Не мир я принёс, но меч…
Статья Алексея Козленко с сайта WARSPOT.
Содержание:
Жизнь и проповедь Иисуса из Назарета разворачивались на фоне определённой эпохи и могут быть поняты лишь исходя из её контекста. Если точка зрения учеников и последователей Иисуса на судебный процесс над ним дошла до нас в тексте Евангелий, то мнение противоположной стороны осталось не представленным. Как выглядели события Страстной недели глазами римской администрации Иудеи? Какой на самом деле была роль Понтия Пилата в судебном процессе, в чём состояла суть обвинения, с которым Иисус предстал перед трибуналом римского наместника, и почему над его крестом оказалась выставлена знаменитая надпись «Царь иудейский»?
Ирод Великий и его потомки
Действие евангельского сюжета происходит в Иудее — римской провинции, образованной в 6 году н. э. из Иудейского царства. Ещё в 63 году до н. э. Гней Помпей Великий вмешался в конфликт царских сыновей из династии Хасмонеев и установил над Иудеей римский протекторат. В 40 году до н. э. сын отрешённого им от власти царя Антигон призвал парфян и с их поддержкой воцарился в Иерусалиме. Римляне же в пику ему передали царскую диадему Ироду, который в 37 году до н. э. захватил Иерусалим, убил Антигона и истребил последних потомков Хасмонеев.
Власть Ирода была основана на жестоком терроре и репрессиях против недовольных. Частые восстания его подданных подавлялись армией, состоявшей из наёмников. Благодаря дружбе с Римом Ирод создал обширное царство, границы которого охватывали Иудею с Идумеей, Самарию, Галилею, Перею, восточное Заиорданье, а также Десятиградье.
После смерти Ирода в 4 году до н. э. римляне разделили его царство на три части между его наследниками: Архелай получил Иудею, Идумею и Самарию, Ирод-Антипа — Галилею и Перею, Филипп — Батанею, Галантиду, Трахонитиду и Гауран. При этом ни за кем из них не был утверждён царский титул Ирода, всем троим пришлось довольствоваться лишь званием этнарха.
Дети Ирода, также как и их отец, не пользовались любовью своих подданных. В 6 году н. э. Архелай из-за жестокого обращения с иудеями лишился власти, а его владения были превращены в римскую провинцию. Наместник Сирии Публий Сульпиций Квириний инициировал перепись населения Иудеи для организации налогообложения. Именно ради участия в переписи Иосиф со своей женой Марией должны были отправиться в Вифлеем, в котором и родился младенец Иисус.
Римские наместники Иудеи
В дальнейшем для управления отдалённой провинцией императоры стали назначать наместников всаднического ранга в должности префекта. Первым таким наместником в 6 году стал Копоний. Наиболее известен из них, безусловно, Понтий Пилат, который осуществлял свои полномочия между 26 и 36 годами.
Хотя Тацит называет его прокуратором, на самом деле он носил звание префекта. Об этом прямо свидетельствует надпись из Кесарии, обнаруженная в 1961 году итальянской археологической экспедицией под руководством Антонио Фрова. Камень размером 82×100×20 см, на котором она была высечена, был использован вторично при ремонте лестницы театра. Хотя надпись частично повреждена, интересующие нас слова читаются довольно ясно:
. . . . . . S TIBERIEVM
. . [PO]NTIVS PILATVS
[PRA]ECTVS IVDA[EA]E
Прокураторы в начале I века н. э. были представителями императора в провинциях, они вели хозяйство в принадлежавших ему имениях, собирали налоги, выступали в судах и т. д. Постепенно прокуратура из личной службы императора превратилась в общегосударственное учреждение. При Клавдии на эти должности стали назначать лиц всаднического происхождения.
Между 44 и 64 годами Иудея действительно управлялась прокураторами, которые были наделены военно-административными полномочиями на её территории. Аналогичный порядок действовал в это время в нескольких других провинциях (Альпы, Реция, Норик, Фракия, Мавретания), где императорские прокураторы совмещали свои обязанности с наместническими полномочиями. Должно быть, префектов Иудеи 6–41 годов, в том числе и Понтия Пилата, стали называть прокураторами также только после 44 года, задним числом приписав им звание, которое носили их преемники в более позднее время.
Обязанности наместника
Резиденцией римских наместников Иудеи была Кесария Приморская. Этот большой греческий город с торговой гаванью, форумом и театром, монументальной архитектурой и регулярной планировкой улиц был построен Иродом Великим и назван им в честь Цезаря Августа. В Иерусалим, крупнейший город провинции, наместник наведывался лишь во время больших праздников, чтобы предпринять особые меры предосторожности на случай возможных антиримских выступлений. Его резиденцией (преторией) в эти дни, скорее всего, был старый дворец Ирода, располагавшийся в северо-западном углу Верхнего города, защищённый лагерем и мощными укреплениями.
Кроме того, по различным делам, а также для осуществления судопроизводства, наместник был обязан посещать крупнейшие города провинции. Известно, что в 44–66 годах Иудея разделялась на пять судебных округов с центрами в Иерусалиме, Гадаре, Амафусе, Иерихоне и Сепфорисе.
