Перу, получившее независимость в результате походов войск Симона Боливара по испанским колониям, к середине 19-го века стало ведущей военно-морской державой континента. Флот был важен стране не только из-за престижа, но и из-за необходимости обеспечить защиту своей «золотой жилы», гигантских запасов гуано, очень выгодного экспортного товара, как от поползновений других стран, так и от браконьеров.
Перуанский флот обзавелся одними из первых на континенте броненосцев, приобретенными в США после гражданской войны двумя мониторами. Кроме того Перу построило в Англии броненосец «Индепенденсия» и знаменитый монитор «Уаскар».
Однако когда экспортные доходы страны от добычи гуано и селитры достигли значительных размеров, а правительство начало зажимать британский капитал, через чилийские компании активно занимавшийся этим бизнесом, англичане решили проблему со строптивой Перу и находившейся в аналогичной ситуации Боливией через соседнюю Чили, в которой английский капитал имел огромное влияние.
Весной 1879 года началась Вторая Тихоокеанская война, или война за гуано и селитру, война Чили против Перу и Боливии.
«Это — война Англии с Перу руками чилийской армии… Чили никогда бы не продвинулась ни на дюйм без поддержки английского капитала, и ни одна из политических комбинаций в истории не была разыграна столь искусно, как эта война, вся добыча и трофеи от которой достались англичанам», — бывший Госсекретарь США Дж. Блейн.
Вменяемый флот имелся только у Перу, но чилийский флот все-равно был больше. Перу не вкладывало в развитие флота сверхдоходы от экспорта.
В 1879 году в битве при Икике в «неравном» бою с чилийской шхуной «Кавандонга» погиб перуанский броненосец «Индепенденсия». а в битве при Ангамосе чилийцы захватили монитор «Уаскар». Еще несколько небольших кораблей было потеряно в боях. Роль флота в войне была очень велика.
В попытке усилить флот в ходе войны, перуанцы в 1881 году приобрели в Германии два парохода типа Sócrates,«Сократ» и «Диоген», построенных для Португалии. Они получили новые имена в честь крупнейших перуанских городов- «Лима» и «Кальяо». Для финансирования создания крейсерской эскадры в воюющем Перу был организован сбор средств по подписке, в основном среди моряков и вдов погибших на войне.
Через подставные фирмы в Англии суда прошли вооружение на уровне крейсера второго ранга. На бумаге, для британских властей они были греческими пароходами «Сократес» и «Диогенес». Но англичане в итоге раскрыли обман и новорожденные крейсера никуда не отправились. Все-таки чилийцы воевали за интересы Англии. Корабли были задержаны до конца войны.
Войну чилийцам союзники в 1883-1884 годах проиграли. Боливия вообще лишилась выхода к морю, а Перу рассталось с богатыми полезными ископаемыми южными провинциями.
После войны с непобедимым южным соседом Перу практически полностью лишился флота и сверхдоходов от экспорта селитры и гуано.
«Вы хорошо знаете, достопочтенные господа, насколько необходимо. удобство предоставления к нации военных кораблей, не нужно , чтобы напомнить вам о тех страшных последствиях, забыв эту необходимость, тем более Это актуально сегодня, так как , будучи наше побережье очень обширно, без военно — морского флота нет никакого способа , чтобы присутствовать на его службу, ни возможность поддержания в морях привилегии суверенитета Республики …» военный и военно-морской министр дон Хавьер де Осма в выступлении на Учредительном собрании 1884 года.
Только в 1888 году Перу получило часть своей покупки. 31 августа 1889 года в Кальяо прибыл только один крейсер — «Лима», второй пришлось отдать в погашение накопленных долгов. Его пытались продать и Португалии и Японии, но неудачно.
В 1898 году «Кальяо» (Callao)(бывший «Диогенес») был продан США, которые усиливали флот перед войной с Испанией. В США его переименовали в «Топека»(USS Topeka PG-35).
В итоге «Лима» надолго стал единственным крейсером Перу.
Вспомогательный крейсер или крейсер 2-го ранга имел водоизмещение 1700 тонн, хорошую для того времени скорость 16 узлов и нес до шести орудий среднего калибра.
Вернуться к восстановлению флота страна смогла только в начале 20-го века. В 1906 году англичане построили для перуанцев два эльсвикских крейсера типа «Альмиранте Грау». Затем флот переориентировался на Францию- с 1908 года Перу получила от нее эсминец и две подлодки. Стороны в сентябре 1912 года договорились о продаже старого французского броненосного крейсера «Дюпюи де Лом», переименованного в «Команданте Агирре». Правда финансовые проблемы не дали завершить сделку и крейсер перуанцам не достался.
Еще одним пополнением перуанского флота стали интернированные в Кальяо германские суда. 14 июня 1918 года Перу разорвало дипотношения с Германией и конфисковало их.
«Лима» Lima (бывший Сократ) Howaldtwerke, Киль, Германия 1880 г. В резерве с 1935. Выведен из состава флота в 1950. Исключен 1958
- Водоизмещение нормальное, т: 1700.
- Водоизмещение полное, т: 1790.
Размерения;
- Длина, м 76,2.
- Ширина, м 10,6-10,7.
- Осадка, м 4,5. 4,57 макс.(4,7)
Силовая установка;
- Машины — 2 паровые машины, 4 цилиндрических котла,1800 л.с.
- Кол-во валов 2.
- Максимальная скорость, узлы, 16,2.
- Топливо, т уголь 300.
- Экипаж 150 человек
- Вооружение
- Главный калибр – 2 x 1 x 152 мм /26 Armstrong BL,
- Противоминный калибр – 3 x 1 — 47мм/40 Hotchkiss (по др. данным 57 мм)
В 1920 году 152 мм пушки заменили четырьмя 102-мм/50 Виккерс орудиями в одиночных установках.
«Лима» до прибытия двух крейсеров типа «Альмиранте Грау» был единственным перуанским крейсером и сильнейшим кораблем флота. В составе флота он служил несколько десятилетий.
На его борту из Чили были доставлены останки адмирала Грау, он стал первым перуанским кораблем, посетившим Чили после войны.
В 1912 году «Лима» доставил во Францию перуанский экипаж для почти купленного броненосного крейсера, переименованного уже в «Команданте Агирре».
В 1926 году он стал базой для дивизиона подлодок типа R. Также его использовали как транспорт и для перевозки мин.
После обострения отношений с Колумбией ( война 1932-1933) крейсер перевели на Амазонку в качестве плавучей батареи. Здесь он служил до 50-х годов.
Источник — https://zen.yandex.ru/media/marin/kreisera-naslednik-uaskara-lima-5e9c13206647a20c33191e25