Начать войну на старой технике. Т-34 и Т-34М из танка Т-28.
Ещё во время проектирования и начала постройки опытных танков СМК и КВ главный конструктор ЛКЗ Котин предвидел, что запуск в производство совершенно новых машин потребует значительных усилий от завода, а сам новый танк, выбранный для серии, потребует сложной и длительной доводки.
Поэтому он предложил своему КБ разработать машину, в которой бы сохранялось максимальное количество узлов и агрегатов от хорошо освоенного танка Т-28, уже доведённого и давно освоенного в серии. Обычно камнем преткновения для завода и конструкторов являлась моторно-трансмиссионная группа и в меньшей степени подвеска. Корпуса, худо-бедно, заводы СССР могли производить почти любые.
Самым простым решением было сделать новый корпус, забронированный 60-мм броней (в соответствии с требованиями АБТУ), установив в него моторно-трансмиссионную группу танка Т-28. Всё же последняя была изменена, для сокращения длины корпуса и улучшения эффективности охлаждения двигателя. Для достижения уменьшения длины корпуса развернули бортредуктора вперёд, а для повышения эффективности охлаждения мотора установили два, гораздо меньших по размеру относительно прежних, радиатора, с непосредственным обдувом, но для этого пришлось изменить конструкцию привода вентиляторов.
Схема нового танка, как и КВ, была однобашенной. Диаметр погона равнялся таковому у танка Т-28, от него же был взят и вращающийся полик, слегка изменённый. Часть боекомплекта (48 выстрелов) располагалась по диаметру вращающегося полика, вертикальные стенки которого были выполнены из 6-мм брони. Последнее позволяло защитить б/к и башнёров от осколков своей брони после попадания снарядов противника и в какой-то мере от осколков вражеских снарядов, пробивших броню. Сама же башня была полностью новой, выполненной из 60-мм брони с наклонными стенками, и во многом повторяла конструкцию башни харьковского танка А-20/А-32. Но была удобной и довольно просторной для трёх башнёров.
АБТУ заинтересовал танк, требующий минимума доводки по сравнению с Т-100, СМК и КВ, тем более отвечающий требованиям по вооружению и бронированию. В сентябре 1939 года танк Т-34(АИ) вышел на испытания. Т.к. вес танка, немногим менее 31 т, не сильно превышал вес Т-28, то испытания прошли быстро и относительно гладко. Учитывая, что стоимость Т-34(АИ) и сложность освоения производством не шли ни в какое сравнение с таковыми у других машин, в конце 1939 года танк Т-34 ленинградского Кировского завода принимается на вооружение. В постановлении, правда, говорилось, что танк должен пойти в серию с дизельным мотором В-2 вместо бензинового М-17Л, и ему присваивался слегка изменённый индекс – Т-34М.
Мотор В-2 был тяжелее М-17Л почти на 300 кг, и чтобы компенсировать это, было предложено отказаться от отдельного привода вентиляторов, одеваемого на носок коленвала – новый привод вентиляторов был встроен в конец картера мотора, примерно на место упорного подшипника, доставшегося В-2 от авиационного прошлого. Таким образом, была сокращена длина МТО на 350 мм.
Во время испытаний опытного образца танка Т-34М весной 1940 года выяснилась необходимость, установки двух воздушных фильтров с тканевыми кассетами предварительной очистки воздуха от крупных частиц пыли. Также были ограничены максимальные обороты дизеля В-2 до 1700 об/мин, что давало мощность всего 400 л.с., но увеличивало ресурс ещё во многом сырых двигателей. Тем не менее, даже при этих оборотах танк разгонялся по шоссе до 50 км/час, а максимальное тяговое усилие составляло почти 63% от веса танка.
Подвеска была торсионная, испытывавшаяся на Т-28 ещё весной 1939 года. Пушка – длинноствольная Л-11. Экипаж – 5 человек, включая отдельного радиста. Все серийные танки оснащались радиостанциями.
Опытная серия из 5 машин принимала участие в Зимней войне 39/40 гг. и неплохо себя показала. Броня не пробивалась ПТО противника, большая длина и значительный клиренс способствовали преодолению препятствий и движению по глубокому снегу.
К концу Зимней войны был изготовлен первый танк с пушкой калибра 107 мм, а всего до середины 40 года было выпущено 10 таких танков. 107-мм пушка с баллистикой корпусной 107-мм пушки обр.1910/30 г., имевшей хорошую точность на дистанциях до 800 м, на раз выносила амбразуру любого дота.
