Нам иностранцы не указ! Самоходки ЗСУ-45

17

Закончив с танками сопровождения семейства МС, хочу продолжить с самоходными орудиями на их базе.

Нам иностранцы не указ! Самоходки ЗСУ-45

Как такое могло случиться? Возможно так:

После потопления в 1921 году в САСШ немецкого трофейного линкора Остфрисланд при помощи авиации, у флотоводцев всех стран возник вопрос о защите от воздушного нападения. Решением, как известно, стала разработка разнообразного зоопарка МЗА. И первым был английский полуфунтовый Пом-пом, большой, сложный, тяжелый и т.д., потому, что был сделан инновационным методом масштабирования пулемета Максим.   И все бросились разрабатывать легкие и мощные скорострельные пушки. Получалось не очень, слишком сложные и ненадежные. И это в промышленно развитых странах, что говорить о Советской России. Короче, никак не выходил из Данилы-мастера каменный цветок А защита требовалась уже сейчас, боевая авиация развивалась, как айфоны: каждый год – обновление. И сбивать вражьи самолеты советским краснофлотцам тупо было нечем. Ситуацию слегка разбавили 45мм зенитки 21-К. Но с самого начала всем было ясно, что толку от этой пушки немного. Масла в огонь добавили результаты испытания торпедоносца Р-5 с победной реляцией, отправленные Сталину.

И вот, флотоводцы поставили морским артиллеристам задачу срочно решить проблему ПВО кораблей. Ситуация накалялась, а выхода не было. В один из очередных бесплодных мозговых штурмов, кому-то попалась старая фотка времен Империалистической, с немцами у 47мм револьверной пушки Гочкиса, используемой как зенитка.

Нам иностранцы не указ! Самоходки ЗСУ-45

Учитывая безвыходность положения, решили попробовать, тем паче, на флотских складах еще с Русско-японской валялись старые пушки Гочкиса. Неожиданно, получилось хорошо. Гочкисовская пятистволка, даже со своей убогой баллистикой, была лучше Максима. Конечно, крутить ручку было немодно и неудобно, и к пушке прикрутили электромотор. Получилось вообще здорово, но никакая баллистика осталась, да и снаряды с черным порохом…. Правда, прочности древней конструкции не хватало под современные снаряды. Особенно затворам.

Но путь был нащупан. Взяли 5 стволов от 21-К, электромотор, закрепили на единой раме. Увеличившуюся отдачу компенсировали щелевыми дульными тормозами.

Нам иностранцы не указ! Самоходки ЗСУ-45

Перестволенный 45мм Гочкис имел скорострельность 500 выстр/мин, и всем, кроме веса, морякам понравился. Поэтому, на следующей пушке пять стволов крепились к планшайбе из 5-ти объединенных в одну деталь клин-затворов от 21-К. При этом, затвор стал двигаться горизонтально и приводится в движение копиром, от электромотора. В конструкцию добавили подпружиненный снарядный досылатель, также работающий от копира. Зенитка отлично решала задачи ПВО на малых высотах и стала стнадартным вооружением советских линкоров и крейсеров. Но для малых судов пушка была тяжеловата. Поэтому, кол-во стволов сократили до трех, и оставили родные клин-затворы. В итоге получилась вполне рабочая конструкция подходящая и для легких кораблей от эсминцев до сторожевиков и морских охотников.

Нам иностранцы не указ! Самоходки ЗСУ-45

Удачная флотская зенитная пушка не осталась без внимания, но ее использование «на земле» ограничивал электропривод. Попытка установить зенитку на автомобильное шасси (ЗИС-6)  давала отрицательный результат – и пушка и отдача были слишком тяжелы для такого шасси. Следующей итерацией стала установка пушки на шасси танка МС-2/3. Для этого корпус танка (а он, как помним, из двух половин) удлинили вставкой между МТО и БО.

 

Шасси максимально облегчили, сняв все, что только можно. Вес САУ все равно подрос, но подвижность упала не сильно. Ограничения по весу не позволили поставить защищенную башню, пришлось ограничиться небольшими щитками спереди. На родной погон башни смонтировали морскую платформу для орудия. Боезапас разметили в коробах по периметру платформы и в БО. В ВЛД сделали большой люк для погрузки боеприпасов. На испытаниях ЗСУ показала себя хорошо: шасси давно знакомое в войсках, пушка тоже была освоена на флоте, сплав получился надежным и эффективным. Конечно, были и недостатки: легкое шасси болтало отдачей, возимый боезапас был мал, брони явно было маловато. Но с главной своей задачей – обеспечение ПВО танковых колон на марше ЗСУ-45 справлялась уверено. Это сразу почувствовали летом 41-го в люфтваффе и штурмовать танковые колоны, в отличие от пехоты или артиллерии – желание у них поубавилось быстро. Также высинились отличные противотанковые свойства ЗСУ – огонь автоматических пушек из засад с дистанции 300-400 метров останавливал любой немецкий танк. Вихрь 45мм бронебойных снарядов не оставлял шансов выжить ни Штугу ни Т-4.

Нам иностранцы не указ! Самоходки ЗСУ-45

Разумеется, что ЗСУ-45 выпускали всю войну, главным шасси для нее стал МС-6. Более тяжелое и устойчивое шасси, увеличенный боезапас – все это сделало ЗСУ-45 на новой базе главной зенитной пушкой бронетанковых войск РККА. В 43-м году орудие получило новые стволы от новой противотанковой пушки М-42. Изображена ЗСУ-45 выпуска конца 44-го года на облегченном шасси

blacktiger_63
Подписаться
Уведомить о
guest

134 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account