(не очень) Альтернативный флот программы 1898го года. Часть 5.2 „Игра крейсеров“- цена скорости.

1

 

Уважаемые коллеги! Aльтернативить корабли и флот для меня, конечно, интереснее, чем описывать военные действия, но надо все-таки показать, зачем все это делалось и какие преимущества дает. И есть ли вероятность изменить ход РЯВ подобными кораблями.

Благодарность коллеге Андрей Толстой, помогшему мне с „переводом с российского на русский“.

Введение

Вспомним, что к середине июня 1904 года:

– своим ходом в Кавалу пришел „Св. Димитрий Солунский“ (бывший „Реджина Елена“ под временным болгарским флагом) и встал у только что сооруженной достроечной стенки. Туда же пришел и итальянский пароход, загруженный различным „оборудованием“ для довооружения, броней и 240-мм пушками для бортовых башен (не успели установить в Специи). 120-мм пушки производства Обуховского завода, на замену планировавшихся „болгарских“ 100-мм прибыли с Одессы;

– в Порт-Артуре вошли в строй поврежденные 27 января 1904 года ЭБр "Цесаревич" и "Ретвизан" (4/305мм; 8/203мм). Адмирал Макаров стал готовить флот к операции по снятию японской блокады, совместно с ВОК и находившимся на подходе отрядом Вирениуса;

– отряд Вирениуса („Александр III”; „Сисой Великий“; „Ослябя“; „Аврора“), соединившись в Камране с „Св. Георгий“ и „Борис“ (бывший Кайзер Карл IV), а также транспортами, в то время проходил мимо о. Формоза (Тайвань). Решено было не входить в пролив и не наносить крейсерами удары по японским судам, т.к. Болгария все еще затягивала вопрос с объявлением войны, посколько БрК „Черноморец“ заканчивал капитальный ремонт в Ла Сен-сюр-мер и на днях должен был выйти в море.

В Софии не было японского посольства, интересы Микадо представлял британский посол. Интенсивная кораблестроительная деятельность Болгарии не оставляла сомнений в том, что ее нейтралитет лишь временный, пока не окончены корабли, но перевод недостроенного крейсера с Италии в Кавалу стал для Японии неожиданностью. Желая затруднить поставки материалов, правительство Японской Империи сыграло на опережение и 20-го июня 1904 года официально обявило войну Болгарии. Увы, ход оказался запоздалый и не прибавил „популярности“ Японской империи как „государству-агрессору“. Да и „опережение“ получилось не очень. Со списками „контрабандных товаров“ в Европе не слишком считались, поставляя всем и все (включая Японию) – пожалуй, кроме готовых кораблей для воюющих сторон, но как мы еще увидим, и это потом случилось. Теперь ничего не сдерживало досмотр торговых судов, направлявшихся к Суэцу, к этому практически сразу приступили находившиеся ранее в порту Кавала и ожидвшие этого момента крейсера „Дмитрий Донский” и „Владимир Мономах” вместе с эскадренными миноносцами Болгарского флота. Их действия мы разберем далее, а пока вернемся в Желтое море.

До возвращения в строй поврежденних кораблей, I ТОЭ лишь оборонялась. Активно дейтвовал только „летучий“ крейсерский отряд Рейценштейна в состав БрК „Баян“ (6×8“; 22 уз.); БпК Варяг (4×8“; 23,5 уз.); БпК „Богатырь“ (10×6“; 23,5 уз.) и БпК Аскольд (12×6“; 23,7 уз.). Сначала пять, а потом лишь четыре русских броненосца в строю, выходили только вблизи Порт-Артура, для охраны ближнего морского района. В ночное время эта крайне важная задача ложилась на крейсер „Диана”, канонерские лодки и эскадренные миноносцы. Кроме этого, на них еще возлагалась задача бороться с минными постановками японцев и обеспечивать защиту своих минопостановщиков. Именно тогда выявилась большая ценность „малого“ флота, на который раньше не обращали должного внимания. Судов специальной постройки было крайне мало, большинство – устаревшие и слабовооруженные суда.