Серийное производство Т-34М развернулось на ЛКЗ с июля 1940 года, и до 1 января следующего года, было выпущено почти 300 танков. Первую половину 40 года ЛКЗ перестраивал производство, одновременно занимаясь капремонтом и экранированием старых танков Т-28. До 15 июня 1941 года ЛКЗ было выпущено ещё 450 танков. Толщина вертикальных листов брони корпуса и башни была увеличена до 65 мм. Вес танка достиг 32 т. Подвижная часть маски пушки выполнялась из цементированной брони.
Одновременно с выпуском танка на ЛКЗ велась активная подготовка к производству Т-34М(АИ) ещё на двух заводах: СТЗ и челябинском Кировском заводе. Причём на обоих заводах строились конвейеры по выпуску танка, что должно было удешевить производство с одновременным ускорением выпуска машин. Первую малосерийную продукцию, ещё не конвейерной сборки (с поставкой части деталей с ЛКЗ), СТЗ и ЧТЗ дали в апреле 1941 года, выпустив до 22 июня около 200 танков в общей сложности. Запуск конвейеров заводов ожидался в начале июля 41-ого года. Мощность конвейеров указанных заводов составляла один танк в час, или 7300 танков при трёхсменной работе в военное время.
С началом серийного производства ЛКЗ постоянно занимался улучшением и упрощением конструкции танка. Вначале, на Т-34, сварка деталей корпуса играла в некотором смысле вспомогательную роль: днище сваривалось силовыми швами, затем к нему приваривались четыре рамы (одна сплошная, в виде моторной перегородки), к ним на болтах крепились борта, крыша. Затем всё это проваривалось (кроме съёмных кормовых листов крыши), далее пристыковывались соединённые между собой болтами и сваркой лобовые листы, после этого, опять же прикручивался на болты и приваривался, кормовой лист. Были болтовые соединения и в башне. Толщина листов крыши и дна составляла 20 мм. Внутри танка находился силовой элемент в виде массивной и тяжёлой подмоторно-подтрансмисионной рамы, продолжавшейся до носовых рам мощными уголками. Вся внутренняя конструкция весила до 1,5 т.
Постепенно, с освоением сварки столь толстых листов, внутренняя силовая конструкция преобразовалась в более лёгкую, в основном со сварными соединениями с бронёй, и на танке Т-34М вес «внутрянки» понизился до 1 т. Произошёл отказ от четвёртой рамы, первая и третья превратились в полурамы, в конце концов – осталась только сплошная перегородка МТО и полурама между моторным и трансмиссионным отделениями.
Весной 1941 года полудеза о якобы сверхмощных танках и пушках противника вынудила перейти к выпуску экранированных танков Т-34М. Экраны получили борта корпуса и башни. Подвижная часть маски пушки изготавливалась из 65-мм бронелиста.
С февраля 41 года в серию пошёл танк с командирской башенкой, на чём особо настаивало АБТУ по опыту с Рz-IIIG, закупленным в Германии в 1940 году. Мотивировалось это тем, что командирская панорама не обеспечивала достаточного обзора.
Боевой вес экранированного и с комбашенкой танка Т-34М составил 34 т, но теперь можно было говорить об определённой защите с бортовых проекций корпуса, лобовых и бортовых проекций башни от германской 88-мм зенитки с некоторых дистанций и курсовых углов. ВЛД обеспечивала защиту любых Т-34М от упомянутой пушки на дистанциях от 100 м и имела наклон от вертикали в 60 гр.
Танки Т-34М поступали на вооружение танковых батальонов мехбригад всех 16-ти мехкорпусов. Единственный танковый батальон в такой бригаде имел 50 танков, а в 16 мехкорпусах было на 22.06.41 – 800 машин. Мехбригада имела также два мехбатальона на бронетранспортёрах и один мотострелковый батальон на грузовиках. Основной задачей МехБр являлся прорыв укрепленной обороны противника.
Выпущенные ЛКЗ после 15 июня 41 г. танки Т-34М поступали в отдельную танковую бригаду ЛВО, расположенную на Карельском перешейке. Которая, после укомплектования (до 96 машин), совместно с тремя другими танковыми бригадами, вооружёнными экранированными и отремонтированными Т-28 (по 130 Т-28Э в каждой) и одной бригадой модернизированных Т-35 должна была участвовать в прорыве фронта финских войск.
Т-34М(АИ) обладал хорошим модернизационным потенциалом из-за возможности установки башни с погоном до 1800 мм и относительно небольшого веса.