машинное отделение между нижней и главной палубой прикрывалось броневыми переборками толщиной 51 мм. Поскольку барбеты бортовых башен главного калибра располагались за бортовой броней, их толщину уменьшили до 76 мм. Башни были защищены 190 мм броней в передней части, по бортам — 140 мм, сзади —  114 мм. Палубы — довольно тонкие: нижняя палуба имела толщину 19 мм, а над румпельным отделением 25 мм; главная палуба — 25 мм, в районе центральной батареи — 19 мм; сверху центральную батарею прикрывала броневая палуба толщиной 25 мм.

Неадекватный ответ.

На крейсерах были установлены 4-цилиндровые машины тройного расширения. Котельная установка состояла из 20 котлов Бабкок и 6 цилиндрических котлов. Мощность машин 23000 инд. л. с. обеспечивала ход 23 узла. Максимальный запас угля 2180 т + 600 т. нефти, которая распылялась поверх угля для улучшения качества горения. Дальность плавания — 10000 м. миль при 10 узлах.

 Неадекватный ответ.

За ними следуют четыре почти полностью идентичных, но со 190-мм орудиями вместо 152-мм ("Ахиллес", "Кохрен", "Натал" и "Уорриор"). Кораблям этой серии, пожалуй, не повезло больше всех.

"Warrior" стал усовершенствованием типа  "Duke of Edinburgh". При том же водоизмещении вместо 6-дюймовых орудий на кораблях установлены 4 одноорудийные башни орудий калибром 190 мм. Изменения в конструкции практически полностью связаны с изменением вооружения. Высокое расположение артиллерии и ее возросшая мощь выделяют эти крейсера на фоне своих собратьев. Кроме того, некоторое увеличение верхнего веса привело к увеличению периода качки, что делало их весьма удобными артиллерийскими платформами. В целом, крейсера типа "Warrior" заслужили хорошую репутацию среди британских моряков.

Неадекватный ответ.

Ввиду ставшей очевидной неэффективности низкого расположения вспомогательной артиллерии было принято, наконец, решение установить ее в башнях на верхней палубе, кроме того, калибр орудий вырос до 7,5 дюймов (190 мм). Такая схема позволяла использовать всю мощь артиллерии крейсеров в любую погоду. Броня, ранее использовавшаяся для защиты центральной батареи, теперь пошла на защиту башен. Бронирование башен вспомогательной артиллерии было аналогичным бронированию артиллерии главного калибра. В остальных элементах бронирование осталось аналогичным типу  "Duke of Edinburgh", за исключением того, что толщина верхней броневой палубы в средней части была уменьшена до 19 мм.

Неадекватный ответ.

Энергетическая установка в целом повторяла таковую на крейсерах  "Duke of Edinburgh", но вместо 20 котлов Бабкок были установлены 19 котлов Ярроу. Максимальный запас угля 2050 т. Дальность плавания — 7960 м. миль при 10 узлах.

На "Achilles" и "Cochrane" в 1915 г. на квартердеке была установлена 6-фунтовая (57 мм) зенитная пушка Гочкиса Mark Ic. Углы вертикальной наводки от -8° до +60°, масса снаряда 2,7 кг, начальная скорость 538 м/с, темп стрельбы 20 выстрелов в минуту. Досягаемость по высоте 3000 м, эффективная дальность 1100 м.

Неадекватный ответ.

На "Cochrane" в 1916 г. 6-фунтовая (57 мм) зенитная пушка Гочкиса была заменена на 3-дюймовую зенитную пушку Mk II. Сообщается также, что на протяжении 1915-1916 гг. в средней части крейсера вероятно были размещены две трехфунтовые зенитные пушки Виккерса Mk III (углы вертикальной наводки от -5° до +80°; масса снаряда 1,5 кг; начальная скорость 785 м/с; темп стрельбы 25 выстрелов в минуту; досягаемость по высоте 4600 м; эффективная дальность 1800 м). В тот же период были демонтированы пушки с крыш башен 'A' и 'Y'. Остальные 3-фунтовые пушки были сняты с надстроек и передних бортовых башен 9,2" в течение 1917 г. Это привел к сокращению числа 3-фунтовых орудий до 20, не считая зенитных пушек. Некоторые из этих орудий использовались на сухопутном фронте во время пребывания крейсера в Мурманске. Ко времени, когда крейсер был потерян, на борту оставалось 17 трехфунтовых орудий.

В 1917 г. на "Cochrane" фок-мачта была переделана в трехногую, чтобы она могла удерживать вес поста управления огнем, но сам пост не был установлен на корабле до августа 1918 г. На "Achilles" аналогичное переоборудование было выполнено после Ютландского сражения, но когда был установлен пост управления огнем неизвестно.