Мощный, не имеющий равных по скорости отряд вынуждал японские крейсера и миноносцы из отряда Дева держаться или вблизи японских броненосцев, или прятаться в базах, посадив „собачек” Дева на короткий поводок. Для противодействия русскому отряду, адмирал Того еще в апреле забрал у адмирала Камимуры, действующего против ВОК, из Мозампо, 3 БрК, которые отправил к о. Элиот, пытаясь поймать на обратном пути Рейценштейна или Макарова, тоже любящего „пройтись с ветерком“, что спасло ему жизнь – при подрыве "Петропавловска" он и его штаб находились на „Баяне”.

Японцы вынуждены были выходить „тройками“ – только так они превосходили „быстроходный отряд” в артиллерии – 12 против 9 восьмидюймовок на (один) борт. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что бронирование асамоидов позволяло им, даже будучи в меньшинстве, не бояться русских бронепалубных крейсеров, в отличие от последних.

Игры крейсеров „в кошки-мышки”, крайне отрицательно отражались на снабжении японской армии, поток грузов для которой заметно уменьшался (япоцы были вынуждены, для особо важных грузов, ввести конвойную систему), а о тяжелых орудиях под Порт-Артуром японцы могли забыть, так как транспорт с тяжелыми орудиями пустили на дно русские крейсера.

После гибели „Петропавловска”, „Хатсусе” и „Яшимы” и получения донесения о движении и составе отряда Вирениуса, Того стало ясно, что времени у него почти не осталось и работает оно против него. Надо решительными действиями добиться разгрома русского флота по частям, ведь в Петербурге проходили испытания 3 новых броненосцев (Бородино; князь Суворов и Орел) и снаряжалась II ТОЭ, в которую вместе с новыми броненосцами должы были еще входить, БпК „Олег” (типа Баян), „Жемчуг” и „Изумруд”.

Прорыв не из Артура, а в Артур

Хотя к июню 1904 года ближняя блокада Порт-Артура была прорвана ежедневными выходами броненосных сил и ночными выходами легких сил, дальная блокада еще существовала. Формально силы были уже сопоставимы с 1 броненосным отрядом Того, но количество броненосных крейсеров типа „Асама” было постоянно меняющимся фактором, а поэтому Макаров, для достижения перевеса в броненосных силах, дожидался прихода отряда Вирениуса. Но как обеспечить ему прорыв?

Прежде чем рассматривать план предстоящей операции „Трезубец“ :))) – имя отображает расположенные с трех сторон силы РИФ – приведем вышедший в море состав противоборствующих сторон (тактические отряды):

1 ТОЭ в Артуре – „север

Отряд броненосцев – 6 ЭБр: Ретвизан (АИ 4×12“, 8×8“, флаг Макарова), Цесаревич (4×12“, 12×6“), Пересвет (под флагом Ухтомского), Победа, Севастополь и Полтава.

Всего: 16×305 мм; 8×254 мм; 4 (8)×203 мм и 18 (36)×152-мм орудий, наведенные на борт, не считая орудий калибра 102 мм и менее. Тактическая скорость отряда за счет броненосцев типа „Полтава” не всегда превышала стабильных 13 уз.

Крейсерский отряд – 4 быстроходных крейсера 1 ранга (см. выше).

Всего 9 (10)×203 мм и 16 (24)×152 мм на борт, не считая 102 мм и меньших. Тактическая скорость отряда из-за "Баяна" составляла 21 уз., временами достигая 22 узлов.

У 1 из 2 богинь, крейсеров I ранга — Даша и Палаша, Диане еще не устранили последствия подрыва на мине, но Паллада уже вошла в строй после торпеды, полученной ею 27 января 1904 года. Вначале ее решили оставить в Порт-Артур для охраны водного района, потом все таки взяли в отряд броненосцев, вместе с Новиком и отрядом эскадренных миноносцев.

