3

Уважаемые коллеги,

Видимо, в своей прошлой статье я недостаточно ухудшил крейсер. Представляю Вам «наихудший крейсер» русского флота. Для чего его строили – загадка даже для меня. Николай II, будучи в «хорошем расположении духа», окрестил крейсер «Фаворит». Седобородые русские адмиралы дипломатично называли его «фавориткой», русские морские офицеры без всякой дипломатии называли «проституткой», а русские моряки незамысловато, но точно прозвали его просто «б…ь». А с учетом строительства этого крейсера во Франции, часто к наименованию привоскупляли слово «французская». Не иначе как этот крейсер мы получили на сдачу, после строительства какого-нибудь действительно приличного крейсера. Канонерская лодка обходилась адмиралтейству в среднем от 500 до 650 тыс. руб. «Фаворит» обошелся казне в 911 тыс. руб.

Русские офицеры мгновенно становились паиньками, стоило лишь высокому начальству намекнуть – «на «фаворитке» служить хотите?» Этот крейсер был настолько спорный, что споры о нем разгорелись с самого начала его спуска. Первый спор был – «сразу потонет или помучается», второй – «а что, правда до Петербурга доплывет?» Третий спор разгорелся, когда начальство, оскорбленное несуразным видом крейсера, решило сплавить его куда подальше, на Дальний Восток. Ставки на то, что не дойдет, поднялись до 1:5. Вопреки мрачным прогнозам, «Фаворит» добрался до Дальнего Востока. На крейсер списали всех убогих и буйных I-ой Тихоокеанской эскадры.

После начала русско-японской войны, крейсер неоднократно пытались выгнать из Порт-Артура на крейсерские операции, но каждый раз в нем что-то ломалось. В конце концов, начальство махнуло на него рукой и отправило тралить мины, по принципу «погибнет, не жалко». 31 марта 1904 года «Фаворит» все так же уныло тралил мины.

10 (23) июня 1904 года русская эскадра нанесла поражение японскому флоту в Желтом море. В январе 1905 года пал Порт-Артур, но при превосходящих силах I-я Тихоокеанская эскадра ушла во Владивосток. 12 (25) мая 1905 года Объединенная эскадра проследовала во Владивосток. Адмирал Того так и не решился напасть, за что был предан суду. 2 (15) июня 1905 года состоялось Второе сражение в Желтом море, в котором японский флот потерпел серьезное поражение, от которого так и не оправился до конца войны. 7 июля 1905 года Объединенная эскадра сорвала высадку японцев на Сахалин. От мирных предложений Россия отказалась. 9 августа 1905 года началась блокада Корейского полуострова. И хотя японцам удавалось прорывать блокаду, однако положение японской армии в Манчжурии ухудшилось. 10 (23) октября в Шанхае был подписан мирный договор, по которому Япония признавала исключительные права России на Маньчжурию и Корею и обязывалась выплатить России 780 млн. руб. по возмещению нанесенного ущерба. В 1958 году Япония расплатилась по кредитам, взятым ею на войну с Россией в 1903 году.

Наихудший крейсер

Безбронный крейсер III ранга «Фаворит»

Водоизмещение: 1340/1560 тонн. Размерения (ДхШхО): 67,5х9,5х3,8 м. СУ: 2ПМ, 4 ПК, 4800 л.с. Макс. скор. – 19,5 узла. Дальность – 3300 миль (на 10 узлах). Броня: палуба – 25 мм, щиты орудий – 20 мм, рубка – 60 мм. Вооружение: 6х1х120-мм/45, или 4х1х152-мм/45, 4х1х47-мм, 4 пулемета, 2х1х381-мм подводный ТА. Запас топлива – 500 тонн. Парусное вооружение – 2860 м2.

Несмотря на убожество, крейсер таки способен исполнять почти все крейсерские функции.

Андрей Толстой
Подписаться
Уведомить о
guest

97 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account