"Кохрен" затонул в Мерсее, "Уорриор" был уничтожен немцами в Ютландском бою. Наиболее таинственны обстоятельства гибели "Натала". В 3 часа 25 минут 31 декабря 1915 года на рейде Кромарти вдруг повалил столбом дым над крейсером "Натал". Не успели с соседних кораблей подать помощь, как огонь добрался до пороховых погребов, и крейсер взлетел на воздух. Причины этой катастрофы так и остались невыясненными, никто не знает, был ли это несчастный случай или диверсия.

 Неадекватный ответ.

В 1908 году вступили в строй последние английские броненосные крейсера: "Дифенс", "Минотавр" и "Шеннон". Это были корабли водоизмещением 14600-16100 т, развивавшие скорость 23 узла и несшие по 4 234-мм и 10 190-мм орудий.

Это были последние и наиболее крупные из броненосных крейсеров. На смену им пришли линейные крейсера. Считается, что при проектировании этих крейсеров был допущен перекос в сторону усиления вооружения при недостаточности защитных элементов. Следует, конечно, иметь ввиду, что выводы эти делаются в значительной мере на основании Первой мировой войны, ко времени которой эти крейсера морально устарели.

Неадекватный ответ.

Вооружение крейсеров состояло из четырех орудий калибром 234 мм, установленных в носовой и кормовой башнях, а также из десяти орудий калибром 190 мм, расположенных в одноорудийных башнях вдоль бортов корабля в средней части. Противоминная оборона возлагалась на 16 76-мм пушек, расположенных на носовой и кормовой надстройках, а также на крышах башен вспомогательной артиллерии. Кроме того на крейсерах было установлено по 5 подводных торпедных аппаратов, один из них — в корме.

Броневой пояс толщиной 152 мм прикрывал среднюю часть на длине 83 м, утончаясь к носу до 102 мм и к корме — до 76 мм. между верхней и главной палубой бронирование отсутствовало. В этой зоне элеваторы 190-мм орудий защищались броней 178 мм; за броневым поясом броня уменьшалась до 51 мм. Барбеты бортовых башен имели толщину 178 мм с внешней стороны и 76 мм с внутренней. Передняя часть 190-мм башен защищалась броней толщиной 203 мм, по бокам — 152 мм и сзади — 114 мм. У башен главного калибра передняя часть также имела толщину 203 мм, сбоку и сзади — 178 мм. Кроме носовой боевой рубки имелась запасная кормовая, защищенная 76-мм броней. Обе они соединялись с помещениями под броневой палубой шахтой, защищенной 76-мм броней. Горизонтальное бронирование было относительно слабым: 20-мм броневая палуба достигала толщины 37 мм только над помещением рулевой машины, а главная палуба — 20 мм в центральной части корпуса и 25 мм в оконечностях.

В конструкции энергетической установки полностью отказались от огнетрубных колов в пользу водотрубных. На "Minotaur" — Babcock & Wilcox, а на "Shannon" и "Defence" — Yarrow. На "Shannon" была изменена форма корпуса, однако ожидаемой прибавки скорости не получили, она даже несколько снизилась. В 1909 г. высоту труб увеличили на 4,5 м, что немного повысило тягу и, соответственно, мощность, но заметного влияния на скорость это не оказало. В машинных отделениях были впервые применены глухие переборки, в которых вовсе не было дверей. В 1917 г. вместо шестовой фок-мачты установили трехногую с постом управления огнем. Кроме того, были добавлены прожекторные площадки между трубами и у основания грот-мачты.

Именно на "Дифенс" держал свой флаг контр-адмирал Арбетнот, который повел в Ютландский бой первую крейсерскую эскадру, состоявшую из четырех броненосных кораблей ("Дифенс", "Уорриор", "Герцог Эдинбургский" и "Черный принц"). Неосторожно подставив свой отряд под огонь немецких дредноутов, Арбетнот погубил его. "Дифенс" и "Черный принц" взорвались от попаданий вражеских снарядов, а "Уорриор" получил столь тяжкие повреждения, что команда была вынуждена оставить корабль…

Неадекватный ответ.

"Линкоры британской империи". http://lib.rus.ec/b/241469/read

«Боевые корабли ХХ века» http://warships.cc.ua/index.htm

Морская коллекция МК. «РОКОВЫЕ КРЕЙСЕРА БРИТАНИИ». Г.Смирнов, В.Смирнов 

товарищ Сухов
Подписаться
Уведомить о
guest

12 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account