Быстроходный крейсер 2 ранга, „Новик” – 4 (6)×120 мм, до 25,5 уз., находящийся при броненосцах, обеспечивал ближную разведку, борьбу с миноносцами противника и прочие крейсерские операции

ВОК в Владивостоке – „восток“:

3 БрК – Громобой, Россия, Рюрик

Отряд Вирениуса – „юг“:

Отряд броненосцев – 3 ЭБр: „Александр III” (АИ 4×12“, 8×8“, флаг Вирениуса); „Сисой Великий“; „Ослябя

Всего 8×305 мм; 4×254 мм; 4(8)×203 мм и 8(16)×152-мм орудий на борт, не считая орудий калибра 102 мм и менее. Тактическая скорость отряда из-за Сисоя – составляла стабильные 13 уз.

БпК – „Аврора“; 3 парохода Добровольного флота («Орел», «Саратов», «Смоленск») и 6 эскадренных миноносцев („Бедовый” остался в Кавале).Тактическая скорость – 18 уз.

Крейсерский отряд – 2 БрК:

Св. Георгий“ (4×240 мм; 8×100 мм, 22 уз.,) командир кап. I ранга Станчо Димитриев

(не очень) Альтернативный флот программы 1898го года. Часть 5.2  „Игра крейсеров“- цена скорости.

и „Контр-адмирал Истомин“ (2×240 мм; 8×150 мм, 21 уз, бывший Кайзер Карл IV) – уже официально под Андреевским флагом, под командованием капитана I ранга Лебедева И.Н., назначенного командующим отряда.

(не очень) Альтернативный флот программы 1898го года. Часть 5.2  „Игра крейсеров“- цена скорости.

Всего 6×240-мм и 4 (8)×150-мм орудий на борт, не считая орудий калибра 100 мм и менее. Тактическая скорость отряда достигала 21 узла.

Здесь надо сделать небольшое отступление и рассмотреть артиллерию крейсеров более подробно. Как говорилось в прежнем посте, командующий болгарского флота уделял артиллерийскому вооружению исключительное внимание. По его мнению, современные орудия и снаряды делали огневой бой на дистанциях 40-60 кабельтов и более не только возможным, но и желательным. Борьба за превосходство в дальности эффективного огня велась на протяжении всей истории артиллерии. Наряду с увеличением мощности и бронепробиваемости снаряда эффективная дальность зависела прежде всего от точности орудия и систем наводки. Рассмотрим их по отделности, как и работу в болгарском флоте по совершенствованию орудий. Последняя велась под девизом Пишона, что повышение точности огня в 2 раза равнозначно удваиванию количества (весьма дорогих) кораблей в битве. Расходы на увеличение точности артиллерии окупаются многократно. Если для больших флотов это было очень выгодно, то для малых флотов это не имело альтернативы.

Основным орудием болгарского флота являлось 240-мм/40 Шкода (Св. Георгий; Кайзер Карл) и 194-мм/40 Шнайдер (Черноморец). Это были аккуратно изготовленные и весьма точные системы. Чтобы полнее реализовать их возможности, было сделано следующее:

  1. На пороховой фабрике в г. Сопот вводились новейшие процессы производства и контроль баллистических параметров метательных зарядов, в основном время сгорания и обьем полученных газов с построением диаграммы нарастания давления. Разброс их значений в рамках одной партии исключался. Транспортировка и хранение зарядов осуществлялись в медно-кожаных футлярах с использованием средств контроля влажности.
  2. Высокоточный контроль за весом снарядов, до и после комплектации, путем снимания фаски с части днища, диаметр ведущих поясков и т.п.
  3. Взятые у производителей орудий таблицы стрельбы были модифицированны под разную температуру воздуха. Путем баллистических вычислений были составлены таблицы для разной начальной скорости из за износа ствола – после 60; 100; 130; 150 выстрелов при полном заряде.
  4. Первоначальная система наводки "Св. Георгия" использовала данные с двух бронированных дальномерных постов с оптическими дальномерами Цейсса с базой 2 м, которые располагались (не совсем удачно) побортно на малой высоте (над казематами) Поэтому они были дополнены еще двумя такими же на бывшем боевом марсе фок-мачты и на заднем мостике.

(не очень) Альтернативный флот программы 1898го года. Часть 5.2  „Игра крейсеров“- цена скорости.

