Наши в Синьцзяне
Статья в продолжение темы, поднятой коллегой Hoplit'ом.
Сегодня о сотрудничестве СССР с правителем Северо-Западного Китая генералом Шэн Шицаем в 30 – 40-е годы прошлого века мало кому известно. А между тем, эти отношения были более чем теплыми: сам Шэн Шицай вступил в члены ВКП(б), в Синьцзяне стояли советские воинские части и… работал крупный авиазавод.
Прославленный советский истребитель И-16. Такие машины были основной продукцией нашего авиазавода № 600 в Синцзяне.
Синьцзянский большевик Шэн Шицай.
В 1937 году спровоцировав очередной инцидент, Япония начала широкомасштабную войну в Китае. Не прошло и месяца, и Пекин – столица Китая и Тяньцзинь (сейчас это третий по численности населения город в КНР) были захвачены японцами. Однако блицкриг у агрессоров не получился – большая часть страны осталась не оккупированной. Но в целом дела у интервентов шли неплохо. Маньчжурия – Северо-Восточный Китай – оказалась под их контролем. Через год здесь было провозглашено Маньчжоу-Го – «Государство маньчжуров», во главе которого японцы поставили Пу И – последнего императора маньчжурской династии Цинн, правившей в Китае без малого 270 лет.
Весьма привлекал японское командование и район в противоположной, северо-западной, части Китая, который с 17 века носил название Синьцзян – «новая граница». Такое название дали этой обширной территории, населенной уйгурами, казахами, дунганами и монголами, маньчжуры. В свое время не одну сотню лет, а может, и тысячу верст прошагал и проехал в этих суровых краях полковник Генерального штаба русской армии Н. М. Пржевальский. А с 60-х годов 20 века Синцзян – Синьцзя-Уйгурский автономный район КНР – стал местом проведения длинной серии испытаний атомного и водородного оружия.
Но вернемся в бурные 30-е годы прошлого столетия. Чем же привлекали внимание японских милитаристов пустыни горы Синьцзяна? По мере их продвижения в глубь Китая, страна оказалась в состоянии почти полной изоляции. Положение особенно ухудшилось после того, как Англия и Франция, уступая давлению Японии, закрыли пути, ведущие в Китай из Индокитая и Бирмы. Это лишало жертву японской агрессии возможности получать помощь извне. В таких условиях единственной артерией, связывавшей Китай с внешним миром, оказывался Синьцзян. А «внешний мир» для Китая в создавшихся условиях ограничился Советским Союзом – страной, решительно осудившей японскую агрессию и в августе 1937 года заключившей со своим дальневосточным соседом Договор о ненападении. Документ этот оценен в мире как акт поддержки со стороны СССР Китаю, оказавшемуся после начала японского вторжения в критическом положении.
Что касается Синьцзяна, то интерес к нему со стороны Москвы проявился еще до анти японской войны. Начиная с 1934 года, Советский Союз установил с тогдашним руководством этого района тесные политические, экономические и военные контакты. Налаживать их приходилось в тяжелейших условиях. Здесь, на северо-западе Китая, обосновались и милитаристы, и сепаратисты, и бежавшие из Средней Азии басмачи, и многочисленные шайки китайских бандитов – хунхузов. Однако в 1933 году власть в Синьцзяне захватил прибывший из Маньчжурии генерал Шэн Шицай.
Этот деятель был одним из тех «удельных князей», которых в Китае называли милитаристами. Однако, появившись в этих местах, он объявил, что будет бороться за равноправие народов Синьцзяна против происков империалистов в Китае, крепить дружбу с СССР, развивать экономику района, сражаться с коррупцией. При этом на первый план он выдвигал борьбу с японскими агрессорами, причем на основе союза и сотрудничества с СССР.
Подлинная цена заверений китайского генерала стала ясна позднее, но в 1935 или в 1936 годах, как ни удивительно, он, по его настоятельной просьбе, был принят в ряды ВКП(б). Когда же в 1942 году Шэн Шицай резко изменил «ориентацию», ступив на путь антисоветизма, кое-кто из наших товарищей наверняка горько пожалел о проявленной по отношению к нему уступчивости. Но наказывать или даже критиковать было некого: согласие на его прием в партию в свое время дал сам Сталин.
Как объявленная программа реализовывалась на практике? С этой интересной страницей нашей истории знакомы немногие. Остановимся лишь на военной стороне сотрудничества СССР с Синьцзяном, пользовавшимся в 30-х годах значительной автономией. Сотрудничество здесь зашло настолько далеко, что в конечном итоге в Синьцзяне на территории сопредельного государства оказались советские воинские части. Причем, судя по некоторым фактам, предложение об их «передислокации» исходило от советского руководства. Чем при этом руководствовалась Москва? Стремлением оказать интернациональную помощь попавшим в беду соседям? Едва ли. За основу был взят оправданный стратегический расчет: если японцы захватят северо-западные районы Китая, СССР получит опасного соседа не только у наших дальневосточных рубежей, но и в Средней Азии. А Средняя Азия – это все-таки не русский Дальний Восток.