В мирное время судебные разбирательства были одной из основных обязанностей римского наместника. На территории провинции он осуществлял верховную юрисдикцию в отношении проживавших здесь римских граждан, а также в отношении переданных на его рассмотрение тяжб между гражданами и провинциальным населением. Он имел право возбуждать судебный процесс по представленному ему иску, председательствовать в суде, передавать дело на рассмотрение третейских судей, в том числе иностранных, или самостоятельно выносить приговор. Также он мог осуществлять наказания в отношении осуждённых и отпускать на волю рабов. Дела по тяжким преступлениям, в которых обвинялись лица низкого социального статуса, наместник часто решал в порядке ускоренного судопроизводства, когда фактически просто утверждалось решение проводивших предварительное следствие местных судей.
Каким образом происходило наместническое судопроизводство, хорошо видно в евангельском описании суда над Иисусом. Обвиняемый был арестован храмовой стражей и слугами первосвященника, после чего препровождён в его дом, где состоялся допрос и заседание суда синедриона. Вопреки утверждениям евангелистов, синедрион имел право выносить смертные приговоры по религиозным делам. Но предъявленное Иисусу обвинение в богохульстве держалось на столь шатких основаниях, что его вину не смогли доказать, и вместо этого препроводили его к римскому префекту с обвинением в подстрекательстве к беспорядкам.
Как известно, Понтий Пилат не нашёл за Иисусом вины и, узнав, что тот происходит из Галилеи, отослал его к Ироду-Антипе, также находившемуся в это время в Иерусалиме. Ирод-Антипа также отказался вынести решение и вернул обвиняемого Пилату. Основной вопрос, заданный наместником Иисусу, «Ты ли царь иудейский?», был обусловлен характером обвинения.
Иоанн описывает место суда над Иисусом следующим образом:
«Пилат… вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон (каменный помост, паперть), а по-еврейски Гаввафа».
В 1970 году израильский археолог Маген Броши проводил раскопки участка смежной с Иродовым дворцом западной оборонительной стены Иерусалима к югу от современной Цитадели. При этом были найдены ворота для входа на территорию дворца, которые были идентифицированы как Ворота ессеев, известные по литературным источникам. Комплекс ворот включал внутренний дворик размером 30×11 м, образованный старыми хасмонейскими укреплениями и новой стеной, построенной Иродом. С северной стороны дворика найден ступенчатый трибунал шириной 8 метров. Некоторые исследователи полагают, что этот дворик и был местом описанного в Евангелии суда над Иисусом.
Войска под началом наместника
Для поддержания порядка на территории провинции наместник располагал несколькими отрядами вспомогательных войск. Считается, что они включали как минимум одну кавалерийскую алу и пять пехотных когорт, всего около 3000 человек. В основном это были формирования, ранее подчинявшиеся Ироду Великому и после превращения его владений в провинцию вошедшие в состав римской армии. Большая часть этих войск набиралась в самой Иудее, однако состояла преимущественно из неиудеев: самарян, идумеев, сирийцев и греков.
Особую роль в их составе играли уроженцы Себасты, бывшей Самарии, в которой Ирод устроил колонию для своих ветеранов. Иосиф Флавий упоминает их при описании подавления восстания, вспыхнувшего в Иудее после смерти Ирода в 4 году до н. э., когда к римлянам примкнула
«храбрейшая часть войска, в числе трёх тысяч человек, так называемые себастийцы, и во главе их Руф и Грат: один предводитель всадников, другой — царской пехоты».
Источники позволяют идентифицировать большинство из этих военных частей. Ala I Sebastenorum, известная по тексту «Деяний апостолов» и «Иудейской войны» Иосифа Флавия, в 44 году находилась на территории Иудеи, а впоследствии принимала участие в подавлении восстания 66–70 годов. После этого она была переведена на территорию Мавретании Цезарейской, где её следы обнаруживаются во II веке.
Схожую судьбу имеет когорта cohors I Sebastenorum, также известная по тексту «Деяний апостолов». Согласно сирийским дипломам 88 и 139 годов, когорта в это время находилась на территории Сирии. Надгробный памятник некоего Автрония Басса из Тира упоминает cohors I Italica civium Romanorum, в которой служил покойный. Наконец, когорты cohors II Italica civium Romanorum и cohors I Augusta упоминаются в «Деяниях апостолов». Впоследствии cohors II Italica voluntariourum civium Romanorum известна среди военных частей сирийского гарнизона. Таким образом, всё ещё не идентифицированной остаётся одна когорта, что, впрочем, не означает, что не было и других, до этого времени неизвестных нам отрядов.
Ядро дислокации этих войск находилось вблизи Кесарии Приморской, являвшейся резиденцией наместника. В некоторых других городах Иудеи тоже находились постоянные гарнизоны войск. Они имелись в Самарии, Махероне, Кипре и других пограничных крепостях. Римский гарнизон также постоянно находился и в Иерусалиме, где размещался в выстроенной Иродом крепости Антония. Последняя с северо-западной стороны примыкала к храмовому двору, что позволяло солдатам гарнизона контролировать находившихся там паломников и при необходимости оперативно подавить беспорядки.