5. Для быстрого определения параметров наводки – „мушки“ и „целика“ – кроме таблиц стрельбы использовался экспериментальный секретний прибор, разработанный на кафедре математики Софийского университета на основе английского директора управления торпедной стрельбы. Этот новейший механический компьютер был раздобыт флотским агентом за большие деньги у фирмы Watts & son.

(не очень) Альтернативный флот программы 1898го года. Часть 5.2  „Игра крейсеров“- цена скорости.

6. Для противодействия миноносцам противника, для главного калибра крейсеров была разработана и произведена партия снарядов, снаряженных тяжелой шрапнелью. Выстреливаемый с начальной скоростью 730 м/с, 240-мм снаряд выпускал „облако“ из около 1140 стальных каплевидных „сосулек“ весом по 105-120 гр. каждая, на заранее устанавливаемом расстоянии от цели в 0,5-1 кабельтовых. Их форма позволяла сохранить значительную энергию и на большем расстоянии. На испытаниях стальной „дождь“ пробивал до 12 мм обшивку бортов и переборки судов и выводил из строя механизмы и экипаж. Производились „капли“ очень просто – из ковша с затвором расплавленная сталь выпускалась дозированными „каплями“ вниз, в восходящий поток холодного воздуха от вентилятора, и попадала в водяную ванну. Далее следовал отжиг, чтоб убрать излишную хрупкость, и сортировка по весу. Такие снаряды имелись в калибрах 240 мм; 194 мм и 138,9 мм. Получили их (240 mm) и русские крейсеры „Адмирал Истомин“ и “Рюрик II”.

 

Обединенный флот ЯИ

1 боевой отряд – 4 ЭБр; 2 БрК – Микаса (флаг Того), Асахи, Фудзи, Шикишима, Кассуга и Ниссин (флаг Катаока).

Всего 16×305 мм; 1×254 мм; 6×203 мм; 40 (80)×152 мм на борт. Тактическая скорость отряда – 17 узлов.

3 боевой отряд – 3 БрК – Асама, Якумо, Токива; 1 БпК – Такасаго (Йошино потерян 14 мая).

Всего 14×203 мм; 20 (40)×152 мм на борт. Тактическая скорость отряда – до 20 узлов.

2 боевой отряд (Мозампо) – 3 БрК: Идзумо (флаг адмирала Камимуры), Адзума, Ивате (в ремонт); 2 БпК – Читосе, Касаги

Всего 14×203 мм; 20 (40)×152 мм на борт. Тактическая скорость отряда – до 20 узлов.

4, 5, 6 и др. отряды рассматривать подробно не будем.

Русский план предполагал ряд беспокоящих действий с трех сторон, с целью заставить адмирала Того ввязаться в авантюрную попытку разгрома русских сил по частям, начиная со слабейшей.

Отряду Вирениуса предписывалось находится севернее Шанхая. Крейсерам капитана I ранга И.Н. Лебедева (два БрК; 21 уз. с 6×240-мм „скорострельными” орудиями) из состава отряда Вирениуса надлежало рейдерствовать севернее, разгоняя и уничтожая разведчики и бронепалубные крейсера противника (только у Такасаго, Кассаги и Читосе имелись шансы спастись, используя свою скорость) и создавая впечатление подхода основных сил отряда. При появлении главных сил Того крейсерам предписывалось уходить на юг, увлекая японцев, пока тревожные вести с севера не заставят Того возвратиться. После чего весь отряд должен был решительно двигаться к району севернее Вейхая на соединение с первой ТОЭ.

Артур – описанные выше силы 1 ТОЭ выступали двумя колонами: броненосные силы шли в сторону о. Элиот, а крейсерские – южнее. Если главные силы Того выходили навстречу эскадре, то броненосцы, не рискуя, начинали отходить к Порт-Артуру, ведя дальний огневой бой. Если окажется, что Того ушел на юг, устраивали нападение на передовые японские базы, после чего отряд броненосцев двигался кружным путем на юго-запад на соединение с отрядом Вирениуса. В крайнем случае Порт-Артурский броненосный отряд формально не слабее 1 броненосного отряда Того. Крейсерский отряд и вызванные из Порт-Артура канонерки „работали“ по Дальнему, после чего крейсеры догоняли броненосцы.