Итак, синьцзянские власти дали добро на размещение советских войск на своей территории. При этом многое было сделано для того, чтобы снабдить их всем необходимым на случай, если дело дойдет до схватки с японцами. В неимоверно сложных условиях, в холод и зной, зачастую на высоте 1,5 – 2 тысяч метров, советские и китайские рабочие построили дорогу протяженностью в 2 900 километров, сократив время доставки грузов из Советского Союза с нескольких месяцев до 20 дней. Прибывшие из СССР специалисты вначале нашли, а затем стали добывать и перерабатывать в Синьцзяне нефть. Удивительно, но в предельно сжатые сроки удалось построить на месте авиасборочный завод.
Ну а что же наши воины, оказавшиеся в чужих краях? Многое для них здесь было непривычным – начиная от климата и пищи и кончая формой и субординацией. Дабы избежать обвинений из-за рубежа в экспансии Советского Союза в Синьцзяне, решено было одеть бойцов и красных командиров в форму старой русской армии – с погонами и всем, что положено. Обращаться к старшим по званию нужно было соответственно «господин штабс-капитан», «господин полковник» и т.д. Так что в те времена где-нибудь в районе города Урумчи или озера Лобнор вполне могла прозвучать фраза:
— Господин штабс-капитан, напоминаю вам: завтра – партийное собрание. Будем обсуждать итоги последнего Пленума ЦК ВКП(б)…
МИХАИЛ РАБИНОВИЧ, Смоленск.
Два письма с одного завода.
Эти два письма, написанные соответственно 23 июля 1942 года и 12 августа 1943 не нуждаются в комментариях. Их содержание говорит само за себя.
Копия
Экз. № 1
СЕКРЕТНО
НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ СОЮЗА ССР
товарищу МИКОЯНУ А. И.
РАПОРТ
об окончании строительства, освоении и работе завода № 600
На основании Постановления Правительства и приказа НКАП, 10-я Строительно-монтажная Контора ГУКСа НКАП, согласно проекту и генеральной смете, в точном соответствии с техническими условиями построила самолетно-сборочный завод, военный городок и жилищно-культурнобытовые объекты в Западном Китае.
Всего построено и сдано с оценкой на «отлично»:
Производственных зданий – 12332 квадратных метра
Жилых и культурно-бытовых зданий – 9911 квадратных метров
Военный городок – 5588 квадратных метров
Внешние сети водопровода, канализации, теплофикации – 10861 погон.м
Безрельсовые дороги – 41294 погон.м
Электросети – 5300 погон.м
Общим количеством: 78 зданий, искусственный водоем, аэродром и дороги на общей застроенной площади в 120.000 квадратных метров.
Строительство завода выполнено со снижением себестоимости против утвержденных смет на 16,9% или съэкономлено 5502 тысячи рублей, из которых 470 тысяч инвалютных рублей.
Через 6 месяцев после начала строительных работ в срок, установленный Правительством, прибывший в октябре месяце 1940 года коллектив завода приступил к освоению завода и в трехмесячный срок в условиях незаконченного в полном объеме строительства организовал завод. В этом же 1940 году собраны первые шесть самолетов, согласно графику НКАП.
Утвержденная СНК СССР, ЦК ВКП(б) и НКАП годовая программа по сборке и сдаче Наркомату Обороны СССР 143 самолетов И-16 заводом была выполнена досрочно на 2 месяца и 10 дней.
Пуск и освоение завода проведены с экономией в 10,7% или сэкономлено 575 тысяч инвалютных рубле против утвержденных Правительством смет.
Собранные самолеты, по заключению УВВС КА обладали высокими летными качествами, а доставка их в Союз была организована летом.
Досрочно закончив годовую программу 1941 года, завод в полтора месяца провел большую работу по перестройке самолетосборочного завода на изготовление необходимых фронту остродефицитных частей к самолетам И-16, ЛАГГ-3, ЯК-7б, для чего к 1 января 1942 года на базе построенных сооружений своими силами завод за счет использования внутренних ресурсов организовал новые цеха: агрегатно-сборочный с малярной и обойной мастерскими, слесарно-сварочный, заготвительно-медницкий, гальванический, термический и инструментальный.
Проведенное на заводе № 153 испытание качества изготовленных агрегатов, подтвердило хорошее выполнение работ, стыковка агрегатов полностью соответствует установленным техническим условиям.
Для ускорения и упрощении процесса изготовления агрегатов на заводе применен опыт наших передовых авиационных предприятий и заводов Дугласа и Вульти.