Волнения в провинции
Римская власть не пользовалась поддержкой со стороны населения Иудеи. На протяжении десятилетий, предшествующих Иудейскому восстанию 66–70 годов, здесь неоднократно происходили волнения, в которых, порой, участвовали десятки тысяч людей. После смерти Ирода в 4 году до н. э. наместнику Сирии Публию Квинтилию Вару пришлось усмирять мятежников силой. На крестах, установленных им вокруг Иерусалима, были распяты две тысячи захваченных в плен бунтовщиков.
Превращение страны в римскую провинцию в 6 году спровоцировало новый всплеск насилия. Некий Иуда Галилеянин захватил царский арсенал в Сепфорисе, а затем призывал своих сторонников уклоняться от римской переписи. Это восстание также было подавлено, а сам Иуда погиб, однако его последователи образовали основу партии зелотов. В 44 году некий Февда звал своих сторонников в пустыню и уверял, что по его слову перед ними расступятся воды реки Иордана. Римский прокуратор Куспий Фад выслал против Февды и его последователей конницу, которая многих из них перебила. Самому Февде отрубили голову, чтобы отвезти её в Иерусалим.
Наконец, в правление Антония Феликса в 52–60 годах появился некий лжепророк из Египта, о котором Иосиф Флавий в «Иудейской войне» рассказывал следующее:
«Этот мошенник, выдававший себя за пророка, уговорил простой народ отправиться вместе с ним к Масличной горе, отстоявшей от города на расстоянии 5 стадий. Тут он обещал легковерным иудеям показать, как по его мановению падут иерусалимские стены, так что, по его словам, они будто бы свободно пройдут в город. Когда Феликс узнал об этом, он приказал войскам вооружиться, затем во главе большого конного и пешего отряда выступил из Иерусалима и нагрянул на приверженцев Египтянина. При этом он умертвил 400 человек, а 200 захватил живыми. Между тем Египтянину удалось сбежать из битвы и исчезнуть».
Суд над Иисусом
Иосиф Флавий считал лидеров этих движений обманщиками и беспринципными авантюристами, возбуждавшими народ своими проповедями и подбивавшими его к мятежу против римских властей. Преследования, которыми их участники подвергались со стороны римских наместников и их войск, свидетельствуют о том, что те тоже воспринимали их как мятежников и видели в их действиях угрозу для себя и своей власти. Когда тот или иной проповедник, вышедший из пустыни, заявлял о себе как о чудотворце, перед которым расступятся воды реки или по слову которого падут стены, неизвестно, верили ли римляне в эти его предсказания. Но они определённо учитывали число его последователей и предпочитали действовать решительно, пока не стало слишком поздно.
История Иисуса из Назарета с точки зрения римских властей также вписывалась в перечень уже имевшихся прецедентов. Он исцелял больных и творил чудеса, собирал вокруг себя толпы воодушевлённых поклонников и к тому же устроил беспорядки в Храме. Хотя в Евангелиях нет свидетельств о том, что он обещал своим последователям освобождение от римской власти, нет сомнений, что он немало говорил о наступлении «царства Божьего», которое его ученики могли интерпретировать упрощённо. Они также величали своего учителя «мессией», то есть царём Израиля из рода Давида.
Для римского префекта Понтия Пилата, который, по свидетельствам Филона Александрийского и Иосифа Флавия, был грубым и жестоким человеком, одного этого обвинения было вполне достаточно, чтобы послать подсудимого на смерть. Римский наместник вряд ли вникал в идею царства, которое было не от мира сего. Его видение проблемы воплощалось в содержании надписи, по его приказу повешенной над крестом Иисуса: «Царь иудейский».
Литература
-
-
- Лившиц Г. М. Классовая борьба в Иудее и восстания против Рима. К проблеме социально-экономического строя римских провинций. — Минск, 1957.
- Фолкнер Н. Апокалипсис, или Первая иудейская война. — М.: Вече, 2006.
- Иисус Христос в документах истории / Сост., ст. и комм. Б. Г. Деревенского. СПб.: Алетейя, 2014.
- Туваль М. О назаретянине, галилеянине, египтянине и других // Лехаим. Февраль 2010 г. // lechaim.ru.
- Дрязгунов К. В. О полномочиях прокураторов (на примере провинции Иудея) // roman-glory.com.
- Гумеров А. Суд над Иисусом Христом: богословский и юридический взгляд. Ч. 1–2 // pravoslavie.ru.
- Шифман И. Ш. Сирийское общество эпохи принципата (I–III вв. н. э.). — М., 1977.
- Speidel M. P. The Roman Army in Judaea under the Procurators. // Ancient Society 1982/1983, Vol. 13/14, pp. 233–240.
- Gibson Sh. Final Days of Jesus: The Archaeological Evidenceю New York: Harper Collins, 2009, 272 pp.
-