ВОК – совершая рейды к Цусимскому проливу, ВОК должен был оттянуть на себя часть японских БрК Второго броненосного отряда, не позволяя им усилить первый броненосный отряд Того. В случае отсуствия противодействия ВОК надлежало, не входя в Желтое море, обстреливать порты с дальней дистанции (опасаясь незнакомых минных условиий).

„Игра крейсеров“

Как говориться „гладко было на бумаге…“. Первый сбой плана произошел с ВОК – его преждевременное появление, да и то южнее Пусана обернулось (как и в реале) потерей „Рюрика”. Правда, жертв и повреждений на остальных крейсерах было меньше (пропорционально уменьшеному составу японцев :))) И хотя повреждения, полученные японскими крейсерами, вынудили поставить „Ивате” в трехнедельный ремонт, но демонстрация сорвалась и вскоре второй японский броненосный отряд (без Ивате) присоединился к третьему, существенно усиливая главные силы Того.

Не желая снимать блокаду и оставлять северные порты на растерзание русским (в активности Макарова сомневаться не приходилось), план Того состоял в броске всеми имеющимися силами на юг и разгроме отряда Вирениуса, когда тот окажеться близко – севернее Вейхая. После этого должен был быть поворот на север против подходящего Макарова. Риск получить серьезные повреждения от 3 ЭБр и 2 БрК отряда он оценивал как небольшой в свете своего значительного превосходства сил.

В соответствии с этим были развернуты разведчики и крейсера 4-го отряда на траверсе и южнее Циндао. Того трезво оценивал размеры будущего ТВД и весьма немалый риск не заметить Вирениуса вовремя. Третий отряд (3 БрК), находящийся при Того, противодействовал Порт-Артурским крейсерам, а второй осуществлял дальнюю поддержку разведчиков.

(не очень) Альтернативный флот программы 1898го года. Часть 5.2  „Игра крейсеров“- цена скорости.

Первая крейсерская потеря для японцев не заставила себя долго ждать. Ранним утром в 100 милях от Циндао новейший японский крейсер „Ниитака“ попытался сначала сблизиться, а потом (тщетно) уйти от „дымов на горизонте“ за счет своей 20-узловой скорости. Оказалось, что ее не хватает, а 229-кг „посланцы“, прилетевшие с крейсеров Лебедева, быстро заставили японский крейсер замолчать. Вторая радиограмма о помощи оборвалась на полуслове, после продольного попадания 240-мм полубронебойного снаряда (21 кг разрывной заряд), пробившего бронепалубу и обесточившего корабль. Стало ясно, что смертоносная комбинация скорости, брони и скорострельности тяжелого калибра – это приговор большинству японских бронепалубников не только на севере (Рейценштейн). А 50 морских миль – чрезмерная дистанция для того, чтобы 2 броненосный отряд успел оказать поддержку.

Подошедший 2 б. отряд Камимуры, состоящий из 2БрК (Ивате в ремонте) и 2 БпК, застал „Адмирала Истомина“ и „Св.Георгия“, подбирающих японцев с воды. Неправильно опознав в утренней дымке два японских бронепалубника как БрК, „Адмирал Истомин” и „Святой Георгий” прекратили спасательную операцию по „коллекционированию пленных” и ушли к западу, не приняв боя. Приходилось беречь боекомплект, хотя на транспорте имелся резерв. Кроме этого, надлежало избегать боевых повреждений от превосходящих сил вдали от Порт-Артура. Камимура отказался от преследования и предпочел подбрать выживших из экипажа Ниитаки (благо что вода теплая) и вызвать подмогу. В эфир полетели радиограммы с координатами и курсом вражеских кораблей и просьба к 3 боевому отряду о поддержке (ретранслировались находящимся у Вейхайя авизо „Тихая“). То же самое делал для русских зафрахтованный немецкий пароход ”Кайзерин Мария Терезия“ (будущий „Урал“) из порта Вейхайя, где русские агенты на борту пользовались и телеграфной связью с российским ГМШ.