Проведена большая работа по переквалификации кадров сборщиков на необходимые новые специальности, а также по подготовке кадров из местного отсталого населения.
С января 1942 года завод полностью освоил изготовление частей самолетов и программу 1-го полугодия 1942 года выполнил на 104% на пять дней раньше срока.
Проведенная реконструкция самолетосборочного завода своими силами создала все условия к превращению завода № 600 в самолетостроительный.
Завод создал все необходимые культурно-бытовые условия для командированных из Союза работников и членов их семей, а также для работающих на заводе рабочих из местного населения.
Имеется больница, школа 10-летка, детсад, детясли, клуб, баня-прачечная.
В настоящее время коллектив завода располагает собственной мощной продовольственной и топливной базой (подсобное хозяйство и ряд предприятий пищевого производства, угольная шахта).
Выпуск изделий ширпотреба: ложки, пуговицы, мыло, а также и пищевого производства: колбасные, кондитерские, пиво и др. может быть увеличен и сдаваться Совсиньторгу для экспортной продажи. Разрешение Наркома т. Шахурина на сдачу продукции нашего подсобного хозяйства В/О «Совсиньторг» имеется.
Строительство и освоение завода проводилось в трудных специфических условиях отсталой провинции Китая, оторванности завода от ближайшей железнодорожной станции на расстоянии 900 километров, наличия на трассе двух высокогорных перевалов, на совершенно голом плато при наличии ураганных ветров и тяжелых климатических условий (жара до 70 градусов) и при ограниченном количестве работников, командированных из Союза.
Считаем необходимым отметить большую помощь, оказанную строительству и заводу со стороны аппарата НКВТ, ведающего Зап. Китаем, и руководства В/О «Совсиньторг» по переброскп грузов отечественного производства из Союза.
Для более подробного доклада просим нас принять.
Начальник строительства КОРОБКО А.С.
Директор завода ЕСЬКОВ В.С.
23. 07.42 г.
1 экз.
На первой странице этого рапорта есть резолюция: «Надо бы работников этого строительства и завода наградить. 23.07. А. Микоян».
_________
СЕКРЕТНО
НАРОДНОМУ КОМИССАРУ
АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СОЮЗА ССР
тов. ШАХУРИНУ А.И.
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
о ходе эвакуации завода № 600
На основании Вашего телеграфного распоряжения от 7-го мая 1943 года, завод немедленно приступил к демонтажу и упаковке оборудования в последовательности, указанной Вами.
До 1-го июня с.г. полностью был произведен демонтаж оборудования основного производства и подготовлен инструмент для отправки в Советский Союз.
В мае и начале июня месяцев с завода была направлена группа работников завода, имеющих заграничные паспорта в го. Алма-Ата и ст. Сары-Озек. Остальные работники в течение мая и июня месяцев были заняты на демонтаже оборудования и упаковке заводского имущества.
После Вашего указания об эвакуации завода заводской транспорт немедленно приступил к перевозкам оборудования и работников в Сов. Союз.
С 25-го мая с.г. приступила к вывозке оборудования воинская часть 8285, которая до 12 июля подала под заводской груз 1108 трехтонных и пятитонных автомашин.
К 12 июля, в основном, было вывезено все заводское имущество, исключая тяжеловесы и длинномеры, которые до сего времени не вывозит воинская часть № 8285.
К моменту ликвидации завода на последнем находилось около 1100 командировочных работников с членами семей, в том числе 350 «упрощенцев», не имеющих загранпаспортов, а также около 800 местных жителей, подлежащих, согласно указанию товарища Молотова, вывозу в Союз. Командированные начали выезжать в Союз в конце мая, т.е. после получения Вашего указания об этом. До второй половины июля «упрощенцы» не могли выезжать в Союз, т.к. местные власти не давали им выездные визы.
В середине июля нам удалось нелегально от местных властей вывезти со спецкараваном 42 «упрощенца»-одиночки. Остальная часть «упрощенцев» начала выезжать в Союз во второй половине июля. Сейчас «упрощенцев» на заводе всего лишь несколько человек.
Первый самолет с местными рабочими завода вылетел в Союз только 25.7.1943 г. С 1.8.с.г. местные рабочие вывозятся только одним самолетом ТБ-3. По состоянию на 13.8. с.г. вывезено всего лишь 321 человек местных жителей.
На основании вышеуказанного, прошу Вашего указания о немедленном выделении дополнительно двух самолетов для переброски местных жителей, а также ускорить решение о немедленном вывозе длинномеров и тяжеловесов.
ДИРЕКТОР ЗАВОДА В. ЕСЬКОВ
12 августа 1943 года.
Источник:
http://maxpark.com/community/14/content/1977741