Нафтил — новое топливо для российских космических ракет

5

Исходя из названия, многие могут подумать, что данное топливо имеет какое-то отношение к печально известному гептилу, которым заправляли советские боевые межконтинентальные ракеты. При всех своих достоинствах, гептил был зверски токсичным и погубил ни одну жизнь советских и российских ракетчиков и техников. Так вот нафтил с ним не имеет ни чего общего, он абсолютно экологичен. Приблизительно как всем известный керосин. Конечно пить его не стоит, но и никто от контакта с ним не отравится. Но перейдём собственно к описанию топлива и к процессу перехода на него.

Нафтил - новое топливо для российских космических ракет

Содержание:

Тихая революция

Не многие знают, но одним из самых распространенных видов топлива для ракет, которые отправляют спутники и космонавтов в космос, является керосин.

Да-да. Так же, как и в самолетах, например. Конечно, «космический» керосин немного отличается от авиационного, но по-сути это то же топливо, что и в пассажирских самолетах, на которых многим из нас доводилось летать.

Просто самолет берет окислитель (атмосферный кислород) из окружающего воздуха, а вот ракета вынуждена нести запас окислителя (жидкий кислород) с собой. Горит же, что в самолете, что в ракете – керосин (например, его используют в знаменитых двигателях РД-180, которые у нас до недавнего времени покупали американцы).

При этом, у керосина есть как свои плюсы (дешевый, относительно экологичный, простой в хранении и транспортировке и т.д.), так и существенные минусы.

В частности, керосин дает большое количество нагара, который оседает на внутренней части двигателя, снижает его энергетическую эффективность и ухудшает теплоотдачу (двигатель сильнее нагревается).

Кроме того, керосин не обладает таким хорошим удельным импульсом (грубо, говоря, «мощи в нем мало»), как тот же водород, об использовании которого в ракетах грезят американцы.

В этой связи в России еще с 2017 года ведутся эксперименты по использованию совершенно нового ракетного топлива, которое называется:

Нафтил

Новое российское ракетное топливо представляет собой прозрачную жидкость со специфическим ароматом очищенного керосина. Подобно другим керосиновым топливам, «нафтил» не вызывает коррозионных эффектов и не ограничивает использование различных конструкционных материалов в двигателях, работающих на нём. Это топливо классифицировано как малоопасное (4-й класс), его паровые концентрации при обычных условиях безопасны для человека.

Для сравнения, гептил относится к наиболее опасному, 1-му классу. А керосин к третьему.

Молекулярная формула РГ-1 «нафтил» — С12,79Н24,52. В составе этого топлива присутствуют различные углеводороды в следующих пропорциях:

  • парафины — от 10 до 12 %,
  • нафтены — от 85 до 88 %,
  • ароматические соединения — от 2,5 до 3 %.

Кроме того, в нафтил добавляются антиокислительные присадки, предотвращающие образование отложений в двигателе, а полимерные присадки могут уменьшать гидравлические потери в турбонасосных агрегатах, что способствует увеличению тяги двигателя. Свойства топлива регламентируются ТУ 38-001244-81.

Теплотворная способность «нафтила» РГ-1 составляет 43000 кДж/кг, а плотность равна 0,833 г/см³.

Известно, что с осени 2022 года все ракеты, которые будут стартовать с космодрома «Восточный» (это ракеты «Союз» и «Ангара») начнут заправляться нафтилом.

Ракета "Ангара"

Ракета «Ангара»

Главные преимущества нафтила:

  • Он очень экологичен (пишут, что максимально экологичен по сравнению с тем же керосином, и уж тем более сверхтоксичным гептилом)
  • Он не создает нагара, как керосин, а значит увеличится КПД и снизится нагрев двигателя
  • Его удельный импульс выше, чем у керосина. То есть тяга такого двигателя будет сильнее, если говорить по-простому.
  • При этом, не потребуется существенной доработки двигателя, чтобы перевести его с керосина на новое горючее (я так понимаю, это примерно как перевести двигатель автомобиля с бензина на газ).
Нафтил - новое топливо для российских космических ракет
Ракета «Протон», летающая на гептиле – его токсичность запредельна и потому аварии очень опасны

Самое интересное, что нафтил производит одна единственная компания в мире – «Ангарская нефтехимическая компания«. Она располагается в Иркутской области (в городе Ангарск) и является дочерней компанией «Роснефти».

Перспективы ракетного двигателестроения

Дискуссии о том, что ракетная индустрия достигла определенного предела и ей требуется переход на альтернативные виды топлива, идут уже долгое время. Водород вызывает немало оптимизма, однако для его внедрения необходимо разрабатывать новые типы двигателей. А это дополнительные и очень немалые финансы. Нафтил же, напротив, безопасен и не требует создания новых двигателей, его можно использовать в существующих моторах. Это предоставляет преимущество здесь и сейчас, а не в далекой перспективе. Таким образом, можно продолжать разрабатывать водородные двигатели, но в настоящее время использовать более эффективный, чем керосин, нафтил для полетов.

Кстати, не менее интересны перспективы применения нафтилы в других отраслях. Может он подойдёт в качестве авиатоплива. Ну а ракетопланы им заправлять сам бог велел.

Источники:

Википедия

https://dzen.ru/a/YsxAglSsrWnpu5Gz

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account