1

Не стройте крепости, стройте железные дороги! Эта фраза Мольтке стала крылатой. Не стройте крепости, стройте железные дороги!

Николай 1 строил крепости, но необходимость железных дорог он тоже понимал. В реальной истории именно он настоял на строительстве железных дорог. Но давайте по порядку. В августе 1834 г. по приглашению горного ведомства в Петербург приехал известный австрийский инженер, профессор Венского политехнического института Франц фон Герстнер.
За 4 месяца он объездил множество городов от Москвы до Урала и по возвращении в Петербург подал императору Николаю I обстоятельную записку, в которой изложил свои соображения о строительстве железных дорог. В ней отмечалось, что «…нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения».

1 мая 1836 г. – начало строительства Царскосельской железной дороги. 3 ноября  того же года состоялся первый рейс. 30 октября 1837 года состоялось официальное открытие.
В реальной истории следующим крупным проектом стала дорога из Петербурга в Москву. Но надо сказать, что эта дорога не всем казалась первоочередной. Действительно две столицы для перевозки пассажиров были соединены шоссейным трактом, а для товарных грузов — тремя водяными системами — Мариинской, Тихвинской и Вышневолоцкой. Так что лет десять с железной дорогой позже получившей название Николаевской можно было подождать.
Соединение Москвы с Черным морем казалось более необходимым в смысле обеспечения черноморских берегов от высадки неприятеля и торговых интересов, которые представляли большие грузы при устройстве рельсового пути через всю хлебородную площадь, не имеющую водяных сообщений к Москве и гораздо более населенную, чем пространство между столицами. На стороне этого мнения были Москва, Харьков, Рыбинск и самый Петербург. Для сообщения такого взгляда явились к министру финансов первоклассные купцы того времени: Н.М. Журавлев (Рыбинский), С.Л. Лепешкин (Московский) и К.Н. Кузин (Харьковский) и другие. Они рассчитывали на то, что Канкрин, как противник сооружения дороги из Петербурга в Москву, поддержит их мнение, но оказалось нечто смешное. Больной и устаревший Канкрин, при всем своем уме, не мог оценить великого значения вышеизложенной мысли и отвечал им, что он удивляется, как могло придти в голову предположение строить железную дорогу через такую местность, где на волах всякая перевозка делается за самую дешевую цену.
Но у нас история альтернативная и Канкрин изменил свое мнение. Главной причиной этого была последовательно осуществляемая крестьянская реформа. Крестьяне, освобождаемые хоть постепенно, но неуклонно были в числе прочего освобождены и от гужевой повинности. Так что волы волами, а для доставки казенных грузов к берегам Черного моря железная дорога стала жизненно необходимой.
Итак в 1841 году началось строительство железной дороги Москва-Севастополь.
Не стройте крепости, стройте железные дороги!
Руководил стройкой печально известный граф Клейнмихель человек весьма своеобразный. Судите сами сам по себе человек вроде честный в том смысле что взяток не берет, что однако не мешает брать их его жене. Впрочем для нас имеет большее значение что при всех своих недостатках господин он был весьма деятельный и хотя дорога стоила непомерно дорого к 1848 году строительство большей ее части было завершено. Почему это так важно? Ну как же революция в Европе. И что более важно в Австрийской империи, в которой помимо мятежной Венгрии значительная часть еще более мятежной Польши. Так что ассигнования на железнодорожное строительство были серьезно урезаны в связи с подготовкой к заграничному походу.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

54 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account