Оказалось, что решение Камимуры не преследовать отряд Лебедева было ошибкой. Менее чем через 2 часа эфир заполнили „вопли о помощи“ вспомагательного крейсера „Синано-мару”. Его ради экономии, не желая тратить снаряды ГК, утопил 150-мм калибром „Адмирал Истомин“. Потом утопили еще одного „соглядатая“, притворившегося торговцем под фальшивым флагом нейтрала. То, что это японский разведчик, быстро опознали по радиоантеннам (крайняя редкость на торговцах того времени).

Чтоб уменьшить потери, Камимуре пришлось, не дожидаясь второго отряда, пойти на рискованный перехват. К 18.00 в 50 морских милях на северо-восток от Циндао его наблюдатели заметили в 90 кабельтовых к западу два крейсера Лебедева, держащие курс на юг. Курс японцев на сближение с опережением курса русских крейсеров не дал результата – дистанция вначале достигшая 70 кабельтовых, возросла к концу часа до 80. Стало ясно, что русские крейсера чуть превосходят в скорости „Идзумо” и „Адзума”. Когда Камимура уже думал о прекращении погони, Лебедев неожиданно сменил курс на юго-восток и, пересекая курс японцев, с расстояния 65 кабельтовых открыл огонь. Пристрелочние выстрелы, один с „Истомина” и через 15 с. два с „Георгия”, легли неожиданно близко от японского флагмана, осколки от одного разорвавшегося в воде снаряда ранили сигнальщика и загнали офицеров в боевую рубку.

Легко сделанный „охват головы“ заставил Камимуру резко отвернуть влево и лечь на паралельный курс. Первые восьмидюймовые залпы японцев легли с недолетом в 3 и 3,5 кабельтовых. Сказалось ослепление японских дальномерщиков низким заходящим солнцем. Дистанция в этот момент составляла 55 кабельтовых и постепенно сокращалась до 50. Японцы изготовились пустить в ход многочисленные шестидюймовки правого борта. Однако Лебедев отклонился немного к югу и не допустил дальнейшего сближения. Через 9 мин уже Камимура, оценив мощь калибра и точность стрельбы противника, повернул еще левее, пытаясь выйти из боя и уйти на север.

После 20-минутной перестрелки результат был следующий:

(не очень) Альтернативный флот программы 1898го года. Часть 5.2  „Игра крейсеров“- цена скорости.

Схема Идзумо

  1. Крейсеры Лебедева сделали 7 пристрелочных полузалпов в трех сессиях и 14 полных залпов, истратив 105 шт. 240-мм снарядов (пятую часть боекомплекта), и добились 17 попаданий (!). Три в флагманский Идзумо, шесть в Адзума и восемь в БпК Касаги. Надо добавить, что в начале боя оба русских крейсера сосредоточили огонь на Идзумо, последователно перенося огонь на следующие вражеские крейсера при циркуляции
  • На Идзумо АРС с „Истомина”, пронзив (с 55 каб!) правый 127-мм траверз верхного пояса и скользнув по бронепалубе, взорвался в районе третьего дымохода, выводя осколками из строя 3 из 8 котлов Бельвиля в третьем КО. Скорость упала до 17 узлов. Через минуту два CPC (по 21кг ВВ) с Георгия (из четырех в залпе) разворотили борт над поясом в носовой оконечности перед башней и соответственно между казематами. Палубная шестидюймовка перекосилась и вышла из строя.
  • Адзума получил две пробойны в носовой оконечности CPC снарядами – выше БП и через 87-мм пояс, так что броневая плита №5 отвалилась, нос крейсера тяжело осел в воду до жилой палубы. скорость „Адзума” при этом упала до 12 узлов. Третое попадание на восьмой минуте, АРС пробило 152-мм броню барбета и вывело из строя механизм вращения кормовой башни. Японцам чудом удалось избежать взрыва боезапаса. Остальные попадания произвели многочисленные разрушения и пожары, выведя из строя 2 палубные шестидюймовки, но окончательный приговор кораблю поставила носовая пробоина.
  • Восемь попаданий в БпК „Касаги” привели его в почти беспомощное состояние, несмотря на то, что хода он не потерял. Капитан 1-го ранга Идэ Ринроку взял курс на сближение с противником, желая, согласно кодексу бусидо, прикрыть отход своего флагмана. Посколько Лебедев не желал рисковать получением попадания на короткой дистанции в слабобронированные оконечности, особенно вдали от Порт-Артура, то он сосредоточил огонь по Кассаги. В ход пошли и казематные 150-мм. После потопления „Кассаги” боевой контакт оказался прерван.
  1. Японские крейсера в первые 10 минут сделали 17 залпов из 203-мм орудий, выпустив 126 снарядов. Потом темп стрельбы резко упал. Выпустив еще 34 снаряда, японцы добились только 6 попаданий, сказалась большая дистанция и лучи заходящего солнца. Три попадания пришлись на бронированные участки, без пробития и с незначительными повреждениями. На „Адмирале Истомине“ один 8“ снаряд попал в кормовую каюту Лебедева, лишив его, наряду с другими вещами, личного дневника и парадного кителя. Два попадания в „Святой Георгий” пришлись на кормовой мостик (повреждено 66-мм орудие) и помещение кондукторов на носовой жилой палубе.

20 минут спустя, с юга на сцене появились два из броненосцев Вирениуса: „Александр III" и „Ослябя”. Дымя нещадно всеми трубами, они неслись с 17-узловой скоростью. Это был приговор Адзуме. Однако потребовались 16 залпов (около 4 – 12“; 4 – 10“ и 4 – 8“ каждый) с дистанции 30-50 кабельтовых, чтобы покончить с „Адзума”. Сказались низкое качество боеприпасов и слабая тренировка артиллеристов.

(не очень) Альтернативный флот программы 1898го года. Часть 5.2  „Игра крейсеров“- цена скорости.

Тонущая Адзума

Идзумо и Читосе уходили на север. Дымное облако в вечернем небе указывало на приближающиеся корабли 3-го боевого отряда. Расклад не был бы в пользу японцев, несмотря на численное превосходство (6 против 4): русский отряд имел качественный перевес в два полноценных броненосца! Наступали сумерки, и Вирениус предпочел уйти к югу, избегая возможных атак японских миноносцев. Спасшимся с двух японских крейсеров предстояло продержаться в воде еще минимум полчаса до спасения.

Ночь прошла относительно спокойно. Утром следующего дня, 26 июня 1904 года, в море, во время загрузки углем кораблей Лебедева, состоялся обмен радиограмм Вирениуса с Макаровым. Особо опасными И.Н. Лебедев считал последние 100 миль, скорость отряда ограничивалась 14-узловым ходом „Сисоя Великого”. За „транспорты“ можно было не беспокоиться – они развивали скорость поболее некоторых боевых судов, до 20 узлов. Поскольку все японские БрК находились в тот момент на юге, Макаров решил опередить Того и вывести все свои силы к Вейхайю, к полдню 27-го июня 1904 года. 1 отряд Того (4 ЭБр, 2 БрК) не смог бы легко помешать его 6 ЭБр, 1 БрК и 3 большим БпК. Если встреча с Того состоится раньше встречи с адмиралом Вирениусом, то в чаянии будущего генерального сражения Макаров решил положиться на божью волю. Соотношение сил не слишком отличалось от того, как если бы обе стороны соединились. Адмиралу Вирениусу предписывалось прибыть в район встречи тотчас же, и если русская эскадра, находящаяся севернее, уже ведет сражение с Того и Камимурой, то присоединиться к ней как можно быстрее.

В указанный срок и указанном районе две русские эскадры встретились. Радость вылилась в „салюте нации“ между кораблями одной державы (упс, забыл про болгарский крейсер smiley:))) На пути к Порт-Артуру адмирал Того так и не появился. Лишь издали 4 БрК Камимуры сопровождали объединившиеся эскадры, впрочем держась на безопасном расстоянии. Крейсер „Баян” занял место в отряде Лебедева. Поздним вечером близ Порт-Артура эскадру встретили охранявшие район „Диана“ (успевшая вступить в строй) и „Паллада“ с отрядом миноносцев.

Почему Того не появился? Доклады о потере броненосного крейсера и двух БпК произвели на последнего сильное впечатление. У вновь прибывших русских крейсеров артиллерия действовала черезчур эффективно! (она и вправду другая). Того предпочел разобраться в обстановке. А сведение о выходе Макарова окончательно заставило его отказаться от плана „опередить и бить русских по частям“. Через несколько дней, когда подойдет „Ивате” и выведут из ремонта „Идзумо”, а главное, проанализировав все произошедшее, Объединенный флот даст сражение этим варварам и пусть камикадзе появится вновь!

(не очень) Альтернативный флот программы 1898го года. Часть 5.2  „Игра крейсеров“- цена скорости.

"Св. Георгий" в Порт-Артуре

Уважаемые коллеги, на том сегодня остановимся.

Обявляется открытый конкурс на художественное описание ген. сражения хх июля 1904 года двух флотов в составе:

1 ТоЕ РИФ

1 броненосный (17уз.; 12“; 8“) – Ретвизан, Александр III (АИ), Цесаревич (рИ)

2 броненосный (18уз.; 10“) – Пересвет, Победа, Ослябя (все как в рИ)

3 броненосный (14уз.; 12“) – Полтава, Севастополь, Сисой (все рИ)

3 крейсерский (21уз.; 203мм, 240мм – Баян, Адм. Истомин и Св. Георги (Bg) (все АИ)

Всего 24×305 мм; 12×254 мм; 240 мм; 13×203 мм; 40 (из 81) – 152 мм и 150 мм на борт

(1 крейсерский (23,5уз.;8“, 6“) – Варяг, Богатырь, Аскольд (все АИ)

(2 крейсерский (18,5уз.; 6“) – Паллада, Диана, Аврора (все рИ)

Всего 203 мм; 31 (из 46) – 152 мм на борт

Канонерки, миноносцы и пр. – при нападении на передовую базу Того у о. Элиот

Обединенный флот ЯИ

1 боевой отряд – 4 ЭБр, 2 БрК – Микаса (флаг Того), Асахи, Фудзи, Шикишима, Кассуга и Ниссин (флаг Катаока). Тактическая скорость отряда – 17 уз.

2 боевой отряд – 5 БрК: Идзумо (флаг Камимуры), Ивате, Асама, Якумо, Токива

Всего 16×305 мм; 254 мм; 26×203 мм; 75 (из 150) – 152 мм на борт.

Такасаго, Читосе и другая живность – по вкусу. Чин-Иен и Мацусима – при о. Элиот.

 

Метод осуществления – нападение Макарова на передовую базу Того у о. Элиот.

Результаты задаются следующие:

1 ТоЕ

  1. Сисой – затонет на мелководие у берега (после войны башни снимать будем);
  2. Ослябя – утопший носом на мелководье у берега (через месяц поднят);
  3. Повреждения остальных – по вкусу.

В общем победа, снабжение яп. армии сильно уменьшено. Однако, осмотрев Кассуга, в РИФ разразился „снарядный скандал“

Обединенный флот ЯИ:

  1. Фудзи – попадание 305мм снарядом в покрытие барбета (152 мм) и взрыв в погребе – погиб;
  2. Кассуга – затонет на мелководье у о. Элиот (после войны поднят);
  3. Идзумо – большие повреждения, продолжительный ремонт;
  4. Повреждения остальных япов – по вкусу;
  5. Потеря передовой японской базы у о. Элиот, Чин-Иен потоплен (после войны поднят и возвращен Китаю), пустующий порт Дальний.

Обьем постов – не менее 2 и не более 10 страниц. Жюри – прежний состав МТК.

Первая награда – фотография победителя со Знаменем.

Вторая награда – рукопожатие перед общим АИ строем.

Третья и др. – не присуждаются, только классация.

Потом 2 ТоЕ прийде – (и Макаров) порядок наведеsmiley:))))

А тем временем в Средиземном море…..

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Подписаться
Уведомить о
guest

62 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account